Школа MBY. Хочу быть капитаном!

Без рубрики
Следующая статья

Princess 82. Красота истинной леди

Предыдущая статья

Моторный круизер с парусным духом: тестируем Contest 52 MC в Петербурге

Куда пойти учиться, чтобы получить права на управление яхтой.

Наконец-то наши соотечественники в восприятии яхтинга начали постепенно избавляться от стереотипов элитарности и чрезмерной дороговизны. Если нет своего судна, то доступной для большинства альтернативой является чартер (аренда) как моторных, так и парусных яхт. При этом у любого, кто решает приобщиться к яхтингу, возникает важный вопрос: где и как научиться управлять судном? О разных системах обучения яхтингу и всевозможных яхтенных школах написано множество хвалебных статей. Я постараюсь объективно взглянуть на эту проблему, обратить внимание читателя на некоторые нюансы, систематизировать кажущиеся очевидными вещи и таким образом помочь сделать правильный выбор.

Вопрос способности человека управлять яхтой имеет две стороны: реальную и формальную. Реальная (и самая важная) сторона заключается в теоретических знаниях и практических навыках управления лодкой. Формальная сторона — это диплом или сертификат, дающий его обладателю право управлять тем или иным судном в тех или иных условиях (флаг судна, страна плавания, удаление от берега, размеры судна и/или площадь парусов, погодные условия и т. п.). При выборе яхтенной школы нужно принимать во внимание обе стороны этой проблемы!

Выбирая школу, перво-наперво стоит поинтересоваться содержанием и форматом преподаваемого теоретического курса. Его можно освоить и самостоятельно — c помощью учебных пособий или компетентных друзей. Такой вариант допустим и совершенно не возбраняется ни в одной из существующих систем обучения: теоретический экзамен можно сдать экстерном или во время прохождения практики.

Содержание теоретического курса, как правило, не имеет больших различий в программах разных яхтенных школ. Исключением является освоение английской морской терминологии в международных школах, а также изучение специфики плавания по внутренним водным путям в российских.

Универсального яхтенного диплома, годного в любой акватории и на любом судне, не существует

Очень важно, кто и как преподносит материал. Опытный яхтсмен, не имеющий преподавательского таланта, как и талантливый преподаватель без яхтенного опыта, неспособны эффективно научить новичка. К сожалению, людей, сочетающих требуемые качества яхтсмена и преподавателя, не так много, а среди имеющихся далеко не все трудолюбивы и преданны идее донести знания и свой опыт до обучающихся. Таким образом, у новичка мало шансов попасть к хорошему инструктору, если он предварительно не проведет небольшое исследование на предмет who is who в этой сфере. Заведения, на сайтах которых нет информации об инструкторах, вряд ли могут быть причислены к надежным. Кроме того, не следует забывать о социальных сетях. Нет сомнения в том, что хороший инструктор часто «светится» на фотографиях и в комментариях его учеников. Читайте и анализируйте!

Другой важный вопрос — где и как будет проходить практика. Практическую часть обучения нужно осваивать, естественно, на судне того типа, которым вы собираетесь управлять, и желательно там, где собираетесь впоследствии ходить.

В некоторых подразделениях ГИМС, в частности в Санкт-Петербурге, Вологде и т. д., практическая часть экзамена проходит на компьютерных тренажерах. Неплохая идея для северных районов с коротким периодом навигации, однако это подталкивает ГИМСовские школы к изобретению компьютерных уловок и обучению им слушателей вместо реальных навыков судовождения. Было бы смешно, если бы не было так грустно… Хотите стать посредственным «геймером» — выбирайте дешевенькую школу с «компьютерной» практикой; но если хотите действительно научиться управлять яхтой, то без реальных и многократных выходов на воду не обойтись. Впрочем, в ГИМС считают, что сдать экзамен на тренажере будет даже сложнее, и всячески подчеркивают, что используют тренажеры только в случае невозможности принять практический экзамен на реальном судне.

Теоретические курсы для парусных и моторных яхт различаются лишь
в части устройства судна и терминологии

Если вы планируете приобрести небольшой катер и эксплуатировать его, скажем, в Финском заливе, практикуйтесь здесь же. Если ваша цель — чартер на Средиземноморье, то и отправляться на практику стоит именно туда. Для этого нет необходимости искать, например, хорватскую или греческую яхтенную школу, тем более что национальные школы, как правило, выдают лицензию на управление лодкой лишь своим гражданам. Многие российские школы предлагают пройти практику на Средиземном море, на Карибах, в Таиланде и т. д. «Попадаете» на дополнительные транспортные расходы? Да, но взамен приобретаете опыт плавания в условиях, максимально приближенных к «боевым», и знакомство с акваторией; посещаете интересные места по пути следования и просто прекрасно проводите время вдали от бытовых и производственных проблем.

Теоретические курсы обучения судоводителей моторных и парусных яхт различаются лишь в части устройства судна и соответствующей терминологии. В международных яхтенных школах IYT, например, теоретический курс един для «парусников» и «моторников».

Практика, как уже говорилось, должна проводиться на том типе судна, к управлению которым готовится претендент. Себестоимость практики на моторной яхте примерно в три раза выше, чем на парусной. Это связано прежде всего с расходами на топливо. Специфика практических упражнений на парусной яхте заключается в том, что многие элементы управления судном отрабатываются и под парусами, и под двигателем: маневрирование в стесненных условиях, швартовка, постановка на якорь, подбор упавшего за борт человека и т. п. После прохождения практики на парусной яхте претенденту нужно всего пару дней, чтобы освоить особенности управления катером. Именно поэтому, как с точки зрения экономической целесообразности, так и с точки зрения приобретения максимального опыта, разумно проходить практику сначала на парусном судне, а потом на моторном, и получать дипломы обеих категорий.

Располагая информацией о нюансах обучения в разных яхтенных школах, можно сделать обоснованный выбор. Какие-то школы предлагают компромиссные варианты обучения (без теоретической части, с практикой на компьютерном тренажере, интенсивные или дистанционные курсы и т. п.), то есть в стремлении выглядеть конкурентно привлекательными экономят на знаниях и навыках обучаемых. Есть школы, где соблюдают высокие стандарты подготовки, несмотря на высокую себестоимость курса (особенно практической его части и особенно за границей), что отталкивает самых экономных будущих студентов. Решать вам. Хочу лишь напомнить известный тезис «скупой платит дважды», а нюанс нашей ситуации заключается в том, что второй платеж может оказаться ценою в жизнь!

Пока же ситуация такова: по данным ГИМС, в среднем около 30% выпускников яхтенных школ не в состоянии сдать экзамен, а в некоторых школах этот показатель достигает 90%. Еще одна проблема выглядит и вовсе дико: бывают школы, где выдают… свое «удостоверение» на право управления маломерным судном. А потом обладатели этой чудесной бумажки, уверенные, что у них настоящие «права», вводят в ступор инспекторов ГИМС и менеджеров зарубежных чартерных компаний.

Формальная сторона вопроса — какой диплом получать — сложнее и многограннее. К сожалению, универсального яхтенного диплома, годного везде и на любом судне, для россиян пока не существует. Поэтому претенденту сначала нужно определиться, в каких странах, на каком судне и под каким флагом он собирается совершать плавания; потом, исходя из ответов на эти вопросы, определить, какой диплом ему подойдет, и выбрать соответствующую яхтенную школу.

Не углубляясь в детали, можно сказать, что международные дипломы подойдут в любой ситуации, за исключением случая, когда вы собираетесь ходить в российских водах на судне под российским флагом — здесь нужен отечественный диплом. Если вы управляете судном под российским флагом и у вас такой диплом, то за рубежом не должно возникнуть проблем формального характера. Однако если вы отправляетесь в плавание с российским дипломом, но на судне под иностранным флагом, у контролирующих органов иностранных государств могут возникнуть к вам вопросы и даже претензии. Если вы желаете взять яхту в аренду за границей, то в большинстве случаев без международного диплома это сделать не удастся. Впрочем, решение, давать или не давать вам яхту в аренду, остается исключительно за чартерной компанией. Если вас давно и хорошо знают, а вы обладаете необходимым и подтвержденным опытом, вопрос может быть решен положительно. Примеры тому есть, хотя, повторим, на это лучше не рассчитывать.

Куда же пойти учиться яхтингу в России? Разделим все яхтенные школы на несколько групп по критерию выдаваемых дипломов/сертификатов.

По программам Федерации парусного спорта с выдачей соответствующих дипломов работают немало школ, в основном при яхт-клубах. Здесь обучают как детей, так и взрослых, а дипломы пригодны только для спортивных парусных судов.

Дипломы ГИМС России можно получить, пройдя короткий курс подготовки в одной из аккредитованных ГИМС школ. Имейте в виду, что в ГИМС только принимают экзамены, обучение же происходит в частных яхтенных школах. Их деятельность сейчас не лицензируется, существует только добровольная аккредитация в ГИМС (в данный момент в РФ около 350 аккредитованных школ, их легко найти в Интернете). Желающий получить удостоверение судоводителя ГИМС приносит справку о пройденном курсе обучения в школе, после чего он должен сдать экзамен в группе аттестации ГИМС. Для сдачи экзамена экстерном следует написать соответствующее заявление. Теорию сдают на компьютере или по вопроснику, практику — на том судне, которое предоставит ГИМС. После сдачи экзамена ГИМС выдает удостоверение судоводителя по конкретному классу судна: катер, мотолодка, гидроцикл и т. д. Дипломы для управления парусными судами ГИМС в последнее время не выдает.

Министерство транспорта РФ вот уже несколько лет безуспешно пытается наладить выдачу дипломов яхтенных капитанов. Пока, к сожалению, можно констатировать, что эта система не заработала. Есть, правда, яхтенные школы при государственных морских учебных заведениях, нацеленные на подготовку по программам Минтранса.

Если вы хотите арендовать яхту за границей, в большинстве случаев вам понадобится международный диплом

Британская RYA — самая старая и уважаемая международная система дипломирования яхтсменов (для парусных и моторных судов, как любителей, так и профессионалов) — пока не имеет ни одной аккредитованной школы на территории России. Это связано с чрезвычайно высокими требованиями к организации учебного процесса, квалификации инструкторов и обязательным условием читать теоретический курс на английском языке, а практику проходить в море. Все школы постоянно инспектируются (за их же счет), что позволяет поддерживать высокие стандарты обучения, а также исключает коррупцию (купить диплом RYA еще никому не удавалось!). Аккредитованные школы RYA существуют по всему миру, особенно много их в самой Великобритании и на Средиземноморье: в Турции, Греции, Испании и т. д. — выбор велик. Некоторые российские школы и частные инструкторы предлагают подготовку именно по программе RYA, но проходить практику и сдавать экзамен все равно придется за границей, в одной из аккредитованных школ.

IYT — самая распространенная в мире международная система подготовки и сертификации яхтсменов — в отличие от RYA имеет в России много аккредитованных школ. Они занимаются подготовкой судоводителей как парусных, так и моторных яхт. Претендент имеет право получить диплом по достижении 18 лет. Ступенчатая система сертификации позволяет по мере обретения опыта и дополнительных знаний получить право на управление любой яхтой без ограничений по размерам, площади парусности и району плавания. Впрочем, достаточно простая система аккредитации школ IYT имеет свои минусы: в некоторых школах (не только в России) отмечена практика продажи «прав» и выдачи инструкторских удостоверений людям, имеющим за плечами явно недостаточный опыт для обучения других.

В заключение хочу в очередной раз призвать всех, кто намеревается обучаться яхтингу и самостоятельно управлять прогулочным судном, не гоняться за дешевизной, не экономить время и силы на обучение. Зачем вам диплом капитана? Чтобы получать удовольствие от пребывания на яхте и управления судном. И ни в коем случае не для того, чтобы разрешать возникшие
при швартовке в марине проблемы, когда повреждены несколько рядом стоящих лодок… Так отнеситесь же к выбору яхтенной школы и к обучению серьезно! Грамотно организованный и качественно реализованный процесс обучения позволит вам не только приобрести навыки управления яхтой, но и с удовольствием провести на ней время.

Яхтенные дипломы

ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам)

Российское национальное удостоверение судоводителя. Действительно для управления маломерными (до 20 м) моторными судами различных категорий (катер, мотолодка, морское прогулочное судно) с указанием района плавания: МП — морские пути; ВВП — внутренние водные пути; ВП — внутренние воды, не включенные в перечень внутренних водных путей РФ. Русский язык документа затрудняет его восприятие за границей.

Сертификат ICC (International Certificate of Competence)

Яхтенные «права» единого образца, выдаваемые своим гражданам странами, ратифицировавшими резолюцию ООН № 40. Резолюция призвана унифицировать национальные яхтенные удостоверения по аналогии с водительскими правами. Эту резолюцию уже приняли многие, но не все страны ЕС. Россия ее также пока не признала, поэтому получить сертификат ICC гражданину РФ невозможно, что бы ни говорили в некоторых яхтенных школах. В данный момент ГИМС ведет работу в этом направлении и выражает надежду, что вскоре сертификаты ICC будут выдавать и у нас.

Квалификационные документы ВФПС (Всероссийской Федерации парусного спорта)

Как следует из названия, выдаются для управления исключительно парусными и парусно-моторными судами. Получить их могут не только граждане РФ, но также иностранцы и лица без гражданства. К настоящему моменту вид сертификатов приведен в соответствие международным стандартам, информация в документе представлена на трех языках.

RYA (Royal Yachting Association)

Британская общественная организация, существующая около 130 лет, имеющая яхтенные школы во многих странах мира. Давно отработанный и эффективный процесс обучения делает сертификаты RYA универсальным судоводительским документом практически по всему миру. В России вам потребуются национальные документы, но ГИМС и ВФПС могут выдать их на основании уже имеющихся у вас сертификатов RYA по результатам собеседования.

IYT (International Yacht Training)

Еще одна международная сеть яхтенных школ, существующая с 1996 года. Система обучения и типы сертификатов почти идентичны RYA. Документы IYT (выглядят как книжка, с фото внутри) также принимаются почти везде; в России требуется обмен на национальные документы по аналогии с правами RYA.

Дата:

31.03.2013

Текст

Михаил Воронов

Следующая статья

Princess 82. Красота истинной леди

Предыдущая статья

Моторный круизер с парусным духом: тестируем Contest 52 MC в Петербурге

Новые материалы
Похожие статьи