Искусство трансформации

 Британская верфь Sealine только что отпраздновала круглую дату — компании исполнилось 40 лет. Есть повод вспомнить, как все начиналось, и понять, к чему пришло.

 

 Компания Sealine возникла в 1972 году примерно таким же образом, как и многие другие верфи. Обычная история, когда будущий основатель компании Том Мюррант не нашел ничего подходящего на рынке и решил заняться дизайном своего семейного «корабля» самостоятельно. Именно здесь и стоит искать корни философии этой марки: попробуем разобраться, что нового привнесла Sealine на мировой яхтенный рынок.

ФИЛОСОФИЯ ДИЗАЙНА

 С самого начала акцент был сделан на максимально полное использование пространства: ни один квадратный сантиметр (или дюйм — Англия, все-таки) не должен пропадать впустую, ведь, как известно, лишнего места на яхте никогда не бывает. Благодаря такому подходу Sealine и поныне удерживает пальму первенства по нестандартности методов «раздвигания пространства» и повышению качества жизни на борту. Любой уголок или ниша используются для рундуков, шкафов, оборудования, а изощренно трансформируемая мебель (это действительно фирменный стиль верфи!) часто позволяет получить по два-три и больше вариантов компоновки кокпита, салона, кают или флайбриджа. Один из главных ресурсов увеличения обитаемого пространства — минимизация моторного отсека, и здесь опыта у Sealine тоже более чем достаточно. Первые 20 лет существования верфи все лодки оснащались исключительно угловыми колонками, что значительно упрощало задачу компоновки моторного отсека и позволяло сделать его весьма компактным. Что касается вспомогательного оборудования, то его часто размещают в других частях лодки — под пайолами и даже кроватями. В результате объем жилого пространства на яхтах Sealine, как правило, бьет рекорды в классе.

Философия дизайна Sealine — использование пространства на борту по максимуму

Лет пять назад, пригласив к сотрудничеству дизайнера Карстена Астаймера, верфь начала масштабное обновление дизайна всего модельного ряда, оказавшееся весьма успешным. Сегодня, наблюдая на боат-шоу длинные ряды белых стеклопластиковых корпусов, даже на приличном расстоянии невозможно спутать Sealine c другими лодками аналогичных размеров и класса. Отказавшись от традиционных нынче сглаженных очертаний профиля и затейливых форм остекления надстройки, Sealine предложила рынку довольно брутальный дизайн: простые формы, образованные прямыми линиями, широкий корпус и объемную надстройку. Сделано это было не столько для узнаваемости, сколько ради той же концепции дизайна: больше пространства даже на весьма компактных яхтах.

ДВИГАТЕЛИ И ПРИВОДЫ

 Как уже говорилось, первые пару десятков лет все свои лодки Sealine оснащала угловыми колонками. Это — детище американца Джима Уинна, который запатентовал конструкцию в 1950-х годах; примерно с того же времени их выпускает компания Volvo Penta. Изобретение оказало сильное влияние на продукцию не только Sealine, но и сотен других брендов по всему миру. В сочетании с бензиновыми двигателями колонки обеспечивали лодкам хорошие скорости уже в 1960–70-х годах, дизельные же агрегаты даже в конце 1970-х годов были способны выдавать не более 100 л. с., что недостаточно для крупных глиссирующих круизеров. Только в начале 1980-х годов появились турбодизели и колонки с соосными винтами противоположного вращения Duoprop. Как раз в этот момент Sealine весьма удачно решила вторгнуться в сегмент более крупных судов.

Верфь Sealine одной из первых начала оснащать свои лодки пропульсивными установками Volvo IPS с тянущими винтами

 Свою роль сыграл и нефтяной кризис конца 1970-х годов, похоронивший многих британских судостроителей из числа тех, кто отдавал предпочтение вальному приводу. Выжили сильнейшие: приверженность Sealine колонкам оказалась удачным выбором, как и решение дождаться 1980-х годов и появления более мощных двигателей.Минуло еще четверть века, прежде чем пропульсивные установки пережили новую революцию. В 2005 году Volvo Penta, предложившая днищевые колонки IPS, снова оказалась на гребне волны, и снова Sealine была в числе первых, кто оценил эту новую технологию, использовал ее и выиграл.

МОДЕЛЬНЫЙ РЯД

Сегодня в модельном ряду Sealine восемь яхт в четырех линейках — общим счетом не так много, зато на любой вкус.Серия F — это практичные семейные яхты с флайбриджем длиной 42 и 48 футов; обе выполнены уже в рамках новой дизайнерской концепции и, несмотря на относительно небольшие размеры, отличаются внушительным объемом жилого пространства, а также выбором вариантов планировки для всех палуб. Возможны дополнительная каюта или кабинет, разные версии компоновки салона и флайбриджа и т. д. (тест-драйв новой F48 см. в MBY №6, 2012). Осенью 2013 года в этой линейке будет представлена еще одна новинка — компактная младшая модель длиной 37 футов с двумя каютами и санузлами, просторным салоном, камбузом на межпалубном уровне и полноценным флайбриджем.С-серия пока состоит из одной модели — круизера С48 с закрытой рубкой (осенью 2013 года появится еще и новая С44). 

Для новой F48 предлагается множество вариантов планировки всех трех палуб

По концепции это очень «британская» лодка, хорошо подходящая для эксплуатации в регионах с быстро меняющейся погодой. Если зарядил дождь — в вашем распоряжении теплый закрытый салон, откуда удобно управлять лодкой благодаря обзору на 360°. В хорошую погоду открываются большой верхний люк и кормовые двери — и вот уже лодка превращается в открытый средиземноморский круизер. Линейка S — два спортивных круизера SC35 и SC42. Особенности: высокая скорость — до 34 узлов; открытая архитектура — без кормовых дверей, полностью убирающаяся мягкая «крыша» над кокпитом, открывающееся боковое остекление надстройки. У SC42 есть и дополнительные бонусы: кормовая платформа на гидравлическом приводе, что нечасто встречается при такой длине, трансформируемый при помощи электропривода кокпит (три варианта компоновки) и возможность оснащать лодку не только транцевыми колонками, но и парой Volvo Penta IPS 600 по 435 л. с. В зависимости от выбранного типа привода меняется и конфигурация кормовой каюты: двуспальная кровать или пара раздельных плюс дополнительное третье спальное место.Наконец, серия T представлена самыми крупными лодками верфи длиной 50 и 60 футов; обе флайбриджные, с тремя каютами. Эту линейку пока еще не подвергли рестайлингу, лодки отличаются сугубо традиционным для современных глиссирующих яхт экстерьером.

ИННОВАЦИИ

За прошедшие десятилетия инновации Sealine не раз слегка сотрясали рынок, будоража воображение экспертов и покупателей. Дело не только в том, что лодки имели успех благодаря практичности и красоте. Дизайнеры и инженеры верфи умудрялись находить нестандартные пути решения проблем и по-прежнему были одержимы идеей многофункциональности. Вот некоторые из решений, которые используются и поныне.

Система увеличения кокпита (SECS)
Одна из самых известных фирменных «фишек» Sealine, позволяющая заметно увеличить площадь кокпита во время стоянки. Кормовой диван при помощи электропривода отъезжает назад, что не только добавляет пространства в кокпите в зависимости от размеров лодки, но и позволяет увеличивать площадь салона, отодвинув его сдвижные двери дальше в корму.

Рундуки для тентов
Чехлы и тенты изрядно отравляют жизнь на яхте. Снимать и убирать их, а потом опять ставить, в зависимости от капризов погоды, — занятие довольно нудное. Так родилась идея помещать специальные рундуки внутри свеса флайбриджа: тент не нужно отстегивать — он просто скатывается и убирается вверх, под крышку. Это экономит и время, и ценное место в рундуках кокпита.

Мягкая крыша надстройки
Тканевая сдвижная крыша была впервые применена на модели SC29 в 2004 году, позднее ее не раз копировали другие производители. По сравнению с лодками, оснащенными традиционным хардтопом, это позволяет снизить вес и значительно удлинить «крышу».

Адаптация под IPS
Когда впервые были представлены днищевые колонки IPS с тянущими винтами, Sealine одной из первых опробовала их на своих лодках. Это решение облегчало управление лодкой и позволяло получить компактный моторный отсек. Только инженеры Sealine, следуя все той же философии верфи, пошли дальше. Например, при переделке корпуса модели F42 под фланцы IPS (изначально лодка была на валах) эту пропульсивную установку слегка доработали, чтобы сохранить и даже увеличить большую кормовую «кладовку», которую почти всегда можно увидеть на лодках с вальным приводом. При стандартной установке IPS двигатели и колонки оказываются непосредственно в корме, что мешает устроить там место для хранения. Инженеры Sealine увеличили длину промежуточного вала между двигателем и колонкой, и это позволило получить кладовку высотой в человеческий рост.

Еще никто не сумел предложить лодку с кокпитом во всю ширину корпуса, от борта до борта

Кокпит-трансформер во всю ширину корпуса
Премьера SC42 в 2011 году произвела настоящий фурор: до Sealine еще никто не предлагал лодку, кокпит которой простирался бы от борта до борта. Решение оказалось простым и очень умным. Выходы на бортовую палубу были сделаны непосредственно из кокпита, что, помимо безопасности, дало дополнительное пространство в этой зоне. По размерам кокпит SC42 легко конкурирует с 50-футовыми лодками, а трансформируемая мебель дала возможность получить три варианта планировки: с двумя обеденными зонами и проходом по центру; с единой диванной зоной; наконец, с огромным лежаком для загара.Все это делается не ради инженерного искусства как такового: функциональные, надежные британские лодки-трансформеры всегда находят своих владельцев, а эксперты постоянно награждают Sealine призами. Неудивительно, что модели Sealine часто оказываются среди победителей конкурса Motor Boat of the Year: конкурс «домашний», и своих надо поощрять. Другое дело, когда это происходит на континенте. В этом году в очередной раз номинантом на премию European Power Boat 2013 (Дюссельдорф) стала лодка Sealine. Скоро узнаем, получила ли премию новая Sealine F48: если да — награда объективно заслуженная, если нет — будем ждать новых моделей и новых наград.

Новости

BMW — за победу в гольф-турнире!

Автомобильная группа «Авилон» провела первый отборочный этап турнира BMW Avilon Golf Cup.

Новости

Россия на пьедестале чемпионатов мира и Европы по водно-моторному спорту

С 10 по 12 мая в португальском Портимао прошел первый этап чемпионата мира — 2019 по аквабайку.

Оборудование

Чем пахнут яхты

Что делать, если на вашей яхте появился неприятный запах? Эксперты: известный дизайнер яхт, опытный инженер-судостроитель и яхтенный капитан — рассказывают о причинах проблемы и путях ее устранения.
По теме

Зов Черной горы

Если доводилось бывать в Восточных Альпах, то от местных стариков вы могли слышать легенду о Глокнере, или Черной горе, в самом сердце которой покоится угольно-черный кристалл. Мы приняли участие в одноименном фестивале Spyder Grossglockner Challenge, который ежегодно собирает десятки владельцов родстеров Can-Am Spyder

На боат-шоу в Силезию

С 4 по 6 ноября в Катовице состоится WIND & WATER Silesian Boat Show 2016. Выставка яхт и катеров откроет свои двери для представителей яхтенного рынка, яхтсменов и любителей водных видов спорта. В Международном конференц-центре Катовице будут представлены яхты, катера, гидроциклы и современное лодочное оборудование.

Участники начинают прибывать на выставку яхт и катеров в Тольятти

В Тольятти прибыл первый участник Всероссийской выставки яхт и катеров «VOLGA boat show» - 18 метровая стальная яхта «Polar Star». Также будут представлены известные бренды Princess, Sunseeker, Bavaria, Aquanaut, Greenline и многие другие.

Ход революции

Лучшие идеи рождаются на стыке концепций. Именно это и продемонстрировала итальянская верфь Azimut Yachts своей новой флайбриджной моделью Azimut 72.