О королях моря

Название норвежских лодок Marex образовано от двух латинских слов: Mare (море) и Rex (король). Скорее всего, такой выбор имени когда то предопределила уверенность создателей в мореходных качествах своих лодок, которые в море должны были вести себя по-королевски свободно.Так они и ходят по морям уже практически 40 лет.


 

 Каждый год в январе почти одновременно проходят два престижных конкурса, призванные определить лучшую моторную яхту или круизер. Motor Boat of the Year проводят в Лондоне, а European Powerboat of the Year — в Дюссельдорфе. Британский конкурс организовали известные журналы Motor Boat & Yachting и Motor Boat Monthly; из представителей этих редакций и формируется жюри. Континентальное состязание проводит немецкий Boote, а в жюри входят редакторы итальянского, французского, швейцарского, австрийского, норвежского и финского изданий. Вот так все и течет: англичане сами по себе, европейцы тоже — без англичан. И если есть что-то общее у этих конкурсов, так это лодки. А уж коли одна и та же модель вышла победителем в обоих состязаниях, как произошло с норвежским круизером Marex 370 ACC в Дюссельдорфе (2009 г.) и в Лондоне (2011 г.), добавить тут нечего. Разве что рассказать о лодке, которая подкупила всех моряков: и островитян, и жителей материка.

Скорость Marex 370 ACC более 31 узла, вдобавок лодка оказалась очень экономичной

РЕДКИЙ ВИД

 Вы много видели глиссирующих круизеров с отдельной, как у Marex 370 Aft Cabin Cruiser, каютой в корме? Не скажу, что эта лодка уникальная, но модели такого архитектурно-конструктивного типа встречаются нечасто. Обычно такую компоновку обнаруживаешь у траулерных яхт или тихоходных голландских круизеров, но там вход в кормовую каюту организован из салона, тогда как на Marex 370 ACC в каюту попадаешь из кокпита. К тому же, в отличие от «голландцев» и «траулеров», норвежский круизер архитектурно попадает в категорию спортивных лодок open или hardtop. Open — поскольку значительная часть крыши надстройки может быть открыта, а hardtop… С этим сложнее: с одной стороны, надстройка, как и должно, открыта с кормы, но с другой — ее мягкая, складывающаяся «гармошкой» крыша. Но это мелочи.

ВСЕ НАВЕРХ!

Кокпит разбит на три зоны: пост управления, камбуз с динеттой и «подсолнечный» лежак, устроенный на крыше кормовой каюты (второй солярий находится на фордеке). Рулевая консоль из матового, не дающего бликов материала предельно проста — с минимумом приборов, среди которых доминирует картплоттер. Одиночное сиденье водителя вполне эргономично, обзор отсюда практически ничем не ограничен, и на духоту жаловаться грех. Компактная кухня за постом управления, напротив обеденного уголка из дивана и столика, имеет линейное расположение — так она занимает меньше места, оставляя свободным проход достаточной ширины, и оснащена всем необходимым оборудованием для приготовления пищи (плита, печь), хранения продуктов (холодильник 130 л, морозильник 35 л) и кухонной утвари. Но на любой лодке где-то надо держать кранцы, швартовы, кабели берегового питания, спасжилеты и пр. Все это имущество лучше убрать подальше, но так, чтобы оно находилось под рукой. Вот тут-то и пригодится большой рундук с крышкой на газовых амортизаторах, устроенный на кормовой платформе. Спасательный плот там не поместится, однако на крышке рундука, как на лавке, удобно переодеться после купания, облачаться в гидрокостюм, посидеть на восходе с чашкой кофе — как на балконе, только на уровне моря — или даже с удочкой.

СПОКОЙНОЙ НОЧИ

Среди сюрпризов, которые встречаешь на Marex 370 ACC, — обилие спальных мест и объемов для хранения вещей. Помимо кормовой и носовой кают, есть еще спальное место под палубой кокпита (вход из носовой каюты) и трансформируемая динетта в салоне. Кормовая каюта выглядит весьма привлекательной: она просторная и светлая благодаря длинному изогнутому окну в корме. Спальные места — на двоих и одного, столик между ними, отличный туалетный столик с большим зеркалом и столешницей из кориана, под которой неожиданно находишь умывальник… Я бы даже рассматривал каюту в качестве хозяйской, если бы не одно обстоятельство: там нет гальюна, и ее обитателям предстоят прогулки через салон в нос лодки, где устроены раздельные гальюн и душ. Гальюн в кормовой каюте возможен, но тогда потеряется эффект объема, так что пусть лучше она остается гостевой. Довольно просторная и светлая носовая каюта не столь эффектна, как кормовая; ее интерьер могли бы оживить зеркала. Marex 370 ACC, как и многие спортивные круизеры, имеет невысокий профиль, хотя это не отражается на высоте помещений. Высота в носовой каюте 1,93 м, в кормовой каюте, гальюне и душе — 1,85 м. Что же касается мест для хранения вещей, то, помимо шкафов, рундуков и ящиков, в качестве кладовой можно использовать третью «каюту» под палубой кокпита.

УНИВЕРСАЛ

Marex 370 ACC — лодка, конструктивно удобная во многих отношениях. Она безопасна, если на борту дети: бортовые проходы на палубе защищены надежным релингом, и на кормовую платформу так вот запросто не выскочишь. При угрозе плохой погоды ее «открытость» быстро устраняется: мягкая крыша и боковые окна надстройки задвигаются, над кормовым лежаком поднимается тент, полностью изолирующий кокпит от внешнего мира (хранится в специальной нише).

 Другое удобство — носовая боковина дивана перекидывается, образуя штурманское двухместное сиденье со спинкой. На небольших лодках нередко затруднен доступ в моторный отсек — следствие ограниченных размеров и компоновки. Здесь все прилично: люк в кокпите довольно большой, и можно обслуживать даже горячий мотор (хорошо, что он один). Не могу не сказать: на Marex 370 ACC стеклопластик прекрасно выглядит не только за счет гелькоута на корпусе. В некоторых обычно закрытых местах, где видна внутренняя поверхность, просматриваются отлично уложенные слои ламината. Великолепно выглядит тик на палубе, планшире, в интерьерных деталях.

ПЛАТА ЗА СКОРОСТЬ

А как лодка ведет себя на ходу? Обратимся к результатам теста, проведенного нашим английским коллегой Дэвидом Маршем. То, что с одним двигателем Volvo Penta D6 мощностью 435 л. с. максимальная скорость превосходит 31 узел на режиме 3630 об/мин, а крейсерская — 25–28 узлов, удивляет не очень: обычные цифры для или без. Есть другие, интересные и более неожиданные факты: Дэвид Марш во время теста Marex 370 ACC выявил исключительную топливную экономичность лодки, позволяющую лодке, оборудованной гребным валом, успешно соперничать по расходу топлива со спортивным круизером, оснащенным поворотно-откидной колонкой. На крейсерской скорости 24,5 узла расход составляет 0,46 мили/л! Сравним, например, с 365 Coupé Nimbus — тоже неплохим одномоторным и вальным круизером, у которого с 370-сильным Volvo Penta D6 на этой скорости расход составляет 0,32 мили/л.

Эта лодка, конечно, не уникальна, но модели такого архитектурно-конструктивного типа встречаются крайне редко

 Если пересчитать на дальность плавания, то с таким же запасом топлива у более тяжелого Marex 370 АСС она оказывается на 38% больше. На максимальной скорости расход достигает 0,36 мили/л, что делает лодку на 25% экономичнее еще одной неплохой модели этого класса, Fairline Targa 38 с двумя D6 310/DP. Понятно, что даже при таких показателях совершить кругосветку на Marex 370 АСС не удастся, но цифры радуют «карман». 

Среди сюрпризов, которые обнаруживаешь на борту, — обилие спальных мест и объемов для хранения вещей

Здесь нет чудес, скорее «резонансный эффект», когда результат достигается за счет удачного сочетания ряда ключевых параметров: массовой нагрузки, центровки, характеристик гребного винта и пр. Лодка имеет глиссирующий корпус с валом и рулем, двигатель установлен около миделя, гребной вал работает в полутуннеле и помещен внутрь трубы — защита и снижение турбулентности потока. Благодаря правильно выбранной форме туннеля угол наклона вала уменьшился до 8º, что позволило еще снизить потери упора и осадку. На полном ходу лодка идет устойчиво и мягко. При выходе на глиссирование без использования транцевых плит дифферент возрастает, и обзор по курсу снижается, но в диапазоне скоростей от 24 до 31 узла все обстоит прекрасно. Неплохие результаты в плане шума, вибрации и маневренности: на полном ходу и при открытой крыше надстройки в кокпите шум 81 дБА, а у штурвала — всего 77 дБА. И снова никаких чудес: крышка даже самого маленького люка в полу покрыта снизу звукопоглощающей пеной, и наклеена резиновая полоска по периметру, чтобы крышка не гремела на ходу. Впечатляет и маневренность лодки. Реакция на перекладку штурвала быстрая (с борта на борт всего 2,5 оборота, хотя при весьма холодной погоде во время теста температура жидкости в системе гидроусиления упала, и штурвал на время стал тугим); повороты лодка проходит четко, с относительно небольшим радиусом, при маневре на руле срыв потока не наблюдался.

ИТОГ

Часто в статьях про те или иные лодки натыкаешься на эпитеты «уникальная», «революционная», «нарушающая каноны» или «устанавливающая новые стандарты». Какие революции, каноны или стандарты авторы имеют в виду? Есть традиции, инновации, международные требования безопасности и хорошая морская практика. Вот это все, без излишних эмоций и «криков на лужайке», нашло воплощение в Marex 370 ACC. Лодка позволяет многое: ходить вдоль морских побережий или путешествовать по внутренним акваториям, включая каналы с низкими мостами, — высота над ватерлинией всего 3,66 м. Проводить выходные на воде с семьей или друзьями, «летать» от точки к точке или неспешно двигаться, умиротворенно созерцая мир вокруг вас. Ночевать и питаться на борту или, оставив лодку у причала, отобедать в ресторане и снять номер в гостинице (такое у нас уже есть). В общем, многоцелевая безопасная круизная лодка. Я бы пошел на ней в разведку!

Знания

Чем дополнить этот мир?

Дополненная и виртуальная реальности — это не только козыри индустрии развлечений, но и серьезные инструменты для повышения эффективности производства.

Новости

PROyachting: итоги вечерних регат сезона-2018

В первых числах октября состоялись финальные регаты вечерних серий гонок на Водном стадионе, организованные компанией PROyachting.

Новости

Yalıkavak Marina — для каждого ребенка!

25 октября в отеле The Raffles Hotel одна из лучших в Средиземноморье Yalıkavak Marina примет участие в благотворительном вечере, организованном ЮНИСЕФ под лозунгом "Для каждого ребенка".
Верфь: Marex Boats
По теме

Швартовка кормой

Швартовка кормой — стандартная практика в большинстве средиземноморских марин. Однако для многих яхтсменов, привыкших к такой роскоши, как швартовка лагом к собственному причалу, такая процедура может стать шоком.

Микрояхта

Тестируем Grizzly 860 Firestorm — новый флагман линейки прогулочных катеров питерской компании «Гризли Технологии».

Яхта со вкусом

Кому-то эта яхта покажется похожей на любую близкую по размерам Princess. Но стоит только зайти на борт Princess 68, а еще лучше — выйти на ней в море, как тут же оказываешься в плену у красоты и энергии.

Лодка специального назначения

Бывают лодки универсальные и специальные — по концепции, конструкции, оборудованию. Тестируем рыболовную NorthSilver PRO 565 Fish.