Крепкая штучка

Откатав в июне в Финляндии тест XO 240 RS Cabin, сделав все положенное, я напрочь забыл спросить представителей компании XO Boats о происхождении названия их лодок. А потом решил не узнавать: мне нравится считать, будто оно связано с маркировкой ХО (Extra Old) в классификации коньяков. Эти финские лодки тоже крепкие, от них возникает похожее чувство свободы полета, они дарят так же много удовольствия, если, конечно, с ними быть аккуратным, как, собственно, и с коньяком.

Ну как можно использовать небольшую (длина 7,52 м), крепенькую благодаря металлическому корпусу, скромно оборудованную (ни камбуза, ни гальюна, ни койки) лодку, которая развивает 40 узлов? Спросите тех, кто гоняет на открытых скоростных RIB'ах. Эти смельчаки легко обходятся без привычных удобств в обмен на возможность носиться по волнам даже тогда, когда погода держит у причала более крупные суда. И ходить далеко: к примеру, все 74 километра Невы — от Финского залива до Ладоги — такая лодка пройдет всего за час. Вот только XO 240 RS, в сравнении с лодками-RIB, может дать своему владельцу гораздо больше. Концепция XO 240 RS Cabin проста: лодка с корпусом из легкого сплава, рубкой и двумя самоосушаемыми кокпитами. Собственно, на этом простота заканчивается. 

Корпус сварен из морского алюминиевого сплава марки AlMg4,5/5083; переменная толщина обшивки достигает 8 мм в районе киля. Качество сварки, судя по видимым швам, вопросов не вызывает. Следуя современной технологии, производители лодки изготовили рубку и внутренний корпус из стеклопластика: его отличное качество хорошо видно внутри рундуков в кокпите: их там 7, и все они снабжены газовыми амортизаторами. Важное отличие рубки — форма остекления, в первую очередь лобового: оно вертикальное, из закаленного стекла. Вообще стекла столько, что крыша кажется парящей в воздухе, а обзор изнутри круговой. У рубки есть двери в корме (сдвижные) и в носу (на петлях). В носовом кокпите вполне свободно; вдоль бортов устроены сиденья-рундуки. В корме видим откидное сиденье; вместе с легкими «калитками» по бортам его спинка отгораживает кринолин с мотором от кокпита. 

Из интересных деталей отмечу заливные горловины по бортам (топливный танк один) — при заправке швартоваться можно любым бортом. Надводный борт и рубка покрыты карбоновой пленкой; насколько она устойчива к царапинам — покажет время, но лодка не сверкает «брутальным алюминием», может быстро поменять цвет и получить новую суперграфику. Корпус защищает черный эластичный привальник. Форштевень тоже «обрезинен», и это позволяет касаться причала без опасения получить повреждение. Резиновое покрытие замечаешь и в обоих кокпитах: в корме у подмоторной ниши и в носу, на рундуках и палубе. Еще — полезное устройство фиксации сдвижной двери, предотвращающее ее громыхание, подпружиненные утки, обилие поручней, прочный релинг (диаметр 30 мм)…

Необычная форма корпуса лодок ХО с отвесным форштевнем продиктована режимом движения

Интерьер рубки тоже довольно простой. Рулевая консоль с кожаным регулируемым штурвалом и минимальным набором приборов; в качестве опций предлагаются картплоттер/GPS, радар, эхолот и пр. Кресло с амортизатором у приборной панели и такое же соседнее много удобнее диванчика на двоих сзади и откидной банки у дверей в кормовой кокпит. Когда настает время перекусить прихваченными из дома бутербродами с кофе из термоса, кресла разворачиваются к откидному столику, как раз для этого придуманному. При ширине лодки 2,28 м в рубке не тесно, хотя проход довольно узкий. При моих 1,86 м склонять голову не приходится, но долго стоять в рубке незачем — лучше присесть. А теперь сюрприз! Не такой уж простак этот XO 240 RS Cabin!

Концепция XO 240 RS Cabin — лодка с корпусом из легкого сплава, рубкой и двумя кокпитами

Оказывается, в опциях предусмотрены: кухонный модуль с холодильником и газовой плитой, отопитель, туалет с септик-танком, бойлер на 15 л, душ на транце и тик на палубе. Любопытно посмотреть, как выглядит лодка в такой комплектации и куда все это оборудование помещается. Сдвижные люки в крыше наполняют рубку светом и воздухом, а если очень жарко, можно открыть обе двери, люки и боковые форточки. Погода изменилась — задрайте все и получите надежную защиту от холода и дождя, которые в открытой лодке ощущаешь в полной мере. Ну, заканчиваем смотрины — время ехать! 

Загрузка лодки — на борту трое, топлива 60%; состояние моря — 1–2 балла шкалы Бофорта. С подвесным 2-тактным Evinrude E-Tec мощностью 250 л. с. лодка за секунды выходит на глиссирование — этот момент сложно зафиксировать (примерно 12 узлов, менее 3000 об/мин), и вот уже максимум скорости 40,2 узла. Летим: 5 секунд — полет нормальный, 10 секунд — полет нормальный… и ты уже расслабляешься и начинаешь получать удовольствие. Но и работать не забывай: обходить волны — ветровые и от других катеров, поглядывать за остальными участниками движения и стараться не пропустить створы — осадка у лодки небольшая, но все же… 

У XO 240 RS Cabin довольно широкий спектр крейсерских скоростей. Судя по данным теста, наиболее приятный (по всем критериям, включая уши и кошелек) диапазон 4000–5000 об/мин (скорость 26–34 узла): при расходе топлива до 60 л/ч дальность плавания достигает 150 миль, а уровень шума в рубке 80–82 дБА (двери закрыты). 

Транцевыми плитами на гидравлике я практически не пользовался, хотя они могут выручить при боковом ветре или неравномерном распределении груза и пассажиров. Немного необычная форма относительно узкого корпуса с отвесным форштевнем продиктована режимом движения: глиссируя, лодка должна не гладить, а резать волну. Срезать пики перегрузок и обеспечивать мягкий ход призваны обводы «глубокое V» (по-настоящему глубокое — на транце все 24º). Для высокой скорости ставят мощные моторы: с максимальным 300-сильным подвесником удельная мощность (относительно водоизмещения) составляет 150 л. с./т, скорость, по оценке, достигнет 43 узлов, а с Verado, полагаю, еще больше! При ходе против регулярной волны высотой до метра случаются продольные колебания: кажется, вот-вот начнется резонанс. Однако нет: объезжая очередную волну, слегка меняешь курс, и лодка успокаивается, не уставая рассекать волны. 

Посмотрите видео: беспристрастная камера зафиксировала многое из того, что полезно знать об управляемости и ходкости модели. Мне понравилось, как кто-то из коллег- журналистов назвал XO 240 RS крепкой, как гвоздь, лодкой. Конечно, есть гораздо более дешевые RIB'ы, на которых можно гонять даже быстрее, но, интересуясь автомобилем, мы же не пойдем смотреть мотоцикл!

Новости

Пятый этап Sochi Winter Cup

Совсем скоро, 2 марта, в яхтенном порту «Имеретинский» в Сочи стартует пятый этап зимней серии регат Sochi Winter Cup.

Новости

Российская премьера Lamborghini SSUV Urus

Компания «АВТОDOM» — официальный дилер Lamborghini в России и давний партнер журнала MBY Russia — сообщила, что 15 февраля в Музее Москвы состоялась российская премьера Lamborghini SSUV Urus.

Новости

На Vene Bat названы Лодки Шоу

В рамках прошедшей в столице Финляндии международной выставки Helsinki Boat Show в 20-й раз были выбраны лучшие лодки шоу.
Верфь: XO Boats
По теме

Он обязательно вернется!

Мы уже рассказывали о голландской верфи Amels и основополагающих принципах, которыми руководствуется эта компания. Теперь представляем проект YN 471, демонстрирующий успешность концепции Amels Limited Editions.

Трофейный кадр

Чем профессиональная видеосъемка моторной техники отличается от любительских роликов? Секретами профессии делится съемочная группа 29 Production.

Неведома зверушка

Не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка… Именно эта пушкинская строка приходит в голову, когда начинаешь знакомиться с новым проектом Cross Over, который совсем недавно представило голландское конструкторское бюро Vripack. О том, что такое Cross Over, рассказывает Барт Баухаис, креативный директор Vripack.

Parker уходит в море

Польская верфь Parker Boats со своими универсальными катерами уверенно завоевывает рынок Европы, не обходя вниманием и Россию, где лодки такого типа всегда пользовались и будут пользоваться спросом.