Пляж с мотором

Голландские яхтсмены говорят: «В дождь любая яхта становится тесной». И, если позволяет погода, стараются проводить как можно больше времени на открытых палубах. Отсюда и тренд — увеличение полезного палубного пространства. Каждый производитель решает эту задачу по-своему, но время от времени среди массы похожих друг на друга лодок появляются весьма оригинальные штучки.

Одна из них — круизер Beach 600, а точнее, линейка Beach, которую представила хорошо известная нашим читателям верфь Van der Valk. У этой компании долгая история взаимной любви со шведской Volvo Penta, которая выражается в инновационном подходе к использованию днищевых колонок IPS (читайте статью в MBY № 6/42, 2016). При разработке Beach 600 стояла задача высвободить как можно больше места для обитаемых помещений и палубных зон отдыха, и в процессе ее решения родилась идея «невидимого» моторного отсека, которую тут же запатентовали.

«Это была по-настоящему командная работа, — рассказывает дизайнер Кор Д. Ровер. — Вместе с верфью и Яроном Гинтоном из Ginton Naval Architects мы искали оптимальный дизайн для судна с таким необычным моторным отсеком. Важно, что мы не только по-новому организовали пространство, но получили на выходе инновационную яхту с не слишком радикальным дизайном. Последнее очень существенно, поскольку в таких проектах всегда есть опасность создать произведение искусства с эксцентричной внешностью, которое не примет рынок».

Ярон Гинтон

основатель Ginton Naval Architects

«Специалисты патентного бюро не нашли аналогов такой компоновки, поэтому я не сомневаюсь, что мы получим этот патент!»

Корпус

По словам Ярона Гинтона, Beach 600 построена на базе глиссирующего корпуса с килеватостью 15° на транце. Его обводы достаточно консервативны, поэтому не было смысла заниматься сложными расчетами ходкости и уж тем более проводить тесты масштабной модели в опытовом бассейне. Однако назвать корпус стандартным тоже нельзя из-за особой системы брызгоотбойников.

«Мы впервые изменили геометрию брызгоотбойников таким образом, чтобы сохранить их подъемную силу на ходу и одновременно избежать шума от шлепков о воду, когда яхта на якоре или в марине, — поясняет Ярон Гинтон. — Кроме того, мы добавили широкий брызгоотбойник над ватерлинией, чтобы палуба всегда оставалась сухой».

Изучая технические характеристики Beach 600, я задался вопросом: почему для этой сравнительно тяжелой яхты (водоизмещение 33 тонны) выбрали колонки Volvo Penta IPS950, созданные на базе дизелей D11-725, а не более мощный вариант IPS1200/D13-900, ведь разница в весе составила бы всего тонну? Видимо, ограничением выступила высота моторного отсека, увеличить которую в существующем дизайне нельзя. В итоге энерговооруженность яхты порядка 45 л. с. на тонну, и при заявленной максимальной скорости около 24 узлов число Фруда составит 2,2. То есть развитое глиссирование не ожидается, и корпус будет работать скорее в переходном режиме.

Вообще перед конструкторами Beach 600 стоял ряд непростых задач. Во-первых, необходимо было сделать яхту как можно более легкой, поэтому толщина обшивки корпуса из легкого сплава 4 мм. При развитом наборе это дает конструкцию достаточной прочности и соответствует требованиям регистра Ллойда, однако необходима ювелирная работа сварщиков, а с этим у Van der Valk проблем нет.

Вторая сложность заключалась в том, чтобы добиться нужной посадки корпуса в положении покоя. Для этого инженеры добавили объема в носовой части днища, которая на ходу остается не смоченной и не влияет на дифферент.

Наконец, непросто было найти сдвижные стеклянные двери для салона, которые соответствовали бы требованиям Ллойда и RCD для судов категории «А». Но сейчас большая часть трудностей позади, и верфь принялась за строительство первого корпуса.

▲ Необычная внешность Beach 600 обеспечивает стопроцентный wow-эффект

▲ Просторную носовую палубу можно оборудовать и использовать по усмотрению заказчика

Моторный отсек

По сути, кормовая «платформа» Beach 600 представляет собой не что иное, как продолжение корпуса, и возвышается над ватерлинией на 0,75 м при полной загрузке судна. На 3D-изображениях можно увидеть два люка, обеспечивающих доступ к двигателям сверху, но у грамотного капитана тут же возникает вопрос: а как быть, если нужно попасть в моторный отсек во время шторма? Для этого, равно как и для проведения ежедневных проверок, предусмотрены два квадратных лаза (0,70 × 0,70 м) в салоне ближе к продольной плоскости судна (задраены в походном положении). Через них можно проползти в «платформу», но внутри не разгуляешься — всего метр высоты. Неудобно? Да, но в случае Beach 600 это плата за огромное жилое пространство, и платить верфь предлагает капитану, а не владельцу яхты.

«С одной стороны, моторный отсек действительно очень компактный, и долго в нем не посидишь, — поясняет Ярон Гинтон. — Но с другой стороны, это очень хорошо в плане безопасности: если по каким-то причинам отсек затопит, яхта останется на плаву».

«Иногда я вспоминаю свою первую машину Citroen 2CV с ее простым маленьким мотором, к которому легко было подобраться с любой стороны, и сравниваю ее с моим сегодняшним автомобилем, где под капотом нет свободного места, а рядовой пользователь может разве что проверить и долить масло, — добавляет Кор Д. Ровер. — С моторным отсеком Beach 600 то же самое. Мы поместили туда почти все техническое оборудование, а если понадобится серьезный ремонт, то его все равно будут проводить на берегу, вскрыв платформу».

Кор д. Ровер

основатель Cor D. Rover Design

«Мы не только по-новому организовали пространство, но получили на выходе инновационную яхту с не слишком радикальным дизайном».

Но все же, в чем суть патента? Формально речь о расположении моторного отсека в особом удлинении корпуса под купальной платформой. В качестве преимуществ перечислено снижение шума в обитаемых помещениях, облегчение достроечных работ (установка двигателей не связана со сборкой интерьеров) и, разумеется, существенное улучшение обитаемости.

«Я не сомневаюсь, что заявку одобрят, поскольку специалисты патентного бюро не нашли аналогов, — говорит Ярон Гинтон. — На лодках, где поверх моторного отека находятся лежаки для загорания, это считается палубой, а в нашей заявке прописано, что платформа должна располагаться существенно ниже главной палубы».

Действительно, единственное, что связывает моторный отсек Beach 600 с главной палубой, — это широкие кормовые стойки, внутри которых проложены каналы вентиляции моторного отсека.

Обитаемость

Перемещение моторного отсека в кормовую платформу позволило высвободить массу места, и цифры говорят сами за себя. Площадь салона на нижней палубе составляет 27 кв. м, носовая палуба занимает всего на два метра меньше, а кокпит и рубка — по 17 кв. м. Сама платформа добавляет еще 14 кв. м, и по общему метражу яхта вполне соответствует своему названию «Пляж».

«Мы сделали глубокую и безопасную носовую палубу с высоким фальшбортом, — поясняет Кор Д. Ровер. — На ней можно реализовать необходимую владельцу планировку, поставить джакузи, мебель любой конфигурации, бар и еще много чего. А можно, например, оставить пустую площадку для детских игр или хранить там водные “игрушки”».

Зона отдыха в кокпите приподнята над главной палубой на несколько ступеней и воспринимается скорее как флайбридж. Здесь тоже можно пообедать на воздухе, а если владелец предпочел открытый пост управления, то и посидеть рядом с капитаном в тени полупрозрачного выдвижного тента.

Van der Valk практикует гибкий подход и в отношении кают. Скажем, пожертвовав одной гостевой каютой (из двух), владелец может сделать себе не просто хороший санузел с душем, но просторную комнату с классической ванной или превратить это место в кабинет.

Чтобы обеспечить помещениям естественный свет по максимуму, дизайнеры воспользовались тем, что судам длиной до 24 метров разрешено не иметь таранной переборки, и пошли на ряд смелых шагов. Прежде всего, остекление мастер-каюты в носу представлено двумя рядами сплошных вытянутых иллюминаторов, которые практически сходятся на форштевне. Вместе с набором верхних световых люков они позволяют наблюдать за морем и небом, не вставая с кровати. Не припомню подобного на яхтах этого класса!

Не меньший wow-эффект производит и остекленный почти по периметру салон на нижней палубе. Полагаю, что в хороший шторм из него вполне можно наблюдать за подводными обитателями, благо, по словам Ярона Гинтона, толстые прочные иллюминаторы закреплены в усиленных рамах и выдержат давление воды.

▲ Частично открытая ходовая рубка одновременно служит вторым салоном

▲ Иллюминаторы в носовой каюте составлены из нескольких частей с замаскированными средниками, хотя на картинках выглядят как цельные куски стекла

▲ Отказ от традиционного моторного отсека позволил дизайнерам сделать уникальный «прозрачный» салон, расположенный почти на уровне воды

▲ Верфь предлагает на выбор несколько вариантов внутренней отделки, однако клиент может поручить интерьер любому дизайнеру

В заключение 

Многие голландские производители ревностно хранят традиции и не рискуют разбавлять свой устоявшийся ряд моделей столь смелыми проектами. Но Van der Valk не из их числа и не боится уже в который раз выходить за рамки стереотипов.

Самобытная трактовка концепции Beach открывает широкое поле для творчества и по сути кладет начало новому типу яхт. Станут ли они массовыми, покажет время, а пока я с нетерпением жду возможности побывать на «живом» Beach 600, чтобы пролезть через люк из салона в моторный отсек и поделиться своими впечатлениями!

Текст Антон Черкасов-Нисман 

Фото Van der Valk

Новости

Анонсированы даты зимней серии регат Sochi Winter Cup by PROyachting

В ноябре стартует зимняя серия гонок Sochi Winter Cup, организованная компанией PROyachting. Этот сезон станет третьим для серии. Первая регата зимнего сезона 2017/2018 пройдет с 3 по 5 ноября. Всего намечено 6 этапов.

Новости

Rolls-Royce Phantom дебютировал в Санкт-Петербурге

Rolls-Royce Phantom восьмого поколения дебютировал в Санкт-Петербурге. Новый флагман роскошной марки был представлен публике в салоне Rolls-Royce Motor Cars St. Petersburg в рамках серии закрытых презентаций.

Новости

Регата «Кубок журнала Motor Boat & Yachting»

C 16 по 23 сентября у берегов Хорватии состоялась ежегодная регата «Кубок журнала Motor Boat & Yachting». Устроителями соревнований выступили журнал Motor Boat & Yachting Russia, а также официальный дилер Princess Yachts и XO Boats на Северо-Западе России — компания Nord Star Yachting.
Верфь: Wim van der Valk
По теме

Итоги осенней выставки яхт и катеров SPIBS 2015

Завершило свою работу Saint Petersburg International Boat Show (SPIBS) — выставка яхт, катеров, сопутствующей водной, сухопутной и другой техники, предназначенной для отдыха на воде и у воды. Организатором выставки является журнал Motor Boat & Yachting.

Полным ходом

Ее долго ждали, и первая флайбриджная Princess с приводами IPS вышла весьма удачной во всех отношениях.

Громы и молнии

В конце сезона 2014 в Петербурге показали новую модель круизного катера Grizzly 820 Firestorm. Давайте разбираться.

In boat we trust!*

Яхтинг по ту сторону океана всегда отличалсяот привычной нам европейской модели: немного другие лодки, несколько иные интересы и даже цикличность рынка... Чем сегодня живет яхтенная индустрия США?