Пляж с мотором

Голландские яхтсмены говорят: «В дождь любая яхта становится тесной». И, если позволяет погода, стараются проводить как можно больше времени на открытых палубах. Отсюда и тренд — увеличение полезного палубного пространства. Каждый производитель решает эту задачу по-своему, но время от времени среди массы похожих друг на друга лодок появляются весьма оригинальные штучки.

Одна из них — круизер Beach 600, а точнее, линейка Beach, которую представила хорошо известная нашим читателям верфь Van der Valk. У этой компании долгая история взаимной любви со шведской Volvo Penta, которая выражается в инновационном подходе к использованию днищевых колонок IPS (читайте статью в MBY № 6/42, 2016). При разработке Beach 600 стояла задача высвободить как можно больше места для обитаемых помещений и палубных зон отдыха, и в процессе ее решения родилась идея «невидимого» моторного отсека, которую тут же запатентовали.

«Это была по-настоящему командная работа, — рассказывает дизайнер Кор Д. Ровер. — Вместе с верфью и Яроном Гинтоном из Ginton Naval Architects мы искали оптимальный дизайн для судна с таким необычным моторным отсеком. Важно, что мы не только по-новому организовали пространство, но получили на выходе инновационную яхту с не слишком радикальным дизайном. Последнее очень существенно, поскольку в таких проектах всегда есть опасность создать произведение искусства с эксцентричной внешностью, которое не примет рынок».

Ярон Гинтон

основатель Ginton Naval Architects

«Специалисты патентного бюро не нашли аналогов такой компоновки, поэтому я не сомневаюсь, что мы получим этот патент!»

Корпус

По словам Ярона Гинтона, Beach 600 построена на базе глиссирующего корпуса с килеватостью 15° на транце. Его обводы достаточно консервативны, поэтому не было смысла заниматься сложными расчетами ходкости и уж тем более проводить тесты масштабной модели в опытовом бассейне. Однако назвать корпус стандартным тоже нельзя из-за особой системы брызгоотбойников.

«Мы впервые изменили геометрию брызгоотбойников таким образом, чтобы сохранить их подъемную силу на ходу и одновременно избежать шума от шлепков о воду, когда яхта на якоре или в марине, — поясняет Ярон Гинтон. — Кроме того, мы добавили широкий брызгоотбойник над ватерлинией, чтобы палуба всегда оставалась сухой».

Изучая технические характеристики Beach 600, я задался вопросом: почему для этой сравнительно тяжелой яхты (водоизмещение 33 тонны) выбрали колонки Volvo Penta IPS950, созданные на базе дизелей D11-725, а не более мощный вариант IPS1200/D13-900, ведь разница в весе составила бы всего тонну? Видимо, ограничением выступила высота моторного отсека, увеличить которую в существующем дизайне нельзя. В итоге энерговооруженность яхты порядка 45 л. с. на тонну, и при заявленной максимальной скорости около 24 узлов число Фруда составит 2,2. То есть развитое глиссирование не ожидается, и корпус будет работать скорее в переходном режиме.

Вообще перед конструкторами Beach 600 стоял ряд непростых задач. Во-первых, необходимо было сделать яхту как можно более легкой, поэтому толщина обшивки корпуса из легкого сплава 4 мм. При развитом наборе это дает конструкцию достаточной прочности и соответствует требованиям регистра Ллойда, однако необходима ювелирная работа сварщиков, а с этим у Van der Valk проблем нет.

Вторая сложность заключалась в том, чтобы добиться нужной посадки корпуса в положении покоя. Для этого инженеры добавили объема в носовой части днища, которая на ходу остается не смоченной и не влияет на дифферент.

Наконец, непросто было найти сдвижные стеклянные двери для салона, которые соответствовали бы требованиям Ллойда и RCD для судов категории «А». Но сейчас большая часть трудностей позади, и верфь принялась за строительство первого корпуса.

▲ Необычная внешность Beach 600 обеспечивает стопроцентный wow-эффект

▲ Просторную носовую палубу можно оборудовать и использовать по усмотрению заказчика

Моторный отсек

По сути, кормовая «платформа» Beach 600 представляет собой не что иное, как продолжение корпуса, и возвышается над ватерлинией на 0,75 м при полной загрузке судна. На 3D-изображениях можно увидеть два люка, обеспечивающих доступ к двигателям сверху, но у грамотного капитана тут же возникает вопрос: а как быть, если нужно попасть в моторный отсек во время шторма? Для этого, равно как и для проведения ежедневных проверок, предусмотрены два квадратных лаза (0,70 × 0,70 м) в салоне ближе к продольной плоскости судна (задраены в походном положении). Через них можно проползти в «платформу», но внутри не разгуляешься — всего метр высоты. Неудобно? Да, но в случае Beach 600 это плата за огромное жилое пространство, и платить верфь предлагает капитану, а не владельцу яхты.

«С одной стороны, моторный отсек действительно очень компактный, и долго в нем не посидишь, — поясняет Ярон Гинтон. — Но с другой стороны, это очень хорошо в плане безопасности: если по каким-то причинам отсек затопит, яхта останется на плаву».

«Иногда я вспоминаю свою первую машину Citroen 2CV с ее простым маленьким мотором, к которому легко было подобраться с любой стороны, и сравниваю ее с моим сегодняшним автомобилем, где под капотом нет свободного места, а рядовой пользователь может разве что проверить и долить масло, — добавляет Кор Д. Ровер. — С моторным отсеком Beach 600 то же самое. Мы поместили туда почти все техническое оборудование, а если понадобится серьезный ремонт, то его все равно будут проводить на берегу, вскрыв платформу».

Кор д. Ровер

основатель Cor D. Rover Design

«Мы не только по-новому организовали пространство, но получили на выходе инновационную яхту с не слишком радикальным дизайном».

Но все же, в чем суть патента? Формально речь о расположении моторного отсека в особом удлинении корпуса под купальной платформой. В качестве преимуществ перечислено снижение шума в обитаемых помещениях, облегчение достроечных работ (установка двигателей не связана со сборкой интерьеров) и, разумеется, существенное улучшение обитаемости.

«Я не сомневаюсь, что заявку одобрят, поскольку специалисты патентного бюро не нашли аналогов, — говорит Ярон Гинтон. — На лодках, где поверх моторного отека находятся лежаки для загорания, это считается палубой, а в нашей заявке прописано, что платформа должна располагаться существенно ниже главной палубы».

Действительно, единственное, что связывает моторный отсек Beach 600 с главной палубой, — это широкие кормовые стойки, внутри которых проложены каналы вентиляции моторного отсека.

Обитаемость

Перемещение моторного отсека в кормовую платформу позволило высвободить массу места, и цифры говорят сами за себя. Площадь салона на нижней палубе составляет 27 кв. м, носовая палуба занимает всего на два метра меньше, а кокпит и рубка — по 17 кв. м. Сама платформа добавляет еще 14 кв. м, и по общему метражу яхта вполне соответствует своему названию «Пляж».

«Мы сделали глубокую и безопасную носовую палубу с высоким фальшбортом, — поясняет Кор Д. Ровер. — На ней можно реализовать необходимую владельцу планировку, поставить джакузи, мебель любой конфигурации, бар и еще много чего. А можно, например, оставить пустую площадку для детских игр или хранить там водные “игрушки”».

Зона отдыха в кокпите приподнята над главной палубой на несколько ступеней и воспринимается скорее как флайбридж. Здесь тоже можно пообедать на воздухе, а если владелец предпочел открытый пост управления, то и посидеть рядом с капитаном в тени полупрозрачного выдвижного тента.

Van der Valk практикует гибкий подход и в отношении кают. Скажем, пожертвовав одной гостевой каютой (из двух), владелец может сделать себе не просто хороший санузел с душем, но просторную комнату с классической ванной или превратить это место в кабинет.

Чтобы обеспечить помещениям естественный свет по максимуму, дизайнеры воспользовались тем, что судам длиной до 24 метров разрешено не иметь таранной переборки, и пошли на ряд смелых шагов. Прежде всего, остекление мастер-каюты в носу представлено двумя рядами сплошных вытянутых иллюминаторов, которые практически сходятся на форштевне. Вместе с набором верхних световых люков они позволяют наблюдать за морем и небом, не вставая с кровати. Не припомню подобного на яхтах этого класса!

Не меньший wow-эффект производит и остекленный почти по периметру салон на нижней палубе. Полагаю, что в хороший шторм из него вполне можно наблюдать за подводными обитателями, благо, по словам Ярона Гинтона, толстые прочные иллюминаторы закреплены в усиленных рамах и выдержат давление воды.

▲ Частично открытая ходовая рубка одновременно служит вторым салоном

▲ Иллюминаторы в носовой каюте составлены из нескольких частей с замаскированными средниками, хотя на картинках выглядят как цельные куски стекла

▲ Отказ от традиционного моторного отсека позволил дизайнерам сделать уникальный «прозрачный» салон, расположенный почти на уровне воды

▲ Верфь предлагает на выбор несколько вариантов внутренней отделки, однако клиент может поручить интерьер любому дизайнеру

В заключение 

Многие голландские производители ревностно хранят традиции и не рискуют разбавлять свой устоявшийся ряд моделей столь смелыми проектами. Но Van der Valk не из их числа и не боится уже в который раз выходить за рамки стереотипов.

Самобытная трактовка концепции Beach открывает широкое поле для творчества и по сути кладет начало новому типу яхт. Станут ли они массовыми, покажет время, а пока я с нетерпением жду возможности побывать на «живом» Beach 600, чтобы пролезть через люк из салона в моторный отсек и поделиться своими впечатлениями!

Текст Антон Черкасов-Нисман 

Фото Van der Valk

Новости

Экстрим и музыка на Волге

Крупнейший фестиваль экстремальных водных видов спорта и музыки "Русская волна" завершился на Верхней Волге, в Тверской области.

Знания

Модель или компьютер?

Могут ли методы вычислительной гидродинамики полностью заменить тесты масштабных моделей судов в опытовых бассейнах?

Стиль жизни

В добрый путь, яхтсмены!

7 июня в Санкт-Петербурге состоялось торжественное Открытие яхтенного сезона-2018.
Верфь: Wim van der Valk
По теме

По волнам на Bugatti

Если после покупки суперкара Bugatti Chiron у вас еще остались денежки, специально для вас легендарный автопроизводитель и верфь Palmer Johnson подготовили роскошный подарок — каютный катер Bugatti Niniette 66.

Громы и молнии

В конце сезона 2014 в Петербурге показали новую модель круизного катера Grizzly 820 Firestorm. Давайте разбираться.

Новая экспедиция яхт Bandido

Совсем немного времени осталось до премьеры судна давно ожидаемой серии Drettmann Explorer Yachts. DEY 24 уже готова к своей первой навигации, остальные — на подходе. Посмотрим, чем они выделяются в классе экспедиционных яхт.

Медленно, но верно

Примеры успешного сотрудничества европейских и российских верфей в сфере совместного производства можно пересчитать по пальцам, особенно если речь идет не о малых катерах, а о серьезных круизерах. Внимание — «Ушаковские верфи»!