Новый стиль

Как любил говаривать Станиславский, театр начинается с вешалки. Бизнес начинается с бизнес-идеи, ремонт — с оценки сложности и объема предстоящих работ. А с чего начинается яхта? Вернее, откуда следует начать знакомиться с яхтой на выставке? Я подумал об этом у купальной платформы Sunseeker Manhattan 66 на boot Düsseldorf. Думал недолго: на борту было изрядно народа, так что логика моего передвижения подчинялась принципу «туда, где свободно». Но это не главное: важнее было подметить все самое интересное.

С чистого листа

По словам представителей Sunseeker, Manhattan 66 — это совершенно другая лодка, нежели предыдущая модель Manhattan 65. Но если новая по длине чуть короче, а по водоизмещению чуть тяжелее, то внешне они совершенно не похожи друг на друга. В глаза бросается бортовое остекление в виде соприкасающихся вытянутых многоугольников сложной формы, крупное остекление надстройки с пересекающей его наискось линией, поднимающейся к крылышкам флайбриджа... Мне она показалась похожей на хищную птицу, тщетно пытающуюся пробить клювом стекло, или даже на чайку на занавесе МХТ.

Таков новый архитектурный стиль Sunseeker, разработанный дизайнерами верфи. В отличие от других строителей яхт, приглашающих сторонние компании для разработки дизайна или инжиниринга, Sunseeker все делает сама. Яхты этого английского бренда всегда выделялись «характерными линиями», только надо понимать, что в разные периоды характер этих линий был разный. Сейчас они такие, отвечающие духу времени и моде и всяко делающие эту яхту безошибочно узнаваемой.

▲ Диванная зона в салоне на главной палубе.  Проход с трапом в носовой части салона ведет к гостевым каютам. За креслами у рулевой консоли можно установить экран, отгораживающий пост управления от салона.

▲ Обеденный стол в салоне кажется небольшим, но место для застолья есть и на флайбридже. 

▲ Интерьер мастер-каюты

Я по палубе пошел…

Начну с кормы. Опускающаяся на гидравлике купальная платформа представляет собой прекрасно организованную зону с массой интересных решений, выгодно отличающих яхту от конкурентов. Конечно, это вам не «пляжный клуб» на суперяхте, но тоже вполне приятное место. Из транца откидывается панель с грилем: поймал рыбку и тут же ее приготовил. Еще одна панель ниже — откидной диван. Поднимающаяся на газовых амортизаторах панель справа — блок ливневого душа, чтобы ополоснуться после купания под «подсолнухом», не держа шланг в руке (такой же предусмотрен на транце).

Устроенная в транце дверь в каюту экипажа сперва немного удивила. Она откидывается сверху, образуя на первый взгляд узкую щель. Но «испытания», которые я тут же провел, показали, что неудобство кажущееся. Я легко проник внутрь, а идея конструкции быстро стала понятна: такая дверь не затрудняет перемещение по платформе и не мешает стоящему на ней тендеру. А тендер может быть не маленький: платформа грузоподъемностью 500 кг легко выдерживает Williams Turbojet 385 или аквабайк.

В кокпите тоже есть несколько достойных внимания объектов. Это легкий воздушный трап на флайбридж с тиковыми ступенями на опоре из нержавеющей стали (у Manhattan 65 это была массивная конструкция
из стеклопластика), барная стойка с высокими стульями и вместительный диван на транце со столом и приставными стульями. Элементы вроде бы привычные, но выглядящие как-то свежо и по-новому. Здесь просторно и комфортно, а высота до свеса флайбриджа — 2,07 м (специально измеряли).

Люк в палубе, ведущий в моторный отсек, небольшой, зато сам отсек довольно высокий, и обслуживать находящиеся там агрегаты и системы, полагаю, удобно. Проектом предусмотрены два двигателя MAN с гребными валами или системы Volvo Penta IPS. С IPS все понятно, а двигатели MAN, судя по их кормовому расположению, сопрягаются с валами через угловой редуктор.

Компоновка фордека иная, чем на Manhattan 65. Помимо мягкой лежанки с подъемными спинками, чтобы устроить из нее шезлонг, еще есть диван со столиком и проход между этими зонами. В целом все это напоминает масштабную копию носовой палубы на яхте длиной восемьдесят или даже больше футов.

Пространство флайбриджа также организовано по-новому: оригинальной формы диван вдоль всего левого борта и в корме; ветбар за креслами у рулевой консоли на правом борту — в отличие от большинства известных моделей; крупная лежанка для загорания в носовой части…

▲ Носовая VIP-каюта выглядит весьма привлекательной

▲ Одна из двух симметричных гостевых кают

▲ Туалетная комната мастер-каюты с дизайнерским оборудованием

Салон и каюты

Но давайте заглянем в помещения яхты. Через сдвижные стеклянные двери проходим из кокпита в высокий (2,10 м) салон и оглядываемся. Глаз тут же фиксирует камбуз на левом борту и ведущий куда-то вниз трап на правом, а ноги сами идут вперед, к посту управления на правом борту.

Отличная рулевая консоль, правильная. Не заставленная органами управления и ручками-клавишами, а вполне понятная и эргономичная. На приборной панели доминируют два многофункциональных дисплея — один обязательный, второй, к примеру, для вывода изображения от радара или камер наблюдения. Рукоятки управления двигателями впереди, под правой рукой, к штурвалу тянуться не надо, обзору ничто не мешает… А еще справа от капитана есть весьма полезная вещь — дверь на палубу, установленная на мощных пантографах. Открытая, она прилегает к надстройке, совершенно не мешая проходу вдоль борта.

Если у поста управления стоят два раздельных кресла на мощных пилонах и с регулировками, то на левом борту рядом  двухместное сиденье выполнено в форме мягкого дивана. Здесь же есть отсеки для навигационных карт и всякой необходимой «мелочовки».

За этой «рабочей» зоной (допустим, что управление яхтой — это работа) стоят два дивана визави: по левому борту U-образный, напротив — угловой, за которым спрятан выдвигающийся ТВ-экран. А дальше, в корму — кухня, мимо которой я проскочил. А зря: место оказалось интересное не только по причине богатого оборудования. При открытых дверях в кокпит пространство камбуза зрительно сливается с находящейся в кокпите отдельной барной стойкой, объединяя оба пространства — салона и кокпита — не формально, как на многих яхтах, а по-честному.

Интерьер салона радует глаз: на пайоле — ковры, подволок обит приятным винилом (хотя, может быть, алькантарой), деревянная обстройка и мебель — темный американский дуб (тоже возможны варианты). И умиротворяющая гармония мягких цветов и оттенков — я насчитал восемь или девять!

▲ Компоновка флайбриджа Manhattan 66 переосмыслена по-новому  

▲ Ключевой элемент дизайна яхты — оригинальная форма остекления в корпусе и надстройке, повышающая комфорт обитаемого пространства

▲ Предельно эргономичный и функциональный нижний (главный) пост управления. Справа есть дверь для выхода на палубу

А где тут спят? Три каюты находятся в носовой части судна (вход по трапу от поста управления). В носовой VIP-каюте высокое ложе, что вызвано килеватостью корпуса в этой зоне, большие и сложной формы «иллюминаторы», есть скайлат и свой туалет по левому борту. Высота в помещении при входе достойная — 1,98 м. Далее — две симметричные и тоже неплохо обставленные двухместные каюты с подволоком в разных уровнях, с зеркалами на шкафах и переборках для расширения пространства. Гальюн для обеих примыкает к каюте правого борта (он же дневной). Но…

Если есть желание, на месте гостевой каюты левого борта можно смонтировать камбуз, убрав его из салона, а наверху устроить перепланировку салона и поиграть с расстановкой мебели — то, что называется иностранным термином semi custom.

Чуть не забыл про апартаменты владельца яхты. Туда как раз и ведет трап из салона напротив камбуза. Такое решение на яхтах Sunseeker этого класса я вижу впервые, и оно совершенно оправдано. Каюта шикарная, без излишеств, но приятная и удобная. Про собственную большую туалетную комнату промолчу, скажу только о большой кровати посередине, диване под широким панорамным окном (вообще-то окон два) и обилии всяких полезных мелочей-деталей.

Есть еще каюта экипажа в корме с двумя койками, маленькой кухней и гальюном с душем, но вы о ней уже знаете.

Яхтенное оборудование

На эту тему можно писать отдельную статью-трактат «Как дóлжно оборудовать современные крупные моторные яхты». Я просмотрел длинную спецификацию Manhattan 66, базовую и опции, и могу ответственно заявить: на борту предусмотрено абсолютно все необходимое для комфортного и безопасного плавания. Это относится не только к механической установке и генераторам, но также к якорному, швартовному и навигационному оборудованию, средствам связи и пр.

В определении «яхта — это судно для отдыха» я выделю слово «судно». Если оно надежное, то и отдых на нем будет безмятежный. А дополнительное оборудование для развлечений будущий владелец выберет сам.

Кирилл Шабалов

управляющий директор Sunseeker Russia

«Manhattan 66 — ответ Sunseeker на растущий спрос в данном сегменте рынка и очередная демонстрация принципов верфи: «Быть всегда и во всем первыми» — от новейших яхтенных технологий до стильного дизайна и непревзойденного уровня комфорта для владельца яхты и его гостей»

Ходовые возможности

Согласно спецификации, моторная установка Manhattan 66 включает два двигателя MAN с гребными валами или системы Volvo Penta IPS суммарной мощностью до 2400 л.с. При этом указаны скорость 32 узла и запас хода 550 миль на скорости 10 узлов.

Журналистских тестов Manhattan 66 пока не было, но мне удалось взглянуть на результаты заводских испытаний. С двумя MAN V8 1200 максимальная скорость составила те же 32 узла (2300 об/мин), а на экономическом ходу 10 узлов (1100 об/мин) дальность плавания оказалась даже более 600 миль при 10% запаса. Здесь при той же мощности Manhattan 66 заметно опережает яхту-предшественницу (менее 300 миль).

▲ Интересные инженерные решения на транце (сверху вниз): гриль, откидывающаяся банка и душ с «подсолнухом»

Максимальные по мощности пропульсивные установки IPS1200 с днищевыми колонками (2 × 900 л.с.) могут дать прибавку скорости и более высокую маневренность, хотя и в варианте с валами стоят высокоэффективные рули специальной профилировки. Но… IPS1200 более экономичны по сравнению с MAN V8 1200, и можно также рассчитывать на некоторое увеличение запаса хода.

Судя по результатам теста, яхта выходит на устойчивое глиссирование уже на скорости 19–20 узлов (около 1700 об/мин), при этом движение на волнении могут облегчить гидравлические транцевые плиты, а с качкой станет бороться плавниковая система успокоения. В спецификации не указана категория мореходности Manhattan 66, однако нет никаких сомнений, что это «А» (Ocean).

Популярный размер

Длина 66 футов для моторных яхт, похоже, стала ходовым размером. Верфь Sunseeker не побоялась конкуренции, и желаемый результат достигнут: Manhattan 66 получилась весьма интересной. Остается только поучаствовать в тестах и самому убедиться, как она на ходу. 

Текст Михаил Романов 

Фото Sunseeker Yachts

Оборудование

Клуб тысячи лошадей

Компания Volvo Penta представляет новую моторную установку с приводом IPS.

Стиль жизни

Эдем в океане

Остров-курорт Amilla Fushi — затерянный рай для яхтсменов, гурманов и звезд Голливуда.
Верфь: Sunseeker
По теме

Блистательные парусники J-класса возвращаются в America’s Cup.

Последний раз эти яхты гонялись за старейший в мире парусный трофей 80 лет назад.

Медленно, но верно

Примеры успешного сотрудничества европейских и российских верфей в сфере совместного производства можно пересчитать по пальцам, особенно если речь идет не о малых катерах, а о серьезных круизерах. Внимание — «Ушаковские верфи»!

Выброшенная на асфальт яхта "Elling"

Вот что бывает, когда объединяются приливы, сгонно – нагонные течения и девятый вал против незадачливого шкипера. Почти центр Амстердама, конец марта 2015 года, малая океанская моторная яхта «Elling» среди многоэтажных офисов.

Prestige: Новый уровень

Неожиданно изысканная новая яхта французской верфи с приводами IPS — серьезная заявка на успех в сегменте 70-футовых круизеров.