Долгожитель

В 2015 году компания Princess Yachts масштабно отмечала свое 50-летие, и среди множества планов и проектов, приуроченных к празднованию, самым любопытным и даже символичным оказался Project 31. Сотрудники верфи нашли и отреставрировали 31-футовую Charlotte — одну из первых моделей, выпущенных в 1965 году Marine Projects (изначальное название компании). А главным открытием стал тот факт, что яхта оказалась совсем не музейным экспонатом. Charlotte была на ходу, и все, что ей требовалось, — вернуть немного лоска, что и было выполнено со всей тщательностью.

Надо признать, это лучшая реклама мастерству специалистов верфи и качеству постройки. Но самое интересное, что и в России есть подобный раритет (не путать с антиквариатом!): на озере Байкал весьма активно эксплуатируется яхта Princess возрастом пусть не полвека, но более 25 лет. Об этой яхте-ветеране и своих впечатлениях рассказал MBY ее владелец Александр Кромм.

• Какой модели ваша Princess, когда яхта была построена?

Это Princess 435. Верфь начала выпускать эту модель в 1987 году, но именно мою лодку построили в 1990 году. То есть сейчас ей уже 26 лет, и, несмотря на возраст, она в отличном состоянии.

• Что вам больше всего в ней нравится?

Прежде всего, у нее хорошая обитаемость. При длине всего 44 фута она располагает тремя каютами и двумя санузлами, каждый с душем. В носовой каюте стоит двуспальная кровать; еще одна каюта с двумя койками — по правому борту. А мастер-каюта, как сейчас нередко видишь на новых моделях, — от борта до борта.

 

▲ Модель Princess 435 выпускали с 1987 по 1992 г., но в плане дизайна она и сегодня выглядит достаточно свежей, а не «антикварной». Закрытый транец и высокий релинг: с точки зрения безопасности Princess 435 хорошо продумана.

▲ На борту установили новую акустику и навигационную электронику Garmin.

▲ Байкал — крупнейшее пресноводное озеро планеты — по своим характеристикам больше напоминает море.

 

Считается, что такие каюты на относительно небольших лодках начали обустраивать недавно, когда появились мощные компактные двигатели и стало возможным сокращать объем моторного отсека. Но Princess 435 — пример того, что каюты во всю ширину корпуса начали строить гораздо раньше: сама каюта занимает всю кормовую часть, а моторный отсек находится ближе к миделю, под нижним салоном.

Да, на моей лодке два салона; в том, что на нижней палубе, есть небольшая обеденная зона — стол и диван, напротив — камбуз. Кухня компактная, но туда столько всего уместилось: плита с четырьмя конфорками, две мойки, микроволновка, холодильник и даже довольно объемные шкафы... В общем, на лодке комфортно размещаются шесть человек и еще капитан, поскольку, трансформируя обеденную зону в салоне, можно организовать еще одно спальное место.

• Так у вас есть капитан? А сами вы яхтой управляете?

Конечно. Я получил права на управление, но и капитан тоже есть — на случай, если мы уходим в долгие походы по Байкалу, когда в одиночку тяжело постоянно находиться за штурвалом.

• То есть вы ходите активно. Любите путешествия или предпочитаете короткие прогулки?

И то и другое. Байкал — это почти море со своими специфическими погодными условиями. Но мореходность моей Princess 435 отличная. Что касается топлива, то запаса 1364 л хватает на 10 часов полного хода. С пресной водой тоже проблем нет. Вместимость танка — около 450 л, и в любой момент можно добавить из озера: в процессе ремонта мы предусмотрели закачку воды прямо из-за борта, так как вода в Байкале самая чистая в мире. Эксплуатация яхты на Байкале дает большие преимущества и легко объясняет хорошее состояние судна даже в столь почтенном возрасте. Пресная вода — дополнительные шансы на  долголетие судов.

 

▲ Лучшее время для  яхтинга на Байкале — июль и август: вода достаточно прогревается для купания.

▲ Расширенная купальная платформа с трапом: простое и удобное решение.

 

• Что еще поменялось по сравнению с изначальной спецификацией Princess 435?

Главное, установлены новые двигатели. Изначально на яхте стояли два дизельных Volvo Penta TAMD61 по 306 л.с. Кстати, проект предусматривал и опциональные Volvo Penta TAMD71A — они мощнее на 50 л.с. Но теперь здесь современные и еще более мощные Volvo Penta D6 по 435 л.с. Еще заменили дизель-генератор, насосы, зарядное устройство, установили инвертор.

Поменяли некоторое электрооборудование: лодка пришла из Японии, и оригинальное было рассчитано на 110 В. Изменения коснулись навигационного и аудио-оборудования: мы установили приборы Garmin, спутниковое ТВ, новую акустику. Планировку и отделку постарались сохранить в первозданном виде, за исключением мягкой мебели — ее, конечно, пришлось перетянуть, чтобы лодка выглядела свежей. Далее заменили старый тик на Flexiteek: этот искусственный материал, очень похожий на натуральный, не меняет цвет в процессе эксплуатации, и за ним легче ухаживать.

• Как вы оцениваете ходовые качества яхты?

Ходовые качества отличные!.. Крейсерская скорость 40–42 км/ч, максимальная 50–52 км/ч. Кроме прочего, отмечу отличную шумоизоляцию яхты!

 

▲ Классическая компоновка поста управления, дополненная современными приборами.

▲ Трудно поверить, что этой яхте уже 26 лет: ее корпус и палуба в идеальном состоянии.

 

• Учитывая возраст яхты, есть ли какие-то сложности при обслуживании?

Абсолютно никаких. В Иркутске есть представительства всех нужных компаний — по обслуживанию двигателей, оборудования и пр. Что же касается возраста…

Концептуально яхты не слишком меняются со временем. Да, появляется новый дизайн и оборудование, но принципы остаются все теми же. Обслуживать мою лодку не сложнее, чем другие; конечно, есть нюансы, но в основном все стандартно.

• Каковы были первые впечатления от яхты и как они изменились со временем?

Впечатления самые хорошие. Я купил свою Princess 435 пять лет назад, и до сих пор она меня радует и устраивает на все 100 процентов!

 

Андрей Цеплит

руководитель компании «Шторм», Иркутск

"Princess 435 — не первая лодка, переоборудование которой мы проводили, поэтому у нас уже был достаточный опыт таких работ.

Эта яхта не требовала масштабного ремонта и вложений: корпус был в хорошем состоянии, агрегаты и оборудование по большей части работали исправно. Однако новый владелец захотел поменять двигатели и попросил подыскать альтернативу. Мы просчитали варианты и предложили такую схему: два дизельных двигателя Volvo Penta D6-435 с редукторами HS80AE (передаточное отношение 1,90:1); два поста управления и новый дисплей 7˝— эта модель только начала поставляться.

Также пришлось поменять гребные валы, подшипники скольжения валов и гребные винты.

При замене двигателей особых проблем не возникло: комплектация двигателей полная, включая все фитинги и крепления опор. На лодке предусмотрен съемный люк, через который легко получилось демонтировать старые моторы и установить новые. Старую проводку, приборы двигателей, механическое (тросовое) управление газ/реверс демонтировали. Установили новые приборы, панели, рукоятки управления для Volvo Penta D6 и новую проводку. Также заменили силовые кабели и аккумуляторы".

Досье Princess 435

 

Годы выпуска    1987–1992

Длина     44 ф (13,00 м)

Ширина    3 ф (1,04 м)

Осадка    13 ф (3,80 м)

Водоизмещение    10 т

Корпус/надстройка    стеклопластик

Двигатели    2 × Volvo Penta TAMD61 (306 л.с.); TAMD71А/B (358/380 л.с.)

Каюты     3

Вместимость    8 чел.

Текст Ольга Селезнева

Оборудование

Клуб тысячи лошадей

Компания Volvo Penta представляет новую моторную установку с приводом IPS.

Стиль жизни

Эдем в океане

Остров-курорт Amilla Fushi — затерянный рай для яхтсменов, гурманов и звезд Голливуда.

Путешествия

Хорватия. Кубок MBY

В сентябре 2017 года в Адриатическом море прошла регата на Кубок журнала Motor Boat & Yachting Russia.
Верфь: Princess Yachts
Дилеры Princess 435 в России: Nordmarine
По теме

Кристина Оддоне и Денис Новиков

В прошлом году в Монако открылось новое представительство компании Princess Yachts. Для чего оно появилось и какие преимущества получат покупатели яхт британской верфи, рассказывают представители Princess Yachts в России.

Отель на шесть звезд

Воплощение роскоши, эта потрясающая моторная яхта впереди многих — и по изяществу, и по технике.

Открываем сезон на Versilia Yachting Rendez-Vous 2017

С 11 по 14 мая в марине Виареджо (Италия) впервые состоится международная яхтенная выставка Versilia Yachting Rendez-Vous 2017. По словам организаторов, это боат-шоу имеет амбициозные планы стать главной выставочной ареной на юге Европы и прийти на смену теряющей популярность выставке в Генуе.

Энергия ракеты

Вслед за успешной Princess S72 британская верфь выпустила другую модель типа Sportbridge — Princess S65, перспективы которой выглядят еще грандиознее.