Фигаро здесь, Фигаро там!

Голландский судостроительный холдинг Damen в мире суперяхт известен не только тем, что его владелец Коммер Дамен организовал процветающую верфь Amels. Не останавливаясь на достигнутом, он чутко уловил потребность рынка в судах поддержки суперяхт, и Damen модифицировал ряд своих проектов, изначально разработанных для коммерческих нужд, и превратил их в удобный «обозный» транспорт. На сегодня построено уже девять судов из линейки Yacht Support, и на выставке Monaco Yacht Show 2016 представили самое новое из них с говорящим названием Fast & Furious (модель YS 5009).

Чистая функция

Суда поддержки суперяхт используются в первую очередь как плавучий гараж для тендеров, водных «игрушек» и другой крупной техники вроде гидропланов и мини-субмарин, которым нет места на роскошной материнской яхте. По сути, здесь подойдет аналогия с универсальным грузовиком, на раму которого можно поставить бетономешалку, молочную цистерну или подъемный кран, главное — заранее хорошо продумать список оборудования и удобно разместить его.

Помимо транспортной функции, не стоит забывать о гибкости, которую обеспечивает этот мобильный гараж. Он может прибыть в заданную точку накануне, чтобы подготовить и спустить на воду необходимую технику, а после ухода яхты спокойно собрать «игрушки» и пойти следом. Положим, в случае спуска тендеров экономия времени сравнительно небольшая, но представьте ситуацию, когда необходимо организовать погружение на подводной лодке! Замечу, что если на борту предполагается держать относительно тяжелую субмарину, то Damen без проблем установит на корме погрузочную конструкцию A-Frame, наличия которой будут требовать регистр и страховая компания. Учитывая, что, скажем, тот же Fast & Furious оборудован системой динамического позиционирования, его удобно использовать и как серьезную платформу для дайвинга. Во время выставки на борту демонстрировали размещенную в стандартном судовом контейнере барокамеру производства IHC Hytech с собственным блоком управления, которую можно закрепить в любом удобном месте на обширной грузовой палубе площадью 225 кв. м.

Damen может строить такие типовые суда поддержки всего за восемь месяцев 

Кроме того, судно поддержки может выполнять еще множество полезных функций, начиная от дозаправки материнской яхты и складирования мусора и заканчивая транспортировкой вертолета. Он, кстати, может и просто садиться на палубу (touch & go) ближе к корме — достаточно убрать технику и релинг. Еще один аргумент в пользу Yacht Support — строгие правила хранения бензина и авиационного топлива. Гораздо проще и практичнее разместить танки и заправочные станции для тендеров и вертолета на судне поддержки, чем отыскивать для них место на супер-
яхте. Да и запах нефтепродуктов там совсем некстати…

Наконец, Damen предлагает «регатную» модификацию Yacht Support, которая призвана следовать по пятам крупной парусной яхты в гонке и служить плавучей гостиницей. В этом случае на палубе можно закрепить стандартные контейнеры с койками и санузлами для команды плюс рядом держать паруса и всякую всячину, которая нужна по ходу регаты, но по известным причинам не может храниться на паруснике.

Сверху вниз: Наличие судна поддержки дает владельцу суперяхты дополнительную свободу. Стационарная кормовая платформа для швартовки тендеров. Эта часть грузовой палубы может служить взлетно-посадочной площадкой для вертолета. Кран грузоподъемностью 12 т и вылетом стрелы 5 м. Барокамера в стандартном транспортном контейнере. Вертикальный форштевень axe bow обеспечивает высокую мореходность.

Две дешевле, чем одна

Далекие от суперяхт люди могут спросить: зачем покупать два судна, умножая траты на их содержание, если можно построить одну большую лодку, где поместится все необходимое? Однако дело не такое простое.

За счет того что Damen строит суда на собственной типовой платформе, которая широко используется в береговой охране, ВМФ и офшорной индустрии, у нее есть возможность держать относительно невысокую цену. Судите сами: при длине 55 метров Fast & Furious стоит всего € 13,5 млн  — для индустрии суперяхт сумма весьма умеренная. Грузовая палуба Fast & Furious (30 × 9 м) принимает столько техники, что для ее размещения на материнской яхте та должна иметь длину минимум 100 метров и стоить не меньше € 200 млн. Поэтому даже если прибавить к стоимости судна поддержки все расходы по его содержанию, экономия все равно будет существенной, ведь и экипаж здесь обходится значительно дешевле.

Второй аргумент заключается в том, что далеко не все хотят иметь 80- или 100-метровую яхту, поскольку любят заходить на своей лодке в красивые престижные марины, а на большом судне это совершенно невозможно. В этом случае связка из 50-метровой яхты и судна поддержки гораздо эффективнее. Живой пример тому — уже построенное судно того же проекта YS 5009, которое работает в паре с суперяхтой Palmer Johnson длиной всего 48 метров. Поскольку Damen постоянно выпускает эту типовую модель, ее строительство занимает всего восемь месяцев — столько некоторые верфи делают 15-метровые стеклопластиковые катера! Не стоит забывать и о том, что такую лодку достаточно легко продать, если вдруг в ней больше нет необходимости, ведь ее целевая аудитория не ограничивается лишь владельцами суперяхт.

Сверху вниз: По насыщенности приборами пост управления Fast & Furious может потягаться с таковыми на суперяхтах. Один из четырех маршевых дизелей Caterpillar.

Неистовый и быстрый

Отделка Fast & Furious выполнена по коммерческим стандартам, и, оказавшись на борту, сразу понимаешь, что ты на корабле, а не на яхте. Разве что искусственный тик на палубе немного заполняет этот разрыв. Однако, например, на 67-метровом судне Garcon, которое холдинг Damen демонстрировал на MYS в 2012 году, уровень отделки гораздо выше, что неудивительно, поскольку оно изначально строилось для поддержки 87-метровой суперяхты Lürssen Ace. Корпус и надстройка Garcon окрашены по стандартам суперяхт, что само по себе уже увеличивает стоимость судна (и его ремонта!) на несколько миллионов, тогда как в случае Fast & Furious, если нужно что-то подновить, достаточно просто взять ведро краски и валик.

Fast & Furious — это чистая функциональность, которая не может не вызывать уважение. Поскольку судно строилось на продажу, верфь не стала оборудовать каюты: было неизвестно, как именно будущий владелец захочет его использовать. Некоторые клиенты предпочитают размещать на судах поддержки личную охрану, пилотов вертолетов и субмарин, прочий персонал, и в таком случае необходимы дополнительные жилые помещения.

Обводы корпуса и вертикальный форштевень axe bow обеспечивают Fast & Furious исключительную мореходность, что тоже очень важно для судна поддержки: не ровён час, оно может понадобиться как спасательное.

В отличие от стерильных моторных отсеков суперяхт, напоминающих научные лаборатории, здесь это помещение выглядит как нутро ледокола «Красин», только место угольных паровых котлов занимают современные дизели. Их, кстати, четыре, и благодаря независимому сопряжению с гребными валами энергетические установки можно использовать попарно или даже поодиночке, когда необходимо идти медленно или экономно. А если «запрячь» всю четверку по полной, то судно развивает 22 узла, что позволяет ему, словно Фигаро, успевать повсюду.

Прямо из Монако Fast & Furious отправилось через Атлантику на главную североамериканскую выставку суперяхт в Форт-Лодердейл, где без промедления нашло своего покупателя. Наблюдая такой спрос на суда поддержки Damen, не удивлюсь, если в скором времени Коммер Дамен придумает, как адаптировать для нужд индустрии суперяхт нефтяные платформы. 

Текст Антон Черкасов-Нисман 

Фото Damen

Оборудование

Клуб тысячи лошадей

Компания Volvo Penta представляет новую моторную установку с приводом IPS.

Стиль жизни

Эдем в океане

Остров-курорт Amilla Fushi — затерянный рай для яхтсменов, гурманов и звезд Голливуда.

Путешествия

Хорватия. Кубок MBY

В сентябре 2017 года в Адриатическом море прошла регата на Кубок журнала Motor Boat & Yachting Russia.
Верфь: Damen
По теме

Дверь в бессмертие

Пока ученые бьются над секретом вечной молодости человека, для яхт эта задачка уже решена.

За дальним пределом

Чем интересна первая суперяхта Amels Limited Editions 242 с необычным названием Plvs Vltra?

11.11

Владелец этой яхты уверен, что дизайн требует функциональности, а практичность должна сопровождаться особенной эстетикой.

Неведома зверушка

Не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка… Именно эта пушкинская строка приходит в голову, когда начинаешь знакомиться с новым проектом Cross Over, который совсем недавно представило голландское конструкторское бюро Vripack. О том, что такое Cross Over, рассказывает Барт Баухаис, креативный директор Vripack.