Раз, два, три, четыре, пять...

Тендеры — обычно это небольшие лодки, служащие для доставки пассажиров с яхты на берег, коротких прогулок, вспомогательных работ и пр. Но кто сказал, что маленькие лодки не заслуживают большого внимания?

Тот, кто к тендерам относится с пренебрежением, безнадежно отстал. Давно прошли времена, когда эти лодки воспринимались как ерундовые посудины, безропотно следующие на «веревочке» за яхтой. Нынче тендеры такие, что ими не грех и похвастаться, и если рядом стоят две одинаково шикарные яхты, то в «конкурсе красоты» может победить та, чей тендер круче.

В сегменте яхтенных тендеров есть свои фавориты. В число именитых брендов входит итальянский ZAR Formenti. На производстве неподалеку от Милана строят пять моделей: ZF‑0, ZF‑1, ZF‑2, ZF‑3, ZF‑5. У этих лодок немало особенностей, благодаря которым они сумели отвоевать особое место на рынке многих стран.

На фото сверху: Модель тендера ZF-1. Тендеры ZAR предназначены для яхт длиной от 45–50 футов

Cпецифика конструкции

Дизайнеры предложили изящное решение: каждая модель линейки тендеров ZAR внешне очень похожа на остальные, разнятся они, в основном, размерами и некоторыми деталями. В то же время лодки кардинально отличаются от всех прочих RIB’ов и абсолютно узнаваемы — фирменный стиль не перепутаешь.

Первое — конструкция надувных баллонов: они установлены только вдоль бортов и в районе первой трети корпуса лекально с ним сопрягаются. При этом весь корпус, включая баллоны, опоясан эластичным привальником. Надувные элементы изготавливают из Orca Hypalon — многослойного синтетического материала с покрытием из хайпалона (CSM), двумя слоями неопрена (CR) и слоем высокопрочной ткани между ними. Он облaдaeт исключитeльнoй устoйчивoстью к истиpaнию, ультрафиолету и углеводородам, пpoчнoстью и долговечностью.

При разработке лодок ZAR были оформлены четыре патента на изобретения, в том числе на обводы корпуса

Далее — сам корпус, еще одно ноу-хау компании. При разработке лодок ZAR были оформлены четыре патента на изобретения, в том числе на обводы. Килеватый корпус с острыми ватерлиниями в носу, помимо продольных «сломов» (ребра жесткости) и реданов имеет своеобразные бортовые полутуннели-реверсоры, дающие динамическую разгрузку. На ходу такой корпус давит брызги, и в лодке сухо на любой скорости.

охватывает дилерская сеть итальянской компании ZAR Formenti. Тендеры ZAR представлены на всех континентах планеты, есть они и в России

Продуманная компоновка тендеров предусматривает рулевую консоль у правого борта; небольшая приборная панель вмещает датчики подвесника и спортивный штурвал, рукоятка ДУ помещена на борту, рядом с сиденьем. Сидений с водоотталкивающим покрытием полно (даже у младшей модели вместимость четыре человека), под каждым есть рундук: чем лодка крупнее, тем их больше и они объемнее. Имеются поручни, а кокпит в носу можно преобразовать в «солнечный» лежак или динетту со столом по центру.

Благодаря всем этим внедрениям, как уже писал MBY, все лодки ZAR (включая тендеры) — весьма любопытная ветвь развития типа RIB.

Верфь использует компьютерные технологии, 5-координатный фрезер для изготовления матриц (болванов), вакуумную инфузию, а каждая модель проходит серию строгих тестов. Но хочешь понять качество сам — загляни в отсеки. На выставке в Дюссельдорфе я сунул нос под крышки всех рундуков и могу доложить: качество стеклопластика отличное!

На фото: Модель тендера ZF-3. На снимке хорошо видны сложные носовые образования корпуса и место примыкания баллона к жесткому борту

Двигатель/движитель

Тендеры ZAR оснащаются исключительно подвесными моторами. Резоны — большая надежность по сравнению с водометными установками, сервис подвесников осуществляется по всему миру, мотор легко заменить, снять/поставить, шире выбор вариантов мощности. Чем больше сил, тем быстрее, но даже при умеренной мощности тендеры ZAR обладают достаточной скоростью.

У модели ZF‑1 предельная мощность 40 л. с., максимальная загрузка — пять человек. По результатам теста с подвесным Suzuki DF25A (25 л. с., винт 10 × 10˝) на 6000 об/мин скорость достигла 20 узлов; регулировка положения мотора дала еще 100 об/мин и 1 узел. При небольшом волнении с двумя пассажирами лодка прытко разгоняется. Эргономика рулевой консоли отличная, лодка уверенно совершает маневры даже при резкой перекладке руля. На крейсерских 10 узлах расход топлива составил около 4 л/ч: при топливном баке 25 л это дает запас хода более 60 миль. Интересно, что на полных оборотах расход 9 л/ч и запас хода немногим меньше.

На тендерах ZAR стоят исключительно подвесные моторы

На фото: Модель тендера ZF-5. Обратите внимание на количество и конструкцию рундуков в кокпите: их шесть, включая якорный ящик в носу

Функциональность

У тендеров, как и у всех прочих лодок, помимо скорости ценятся вместимость, остойчивость, отсутствие брызг в кокпите, удобство посадки/высадки, хранения на борту и пр. Вместимость ZAR вопросов не вызывает: при довольно плотной рассадке люди сидят комфортно — не так низко, как на некоторых моделях близких размеров, а эффективную защиту от брызг на волне обеспечивает геометрия корпуса. Любая лодка при большой загрузке может быть чувствительна к центровке, поэтому стоит следить за рассадкой пассажиров и распределением груза.

Несмотря на заметную непохожесть конструкции, баллоны ZAR при входе в воду работают так же эффективно, как и на других RIB’ах, — в статике и динамике. Это оцениваешь и при посадке на борт, и в виражах. Да, на этой лодке ткнуться носом в борт яхты не удастся, поэтому швартоваться следует аккуратнее. Зато площадка на носу стеклопластикового корпуса упрощает сход на необорудованный берег: на нее ступать удобнее, чем на надутый баллон.

Пьеро Форменти

владелец ZAR Formenti

"Наши лодки  —  это продукт «Made in Italy», поэтому мы можем полностью гарантировать их качество"

Осадка у тендеров с подвесным мотором больше, чем у оснащенных водометом, но водомет не застрахован от засасывания пульпы с камнями, что импеллеру вовсе не в радость. А подвесник на мелководье можно приподнять.

Что касается хранения на борту, все зависит от размеров яхты. Тендеры ZAR могут стоять на кормовой платформе и храниться в гараже: важно только правильно учесть габаритные размеры.

Тендеры, в основном предназначенные для доставки людей с борта на берег, на другую яхту и обратно, бывают разные. Но почему вы ездите на этом автомобиле, а не на том, что подешевле? Хороший тендер, как хорошие часы: время показывают и дешевые реплики, но во всем нужна гармония: тендер должен соответствовать яхте. На мировом рынке сформировался список брендов, чьи тендеры предпочитают ставить на люксовые яхты, и ZAR входит в их число. Хороших тендеров становится больше, их уже можно считать лодками самостоятельного значения… И если когда-нибудь я услышу детскую считалку «Раз, два, три, четыре, пять — вышел тендер погонять», мне лично будет приятно. 

Текст Алексей Максимов  

Фото ZAR Formenti

Новости

Greenline запускает новую модель Greenline 45 Fly

Компания Nord Star Yachting приглашает желающих на мировую премьеру Greenline 45 Fly, которая состоится на боат-шоу в Дюссельдорфе в январе 2019 года. Кроме того, новинка будет показана в марте Майами и в апреле — Пальма-де-Майорке.

Знания

Думай латерально!

Верфь Oceanco, известная своими кастомными суперяхтами длиной 80+ м, и ее давний партнер проектное бюро BMT Nigel Gee объявили о создании новой компании под названием Lateral Naval Architects, которая планирует выполнять инженерные изыскания для широкого круга заказчиков.

Новости

Выставка «Российскому парусному спорту – 300 лет!»

13 августа в Санкт-Петербурге, в Нарышкином бастионе Петропавловской крепости, откроется выставка «Российскому парусному спорту – 300 лет!». Выставка пройдет в рамках «Балтийской яхтенной недели», одного из крупнейших парусных событий в России.
Верфь: ZAR FORMENTI
По теме

Лодки, которые покупают

Есть ли у нашей лодочной индустрии экспортный потенциал? Ответ на этот вопрос дает продукция компании Aquamarine из Санкт-Петербурга, выпускающей уникальные складные лодки-RIB.

Итоги осенней выставки яхт и катеров SPIBS 2015

Завершило свою работу Saint Petersburg International Boat Show (SPIBS) — выставка яхт, катеров, сопутствующей водной, сухопутной и другой техники, предназначенной для отдыха на воде и у воды. Организатором выставки является журнал Motor Boat & Yachting.

Способность удивлять

SeaRay 305 Sundаncer: Иногда даже хорошо знакомая лодка может заставить взглянуть на себя совершенно по-другому.

В Сочи завершилась выставка яхт и катеров

SOCHI Yacht Show завершила свою работу. На выставке были представлены яхты и катера известных брендов, а также лодки российских производителей, пластиковые понтоны, летающие ранцы, подводный гидроцикл и многое другое.