Особое положение

Лодка с большой площадью роскошных палуб, как у 70-футовой яхты, с мореходным потенциалом и эффективной системой стабилизации качки, как у эксплорера, — возможно ли такое?

 

Как можно объективно оценивать лодку, если она уникальная в своем роде? Просто посмотрите на тех двух конкурентов в конце статьи, которых нам пришлось выбрать для соблюдения формата. Один из них — траулерная яхта Skagen 50. В Azimut обычно избегают термина «траулерная яхта», но Magellano 50, обладающая специфическим двухрежимным корпусом, способная идти на скорости 20 узлов, оснащенная высоким фальшбортом и мощным релингом, пригодна для «переходов на длинные дистанции в любых водах и в любую погоду». Все это говорит о близком родстве с траулерами. Другой конкурент — Sessa 54 — символ итальянского стиля. При всей специфике своей внешности Magellano 50 не менее роскошен внутри, чем любой шикарный итальянский флайбриджный круизер. Если подобное сравнение покажется странным, отметьте сходство планировки и отделки обеих яхт: каюта владельца в центральной части корпуса во всю его ширину, модный итальянский стиль, огромные окна, салон без боковых дверей в рубке и дополнительный внутренний трап на флайбридж, обычно присутствующий на траулерных яхтах. Следующая отличительная черта — опциональная гибридная моторная установка. Проект предусматривал наличие между дизелями Cummins мощностью по 425 л.с. и их редукторами двух электромоторов по 23 кВт, а также двух генераторов по 20 кВт с набором литий-ионных батарей общей емкостью 21 кВч. 

Ни один 50‑футовый круизер из тех, что я видел, не предлагал столь богатый выбор планировок

Все это оборудование должно было позволить яхте практически бесшумно скользить по воде со скоростью до 7 узлов. Помимо того, предполагался еще один набор батарей общей емкостью 42 кВч, чтобы энергии было достаточно для преодоления дистанции 10 миль, прежде чем севшие аккумуляторы вынудят запустить дизельные двигатели или переключиться на генераторы. Сегодня эту опцию, как и дополнительные батареи, верфь не предлагает в силу сравнительно низкой эффективности и высокой цены. Однако у Magellano 50 есть и другие детали, выделяющие яхту среди «одноклассников». На носовой палубе судна оборудована изумительная зона отдыха со складным столом и большими удобными диванами, которые можно превратить в огромный лежак для загара. Этим не удивишь на 70‑футовых яхтах, но на такой лодке подобное уже в новинку. Если вы причалили кормой, то носовая палуба (в отличие от кокпита) оказывается совершенно закрытой от любопытных, и здесь также можно с удовольствием отобедать или загорать. Покупатели могут выбирать среди четырех вариантов планировки нижней палубы с различными опциями вроде трансформируемой обеденной зоны, открытой студии, третьей каюты (койки в два яруса) и «прачечной» с откидной койкой. Ни один из серийных 50‑футовых круизеров, которые я видел, не предлагал столь богатый выбор. Magellano 50 — без сомнения, уникальная лодка, занимающая особое положение вне существующих категорий яхт.

НА ПАЛУБАХ

Более всего на Magellano 50 впечатляет палуба. Яхта, как по-настоящему «крутой» траулер, имеет категорию «А» (RCD), и это подчеркивает высокий (68,5 см) релинг на внушительном фальшборте. Если говорить о палубных рундуках, эта итальянская яхта может даже дать фору иным траулерам. Добавьте к большим рундукам в районе зоны отдыха в носу (их четыре) якорный ящик, и вы забудете об утомительной беготне с кранцами и швартовами по боковым проходам. Верфь Azimut всегда отдавала предпочтение подковообразной форме диванов в кокпите — с одной стороны, такие сиденья более универсальны и склоняют к общению, с другой, требуют много места. Но, вывесив часть дивана над купальной платформой, кокпит удалось сделать весьма просторным, удобным и уютным, как будто это 60‑футовая яхта. Несмотря на свес, на широкой платформе хватает места для тендера длиной 2,5 м. Хотя каюты Magellano 50 рассчитаны на шесть гостей, за любой из тиковых столов в просторных зонах отдыха: будь то кокпит, носовая палуба, флайбридж или салон — легко можно усадить восемь человек. В плане комфорта посадочных мест это одна из самых универсальных и весьма компанейских 50‑футовых яхт. Конструкторы верфи уделили должное внимание важным практичным деталям. Вдоль кромки купальной платформы стоят три крупные выдвижные утки, к которым удобно швартовать тендер или крепить кранцы. В центре всех тиковых столов устроен выдвижной ящичек, который идеально подходит для хранения кремов для загара или мобильных телефонов. А если секции столов сложить, то на их поверхности появляются крепкие стальные поручни. У транца, рядом со швартовными лебедками в углах кокпита расположены по три мощных кнехта; они допускают любой вариант крепления швартовов и на них удобно подвешивать кранцы, если при швартовке надо защитить корму. Чтобы вода быстро уходила с палубы, есть большие шпигаты. Инженеры только не снабдили крышки палубных рундуков пневматическими или пружинными фиксаторами, поэтому петли рано или поздно разболтаются. При всем этом палубное пространство яхты организовано на редкость удачно — это оценят и любители понежиться на солнце, и те, кто предпочитает в компании друзей бороться с водной стихией.

ДВУХРЕЖИМНЫЙ КОРПУС

Корпус яхты, как и у старшей модели Magellano 74, двухрежимный, разработанный Биллом Диксоном, имеет необычную форму. Она отличается двойной скулой в носу, вертикальным форштевнем, полными носовыми ватерлиниями и выступающей округлой частью днища, сопряженной с фальшкилем. Верфь заявляет, что такой корпус обладает высокой остойчивостью, мягким ходом, меньше подвержен бортовой качке, развивает достаточно высокую скорость 21 узел, легче маневрирует и точнее входит в повороты, а также не создает заметного горба сопротивления при переходе из водоизмещающего режима к глиссированию. В тот декабрьский день в Савоне ветер разогнал довольно заметную зыбь высотой до трех футов. Это отлично подходило для проверки всех тех утверждений, что были высказаны в отношении ходовых качеств этого Magellano 50. В таких условиях судно легко и без вопросов продемонстрировало мягкий ход любым курсом: по ветру, против ветра и лагом к волне. Лучшие из корпусов с обводами «глубокое V» показали бы похожие результаты, но в случае Magellano 50 при ухудшении погодных условий его носовая часть большей вероятностью сохранит нормальное положение без существенного дифферента на корму. Опыт управления классной Corvette 320 и Sea Ranger 448, у которого похожий корпус и тоже Билла Диксона, говорит, что в более сложных условиях ход яхты будет гораздо мягче по сравнению с глиссирующими лодками. Что касается максимальной скорости, то нам удалось разогнаться до 20,5 узла. На борту было 80% топлива, пять человек экипажа и ничего более. Водяные танки практически пустые, спасательного плота, тендера на купальной платформе и багажа не было, как и опциональной кран-балки грузоподъемностью 400 кг, второго тендера или гидроцикла. Навес из ткани на стальном каркасе над флайбриджем явно не тяжелее конструкции из пластика. На лодке стояли стабилизаторы Seakeeper, посему, если учесть вес перечисленного оборудования (около 4–5 т), он заметно повлияет на дифферент, управление яхтой и скорость. Кто знает, подчиняется ли корпус такой формы обычным законам гидродинамики, но если так, то максимальная скорость упадет на несколько узлов.

Верфь заявляет, что их особенный двухрежимный корпус обладает высокой остойчивостью, мягким ходом и меньше подвержен бортовой качке

А вот в отношении точной и легкой управляемости в поворотах скажу так. Бывают двухрежимные лодки с более четкой реакцией на перекладку штурвала, например, Grand Banks 47 Heritage или Beneteau Swift Trawler 52. Magellano 50, как и его соперник Skagen 50, управляется весьма степенно. И это неплохо — лодка создавалась для спокойных длительных путешествий, а не для гонок с виражами. Что касается неспешных маневров в марине, то здесь Magellano ведет себя весьма предсказуемо, что крайне хорошо, учитывая существенную парусность яхты с большим флайбриджем. Теперь относительно качки. Во время теста на яхте стояли гироскопические стабилизаторы Seakeeper. По заявлению верфи, они демпфируют до 80% качки, но я бы сказал, что все 100%. На якорной стоянке при ветре система стабилизации почти полностью гасит утомительную качку. Гироскопам в моторном отсеке требуется около получаса, чтобы выйти на рабочий режим. Кроме того, по мере набора скорости эффект стабилизаторов Seakeeper постепенно улетучивался, и когда скорость перевалила за 15 узлов, они уже никак не влияли на поведение судна. Жаль, поскольку Magellano 50 все же немного склонна к качке, хотя в условиях теста это ощущалось не сильно. Вероятно, поэтому верфь теперь перешла на гидравлические плавниковые стабилизаторы компании The American Wesmar; подобные системы прежде ставили на яхты Azimut большей длины, а также на водоизмещающие яхты Benetti. Результаты серии тестов при различных погодных условиях показали, что новая система стабилизации качки обеспечивала Magellano 50 плавный и ровный ход даже при сильном боковом ветре. При ветре силой 5–6 баллов по шкале Бофорта и высоте волны 3 метра яхта имела потрясающую остойчивость и плавный ход с амплитудой бортовой качки ± 4º практически во всем диапазоне скоростей, что, безусловно, является серьезным преимуществом. Также следует иметь в виду, что лодка будет вести себя не так, как более быстрые двухрежимные яхты Grand Banks 47 или Swift Trawler 52. Это не удивительно: динамическая остойчивость зависит от скорости, а при переходном режиме на скорости 15–20 узлов остойчивость относительно невысока у любого корпуса. Возможно, более важно, что у этой добротно построенной лодки слишком много тяжелого стеклопластика в надводной части. Лично я подумал бы дважды, прежде чем добавлять гидроцикл весом 380 кг, 300‑килограммовый кран и опциональный хардтоп, которые поднимают центр тяжести и, скорее всего, снижают скорость. Конечно, есть масса неспешных водоизмещающих лодок, которые подвержены качке в большей степени, чем Magellano, поэтому вопрос здесь не столько в безопасности, сколько в индивидуальном комфорте. Верфь Azimut также утверждает, что при переходе от водоизмещающего режима к глиссированию корпус не создает ощутимого горба: нос просто плавно поднимается. В целом это хорошо, поскольку повышается комфорт для пассажиров и расширяется диапазон крейсерских скоростей (у Magellano 50 этот диапазон действительно широкий). К сожалению, по мере роста скорости на глиссировании носовая часть поднимается настолько, что начинает ухудшаться обзор по курсу. На ходу с задействованными транцевыми плитами (70–100%) у меня не получилось вести лодку, сидя в кресле рулевого, поскольку широкий и высокий нос мешал обзору. И даже если встать на откидную подножку, обзор оставался ограниченным. Представители Azimut предположили, что причиной тому пустой водяной танк, который находится в носовой части и вмещает 700 л. Но ведь есть еще и противовес в виде тендера, кран-балки и аквабайка — все это находится за центром тяжести и нагружает корму. Относительно поста управления могу сказать, что это не самый лучший вариант из тех, что я видел на яхтах Azimut. Приборная панель слишком мала для лодки с таким круизным потенциалом. Там нет места для карты и всяких мелочей, не поставить дополнительные приборы вроде эхолота, Navtex, еще одного дисплея радара или картплоттера. На Magellano 74 мы видели традиционный для Azimut удобный пост управления, и почему эту лодку не оборудовали таким же, остается загадкой.

ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

За создание внешнего вида и планировки Magellano 50 отвечал голландский дизайнер Кор Д Ровер, оформлением интерьеров занималась команда во главе с Федерикой Бертолини. Ей удалось воплотить стиль, в котором угадываются типичные итальянские черты (ничего общего с Grand Banks!), придающие яхте индивидуальность. Интерьеры настолько привлекательные, теплые и комфортные, что в какой-то момент мне даже захотелось забыть про тест, укрыться внутри и приготовить себе капучино. В общем, я считаю, что интерьеры удались на славу и соответствуют духу этой лодки. Первый корпус Magellano 50 к моменту нашего теста уже «намотал» 137 часов, и на выставке в Генуе на яхте побывали толпы людей. Тем не менее меня удивило, насколько «поношенной» казалась яхта в некоторых местах. Снаружи она выглядела как новая: внушительная конструкция, массивный стеклопластик, качественный тик. А внутри… Ламинат мебели, фрагменты основания стола и пьедестала кресла рулевого имели царапины, щербины и сколы, хотя крепкие элементы вроде столешницы в салоне не пострадали. Видимо, проблема именно в ламинате, острые кромки которого повреждаются в первую очередь. Разумеется, немногие производители используют в таких местах массив дерева, но края и углы, подверженные ударам, все равно должны быть усилены, а фасады ящиков, облицовочные панели мебели и дверей уже можно делать из ламината. Часть деревянной отделки была также выполнена не очень тщательно; но это была первая яхта Magellano 50 на тот момент, и я уверен, что все произошло из-за спешки при сдаче. Верфи стоит обратить внимание и на качество петель. Я никак не ожидал увидеть, что большая тяжелая зеркальная дверца в изголовье кровати владельца закреплена на паре маленьких и уже ослабших петель. Тут напрашиваются минимум четыре или две петли и два пневматических фиксатора. По-видимому, одна из главных идей при разработке дизайна Magellano заключалась в создании четырех одинаково просторных и удобных зон отдыха. Это почетная задача, и верфь с ней отлично справилась, но все имеет свою цену. Несмотря на существенную ширину корпуса (4,65 м), в салоне между обеденной зоной и сервантом по правому борту достаточно тесно, и я не могу вспомнить ни одной 50‑футовой лодки, траулера или обычного круизера, где человеку приходится посторониться или даже присесть, чтобы пропустить проходящих через салон.

Интерьеры яхты настолько комфортные, что мне даже захотелось забыть про тест, укрыться внутри и приготовить себе капучино

Камбуз расположен на главной палубе, рядом с кокпитом, и его планировка крайне удобна как для повседневного использования, так и для особых случаев. Отсюда легко сервировать столы в салоне, кокпите, на флайбридже и носовой палубе. Это ключевое место: на время вечеринки камбуз можно превратить в огромный бар и командовать отсюда помощниками, накрывающими столы. Оборотная сторона — относительно небольшие размеры. На яхте посуда, приборы и стаканы хранятся в серванте, но обычно кухонные принадлежности занимают много места, поэтому одного верхнего ящика недостаточно. Когда камбуз находится на главной палубе, «шеф» непременно стремится занять побольше места для хранения всего и вся в салоне. Только на Magellano 50 занимать особо нечего, если не принимать во внимание необычный шкафчик наверху, под верхним постом управления. Да и он не слишком удобен для повседневного использования.

ВЕРДИКТ

Так как же оценивать уникальную в своем роде лодку? Возможно, стоит просто взвесить все плюсы и минусы. На мой взгляд, ключевой идеей Magellano 50 является инновационная палуба. Яхта сочетает серьезные мореходные качества, характерные для траулеров, и просторные комфортные зоны отдыха, до которых большинство 50‑футовых круизеров просто недотягивают. Как мы выяснили, часть смелых заявлений Azimut относительно способностей «нового двухрежимного корпуса» слегка преувеличена. Но это не столь важно: корпус хорошо справляется с задачами, возложенными на него.

В Magellano 50 скрыто сильное внутреннее очарование,
превышающее просто сумму

На мой взгляд, кого-то в этой лодке с серьезным мореходным потенциалом разочарует скудная приборная панель и ограниченный обзор с места рулевого на полном ходу. Внутри дизайнеры предложили отличные помещения и беспрецедентно широкий выбор планировки. Все это прекрасно работает, разве что яхтсменам, которые предпочитают долгие путешествия в компании друзей, придется распределять гостей по зонам отдыха, чтобы в салоне не ощущать тесноты. В отношении Magellano 50 часто употребляют слова «современный, не устаревающий стиль», и как бы лодку ни называли, она выглядит невероятно привлекательной — внутри и снаружи. Несомненно, в этой яхте скрыто сильное внутреннее очарование, превышающее просто сумму характеристик; несмотря на ряд особенностей судна, этому соблазну трудно противостоять.

Стиль жизни

Виртуальные реалии

Представляя свою продукцию, компания Glancy Fawcett широко использует технологии виртуальной реальности.

Оборудование

Счет за электричество

Крупнейшая выставка оборудования и материалов для производства прогулочных судов METS Trade — это не только место для поиска поставщиков, но и главная сцена, на которой обсуждают проблемы и перспективы яхтенной индустрии.

Путешествия

Вокруг света

Рассказ Семена Альтова
Верфь: Azimut Yachts
По теме

"Калашников" обратил внимание на судостроение

Знаменитый российский производитель оружия - концерн Калашников - приобрел контрольный пакет акций судостроительной компании "Еврояхтинг Рыбинская верфь"

Декофеинированный Ristretto Decaffeinato

Специально для ценителей кофе, желающих наслаждаться интенсивным вкусом в послеобеденное или вечернее время, Nespresso выпускает новый бленд Ristretto Decaffeinato. Он отличается особой обжаркой и богатым ароматом, но при этом содержит значительно меньше кофеина.

На RIB’е за рыбой

Людям свойственно развиваться, и развитие в любимом хобби — дело обычное. Начиная с простейших снастей для поимки самых распространенных особей рыбьего мира, рыболовы постепенно «обрастают» современными снастями, приманками и, конечно, плавсредствами. Как следствие, меняются и результаты.

Объявлены победители премии Design & Leadership Awards 2017

На гала-вечере в Форт-Лодердейле International Superyacht Society объявило победителей ежегодной премии Design & Leadership Awards 2017 («Лучший дизайн и лидерство в индустрии»).