На каверне по Байкалу

Среди всех типов судов с динамическими принципами поддержания наименее распространены суда на газовой каверне. Тем интереснее, что новая модель такого судна уже есть на Байкале.

Текст и фото Григорий Дубицкий, «БайкалМоторБоат»

История вопроса

Катера на каверне появились на Байкале еще в 1992 году, когда в Иркутск пришли два 14-метровых водометных катера российского производства типа «Сайгак» (пр. 14081) с дизелем М401 мощностью 1100 л. с. Один из них работал в качестве разъездного на нефтеперерабатывающем предприятии и эксплуатировался интенсивно даже при волне до 3 м, на что не был рассчитан. Были случаи вылета на берег или наезда на бревна без заметной деформации корпуса: его прочность удивляла. За время эксплуатации у владельцев сформировались пожелания по модернизации катера, которые решили реализовать исходя из доступного оборудования и технологических возможностей.

Задача

Она формулировалась так: создать судно для отдыха, безопасное, с высокой крейсерской скоростью и большим запасом хода, о чем надо сказать подробнее.

Желаемая дальность плавания в режиме глиссирования для посещения любой точки Байкала (его длина 650 км) и возвращения домой — один из главных вопросов. Посему требуемый запас хода получался 1500 км (при 15% резерва топлива), а в идеале — 2000 км, когда можно обойти озеро по периметру.

с двигателями мощностью 740 л.с. развивает благодаря каверне это судно длиной 20 м при водоизмещении 16 т 

На Байкале для увеличения дальности быстроходных катеров идут на всякие ухищрения: заполняют топливом водяные цистерны (озерная вода по большей части чистая), размещают в пустотах дополнительные емкости, в том числе мягкие. Все равно не хватает, да и не каждый перегруженный катер может выйти на глиссирование. Для захода в популярные рыбные заливы с горячими источниками, например Чивыркуйский (450 км от Иркутска), большинству катеров требуется несколько заправок. Крупные яхты обычно ходят в водоизмещающем режиме, да еще в сопровождении автоцистерны. Небольшие лодки объединяются в эскадры и оптимизируют расходы на идущий по берегу заправщик. Самые смелые связываются с местным населением и таскают на борт канистры, хотя опасность приобрести некачественное топливо высока. Остальные из-за сложностей отказываются от дальних походов.

Приоритеты проектирования — дальность, живучесть, функциональность

В целом, эти и другие требования, которые следовало учесть, при всей специфике судна соответствовали большинству акваторий России. Так родился проект БМБ.14081.М1.

Конструкция и устройство

Проектировщики изучили практичные решения, реализованные на финских «морских внедорожниках» и отечественных проектах близких типов — катерах, которые могут использоваться как служебные или прогулочные (при должном оборудовании и отделке). В итоге получилось судно длиной до 20 м и вместимостью 12 чел. (ограничения ГИМС). Его довольно брутальная внешность с резко очерченным профилем и обратным наклоном лобового стекла напоминает о прототипе — пограничном катере «Сайгак». Характерные архитектурные элементы: крупная надстройка с выходами на борт (остекление — поликарбонат толщиной 13–15 мм с антиабразивным покрытием) и площадкой на крыше с диваном и лежаком, приподнятый кокпит в корме, длинная бушпритная площадка с откидным трапом, большой кринолин.

Разрабатывая проект, конструкторы стремились достичь оптимального сочетания площади открытой палубы и объема обитаемого пространства. Компоновка внутри — ходовая рубка, пять кают (две одноместные с гальюнами и три двухместные с общим гальюном), кают-компания с диванами, столом и большим камбузом; он расположен над переборкой моторного отсека, там, где на волнении наименьшая качка (чтобы посуда не летала). Предусмотрен вариант с большой мастер-каютой (вместо трех кают в носу); две двухместные каюты не изменяются.

Моторный отсек, где стоят два дизельных Volvo Penta D6-370, просторный и светлый; двигатели, дизель-генератор и системы легко обслуживать даже на ходу (вход в отсек с кормы). Непотопляемость обеспечивают пять отсеков с автоматической помпой в каждом.

Корпус выполнен из панелей (легкий сплав 1561), набор продольно-поперечный. Для подхода к необорудованному берегу киль и днище в носовой части усилены до 12 мм. Для снижения ударных нагрузок в носу устроена балластная цистерна (400 л), автоматически заполняемая при ходе по встречной волне. Мощное якорное устройство (якорь в носу 50 кг, в корме — 30 кг) с кормовой лебедкой гарантирует безопасную стоянку на рейде, что на Байкале особенно важно.

Большинство систем дублированы. Тепло и горячая вода — за счет отбора от двигателей, электро- и дизельного отопителя; на камбузе — дизельная и электрическая плиты (бортовая сеть 220 В). На судне установлены полный комплект навигационной электроники, система автоматического позиционирования, тепловизор, видеонаблюдение (палуба и подводные камеры), спутниковое ТВ, Интернет.

Ходовые качества

Принципом работы газовая каверна на днище напоминает подушку скегового СВП; разница в том, что избыточное давление нагнетаемого под днище СВП воздуха поддерживает всю массу судна, а у судна на газовой каверне — частично: для пр. БМБ.14081.М1 эта доля около 4 т. Судно при этом остается глиссирующим; каверна перераспределяет давление на днище и снижает сопротивление трения.

Отработка взаимодействия движителей с каверной на новом судне оказалась непростой. Прежние модели катеров с каверной оборудовались водометами или валами с частично-погруженными винтами, а у нас — стоящие на транце под кормовой платформой угловые колонки. Но задачу решили, и результат даже превзошел ожидания. На судне пр. БМБ.14081.М1 каверну заполняют выхлопные газы двигателей, идущие по специальным каналам. При этом противодавление выхлопу не увеличилось, о чем говорят данные теста. При водоизмещении 15,5 т на расчетной скорости 62 км/ч двигатели развили паспортную мощность 370 л. с. при 3500 об/мин (гребные винты G4). На крейсерской скорости 48 км/ч (3000 об/мин) двигатели выдавали по 260 л. с. при расходе топлива 104 л/ч в точном соответствии стендовым показателям (менее 2,2 л/км).

По мере разгона дифферент — его корректируют управляемые интерцепторы в носовой и кормовой частях каверны и откидка колонок — изменяется мало, достигая величины 3°. При входе в поворот судно немного разгоняется, далее на циркуляции обороты двигателя и скорость не падают, управляемость отличная. С двигателями Volvo Penta D6-370 и угловыми колонками DPH при запасе топлива 3400 л дальность плавания на скорости 45 км/ч не менее 1500 км; если увеличить емкость цистерн на 700 л, она составит 1900 км.

На волне до 1,5 м при скорости 40 км/ч в кокпите перегрузки не ощущаются. Снижение скорости при увеличении водоизмещения судна незначительное, двигатели не перегружаются, и, похоже, еще есть резерв увеличения скорости.

В заключение — слова благодарности всем, кто принимал участие в создании этого оригинального судна, и отдельно — разработчикам проекта, сотрудникам КБ «А4» (Иркутск) и В.  Г. Калюжному, одному из разработчиков каверны катера «Сайгак», начальнику испытательного стенда Крыловского центра (С. - Петербург).

От редакции

На любом быстроходном судне важно отработать так называемую платформу — оптимизировать размерения, водоизмещение и центровку, мощность, форму корпуса, форму и положение реданов, ряд других характеристик. После этого платформу можно использовать для решения широкого спектра задач. Проект БМБ.14081.М1 компании «БайкалМоторБоат» вполне это позволяет.

Досье БМБ.14081.М1

 

Знания

Думай латерально!

Верфь Oceanco, известная своими кастомными суперяхтами длиной 80+ м, и ее давний партнер проектное бюро BMT Nigel Gee объявили о создании новой компании под названием Lateral Naval Architects, которая планирует выполнять инженерные изыскания для широкого круга заказчиков.

Новости

Выставка «Российскому парусному спорту – 300 лет!»

13 августа в Санкт-Петербурге, в Нарышкином бастионе Петропавловской крепости, откроется выставка «Российскому парусному спорту – 300 лет!». Выставка пройдет в рамках «Балтийской яхтенной недели», одного из крупнейших парусных событий в России.

Новости

Can-Am X Race: мечты сбываются

Подиум второго этапа квадросерии Can-Am X Race 2018 удивил многих заядлых болельщиков соревнования. Гонка в очередной раз показала: всё будет — cтоит только проявить терпение, старание и, конечно же, поверить, что удача обязательно придет.
Верфь: BAIKAL MOTOR BOAT
По теме

Чистая энергия

Словенские верфи уже успели заработать репутацию инновационных своим небанальным подходом к лодкам, да и к яхтингу в целом. Встречайте новое имя: Alfastreet Marine.

Яхтенный Сочи

С 1 по 3 октября 2015 года в олимпийском городе Сочи состоялся "Имеретинский" яхтенный салон - первая осенняя выставка, объединившая игроков яхтенного рынка, автомобильной индустрии и представителей вертолетного сервиса.

Очень особенный

Новая модель итальянской компании ZAR Formenti — свежий взгляд на эстетику и функциональность RIB’ов. Рассмотрим ZAR 59SL.

Yachtmaster: Давайте экономить!

Хотите, чтобы 60-мильный переход обошелся вам на £150 дешевле? Наш тест в реальных условиях показывает, каким образом можно сократить расход топлива.