По стопам гигантов

У каждой яхты свое предназначение. Одни становятся лучшим в мире домом на воде, другие — любимой игрушкой, но есть среди них и такие, которым суждены великие дела.

Текст Антон Черкасов Фото Damen

Уже несколько лет голландский судостроительный концерн Damen успешно выпускает суда обеспечения для суперяхт на основе уникального корпуса Sea Axe собственной разработки. Рассчитанные в первую очередь на транспортировку топлива, водной и прочей техники, эти специализированные лодки не предусматривают размещение гостей. Однако клиенты Damen не переставали интересоваться возможностью создания экспедиционной яхты с высоким уровнем комфорта на платформе Sea Axe, которая бы позволила им значительно расширить ареал путешествий.

«Вместо того чтобы создавать отдельный проект для каждого заказчика, мы провели глубокое маркетинговое исследование и разработали целую линейку яхт SeaXplorer: они наиболее полно удовлетворяют запросам людей, мечтающих о путешествиях без границ, — поясняет Яап ван дер Велде, один из ведущих конструкторов Damen. — В качестве отправной точки мы взяли корпус длиной 90 м. Он соответствует наиболее востребованной в экспедиционном мире золотой середине и позволяет разместить достаточно много пас-
сажиров и оборудования. Дальше все ограничивается лишь воображением и потребностями заказчика: если нужен второй вертолет, каюты для многочисленных друзей или расширенный набор техники, то мы готовы предложить судно большей длины».

На маркетинговые исследования и проработку концепции SeaXplorer ушло почти два года. Работу по созданию наружного дизайна всей линейки поручили бюро Azure Yacht Design and Naval Architecture, так как по требованию верфи дизайнерам следовало подчеркнуть экспедиционный экстерьер яхты, сохранив при этом семейные черты голландского судостроителя.

с корпусом
Sea Axe построено на верфи Damen
за последние 10 лет

«Специалисты Azure хорошо поняли задачу и выразили во внешности SeaXplorer накопленный Damen опыт в сфере строительства специализированных судов, — говорит Яап ван дер Велде. — Дизайн оказался настолько удачным, что вопрос выбора отпал сам собой».

Разумеется, экспедиционное судно не может ограничиваться стандартными для мира суперяхт 12 гостями, и старшая версия SeaXplorer 100 сможет брать на борт до 30 пассажиров и 50 человек экипажа. Для этого Damen сертифицирует проект по требованиям SOLAS, которые являются более строгими, чем применяемые для обычных супер-яхт Passenger Yacht Code.

Роб Луендейк

управляющий директор Amels

"Наши клиенты интересовались адаптацией специализированных судов Damen под экспедиционные цели, и от них мы узнали, что на рынке попросту нет достаточно серьезных экплореров. Тогда мы начали разрабатывать SeaXplorer и продвинулись гораздо дальше трехмерных изображений — получилась полностью продуманная линейка"

На фото: SeaXplorer фактически стал первым удачным симбиозом научного экспедиционного судна и суперяхты

Стремление к идеалу

На счету Damen уже почти 6000 коммерческих, военных и офшорных судов, а также десятки суперяхт мирового класса, поэтому у концерна имелись все основания разрабатывать SeaXplorer, опираясь исключительно на собственный опыт. Однако голландцы не побоялись признать, что в вопросе эксплуатации экспедиционных судов есть более опытные специалисты, и обратились за помощью к американцам из EYOS Expeditions.

«Я уважаю Damen за такое решение, — говорит Роб Маккаллум, один из основателей компании. — Их колоссальные знания давали полное право действовать самонадеянно, но они поступили мудро. К сожалению, большинство специалистов, участвующих в проектировании современных яхт-эксплореров, никогда не бывали в серьезных экспедициях, тогда как в основу SeaXplorer легли сотни походов такого рода. Ежегодно EYOS Expeditions организует и проводит порядка 30–40 экспедиций на суперяхтах; 70% из них приходится на полярные регионы. В помощь по созданию SeaXplorer мы вложили весь наш многолетний опыт, и получилось очень нестандартное судно, которое разрабатывали не только конструкторы и дизайнеры, но также операторы-практики».

в среднем составляет минимальный срок службы подобных судов

Большинство рекомендаций от EYOS Expeditions касалось в первую очередь навигации в заполярных регионах и работы во льдах.

«Одним из самых ярких элементов проекта выступает его носовая часть со специальной полузакрытой наблюдательной площадкой, — поясняет Роб Маккаллум. — Например, в Арктике, когда судно “охотится” за белыми медведями, осторожно подбираясь к ним с подветренной стороны, люди хотят оказаться как можно ближе к животным, чтобы лучше разглядеть и сфотографировать их. То же самое справедливо для наблюдения за китами в антарктических водах. Кроме того, подобные зоны присутствуют на мачте, рядом с ходовой рубкой и непосредственно на капитанском мостике — излюбленном месте пассажиров. Мы давно заметили, что в экспедициях гости стремятся участвовать в жизни корабля и слышать принимаемые в рубке решения. А если посмотреть на SeaXplorer глазами капитанов, то это вообще судно мечты, поскольку на нем не придется обливаться холодным потом, когда владелец вдруг укажет на карте забытый богом остров, куда ему вздумалось отправиться».

Роб Маккаллум 

Профессиональный консультант в области менеджмента экспедиций на суперяхтах, один из основателей компании EYOS Expeditions. Обладая огромным опытом, он неоднократно возглавлял путешествия в заполярные регионы и отдаленные уголки Тихого океана. Будучи экспертом по глубоководным погружениям, Роб координировал экспедиции к «Титанику», «Бисмарку», принимал участие в поисках пропавшего самолета Air France и подготовке рекордного спуска Джеймса Кэмерона в Марианскую впадину. Среди клиентов EYOS Expeditions значатся такие солидные организации, как National Geographic Society, Discovery Channel, ВВС, CNN и даже ВМФ Норвегии.

Каша из топора

По новым правилам Международной морской организации (IMO), начиная с 2017 года каждое судно, планирующее навигацию в полярных регионах, должно иметь полярный сертификат. Проект SeaXplorer соответствует требованиям Polar Code категории «B» (Polar Class 7), который позволяет летом и осенью ходить в паковом льду без ледокольного сопровождения (толщина ледового покрова до 0,90 м). Фактически это минимум, без которого экспедиционной яхте самостоятельно не добраться до самых зрелищных мест скопления полярных животных и птиц. Повышать ледовый класс подобным эксплорерам нет смысла — их владельцы вряд ли захотят отправиться в Заполярье зимой, когда там почти нет дневного света и неделями не стихает пурга.

Евгений Кочман

компания Imperial Yachts

"Наши клиенты по всему миру проявляют большой интерес к серьезным экспедиционным яхтам. Мы уже давно сотрудничаем с Damen и Amels и вместе построили много суперяхт, включая эксплорер Sea Axe 6711 c многофункциональным вертолетом, подводной лодкой и барокомплексом на борту. Он уже совершил кругосветное плавание, доказав свою надежность в тяжелых климатических условиях.  За годы работы Imperial Yachts накопила солидный опыт и является одной из немногих компаний, способных удачно реализовывать сложные экспедиционные проекты"

На фото: Толщина усиленного стального корпуса на борту достигает 20 мм, а шпация составляет 350 мм

Одна из ключевых особенностей SeaXplorer — корпус двойного действия. В носовой части запатентованные обводы Sea Axe (напоминают линии топора) обеспечивают высокую мореходность в шторм, а корма выполнена по ледокольному типу.

«Подобное экспедиционное судно 95% времени проводит в открытой воде и лишь 5% во льдах, — рассказывает Яап ван дер Велде. — Чтобы обеспечить пассажирам максимальный комфорт в плохую погоду, потребуется корпус, наименее подверженный воздействию высоких волн. Носовые обводы Sea Axe лучшим образом справляются с этой задачей, но при этом не подходят для льда. С другой стороны, суда с классическим ледокольным корпусом обладают самой низкой мореходностью, какую только можно представить. Именно поэтому мы совместили в корпусе SeaXplorer корму, которая эффективно прокладывает путь во льдах и не ухудшает мореходность в открытой воде с проверенными временем носовыми обводами Sea Axe».

Тесты масштабной модели в исследовательском центре HSVA показали, что форштевень Sea Axe хорошо проходит через лед

Кстати, тесты масштабной модели в опытовом бассейне гамбургского исследовательского центра HSVA неожиданно показали, что острый вертикальный форштевень сам по себе способен достаточно эффективно проходить через паковый лед толщиной до полуметра.

Корпус SeaXplorer имеет двойное дно и ледовую защиту, распространяющуюся на два метра выше ватерлинии. Конструкторы не стали полностью реализовывать классический ледовый пояс: вместо этого стальные борта SeaXplorer толщиной до 20 мм получили локальные усиления, а шпация составила всего 350 мм.

Сверху вниз: Специальный салон для наблюдений за окружающей природой с выходом на нос судна.  Заказчик волен выбирать дизайнера и стиль оформления интерьеров по своему усмотрению.  Позади ходовой рубки предусмотрена обогреваемая открытая палуба.

«Этот корпус рассчитан на высокое внешнее давление, и если судно вдруг окажется затертым во льдах, то с ним ничего не случится, — уверяет Яап ван дер Велде. — Несмотря на круглоскулые обводы, лед не выдавит корпус на поверхность из-за его большого веса».

Хорошие ледокольные качества SeaXplorer обусловлены не только корпусом, но и эффективными полноповоротными днищевыми приводами Azipod. Их тянущие винты, равно как и редукторы, настолько прочные, что не боятся ударов ледяных глыб и в специальном режиме способны даже фрезеровать толстый лед, который невозможно продавить кормой. Это не самый комфортный способ движения, но когда нет выхода, он может спасти ситуацию.

Верфь пока не раскрывает информацию о том, какие маршевые двигатели будут стоять на SeaXplorer, но подтверждает применение комплексных дизель-электрических установок на базе четырех генераторов со специальной «умной» шиной постоянного тока. Она будет регулировать обороты генераторных двигателей в зависимости от текущего потребления энергии на судне. Эта во многом инновационная для судостроения технология позволит экономично расходовать топливо и снизить шумовую нагрузку. Также в Damen позаботились о том, чтобы почти все 60% энергии, пропадающие в дизельных моторах в виде тепла, использовались для отопления и нагрева воды. Кроме того, SeaXplorer будет соответствовать требованиям стандартов IMO Tier III, касающихся выброса в атмосферу оксидов азота, поэтому судно сможет свободно ходить у берегов таких сфокусированных на экологии стран, как США.

Важные нюансы

• Яхта будет оборудована системой динамического позиционирования, которая позволит спускать тендеры и субмарины, а также использовать глубоководных роботов (ROV) без постановки на якорь. В ее основе — кормовые приводы Azipod (3 МВт) и два носовых подруливающих устройства по 350 кВт. Также на судне предусмотрены бортовые плавниковые стабилизаторы, которые втягиваются в специальные карманы при появлении льда.

• Мини-субмарины на SeaXplorer разместят в специальном ангаре вдоль борта; для их спуска предназначен кран-тельфер с амортизацией.
Из-за большой длины и массы судна даже на волне спуско-подъемные операции не вызовут опасный крен, а для страховки инженеры предусмотрели дополнительный кран на вертолетной площадке.

• В качестве опции возможен так называемый moon pool — люк в центральный части днища, который позволяет проводить водолазные спуски, сканирование толщи воды и дна спецоборудованием, а также опускать ROV. Вне зависимости от длины судна на нем предусмотрены барокамера и серьезный водолазный блок с возможностью использования кислородных и гелиевых смесей.

Тепловая энергия маршевых дизелей используется для отопления и подогрева воды

• По требованиям стандартов Polar Code топливные баки вместимостью более 30 м3 не могут располагаться вплотную к корпусу. Конструкторы наделили их двойными стенками и подняли над днищем без существенной потери полезного пространства.

• Планировка палуб яхты создавалась с таким расчетом, чтобы гости и персонал могли максимально быстро сойти с борта на лед, когда рядом внезапно появляется что-то интересное. Отовсюду кратчайшие пути ведут в так называемую «переходную зону», где хранится спецодежда и снаряжение для выхода на лед, а также в гараж с тендерами, на вертолетную площадку и к подводным лодкам. На обратном пути пассажиры снимают в этом «тамбуре» грязную одежду и быстро попадают в зону «люкс», чтобы согреться в комфорте.

• Помимо собственно экипажа, во время экспедиций на борту SeaXplorer будут находиться пилоты полярных вертолетов и субмарин, водолазный специалист, врач, гид-натуралист, переводчик, охрана, фотограф и видеооператор.

Корпус SeaXplorer обеспечивает комфортный ход в открытой  воде  и уверенное движение в паковом льду 

Навигация в полярных регионах планеты

 

Polar Class

PC‑1 Круглогодичная навигация в любых покрытых льдом водах

PC‑2 Круглогодичная навигация в условиях умеренного пакового льда

PC‑3 Круглогодичная навигация в двухлетних льдах с включениями старого льда

PC‑4 Круглогодичная навигация в толстых однолетних льдах с включениями старого льда

PC‑5 Круглогодичная навигация в средних однолетних льдах с включениями старого льда

PC‑6 Летне-осенняя навигация в средних однолетних льдах с включениями старого льда

PC‑7 Летне-осенняя навигация в тонких однолетних льдах с включениями старого льда

Международные стандарты IMO Polar Code призваны минимизировать риски навигации в полярных регионах.

Тонкости утилизации

«Если речь идет, скажем, о походе к архипелагу Фиджи, то капитан может сам придумать маршрут, прибегнув к помощи Интернета, — рассказывает Роб Маккаллум. — Но если в планах Дальний Восток или Северо-Западный проход, то без профессионалов уже не обойтись. Когда люди обращаются к нам, мы проводим оценку возможностей их судна и на основе этого предлагаем несколько вариантов маршрутов. Почти всегда главным ограничением в их будущем путешествии становится именно яхта».

автономности SeaXplorer подразумевают не только запасы топлива, воды и провизии, но также возможность накапливать и утилизировать отходы

На фото: При необходимости судно способно ломать лед кормой.

«Действительно, одной из главных и широко обсуждаемых проблем всех современных эксплореров является недостаточная защита корпуса от льда, — продолжает он. — Например, мы уже четырежды водили известную яхту Big Fish в Антарктику и каждый раз были вынуждены соблюдать предельную осторожность, так как ее корпус не имеет ледового класса. Но существует другой, не менее важный недостаток, о котором никто не хочет вспоминать. Все привыкли рассуждать об автономности эксплореров только в ключе зависящей от запаса топлива максимальной дальности плавания, оставляя за рамками автономность по провизии и отходам. Мы часто сталкиваемся с яхтами, чей запас хода достигает 5000 миль, а мусорные емкости при этом наполняются всего за две недели или даже быстрее. Вы представить не можете, как пахнет мусор в тропиках, если складировать его на палубе! В этом смысле заявленная для SeaXplorer автономность (40 суток) — реальная и учитывает все подобные нюансы. Этого более чем достаточно, чтобы не спеша пройти Северо-Западным проходом, Северным морским путем или, например, обойти все острова Лайн между Гавайями и Французской Полинезией».

Мини-субмарины и роботы позволят исследовать подводный мир

Для решения «мусорной» проблемы на SeaXplorer отведено достаточно места; есть спецхолодильники и пресс-компакторы для стеклянной и пластиковой тары. Верфь также рассматривает возможность использования мусоро-
сжигательной машины, но пока не решается на ее установку.

Кто первый?

К моменту презентации SeaXplorer на Monaco Yacht Show голландцы наиболее глубоко проработали 90-метровый проект и в конце 2016 года будут готовы заложить корпус. Поскольку для большинства первый эксплорер такой длины может оказаться слишком серьезным шагом, Damen включила в линейку «начальную» модель длиной 65 м, которая позволит им войти в мир экспедиционных яхт.

«Именно в этом размере мы обнаруживаем больше всего переделанных под эксплореры коммерческих судов, — поясняет Яап ван дер Велде. — К сожалению, в стремлении сэкономить время и деньги за счет переделки люди в итоге часто теряют и то и другое, оставаясь разочарованными результатом».

На фото: Владельцу первого SeaXplorer остается только позавидовать — на этом судне он сможет отправиться куда угодно

За владельцами суперяхт закрепился стереотипный образ любителей жарких стран, но кто же тогда отправляется на своих дорогих судах туда, где невозможно не только купаться и загорать, но даже просто выйти на палубу без теплой одежды?

«Наши клиенты — умные, амбициозные и любознательные люди, самостоятельно достигшие успеха, — делится своими наблюдениями Роб Маккаллум. — Они сумели заработать состояние благодаря тому, что знают о мире гораздо больше, чем их конкуренты. И в частной жизни им недостаточно просто сидеть в Монако или на Карибах, поскольку это банально скучно. Они стремятся выйти за пределы очевидности, оказаться как можно дальше от цивилизации с ее пороками и соблазнами, глубже изучить нашу необъятную планету. И я всегда говорю им: не ограничивайте свое воображение, путешествуйте!»

Посмотрите, как тестируют масштабную модель корпуса SeaXplorer в гамбургском центре HSVA:

Новости

В Петербурге наградят лучших яхтсменов

В Северной столице пройдет ежегодная церемония вручения премии за заслуги в области парусного спорта «Яхтсмен года Санкт-Петербурга».

Стиль жизни

Ёлка в Pride Wellness Club — 15 декабря!

Pride Wellness Club в подмосковной Жуковке XXI приглашает погрузиться в атмосферу новогодней сказки.

Новости

Отдых лишним не бывает!

Ласковое море, традиционное турецкое радушие, персональный подход к каждому гостю и высокий уровень сервиса — то, за чем едут в эту гостеприимную страну со всего света.
Верфь: Damen
По теме

От барокко до модерна

В стремлении заполучить клиента дизайнерские бюро придумывают уникальные интерьерные решения, временами, словно кукловоды, дергая заказчика за ниточки его эмоций. Но интерьер суперяхты — это и вправду продукт штучный.

Сервис, покраска и не только

Верфь Monaco Marine La Ciotat, одна из крупнейших в Средиземноморском регионе, отчиталась об успехах за предыдущие полтора года. Компания строит крытые корпуса для покраски суперяхт, организовывает соревнования и выходит на новый уровень общения с клиентами.

Большие и разные

«Для человека, который не знает, куда двигаться, не бывает попутного ветра». Такими словами Сенеки встречает посетителей сайт верфи Nobiskrug. Еще пятнадцать лет назад ее известность редко выходила за пределы Германии, но за этот период компания проделала большой путь, навсегда войдя в историю индустрии суперяхт.

Лучше лучшего

Существует мнение, что лучшее — враг хорошего, однако появление новой суперяхты Quinta Essentia его полностью опровергает.