Нелишний третий

Обзор Fairline Targa 48 GT — яхты типа hardtop, созданной в том же корпусе после флайбриджной и открытой моделей. Изучаем, сравниваем, выбираем.

Текст Ольга Селезнева Фото Fairline Boats

Некоторое время назад английская верфь Fairline Boats сменила стратегию разработки моделей и теперь представляет новинки сериями, включающими флайбриджную, открытую и спортивную версии с хардтопом при одинаковой длине и обводах корпуса. Плюсы такого решения понятны: экономия при проектировании и на оснастке снижает стоимость судов, а покупатель имеет возможность выбирать в понравившемся корпусе наиболее подходящую архитектурную концепцию. Сейчас британцы готовят новую серию яхт длиной 53 фута, которая появится на боат-шоу осенью–зимой. А мы пока взглянем на модель Targa 48 Gran Turismo, дополнившую линейку из Targa 48 Open и Squadron 48, о которых журнал уже писал (см. MBY №1 (25), 2014 и №6 (30), 2014).

Общее впечатление

У новой модели общий для всей серии корпус, те же двигатели и приводы и даже такое же расположение кают, однако надстройка и планировка главной палубы имеют существенные различия с таковыми в версиях 48 Open и Squadron 48. Во-первых, это, конечно, возможность полностью изолировать салон, что позволяет (по сравнению с Targa 48 Open) комфортно эксплуатировать Targa 48 GT в северных широтах, существенно продлевая сезон. Если Targa 48 Open открыта с кормы, а сверху у нее тканевый софттоп, складывающийся в гармошку, надстройка Targa 48 GT имеет жесткую «крышу» с люком на электроприводе, плюс сдвижные стеклянные двери, отделяющие салон от кормового кокпита. Такая изоляция от внешней среды может оказаться не лишней даже в теплых морях.

Кокпит также организован иначе. В версии Targa 48 Open здесь установлен большой лежак для загорания на возвышении, под которым устроен гараж, где стоит тендер. У Targa 48 GT в кокпите находится обеденная зона: вместительный П-образный диван со стационарным или складным столом и ветбар с грилем и мойкой напротив. Такое изменение планировки исключает гараж внизу, однако у лодки имеется широкая купальная платформа с гидравлическим приводом, позволяющая хранить на ней тендер и легко спускать его на воду.

Салон

По сравнению с версией Open у Gran Turismo салон выглядит более парадным, совсем как на флайбриджной Fairline Squadron 48. Оно и понятно: сама идея лодок категории open предусматривает общее пространство главной палубы, открытое ультрафиолету, ветру и брызгам. А это подразумевает тик и отделку диванов неубиваемым винилом, стойким к воздействию всего перечисленного. Но закрытый салон уже позволяет интерьерные изыски: мягкий ковер на полу, дерево, текстиль. Хотя «закрытость» салона довольно условна: сдвижной верх на крыше надстройки по площади ненамного меньше, чем софттоп у Targa 48 Open, к тому же он прозрачный. Так что, как пошутили на верфи, тут «открыто, даже когда закрыто».

По левому борту в салоне — еще одна обеденная зона; напротив — огромный телевизор, выезжающий из ниши, встроенной в секцию шкафов. В носовой части салона, слева — динетта, по правому борту — пост управления «на двоих». Кресло рулевого расположено ближе к диаметральной плоскости, что дает лучший обзор по левому борту, особенно на виражах. Кресла расположены достаточно высоко, но если хочется управлять стоя, предусмотрена подножка, для того чтобы рама ветрового стекла не мешала при «сканировании» глазами. Приборная панель, хоть и довольно компактная, хорошо организована: все под рукой, а бумажную карту при необходимости можно разложить неподалеку — на рабочей поверхности возле динетты левого борта.

Санузлы

Вне зависимости от выбора версии планировки нижней палубы (с двумя или тремя каютами), на борту два санузла — одинаковых по размерам, просторных и с выделенными душевыми кабинами

Моторный отсек

Выбор приводов IPS позволил сделать моторный отсек очень компактным, однако здесь достаточно места для работы. Доступ к двигателям и агрегатам — через палубный люк

Нижняя палуба

О том, что при разработке проекта этих яхт длиной 48 футов одним из приоритетов стал объем кают, догадаться несложно. Targa 48 GT, как и остальные модели серии, чуть выше и шире многих конкурентов в классе. Это позволило добиться высокого, ровного потолка в каютах и разместить мастер-каюту не в носу, а на миделе, во всю ширину корпуса, что встречается далеко не на всех «одноклассниках». Добавьте к этому большие иллюминаторы по бортам — и получите помещение, которое не ожидаешь увидеть на лодке таких габаритов. Сделать это удалось также путем уменьшения и смещения моторного отсека максимально в корму. Такое решение позволили реализовать пропульсивные системы Volvo Penta IPS600 с днищевыми колонками (прежде британские судостроители традиционно отдавали предпочтение гребным валам).

Новые опции Targa 48 GT — стабилизаторы качки и каюта экипажа

Для нижней палубы всех трех 48-футовых моделей разработаны два варианта планировки: с двумя или тремя каютами. В первом случае это мастер-каюта на миделе и VIP-каюта в носу (она оборудована двуспальной кроватью, раздвигающейся с помощью механизма «ножницы» на две раздельных). Центральную часть палубы занимает камбуз и динетта, трансформируемая в дополнительное спальное место. Второй вариант предполагает замену динетты на гостевую каюту-пульман с кроватями в два яруса. И вот здесь стоит серьезно подумать, что выбрать. Если для открытой с кормы Targa 48 Open, на наш взгляд, предпочтительнее первый вариант (в случае непогоды в вашем распоряжении всегда теплый и уютный салон внизу), то для Targa 48 GT, где уже есть полноценный салон на главной палубе, логичнее будет дополнительная каюта. Санузлов в любом случае два: гостевой и в каюте владельца; по размерам они одинаковы, так что никто не в обиде.

Двигатели, приводы, скорость

Как уже говорилось, все яхты Fairline длиной 48 футов оборудуются только пропульсивными установками IPS. Это позволило получить более компактный моторный отсек. Выбирать мощность двигателей тоже не получится: из-за сжатых габаритов отсека здесь помещается только пара IPS600 мощностью по 435 л.с. Но, как показали тесты Targa 48 Open и Squadron 48, этой мощности вполне достаточно.

Все три модели близки по водоизмещению (диапазон 13–14 т), и разброс по скорости оказался незначительным. Targa 48 Open показала скорость 32,5 узла, а более тяжелый Squadron 48, обладающий к тому же и большим воздушным сопротивлением, — 31,5 узла. Следует предположить, что скорость Targa 48 GT при водоизмещении 13,5 т окажется между этими значениями. Впрочем, заметить такую разницу без приборов практически невозможно, да и на волнении скорость неминуемо упадет. Важнее,  что лодка с умеренной энерговооруженностью (64,5 л.с./т) перешла заветную границу в 30 узлов, что доступно далеко не всем яхтам такого класса и ценовой категории. А это многое говорит в отношении оптимизации обводов и центровки.

На нижней палубе круизера можно обустроить две или три каюты

Не менее важно и то, как лодка ведет себя на ходу. В этом смысле ни одна из испытанных нами моделей Fairline еще не подводила своих создателей. Мягкий ход (в первую очередь на волне); плавная циркуляция даже на максимальной скорости с быстрой перекладкой штурвала до упора; невысокий дифферент при прохождении горба сопротивления (до 5°). Есть все основания предполагать, что Targa 48 GT проявит себя не хуже остальных моделей серии. Лодка оснащена транцевыми плитами, но ими, скорее всего, не придется часто пользоваться — разве что для компенсации бокового крена при сильном ветре или при ходе косым курсом к волне.

В отношении расхода топлива у всех яхт Fairline этой серии наиболее эффективный режим на глиссировании не сильно отличается от максимальной скорости и находится в районе 28–30 узлов (автономность по топливу составляет чуть больше 200 миль). Так что поговорка «Тише едешь — дальше будешь» здесь, к удовольствию рулевого, не работает: разница в дальности хода не превысит 10 миль. Желая увеличить ее до 25 миль, придется «сесть на брюхо», сбросив скорость до «водоизмещающих» 12 узлов, что едва ли интересно. Здесь уместно вспомнить вариацию известной поговорки: «Тише едешь — дальше будешь… от того места, куда едешь».

Так что, стоя у штурвала Targa 48 GT, не бойтесь положить рукоятки газа: на такой лодке скорость в удовольствие!

Новости

Экстрим и музыка на Волге

Крупнейший фестиваль экстремальных водных видов спорта и музыки "Русская волна" завершился на Верхней Волге, в Тверской области.

Знания

Модель или компьютер?

Могут ли методы вычислительной гидродинамики полностью заменить тесты масштабных моделей судов в опытовых бассейнах?

Стиль жизни

В добрый путь, яхтсмены!

7 июня в Санкт-Петербурге состоялось торжественное Открытие яхтенного сезона-2018.
Верфь: Fairline Yachts
По теме

Медленно, но верно

Примеры успешного сотрудничества европейских и российских верфей в сфере совместного производства можно пересчитать по пальцам, особенно если речь идет не о малых катерах, а о серьезных круизерах. Внимание — «Ушаковские верфи»!

Лекарство от старости

Генуэзская компания Amico & Co входит в тройку самых современных верфей, которые специализируются на рефите суперяхт в Средиземноморском регионе. Ее средняя годовая загрузка — порядка сотни проектов: от быстрого мелкого ремонта до масштабных вмешательств в конструкцию судна, которые длятся более года.

После урагана

Как можно еще усилить чье-то величие? Сделать акцент на сильных сторонах и описать бесконечные возможности, затмевающие прочее. Обзор Princess 43.

Итоги осенней выставки яхт и катеров SPIBS 2015

Завершило свою работу Saint Petersburg International Boat Show (SPIBS) — выставка яхт, катеров, сопутствующей водной, сухопутной и другой техники, предназначенной для отдыха на воде и у воды. Организатором выставки является журнал Motor Boat & Yachting.