Решение задачи

При выборе между одной и той же лодкой с подвесными или стационарными двигателями важно учитывать всю совокупность факторов в их взаимосвязи.

Текст Алексей Максимов Фото Snip Yachting, Botnia Marin

Как шутил мой школьный учитель математики, решая ту или иную задачку, полезно ознакомиться с ее условием. А наша задача такова. Дано: многофункциональная лодка Targa 27.1 финской верфи Botnia Marin. Спрашивается: с какими двигателями ее лучше использовать? Вот и давайте с этим разбираться, только начнем собственно с лодки.

АРХИТЕКТУРА И КОМПОНОВКА

Targa 27.1 стоит почти в середине линейки однотипных «морских внедорожников», выделяющихся как своей архитектурой, так и мореходными качествами. Все они обладают высоким бортом, пропорционально крупной надстройкой с крупным остеклением и боковыми дверями, свободными кокпитом в корме и носу и флайбриджем. В рубке Targa 27.1, помимо рулевой консоли, стоит диван, есть камбузный модуль. В двухместную каюту в корме попадаешь, подняв фрагмент сиденья дивана, а в носовой части устроен гальюн.

Для Targa 27.1 предлагается один или два дизеля (в основном Volvo Penta) мощностью от 260 до 440 л.с. Но, оказывается, есть и  версия Targa 27 GT (Grand Turismo) с подвесниками, которая вызвала заметный интерес во Франции и Норвегии.

ПЕРВАЯ «ЛАСТОЧКА»

Targa 27 GT появилась благодаря инициативе компании Snip Yachting, французского дилера Botnia Marin. Там прислушались к пожеланиям клиентов (хорошая традиция, особенно в нынешние времена) и совместно с инженерами верфи Botnia Marin «сочинили» версию популярной лодки с подвесными моторами. В ее основу  положен корпус Targa 27.1 с новой кормовой платформой Armstrong, на которой стоят подвесники. Первая лодка имела на транце два Suzuki DF300 APX, вторая — Mercury Verado также по 300 л.с. Что же дает принципиально иная пропульсивная система хорошо известной лодке?

Targa 27 GT с подвесными моторами —  ответ на запросы рынка 

PRO & CONTRA

Стационарные двигатели из-за большей массы и расположения с пониженным по сравнению с подвесными моторами центром тяжести обеспечивают лодке большую остойчивость и комфортную качку. Но и у подвесников есть свои преимущества; скажу здесь о некоторых.

И подвесник, и колонка поворачиваются вместе с гребным винтом. Но угол поворота колонки не превышает 30º, а подвесника — 55º, поэтому маневренность лодки с подвесниками на любой скорости выше. Для мощных подвесных моторов уже появились управляющие джойстики, как на двигателях с днищевыми и транцевыми колонками. Подвесные моторы не требуют устройства отсека и его звукоизоляции; их можно целиком поднять из воды, что повышает долговечность и удобство перевозки на трейлере. Помимо того что при равной мощности подвесной мотор дешевле стационарного с колонкой, есть экономия и на стоимости монтажа. Верфи часто предлагают спектр двигателей конкретного бренда, а подвесники обычно устанавливают любой марки. Помимо прочего, открытый «всем ветрам» подвесной мотор легче обслуживать, нежели иной стационарный в тесном моторном отсеке, где не повернуться. А если подвесник убрать на зиму в помещение, он не требует консервации.

Платформа

В отличие от серийной Targa 27.1, для модели с подвесными моторами разработана специальная платформа с бракетой для их крепления. Объемная конструкция компенсирует дополнительный дифферент на корму

Пост управления

При кажущемся различии  рулевая консоль модели с подвесными моторами (слева) практически такая же, как и у версии со стационарными двигателями. Фирменная «фишка» Targa — поворотный модуль со штурвалом и рукоятками управления двигателями.

Двигатель

Targa 27 GT с Mercury 300 Verado. Угол откидки подвесного мотора, при котором лодка сохраняет нормальный ход, ограничен только положением водозаборного отверстия системы охлаждения относительно воды и превышает таковой у транцевых колонок (до 9°).

 

ЛЕТИ, «ЛАСТОЧКА»

И как это реализовано у Targa 27 GT? Признаю: сопоставлять бензиновые и дизельные двигатели, да еще разной мощности — не вполне корректно. Только нас интересуют не сами моторы, но возможности лодки, поэтому, решая поставленную задачу, при оценке предпочтений буду сравнивать пропульсивные установки с двумя Volvo Penta D3-220/DPS и двумя Suzuki DF300 APX. Два дизеля с колонками взяты как наиболее мощный вариант и дабы исключить рассуждения в отношении надежности.

Сразу результат: при столь высокой удельной мощности (150 л.с./т) Targa 27 GT выдала 47 узлов против 42 узлов с парой D3-220 в аналогичных условиях. Некоторые сомнения — не будет ли избыточным дифферент при тяжелых моторах на самом транце, что могло негативно отразиться на ходкости корпуса, спроектированного для «стационара» с колонкой, — быстро рассеялись. Простой расчет показал, что более легкие подвесники (536 кг против 725 кг) при увеличенном плече создают момент около 500 кгм — как если бы на кормовую платформу серийной Targa 27.1 встали, к примеру, двое. Кроме того, чтобы оптимизировать центровку, были сдвинуты в нос водяные цистерны.

Волну высотой до метра Targa 27 GT преодолевала без напряжения; исправно рассекала волны, иногда подлетала на гребнях, но тут же восстанавливала контакт с водой, демонстрируя отличную динамическую остойчивость. По динамике это настоящая Targa: идет мягко, сильного забрызгивания нет. Управляемость на переднем и заднем ходу нареканий не вызывала, даже на малых оборотах при швартовке.

Теперь о расходах. Suzuki DF300 заметно дешевле Volvo Penta D3-220 с колонкой (1,1 млн руб. против 2 млн руб.), но расход топлива, например, на крейсерской скорости 30 узлов у Targa 27 GT c подвесниками составит около 94 л/ч, тогда как дизели потребляют не более 80 л/ч.

Не совсем понятно с уровнем шума. Известно, что современные 4-тактные подвесники на холостом ходу работают почти бесшумно и шумнее «стационаров» на высоких оборотах. Однако на тестах во Франции люди отмечали, что уровень шума в рубке с DF300 и D3-220 практически одинаковый (76 дБА).

В пустом моторном отсеке можно уложить немало полезных вещей  

В общем, быстрая, хорошо сбалансированная, маневренная лодка. «Багажник» в моторном отсеке — просто фантастика: хоть для дополнительного оборудования, хоть для вещей и припасов или садков с рыбой. Правда, мощность в 600 л.с. для такой лодки кажется избыточной: можно предположить, что с подвесниками по 250 л.с. скорость будет около 42–44 узлов, а при 200 л.с. — не менее 40 узлов, что тоже неплохо.

ИТОГО

В Европе с интересом восприняли новую модель. Опытные мореманы, ходившие на разных Targa, поначалу настороженно рассматривали два мощных подвесника на транце, потом тщетно старались найти у Targa 27 GT изъяны и немало удивлялись динамике лодки и тихой работе двигателей. В итоге модель, которая в прочих аспектах остается хорошо знакомой Targa 27.1 со всеми ее достоинствами, сочли отличной лодкой для морской рыбалки. В будущем с подвесными моторами ожидаются модели Targa 23 (минимальная мощность 150 л.с.) и Targa 25, к которым есть интерес в Норвегии.

Но почему в России не запрашивают Targa 27 GT с подвесниками? Спросите себя: а вы знали, что такие бывают? 

Новости

Абсолютный рекорд продолжительности сотрудничества

Марка Škoda уже 26-й год поддерживает чемпионат мира по хоккею IIHF, который в этом году проходит в Дании с 4 по 20 мая.​ В 2017 году сотрудничество между чешским брендом и Международной федерацией хоккея на льду было занесено в Книгу рекордов Гиннесса как самое продолжительное в истории мировых спортивных состязаний.

Новости

Ulysse Nardin и PROyachting: продолжение партнерства

Легендарная швейцарская часовая мануфактура Ulysse Nardin и ведущий российский яхтенный проект PROyachting в рамках партнерского соглашения на сезон-2018 учредили главный приз в серии регат Wednesday Night Race — часы серии Marine Torpilleur.

Новости

За лодкой — на "Водный мир"

В период с 29 июня по 1 июля 2018 года на территории Международного Московского Яхтенного Порта (Московская обл., г. Долгопрудный) уже в девятый раз будет проходить ежегодная ярмарка продаж яхт и катеров «Водный мир», организованная Яхт-клубом МРП и Международным Московским Яхтенным Портом.
По теме

Курс на закат

Трудно поверить, что мы доживем до того времени, когда на Белом море появится цивилизованная яхтенная инфраструктура. А пока эту удивительно красивую акваторию осваивают пионеры-одиночки на финских «морских внедорожниках».

MBY приглашает на выставку яхт и катеров в Тольятти

Изменились даты проведения «VOLGA boat show»: 4-7 июня 2015 года.

Способность удивлять

SeaRay 305 Sundаncer: Иногда даже хорошо знакомая лодка может заставить взглянуть на себя совершенно по-другому.

На орбите «Сириуса»

Sirius 25 — лодка молодой московской компании «Эволюшн Моторс». В отличие от светила с тем же именем, она может двигаться по любой траектории, была бы под днищем вода.