До и после

О NorthSilver 1440 стали говорить задолго до появления лодки на воде. Но и потом, после первых тестов и ее успешного показа на Военно-морском салоне, разговоры о новом проекте не смолкли и продолжаются до сих пор.

Текст Петр Шестаков Фото Михаил Смотров

Хорошо, когда, готовясь к тесту, ты уже знаешь лодку. Именно так вышло с новой моделью NorthSilver 1440, построенной на российской верфи Silver: сотрудники редакции MBY бывали там, наблюдали процесс строительства и подготовили материал; потом состоялся пробный выход, за которым последовала очередная публикация с описанием лодки (MBY №4/34, 2015). И вот теперь — ходовые испытания.

Где и когда

Наш тест проходил на Ладоге, в Приозерске, в июле. Более удачную (и удобную географически) акваторию для проверки возможностей лодки представить сложно. Ладога отличается крутой короткой волной, и если лодка с ней справляется, то, к примеру, Волга или Средиземное море ей не страшны. Только у нас волн не случилось. Мы приехали в Приозерск как раз накануне того дня, когда Петербург засыпало градом, а тогда мягко светило солнце, и озеро было на удивление спокойным. Единственная сложность — пришлось прервать работу киношников, которые занимались съемками сюжетов о том, что можно делать на этой лодке. У них были акваланги, доски для серфинга, спиннинги и еще куча всякого оборудования, специального и для отдыха. Короче, они освободили лодку от своего солидного багажа, а мы отдали швартовы и отправились в море-озеро.

Что и как

Дабы не повторять сказанного другими, пробегусь по лодке, останавливаясь только на самом, как мне кажется, важном. Внешне NorthSilver 1440 напоминает финские «морские внедорожники». Плавный подъем палубы к форштевню, довольно высокий борт, массивная надстройка с обратным наклоном лобового стекла и открытым постом управления, бортовые двери на палубу, два кокпита, большая транцевая платформа… Только другой материал и, соответственно, конструкция. Заимствование идеи на верфи не отрицают, однако ничьи права не ущемлены. Но вот что примечательно: глянцевый корпус NorthSilver 1440 издали можно принять за стеклопластик — на солнце блестит словно под гелькоутом, и сварные швы не видны.

Внутренняя компоновка не удивила: более рациональный, отработанный вариант придумать трудно. Довольно габаритная и светлая благодаря обильному остеклению рубка-салон с динеттой и солидным камбузным блоком на правом борту. В носу внизу — каюта на двоих, отдельное спальное место и гальюн с душем. В корме — двухместная каюта, спальное место-шхера и еще один, просто шикарный гальюн.

Качество отделки впечатляет: древесина — палисандр (массив), орех (шпон), тик  на пайолах; обивка — алькантара (мебель) и кремовый винил (подволок). Думаю, отделка могла бы быть и проще, но клиент всегда прав!

Палуба

Покрытая тиком палуба — украшение любой лодки. То, что ты находишься на палубе лодки, построенной из легкого сплава, выдает только форма капа, элементы надстройки  и некоторые другие конструктивные детали

Моторный отсек

Довольно просторный моторный отсек, в котором удобно проводить обслуживание механизмов.

Кокпит

«Калитка» для выхода на транцевую платформу с якорным устройством и трапом. Открывающиеся лючки позволяют оперативно осмотреть приводы колонок.

Короля всегда делает свита, а качество лодки часто определяют детали. Например, пульт управления. Помимо прочей информации, на пульт выводится изображение с камеры кормового обзора. Давно интересуюсь: почему на катерах практически не встречаются зеркала заднего вида? Весьма ценная вещь в плане безопасности. Обзор — по курсу и боковой — прекрасный, кресло — с амортизацией и регулировками. Но вот рукоятки двигателей справа от штурвала стоят неудобно: есть опасность, что, выходя на палубу (или еще как-то), случайно на них приляжешь — такие случаи известны.

Боковые двери не имеют промежуточных стопоров, но ходят туго и фиксируются в любом положении, что позволяет регулировать воздушный поток для проветривания рубки. Конечно, есть и система отопления (Webasto).

На лодке не просто много, а ОЧЕНЬ МНОГО рундуков, шкафчиков и ниш для хранения всего, что может понадобиться в море. В очередной раз оценил удобство откидывающихся панелей над камбузом, где можно держать не только кулинарные специи. Понравились страховочные цепи откидывающейся радарной арки и якорного устройства — нелишняя предусмотрительность. И обилие электроники — навигационной, бытовой и связной, в том числе усилитель сигнала сотовой связи плюс доступ к сети через Wi-Fi.

Динамика процессов

Что показал тест? Можно просто прокомментировать его результаты, но читателю, думаю, интереснее сравнение с близкими аналогами. Так вот, финской Targa 44 с такой же пропульсивной установкой из двух Volvo Penta D6–370 с колонками DPH новый NorthSilver 1440 проигрывает 1 узел: мы сумели разогнать лодку до скорости 33,6 узлов при 3550 об/мин. Надо пояснить, что металлическая лодка тяжелее стеклопластиковой: по спецификации — на 0,8 т, по взвешиванию — до 2 т. Собственно, уже этим объясняется разница в скорости, поскольку ходовой дифферент North Silver 1440 при разгоне не превышал 4°, что свидетельствует об оптимальной продольной центровке (транцевые плиты отключены, приводы в «нулевом» положении, высокий гребень за кормой отсутствует).

Качество отделки здесь довольно высокое, если не сказать избыточное

Динамика разгона приличная: чтобы развить 20 узлов, понадобилось 11 секунд, и еще столько же — до скорости 30 узлов. Теперь выбег. На полном ходу переключаем двигатели в нейтраль, и… До полной остановки лодка еще идет чуть более 30 м. Крен в циркуляции достигал 12–15° — по оценке моей и наблюдателей с фотолодки. Крен ожидался больше — у металлической яхты центр тяжести выше — и он мог быть больше при более резкой перекладке штурвала. Только задачи определить предельный крен не стояло: это ведь не краш-тест. В циркуляции лодка плотно лежала на скуле и быстро возвращалась на курс, чутко реагируя на обратную перекладку, что характерно для килеватых (19–20° на транце) корпусов.

Уровень шума оказался запредельно… низким. Если на похожей стеклопластиковой лодке с такой же моторной установкой шум в салоне на полном ходу достигает 80 дБА, то здесь прибор показал всего 74 дБА. А ведь пластик должен быть «тише» металла! Знать, сказались противошумные мероприятия на NorthSilver 1440, или все же технология вакуумной инфузии при формовке стеклопластика дает легкий, прочный, но «звучащий» корпус? Об этом стоит поразмышлять.

Джойстик на ходу полезен скорее для корректировки курса при работающем автопилоте, а при швартовке — как помощь носовой подрульке: все же высокий ЦТ и парусность дают себя знать при боковом ветре. При этом управляемость на заднем ходу вопросов не вызывает.

Отдельная тема — мореходность. С волной у нас, как уже говорили, не задалось: так, попрыгали чуток на собственном кильватерном следе да успокоились. Но, зная не понаслышке о мореходных качествах аналогов, учитывая, что по водоизмещению NorthSilver 1440 их превосходит, оснований для каких-либо беспокойств нет вовсе. Надо было бы еще покататься, оценить управление с флайбриджа… Да и вообще, чтобы такую сложную и немаленькую лодку лучше понять, на ней следует пожить-походить подольше. И не обязательно потому, что надо, — просто хочется. Только время поджимало: мы обещали вернуться к сроку и отдать лодку киношникам…

Под занавес

Время от времени меня спрашивают о впечатлениях от NortSilver 1440. Что я отвечаю? Если коротко — хорошо! Когда просят подробнее, рассказываю то, что вы уже прочитали. Но ведь действительно хорошо! Хорошо, что лодка такого типа появилась в алюминии — у нас любят металлические корпуса. Здорово, что тип востребованный: верфь делает то, что можно продать, а не пытается продать то, что может сделать. Прекрасно, что будут модификации с кормовой дверью и с водометом. Больше лодок, хороших и разных — в море есть место всем! 

Новости

boot Düsseldorf 2020 продолжается

По завершении первой половины выставки можно уже смело утверждать: боат-шоу удалось!

Новости

boot Düsseldorf 2020

Яхтенная выставка, на которой собрались представители всех ведущих верфей мира и брокеры, — в самом разгаре.

Новости

Награждены победители European Powerboat Award

18 января на яхтенной выставке в Дюссельдорфе были объявлены победители международной премии European Powerboat of the Year.
Верфь: Silver
По теме

Громы и молнии

В конце сезона 2014 в Петербурге показали новую модель круизного катера Grizzly 820 Firestorm. Давайте разбираться.

Цель — драйв

Сначала слышны лишь «громовые раскаты» двигателя, а потом, когда Velvette 27 NGT появляется в поле зрения, едва успеваешь поймать в объектив быстро летящую красную молнию.

На орбите «Сириуса»

Sirius 25 — лодка молодой московской компании «Эволюшн Моторс». В отличие от светила с тем же именем, она может двигаться по любой траектории, была бы под днищем вода.

Металл летит!

Некоторым производителям лодок сложная экономическая ситуация не только не мешает работать, но и позволяет брать новые высоты. Представляем две новинки верфи Velvette Marine — у них много шансов стать хитами сезона.