Дизель-электроход

Все более высокие технические требования, гибридные моторные установки, опциональная сауна в корме — не в этом ли будущее траулерных яхт?

Текст Дэвид Марш, Петр Шестаков Фото Seaway

В наше время зеленый цвет выглядит привлекательным не только на уличных светофорах, газонах или в одежде. Щадящая природу «зеленая» (гибридная) техника находит все более широкое применение. Поэтому нет ничего удивительного, что на волне успеха Greenline 33 (с начала производства модели в 2010 году продана не одна сотня лодок) словенская компания Seaway решила запустить серию крупных судов с той же концепцией. Новая линейка получила название Greenline Ocean Class, а первой ее моделью стала моторная яхта Greenline Ocean Class 70.

При всех своих отличиях от младших моделей (Greenline 33, 40 и 48), обусловленных главным образом размерами, Greenline 70 также имеет гибридную версию с двумя дополнительными электродвигателями, обеспечивающими альтернативный по отношению к стандартным дизельным двигателям способ движения. Также есть дополнительные солнечные панели на крыше надстройки, призванные пополнять заряд литиевых батарей.

Для Greenline Ocean Class 70 использована форма корпуса, которую Seaway называет Superdisplacement, реализованная на Greenline 33, 40 и 48. Утверждается, что такой корпус позволяет получить «лучшую управляемость и ход на волнении, более высокий уровень комфорта и существенную топливную экономичность». Наш тест на выставке в Каннах как раз и должен был показать, насколько эти заявления согласуются друг с другом и соответствуют действительности.

Стиль и суть

Обычно мы не касаемся аспектов стиля: как известно, на вкус и цвет товарищей нет. Только на сей раз удержаться было трудно: эта лодка просто источала гостеприимство, и на борту ощущался в чем-то особенный комфорт. Трудно сказать, кто здесь поучаствовал больше: владельцы яхты с их личным выбором или дизайнеры интерьеров из британской Rhoades Young. Но как бы там ни было, общий стиль и мягкие оттенки дуба и ореха в помещениях, безусловно, оказывали магическое влияние. Эта неуловимая магия заставила нас быстро подняться на борт, запустить двигатели и тут же выйти в море, навстречу восходу.

Необычным на нашей тестовой лодке было отсутствие хозяйской каюты в районе миделя во всю ширину корпуса. Взамен таковой владельцы выбрали себе носовую каюту, а в средней части корпуса предложили Seaway организовать две гостевые. Наша Ocean Class 70 также щеголяла просторным хозяйственным помещением с прачечной, в которой находится дневной туалет (тоже спецзаказ). Но эти впечатляющие решения, демонстрирующие гибкость компоновки, меркнут на фоне… сауны на левом борту в кормовой части — там, где обычно видишь каюту экипажа. Это решительное доказательство готовности верфи идти навстречу пожеланиям заказчика, что свойственно далеко не каждому производителю серийных лодок.

Но такие «изыски» понадобятся не всем. А вот обилие объемов в рундуках и местах для хранения оборудования, вещей и припасов на борту востребовано всегда. Не сказать, что их много (хотя вполне достаточно), просто радует разнообразие. Все каюты, кроме небольшой двухместной с парой коек, имели столешницы, шкафы, полки для книг и обычные шкафчики с ящиками. Было ощущение, будто любая мелочь, которая может понадобиться в долгом плавании, найдет свое место и не будет храниться как попало.

Детализация внутри тоже превосходна. В каютах, например, бра в изголовье кровати зажигаются (и гасятся) как минимум еще и выключателем у двери, помимо прикроватного. Все столешницы имеют буртики-ограничители — даже на камбузе, где стало модным обходиться без таких «пустяков». Поручни внутри, выполненные из прочной нержавейки, разумно обернуты кожей, по которой не скользит рука. Подгонка, отделка и качество мебели в целом отличные, хотя стандарты в этой сфере у лучших судостроителей нынче настолько высоки, что вряд ли об этом можно говорить как о достижении (не то что лет десять назад). Как и в любой лодке, здесь есть вещи, которые хотелось бы добавить, например, поручни на подволоке. А в целом на тестовой лодке не нашлось ничего, что было бы неудачно спроектировано и нуждалось в значительном улучшении.

Полным ходом

И рады бы сообщить о чудесах, которые творит гибридная пропульсивная система на Ocean Class 70, но, увы. Владельцы тестовой яхты выбрали в качестве энергетической установки только стандартные дизели MAN по 800 л. с. и пренебрегли двумя электродвигателями по 60 кВт и солнечными (фотоэлектрическими) панелями на крыше на 1300 Вт, что сделало бы яхту гибридной. Они, конечно, изрядно сэкономили, но упустили возможность, как заявляют на верфи, пройти практически бесшумно и без вредных выбросов около 40 миль на чистой электроэнергии (с использованием литиевых батарей).

По данным Seaway, максимальная скорость Ocean Class 70, определенная по результатам испытаний в опытовом бассейне, составит около 22 узлов; на тесте с половинным запасом топлива и воды и всем предусмотренным проектом оборудованием мы смогли развить только 18,2 узла. Наверняка сколько-то узлов «съели» обрастание корпуса (лодку спустили не вчера), активные рули — стабилизаторы качки и волна, достигавшая метра в высоту. Так что 19 или 20 узлов без этих влияющих на скорость обременений выглядят вполне правдоподобными.

Рассчитывать на чудеса здесь не приходится: гидродинамическое сопротивление корпуса Superdisplacement (острая скула в носу, радиальные обводы после миделя, полутоннели под винты) и, соответственно, расход топлива подчиняются тем же физическим законам, что и у остальных двухрежимных корпусов. Если, например, сравнить Ocean Class 70 с известной яхтой-траулером Fleming 65, обладающей такой же моторной установкой, то динамические характеристики у нас получились даже выше при столь же приличной дальности плавания — более 1500 миль на скорости 10 узлов.

Что почем?

Касательно заявлений Seaway относительно «лучшей управляемости» можно констатировать, что с этим все в порядке. Лодка чувствительна к движению штурвала и рукояток газа; циркуляция на полных оборотах проходит практически без крена. А с мореходностью вопрос пока остается открытым: при столь хорошей погоде оценить ее возможности не было. Походив изрядно туда-сюда, можем предположить, что на волнении Greenline 70, скорее всего, будет вести себя так, как ожидаешь от большой лодки с острыми ватерлиниями в носу и отвесным транцем. То есть яхта уверенно и безропотно пойдет по серьезным волнам против ветра без малейших признаков слеминга, а на попутной волне киль, защищающий валы, винты и рули, обеспечит устойчивость на курсе. В любом случае, на хорошей волне яхта будет заметно превосходить глиссирующие круизеры с их высокой скоростью (на тихой воде) и динамической остойчивостью. У нас не было времени протестировать лодку с выключенными стабилизаторами качки, но что касается необходимости в них, если бы это была лодка одного из нас, то мы бы потратили дополнительные £ 81 000, равно как и на другие опции, на которые хватило бы денег. В море ценность оборудования воспринимается иначе.

Сауна показывает реакцию Seaway на особенные пожелания клиентов

Полноценная кастомизация привлекательна, и Seaway активно ее предлагает. Спросите на любой (кроме скандинавских) верфи относительно сауны, и вас, скорее всего, пошлют в… спа-центр. Понятно, что за дополнительное оборудование надо платить, и тут важно понимать, насколько оптимальна базовая комплектация лодки. И чем больше оборудования предлагается в качестве стандартного при той же цене за лодку, тем, естественно, лучше. У Greenline 70 стандартная комплектация весьма убедительна. В список входят генератор (16 кВт), инвертор (5000 Вт), электрическая носовая подрулька (20 л. с.), воздушное кондиционирование в каютах и салоне и пр.; навигационная электроника — опции. Можно допустить, что у каких-то моделей набор стандартного оборудования полнее, но Greenline 70 по этому показателю способен конкурировать со многими яхтами.

Вердикт

Как приятно увидеть яхту, которая сильно отличается от большинства других! Учитывая ее скорость и само название линейки Ocean Class, конкурентами Greenline Ocean Class 70 можно считать траулеры Grand Banks и Fleming. При том, что у этой красивой лодки очевиден собственный стиль, с траулерами ее сравнивать можно, поскольку ей присущи многие характерные особенности: прочная конструкция, высокий фальш-борт, объем топливных цистерн, рассчитанный на большую дальность плавания.

Но дабавим сюда еще и возможность «гибридизации». Такие лодки уже не уникальны, но не все верфи их строят. Сомневающимся в практичности гибридных судов, считающим это причудой и модой, ответим так: просто походите по морю практически в полной тишине — и ваше мнение быстро изменится. И каковы бы ни были выбросы при генерировании электричества, в течение 40 миль хода на аккумуляторах их просто не будет (если, конечно, вас это заботит).

Еще одно реальное достижение на этой яхте — интерьер. Отлично сформированный, с прекрасно изготовленными элементами и продуманными деталями, с обилием места для хранения всего… Именно то, что нужно на лодке для длительных путешествий. Да и общая воздушная атмосфера в Ocean Class 70 позволяет чувствовать себя на борту прямо как дома. Фотографии не в полной мере отражают все сказанное, но теперь мы знаем, что мастера Seaway многое готовы поменять в соответствии с вашими предпочтениями.

Знания

Думай латерально!

Верфь Oceanco, известная своими кастомными суперяхтами длиной 80+ м, и ее давний партнер проектное бюро BMT Nigel Gee объявили о создании новой компании под названием Lateral Naval Architects, которая планирует выполнять инженерные изыскания для широкого круга заказчиков.

Новости

Выставка «Российскому парусному спорту – 300 лет!»

13 августа в Санкт-Петербурге, в Нарышкином бастионе Петропавловской крепости, откроется выставка «Российскому парусному спорту – 300 лет!». Выставка пройдет в рамках «Балтийской яхтенной недели», одного из крупнейших парусных событий в России.

Новости

Can-Am X Race: мечты сбываются

Подиум второго этапа квадросерии Can-Am X Race 2018 удивил многих заядлых болельщиков соревнования. Гонка в очередной раз показала: всё будет — cтоит только проявить терпение, старание и, конечно же, поверить, что удача обязательно придет.
Верфь: Greenline
По теме

Стройный, мощный, легкий Yamaha F200

Тестируем суперузкие подвесные моторы Yamaha. Yamaha F200 — первый 4-тактный подвесной мотор, весящий меньше 2-тактного той же мощности.

Таможня, яхты, ЗСД, пограничная зона и не только

7 апреля в Императорском морском яхт-клубе прошло мероприятие «День капитанов». В рамках деловой программы обсуждались актуальные вопросы изменения регламентов судоходства в связи со строительством ЗСД, освещались практические вопросы таможенного оформления, захода на объекты пограничных зон и пр.

Мошенничество на миллион

Общий тюремный срок в 14 лет получили трое мужчин за мошенничество в отношении Princess Yachts на сумму более £1млн.

Heesen Yachts спускает на воду новую 55-метровую яхту

В ходе частной церемонии на верфи в г. Осс на воду был спущен Проект №17255. Владельцы окрестили свою новую яхту Azamanta.​ Как заверяет верфь, это первая в мире стальная яхта длиной более 50 метров, конструкция которой отличается уникальными обводами корпуса (Fast Displacement Hull Form).