Послушный вихрь

На рынке «дневных» лодок наблюдается растущий интерес к компактным водометным моделям. Один из заметных прорывов в этой области можно обнаружить у Chaparral Boats.

Текст Ольга Селезнева Фото Chaparral Boats

В начале 2014 года Chaparral Boats (США) представила новую серию лодок-боурайдеров Vortex (с англ. — «вихрь») с водометами. Начав с 203 VR, верфь выпустила еще модели 223 и 243, все в двух модификациях: VR и VRX. При одинаковом дизайне корпуса и планировке разница в комплектации (атрибут всех VRX — складная арка) и, соответственно, более тонкой «настройке» под конкретные цели, будь то семейная прогулка с пикником или активное занятие спортом на воде, а также в вариантах суперграфики.

Бензиновые двигатели Rotax с водометами (плод сотрудничества с Bombardier Recreational Products) — не единственное, что выделяет лодки Vortex. Их вместимость (до 12 человек) больше, чем у одноклассников; но главное, в кокпите люди не будут чувствовать себя, как шпроты в банке, что случается, когда некоторые лодки набиты под завязку.

Изначально верфь поставила разработчикам две серьезные задачи. Первая — при новом типе движителя сохранить в дизайне классические черты Chaparral, вторая — разрушить стереотип, будто водометные лодки недостаточно быстроходны и плохо управляются. На примере 243 VRX видно, насколько эффектно задачи были решены.

Корпус, скорость, управляемость

Корпус Vortex 243, самой крупной и новой лодки линейки, усилен кевларом, что добавляет конструкции прочности и снижает вес. Это, а также мощные двигатели и эффективные водометы позволяют развивать солидную скорость. Лодку можно заказать с двумя водометами Rotax 4-TEC по 200 или 250 л. с. С мощной установкой максимальная скорость достигала 46,5 узла (8000 об/мин, два человека, 70% топлива); потребление топлива 140 л/ч, запас хода при 10% резерва — 135 миль. На экономичном режиме 22 узла (5000 об/мин) потребление падает до 33 л/ч, а дальность хода достигает 135 миль. Разгон у лодки резвый: 6 секунд до 25 узлов, а выход на глиссирование занимает всего пару секунд.

Водометы управляются одной ручкой газа и враздрай не работают. Разворот лодки на месте происходит за счет дефлекторов, установленных на поворотном сопле водомета. Они позволяют на малом ходу выполнить циркуляцию радиусом в корпус, что особенно актуально в стесненных условиях марины. Впрочем, отличными манерами лодка отличается на всех режимах. На скорости проходит волну чисто, без лишних брызг, так что кокпит остается сухим. Крен в поворотах всего около 10°, лодка не заваливается на скулу и не теряет скорость, а при резком сбросе газа мягко оседает в воду.

Важно помнить, что лодка с водометом чутко реагирует на перекладку штурвала только при наличии тяги. Если, решив мгновенно изменить курс (например, чтобы избежать столкновения), вы резко сбросили скорость и начали поворот, лодка будет продолжать двигаться прежним курсом. Сначала поверните, а уж потом сбрасывайте газ, если есть необходимость.

Планировка и отделка

Как и другие модели линейки, Vortex 243 доступна в версиях VR и VRX. Графика VR более спокойная, в три цвета (красный, синий, белый), в стандартной комплектации лодка оснащается бимини-топом. Графика VRX шестицветная (синий, серый, красный, желтый, лимонный и голубой). Также лодка уже в стандартной комплектации имеет складную арку со встроенным бимини и зеркало для наблюдения за буксировкой райдера.

В основном кокпите Vortex 243 нет недостатка в сиденьях — они здесь по периметру, под ними — рундуки и переносной кулер для напитков. К тому же «штурманское» кресло имеет перекидную спинку: можно сесть лицом по ходу или соорудить шезлонг. Помимо этого, есть пара кресел на корме, откуда удобно следить за купающимися детьми. Под креслами также есть место для хранения, а сбоку крепится… съемный столик, что делает эту зону еще более гостеприимной. Носовой кокпит тоже довольно просторный, с еще одной группой сидений, рундуков и кулером (на этот раз — встроенным). Закладная подушка превращает кокпит в лежак. Подушки выполнены из винила с дополнительным покрытием для лучшей защиты. На верфи утверждают, что плотность пены в них на 40% выше, чем у конкурентов, сама пена противостоит размножению плесени, так что подушки прослужат долго.

Рулевая консоль и прочее

Приборная панель, выполненная в черно-серых тонах, чтобы убрать большую часть бликов от лобового стекла, выглядит довольно аскетичной. Однако, благодаря дисплею Medallion (6,5”, Touchscreen), обилия приборов здесь и не требуется: он облегчает управление водометом и делает массу других полезных вещей. Круиз-контроль позволяет установить желаемую скорость, режим «Водные лыжи» — задать разное ускорение и скорость буксировки лыжника. Режим «Экологичный» оптимизирует работу двигателя за счет ограничения крутящего момента, эхолот показывает глубину и рельеф дна, а режим навигационного дисплея позволяет загружать и просматривать карты. Можно выводить на экран управление стереосистемой, а также через Bluetooth смотреть видео с камеры Go-Pro, стоящей на арке.

Лодки Vortex активно применяются также для вейкбординга

На борту много достойных внимания мелочей. Например, аудиоколонки утоплены в сиденья; держатели для напитков и прочие металлические детали выполнены из отличной нержавеющей стали; поручни имеют анатомическую форму. Но, как говорится, «именно мелкие детали создают большую разницу». И, пожалуй, в этом полностью заключается успешная философия Chaparral. 

Знания

Думай латерально!

Верфь Oceanco, известная своими кастомными суперяхтами длиной 80+ м, и ее давний партнер проектное бюро BMT Nigel Gee объявили о создании новой компании под названием Lateral Naval Architects, которая планирует выполнять инженерные изыскания для широкого круга заказчиков.

Новости

Выставка «Российскому парусному спорту – 300 лет!»

13 августа в Санкт-Петербурге, в Нарышкином бастионе Петропавловской крепости, откроется выставка «Российскому парусному спорту – 300 лет!». Выставка пройдет в рамках «Балтийской яхтенной недели», одного из крупнейших парусных событий в России.

Новости

Can-Am X Race: мечты сбываются

Подиум второго этапа квадросерии Can-Am X Race 2018 удивил многих заядлых болельщиков соревнования. Гонка в очередной раз показала: всё будет — cтоит только проявить терпение, старание и, конечно же, поверить, что удача обязательно придет.
По теме

До и после

О NorthSilver 1440 стали говорить задолго до появления лодки на воде. Но и потом, после первых тестов и ее успешного показа на Военно-морском салоне, разговоры о новом проекте не смолкли и продолжаются до сих пор.

Лодки, которые покупают

Есть ли у нашей лодочной индустрии экспортный потенциал? Ответ на этот вопрос дает продукция компании Aquamarine из Санкт-Петербурга, выпускающей уникальные складные лодки-RIB.

Наследница успеха

Яхта SL86 итальянской верфи Sanlorenzo последовала за суперуспешной моделью SL82. Встречайте новое воплощение нашумевшего бестселлера.

Посетителей Volga boat show ожидает насыщенная программа

В этом году всех участников и посетителей всероссийской выставки яхт и катеров «VOLGA boat show» будет ждать большое количество мероприятий на воде – от выступлений профессиональной шоу-группы флайбордистов , представлений катеров-амфибий до мастер-классов и фестиваля духовых оркестров.