Следующий шаг

Суда на подводных крыльях изобрели не вчера. Но сейчас эта технология переживает настоящий бум в разных сферах яхтинга — от Кубка «Америки» до компактных лодок с таким принципом движения. И российскому судостроению есть что предложить мировому рынку

Текст Ольга Селезнева Фото Paritet Boats

Эволюция яхт и яхтинга идет непрерывно, но, осмысляя эти процессы за последние 60–70 лет, обнаруживаешь, что действительно больших прорывов не так уж много. Появление глиссирующих обводов; внедрение стеклопластика; изобретение передовых трансмиссий — транцевых колонок, угловых редукторов, приводов Арнесона, IPS и Zeus. Вспомним еще транцевые плиты, джойстики, управляющие угловыми и днищевыми колонками. Революцию в навигации ознаменовали GPS и картплоттеры, еще можно отметить некоторые конструктивные элементы, отражающие изменения архитектурного облика судов и уровня комфорта…

Если сравнить 40-футовый глиссирующий круизер второй половины прошлого века и современные модели, станет очевидным, что ключевые различия именно в этом. Основные характеристики такого круизера давно сформировались: водоизмещение 5–10 т; ширина 3,5–4 м; осадка от 0,7 до 1,1 м. «Стандартный» набор помещений: салон, две каюты, один или два гальюна, камбуз. Наружные зоны — кокпит и флайбридж (если он есть). Максимальная скорость до 40 узлов, средняя круизная — 25–28 узлов.

За некоторыми исключениями, такие лодки предназначены для отдыха на относительно спокойной воде, поскольку при волне уже около метра режим глиссирования становится некомфортным. Так что в этом сегменте есть над чем работать в плане улучшения мореходных качеств: оптимизировать обводы, повышать скоростные характеристики, снижать расход топлива. Никто не утверждает, что лодки такого класса должны легко преодолевать полутораметровую волну: для этого существуют другие типы судов, да и в море при таких условиях «отдыхать» не тянет. Однако при волне высотой от 0,5 до 1,2 м (две трети периода навигации на большинстве водоемов) хочется чувствовать себя на лодке более уверенно. Можно ли добиться этого на нынешних 40-футовых лодках? Похоже, здесь требуется очередной системный прорыв или, если хотите, следующий решительный шаг.

Новая «морская платформа»

Российская компания Paritet Boats взялась за эту задачу. На ее решение ушли 15 лет и несколько десятков миллионов долларов, а в результате появилась новая «платформа» с носовым подводным крылом. Не стоит полагать, что все эти 15 лет прошли исключительно в стенах конструкторского бюро. С 1998 года Paritet Boats строит Glass Bottom Boats для наблюдения за подводным миром. Однако, в отличие от большинства подобных «корабликов» с прозрачным днищем, лодки Paritet скоростные. В России их не встретишь: наблюдать на дне наших водоемов особенно нечего, поэтому вся продукция идет на экспорт. Более 70 судов длиной от 17 до 44 футов давно эксплуатируются по всему миру: Фиджи, Таиланд, Карибы, Европа и обе Америки…

Подводные крылья

То, что концепция скоростной яхты на подводных крыльях родилась именно в России, не удивляет — у нас отличная школа строительства подобных судов, и первые «Ракеты» появились еще в 1957 году. Потом пошли «Метеоры», «Кометы»… Однако все это крупные пассажирские суда, а можно ли применить те же принципы для создания компактного прогулочного судна? Были попытки энтузиастов и даже серийные модели катеров, но сегодня их практически нет на наших акваториях.

Взяв на вооружение идею известного петербургского инженера-гидромеханика Виктора Вейнберга, который в 2000 году предложил компании свою концепцию крыльевой системы, Paritet Boats развивала, тестировала и модифицировала ее все эти годы. В результате лодки Paritet Boats получили однокрыльевую систему «бипланного» типа. Центральная часть нижнего крыла имеет форму «глубокое V»; на периферии килеватость уменьшается, что обеспечивает демпфирование, улучшая показатели мореходности на среднем волнении. Также крыло отвечает за динамическую остойчивость: подъемная сила возрастает в поворотах и за счет восстанавливающего момента способствует снижению угла крена.

При одном носовом крыле лодки Paritet Boats имеют в корме «чистое днище», а потому способны разворачиваться практически на месте, как гоночные лодки. К тому же при резком сбросе газа они могут быстро «тормозить», что очень важно для безопасности в оживленных акваториях. Но что будет, если лодка вылетит на мель или столкнется с притопленным бревном? Крыло крепится к корпусу пятью болтами. При наезде на препятствие они срезаются, и крыло тонет. Новое крыло стоит € 3000, и компания доставит его в течение трех дней. Для установки крыла нужно поднять лодку и закрепить его болтами — почти как сменить колесо у машины.

Looker 440S

Это новая модель Paritet Boats и первая, разработанная не для коммерческого, а личного использования — с каютами и прочими атрибутами комфорта. Фактически Paritet Boats первым удалось создать серийный круизер на подводных крыльях такой длины (44 фута). Но дело не только в этом. По сравнению с обычными глиссирующими лодками, круизная скорость лодки выше, а расход топлива существенно ниже. При этом, как заверяют на верфи, мореходные качества таковы, что в водоизмещающий режим Looker 440S вынужден переходить лишь на волне свыше 1,5 м.

Кроме того, при ширине 4,8 м модель попала в число лидеров по обитаемости. Тот, кто знаком с конструкцией крылатых судов, заметит, что у них есть существенный минус — большая осадка. Это так, однако осадка у Looker 440S составляет 1,4 м, не сильно превосходя таковую у глиссирующих моделей. Это невысокая плата за те преимущества, которые лодка имеет.

Главная палуба

Прежде чем выйти на воду, посмотрим, как тут все устроено. Планировка у Looker 440S необычна, но у нее масса достоинств. В первую очередь это большие «общественные» зоны: просторный салон и открытый кокпит с огромной купальной платформой — подобных на судах этой длины практически не найти. На платформе свободно встают четыре шезлонга и еще остается место. В итоге вся «пляжная» зона сконцентрирована в кормовой части: на большинстве яхт такой длины загорают на носовом лежаке, а чтобы искупаться, перебираются в корму. Кстати, на Looker 440S загорать можно не только на шезлонгах, но и на лежаке в кокпите: он трансформируется из обеденной зоны — достаточно опустить стол на электроприводе и заложить подушку. Напротив — еще один диван, так что посадочных мест на палубе предостаточно. Есть душ: вытяжной (на корме) и в изолированном санузле на левом борту.

На борту Looker 440S без проблем могут заночевать 8 человек

По правому борту — вход в капитанскую (или гостевую) каюту с двуспальной кроватью. Пост управления — на подиуме в кокпите. Обзор отсюда отличный, а тент дает хорошую защиту от солнца. В дождливую или прохладную погоду можно поставить полный ходовой тент, но лучше спуститься к главному посту управления этой необычной лодкой.

Нижняя палуба

Если вы мечтали порулить звездолетом — час пробил! Как правило, на лодках такой длины пост управления — предмет сугубо функциональный, внимания ему уделяют куда меньше, чем некоторым деталям. Однако на Looker 440S это одна из главных «фишек». Пост включает два кресла и… два штурвала. Зачем? Ради удовольствия и безопасности. Если вы только учитесь управлять этим судном, вам не помешает опытный инструктор, который в нужный момент перехватит управление. К тому же не обязательно меняться местами, если одному срочно надо выйти. Но что произойдет, если каждый вцепился в свой штурвал? Тот, кто опытнее, просто сделает лишний оборот и возьмет управление на себя. Создатели лодки рекомендуют договориться о простой процедуре: если один сказал «Управление принял», другой должен штурвал отпустить.

За штурвалом Looker 440S ощущаешь себя, как в самолете: перед тобой вода до горизонта, и лодка глотает милю за милей… 

Рукоятки газа общие, штурвалы могут менять угол наклона, а кресла и подножки снабжены массой регулировок. На приборной панели — два больших сенсорных экрана, чтобы одновременно видеть данные радара и картплоттера. На экран можно выводить и показания приборов. Учитывая, что пост управления Looker 440S расположен в носу, как у самолета, для удобной швартовки имеется камера кормового обзора. Есть и передняя камера — на якорное устройство. Часть приборов и тумблеров вынесены на отдельную панель над огромным лобовым стек-лом: датчики температуры, управление климат-контролем, стеклоочистителями, вентиляцией — вытяжной и приточной. Что интересно, каждый вентилятор может работать автономно от солнечной панели. На случай, если за штурвалом этого «истребителя» вам захочется ветра в лицо, наверху есть два больших открывающихся люка на газовых амортизаторах.

Увлекшись постом управления, не сразу обращаешь внимание, насколько просторен салон. Справа от входа — хорошо оснащенный камбуз: плита, мойка, холодильник на 130 л, а в шкафчиках полно места. По правому борту — обеденная зона, трансформируемая в двуспальную кровать; по левому — еще один диван. К диванам «пристегиваются» пуфики на магнитных креплениях. Дверь из салона ведет в мастер-каюту с собственным санузлом.

Полным ходом

Перед тестом Looker 440S в конце октября погода преподнесла сюрприз — похолодало до –6 °С. Условия почти экстремальные, но внутри неудобств не ощущалось. Система отопления быстро прогрела салон, а мощный обдув не позволял брызгам замерзать на лобовом стекле. Строго говоря, стекло особенно и не заливало благодаря брызгоотбойнику в носовой части корпуса. Волга в день теста напоминала стиральную доску, однако Looker 440S «съел» эти условия без особенных проблем. Как заявляют на верфи, даже на метровой волне лодка с двумя Volvo Penta D6–400 способна идти с крейсерской скоростью 40 узлов (3000 об/мин). Если увеличить обороты до максимума, можно разогнаться до 48 узлов.

Модель Looker 440S являет собой серьезный шаг в развитии яхтинга

В день теста мы развили 45 узлов, несмотря на волну, полную загрузку топливом и водой и 12 человек на борту. При этом скорость не ощущалась абсолютно! Время от старта до выхода «на крыло» — всего три секунды! (Двухъярусное подводное крыло-этажерка обеспечивает удвоенную подъемную силу при старте.) Ну а дальше лодка просто летит над водой, даруя массу эмоций. Датчик системы автоматического управления транцевыми плитами 25 раз в секунду измеряет крен и дифферент, и компьютер задает плитам алгоритм работы для выравнивания судна. На крейсерской скорости Looker 440S поворачивает бодро и прощает ошибки, хотя при полной перекладке стоит сбросить скорость до 30 узлов.

За скорость приходится платить. Но если сравнить расход топлива Looker 440S со «среднестатистическим» спорткруизером водоизмещением 9–12 тонн, у которого максимальная скорость в диапазоне 30–35 узлов, то для крылатой лодки на этом режиме (круизная скорость)расход топлива практически вдвое меньше. 

Looker 440S действительно напоминает самолет на воде, особенно когда сидишь за штурвалом: перед тобой только вода до горизонта, и лодка глотает милю за милей… Но это не спортивный болид в чистом виде — есть все атрибуты и комфорта, и романтики. Пожалуй, самое правильное определение этой лодки — машина для производства эмоций. И, что несомненно, это действительно серьезный шаг в развитии яхтинга. Будущее, которое уже наступило.

Новости

Black Pearl доставлена заказчику

Весной Black Pearl, самая большая парусная яхта верфи Oceanco, была доставлена владельцу.

Стиль жизни

Лето в стиле велнес

Закрытый семейный загородный клуб Pride Wellness Club, расположенный на берегу Москвы-реки, на территории поселка Жуковка-XXI, этим летом предлагает различные спортивные и развлекательные программы для детей и взрослых.

Путешествия

Королевство островов

Морское путешествие вдоль западного побережья Шотландии с его горными кряжами и плоскогорьями, бесчисленными проливами и вереницами островов может стать одним из самых запоминающихся моментов жизни, особенно если отправиться туда на яхте.
Верфь: Paritet Boat
По теме

Медленно, но верно

Примеры успешного сотрудничества европейских и российских верфей в сфере совместного производства можно пересчитать по пальцам, особенно если речь идет не о малых катерах, а о серьезных круизерах. Внимание — «Ушаковские верфи»!

ISS объявила победителей премии Design & Leadership Award

Во время яхтенной выставки в Форт-Лодердейл прошел 25-й гала-вечер, организованный Ассоциацией International Superyacht Society, во время которого были названы победители премии Design & Leadership Award 2015 (Лучший дизайн и лидерство в индустрии).

Тендер и не только

Alfastreet Energy 23 опровергает утверждение, будто все стеклопластиковые лодки похожи друг на друга.

Крутой поворот

Просторные помещения и скорость 32 узла — приятный коктейль для тех, кто предпочитает глиссирующие яхты.