С Востока на Запад

Несколько лет назад японский катер Yamaha FR23 Active Sedan начал новую жизнь в европейской части России, но произошло это не из-за оживления вторичного рынка, а благодаря работе казанской верфи Velvette Marine.

Автор Антон Черкасов

Yamaha FR23 Active Sedan — именно так называется этот катер у себя на родине, в Японии. На тамошнем рынке эта весьма распространенная универсальная модель присутствует уже не первый год, переживая четвертую реинкарнацию, да и на российской стороне Японского моря FR23 встречается достаточно часто. Вообще компактные, легкие трейлерные катера с рубкой и подвесным мотором популярны у нас в первую очередь среди рыбаков. Однако столь специфической аудиторией спрос на них не ограничивается, поскольку это отличный вариант для отдыха на воде в тех регионах, где открытую лодку из-за климатических условий можно использовать лишь несколько недель в году. Отечественных производителей, в линейке которых значатся стеклопластиковые суда подобного типа, не так много, и эта перспективная ниша заполнена импортными катерами.

 Взвесив все «за» и «против», Velvette Marine заключила соглашение с Yamaha Motor Company на лицензионное производство FR23 в России под брендом Velvette. Возникает резонный вопрос: зачем платить японцам роялти, если верфь, в портфеле которой десяток собственных разработок, могла бы сама сконструировать подобную лодку?

«Главный смысл лицензионного партнерства с Yamaha не столько в использовании готового проекта, который мы легко могли бы сделать сами, сколько в получении доступа к самым современным технологиями работы со стеклопластиком, — поясняет директор верфи Михаил Клопоух. — Более того, японцы заинтересованы в сотрудничестве с нами едва ли не больше, чем мы сами. У себя на родине лодки Yamaha уже давно заняли львиную долю рынка, и компания постоянно ищет возможности для продвижения своей продукции в другие страны, проявляя особое внимание к России».

Один из важных критериев, по которым выбор японцев пал на Velvette Marine, — большой потенциал производственных мощностей, позволяющих строго соблюдать технологический процесс и получать на выходе продукцию высокого качества (читайте MBY №20, с. 226). Безусловно, сотрудничество с Yamaha Motor Co. приносит дивиденды и казанским судостроителям: это и доступ к новым технологиям (плюс японцы обучают персонал), и пакетные продажи надежных двигателей Yamaha, и, наконец, солидный имидж — таким мощным партнером может похвастаться далеко не каждая верфь. Velvette Marine особенно гордится тем, что, благодаря отточенному процессу работы с композитными материалами, она может предоставлять трехлетнюю гарантию на корпуса. Имея двухлетнюю гарантию на подвесники Yamaha, покупателю в первое время вообще не о чем беспокоиться, а опыт владельцев уже показал, что и по истечении гарантийных сроков сюрпризов не будет. 

Velvette Marine постоянно совершенствует Active Sedan согласно пожеланиям заказчиков и реалиям нашего рынка 

Разобравшись с причинами появления Velvette 23 Active Sedan на нашем рынке, самое время пройти по катеру от носа до кормы. Встречаться с ним мне уже доводилось, и планировку палубы я бы охарактеризовал так: она универсальна, этакий чистый лист для создания судна под свои задачи. Кокпит — важное жизненное пространство любого катера — на Velvette 23 предельно прост и готов к модификации под любые цели, будь то промысел, отдых или перевозки грузов. Высокий фальшборт обеспечивает безопасность пассажиров, а три глубоких палубных рундука вокруг центральной секции с топливным баком вмещают много всего, включая запасные аккумуляторные батареи и кранцы. Если в Японии FR23 в основном используют в утилитарных целях, то Velvette позиционирует Active Sedan как лодку для удовольствия, подкрепляя намерения высококачественной отделкой с использованием дерева и морского винила.

Носовая каюта благодаря высокому потолку вполне подходит для ночевки, и на борту можно устроить четверых, используя одноместный «карман» под палубой и реально широкий диван в рубке по левому борту. В разложенном состоянии он перекрывает проход в каюту, но зато такое ложе для двух человек летом гораздо более предпочтительно по сравнению с треугольной койкой в носу. На тестовой лодке имелся и выгороженный гальюн с морским туалетом; он отъедает треть каюты, и заказывать эту опцию или нет — выбор покупателя.

Похожее решение предлагают принять и в отношении камбуза: место для него отведено при входе в рубку, за креслом рулевого, где устроен постамент с мойкой и газовой плитой. Если готовить на борту не требуется, это пространство можно занять еще одним сиденьем или просто хранить там кулеры с напитками и другой багаж.

Немало на Velvette 23 и приятных мелочей — тех важных деталей, которые облегчают жизнь на борту и создают пассажирам определенный комфорт. Среди них складной трап с площадкой на транце, отсек для хранения удилищ и стаканы для их фиксации, плюс аэрируемый садок для улова или живца, электрическая якорная лебедка в носу и отопитель каюты. А если помимо функционального тюнинга нужен эстетический, то верфь предложит, например, «замостить» палубу тиком и подсветить светодиодами.

Рекомендуемая мощность для Velvette 23 составляет 150 л.с. — именно под такой подвесной мотор Yamaha судно изначально и проектировалось. При этой мощности его динамические характеристики и экономичность находятся в точке оптимума, и ставить другой двигатель нет смысла. Более того, катер штатно комплектуется приборами и машинкой газа-реверса Yamaha, которые входят в базовую стоимость. Заявленная максимальная скорость Velvette 23 составляет 35 узлов, что и подтвердилось на тесте с пятью пассажирами на борту. Мотор был еще на обкатке, но кратковременно развив максимальные обороты, мы убедились в том, что назвать катер медлительным никак нельзя. Velvette Marine постоянно совершенствует FR23 согласно пожеланиям нашего рынка, причем согласовывает модификации с японцами. В этом контексте, специально для любителей погонять, верфь обсуждает с Yamaha возможность установки 200-сильного двигателя.

Угол килеватости корпуса на транце составляет 14° и во многом диктует поведение катера на воде: выход на глиссирование происходит легко и незаметно вне зависимости от загрузки, а вот при встрече с волнами кинетическая энергия последних нередко передается пассажирам. Дело в том, что умеренная килеватость 12–14° является стандартом для офшорных катеров, однако «сухая» масса Velvette 23 невелика (всего 1,5 т без мотора), и это сказывается на работе корпуса, поэтому при высокой волне (допустима до 1,5 м) необходимо грамотно выбирать курс и темп движения, а не гнать лодку как придется. Даже если встречная волна сильно бьет в корпус, беспокоиться за его целостность не стоит: у катера мощный «скелет» из стрингеров, а толщина стеклопластика на днище составляет 11 мм (фальшборт 5,5 мм). Помимо того, внутренние конструкции армированы дополнительно.

Наблюдая катер на ходу, можно решить, будто у него избыточный дифферент на корму, однако это визуальный обман, который создает достаточно высокий нос судна. Приборы после выхода на глиссирование показывают стандартные 4°, но в качестве опции верфь все же предлагает интерцепторы.

По площади остекления Velvette 23, возможно, проигрывает некоторым «французам», но посмотрите, насколько гладким выглядит дизайн надстройки. В Казани мы тестировали свежий корпус, заказчик которого захотел сделать крышу в графитовом «карбоновом» цвете — в сочетании с красным корпусом она смотрелась великолепно. Если врезать в крышу широкий световой люк, застелить бак полосатыми матрасами для загара и взять на прогулку красивых спутниц, никому в голову не придет назвать Velvette 23 утилитарной лодкой.

Если творчески подойти к выбору цвета корпуса и элементов надстройки, то получится не катер, а конфетка!

Стоит признать, что внешний дизайн, определенно, является сильным козырем Active Sedan, и если творчески подойти к выбору цвета корпуса и элементов надстройки, то получится не катер, а конфетка! При базовой стоимости чуть ниже 1,3 млн рублей Velvette 23 может претендовать на разные роли в «театре водно-моторных представлений», плюс он полностью соответствует критериям первой лодки, с эксплуатацией которой у новичков не будет проблем.

Помню, пару лет назад в Костроме проходила «Школа безопасного вождения Yamaha» (см. MBY №11, с. 190), где в качестве учебного катера как раз выступал герой этой статьи. Помимо яхтенных журналистов, там присутствовали авторы из непрофильных изданий, прежде не сидевшие за штурвалом, и почти у каждого получалось швартовать Velvette 23 с первой или второй попытки. Кстати, на борту тогда находилось по восемь человек, так вот и они, и лодка во всех отношениях чувствовали себя прекрасно! 

Знания

Гармония в рефите

Как максимально быстро достичь желаемого результата при проведении рефита суперяхты?

Новости

Гора Легенд

Трасса «Гора Легенд», пролегающая на высоте 960 метров на горнолыжном курорте «Горки Город» (г. Сочи), работает на постоянной основе.

Новости

Экспедиция «ŠKODA Следопыт» в Тарту

29 и 30 июня 2018 года дилерские центры ŠKODA в Санкт-Петербурге «Авто Премиум» при поддержке компании ŠKODA AUTO Россия вместе с блогерами и журналистами ведущих СМИ Северо-Запада провели вторую исследовательскую экспедицию серии «ŠKODA Следопыт».
Верфь: Velvette Marine
По теме

Парусная неделя в Петербурге

Уже в эти выходные в Северной столице стартует Большая Санкт-Петербургская парусная неделя, которая продлится до 14 августа.

Yachtmaster: Давайте экономить!

Хотите, чтобы 60-мильный переход обошелся вам на £150 дешевле? Наш тест в реальных условиях показывает, каким образом можно сократить расход топлива.

На орбите «Сириуса»

Sirius 25 — лодка молодой московской компании «Эволюшн Моторс». В отличие от светила с тем же именем, она может двигаться по любой траектории, была бы под днищем вода.

Мы строим лодки

Модельный ряд российской верфи Velvette Marine (Казань) включал лодки разных типов длиной от 20 до 41 фута. Недавно компания расширила его за счет младших моделей и начала работать с алюминиевыми корпусами. Тестируем Velvette 20 Image.