Большое и малое

На борту этой яхты нельзя не восхититься интерьерами и объемами помещений, но по-настоящему выделяют Princess 64 ее ходовые качества и кажущиеся второстепенными детали. Не верите — поезжайте в сентябре на каннское боат-шоу и убедитесь сами.

Текст Дэвид Марш Фото Princess Yachts

Роскошная плавучая вилла — вот чего многие ожидают от Princess, учитывая, что верфью владеет группа Louis Vuitton Moet Hennessy. Сразу скажу — напрасно, господа! И вовсе не потому, что эти британские лодки недостаточно изящны, или на борту нет забитых шампанским холодильников, или не увидишь знакомый логотип Louis Vuitton. Да, яхты Princess и, в частности, обновленная флайбриджная Princess 64 — безусловно «продукт класса люкс», но этим список ее достоинств не исчерпывается. Лодки еще должны уметь ходить по морям, и Princess 64 делает это превосходно.

Планировка и интерьер

Первым делом обращает на себя внимание приятная избыточность пространства. Это чувство не покидало меня ни в салоне главной палубы, ни палубой ниже — в каютах. И это касается не только площади как таковой, но и высоты помещений, а также визуальных эффектов. Максимальное увеличение площади остекления надстройки — сейчас общий тренд, но на Princess 64 это не выглядит самоцелью и только следованием моде. Благодаря тонкой работе дизайнеров остекление салона не доминируют в надстройке, как это часто бывает, но, находясь внутри, понимаешь насколько же они большие! В салоне «окна» доходят до спинок диванов, а в мастер-каюте бортовые иллюминаторы недавно подвергли рестайлингу: теперь они выполнены без разделителей, а значит ничто не будет портить панорамный вид. Высота подволока и в салоне, и в каютах достигает двух метров, да и вообще на борту нет места, где собравшись компанией, пришлось бы толкаться локтями.

В салоне мы видим типичную для Princess планировку. Большая гостиная при входе из кормового кокпита. Все, что связано с едой, расположено в центре: обеденная зона по левому борту; камбуз, отделенный полупрозрачной переборкой — по правому (не придется далеко бегать с тарелками). Впереди, у лобового стекла — двухместный пост управления и удобный трап с поворотом, спускающийся в «атриум», куда выходят двери кают.

Их, в зависимости от планировки, может быть три или четыре. Мастер-апартаменты как обычно располагаются на миделе, от борта до борта. Про иллюминаторы уже сказано выше, а из других очевидных достоинств отмечу большой гардероб «в полный рост» и мебельную секцию по правому борту. Здесь, например, есть потайной ящик с зеркалом: он выдвигается, так что супруге владельца яхты удобно будет наносить макияж, сидя на кровати (отпадает необходимость в дополнительном кресле, загромождающем пространство). А в ванной комнате — очень большая душевая кабина.

Носовая VIP-каюта, естественно, также снабжена собственным санузлом. Равно как и каюта правого борта, правда здесь туалетная комната имеет дополнительную дверь из салона и может использоваться как дневная (для всех). Сама каюта оборудована раздельными спальными местами, но спрятанный внутри механизм позволяет сдвинуть их, получив большую кровать. Что касается четвертой каюты (левый борт), то здесь все зависит от того, что вам требуется, — дополнительные спальные места (койки в два яруса) или кабинет-студия с письменным столом, креслом и диваном. Стоит также отметить, что хотя Princess 64 разработана не вчера, выглядит она весьма и весьма свежо благодаря недавнему обновлению интерьерного пакета. Кроме того, с момента премьеры, лодка уже получила новое навигационное и медиа-оборудование.

Детали

Добиваясь большого внутреннего пространства, верфь, в принципе, могла бы и схитрить. Например, урезав до предела камбуз (можно же и в ресторан прокатиться!) или уменьшить количество и объем шкафов и гардеробов. Только англичане — не поклонники больших «дневных» лодок, и если уж на борту есть кухня, то с голоду вы не пропадете как минимум неделю автономного плавания. Камбуз оснащен на совесть, а его П-образная планировка позволяет на относительно небольшом пространстве разместить максимум техники и шкафов, не принеся в жертву рабочее пространство и удобство готовки. Высокий и вместительный холодильник/морозильник; посудомоечная машина; духовка с функциями обычной печи, микроволновки и гриля — и все это уже в стандартной комплектации.

Что касается мест для хранения, которых на борту немало, то они не просто объемны, но еще и удобны. Например, рундуки под кроватями выполнены в виде ящиков, что гораздо предпочтительнее рундуков «с верхней загрузкой» — те можно использовать, только «разорив» кровать и сломав пару ногтей, пытаясь вынуть и потом поставить на место крышку. Самое интересное, что такие рундуки не дешевле в производстве, но почему-то повсеместно встречаются.

Полки для мелочей снабжены ограничителями из оргстекла. Во-первых, все видно и можно быстро найти любую мелочь. К тому же ничего не будет вываливаться, как в случае с металлическими стержнями которые может и красивы, но способны удержать лишь крупные предметы. Дверцы шкафов держатся не на паре петель, а на пяти, а значит, и через несколько лет они не провиснут и будут закрываться плотно, избавляя вас от противного дребезжания на ходу — неизбежный звуковой фон на многих лодках даже после года эксплуатации.

Многие детали вообще не увидишь невооруженным взглядом, как, к примеру, многослойную звукоизоляцию моторного отсека 3М Thinsulate. Звукоизоляция положена также под коврами и палубным покрытием. Все это помогает понять и оценить звуковой комфорт на борту. На Princess 64 бессмысленно искать изъяны в подгонке элементов, качестве лакированных поверхностей и прочие элементы «оптимизации затрат». Даже в зонах, куда редко кто заглядывает, не видно признаков глупой экономии или поспешной сборки из серии «все равно никто не заметит».

Двигатели и управление

В наши дни, когда от яхт хотят все больше роскоши и внутреннего пространства, с этим легко переборщить. Рост водоизмещения, ширины и высоты лодки идут в ущерб скорости и управляемости, да и лодка, по сути, перестает быть лодкой, превращаясь в подобие плавучей виллы, а яхтинг — в пляжный отдых на выезде. Но британцы продолжают искать компромиссы между требованиями рынка, здравым смыслом и любовью к морю. Бернард Олесински, который проектирует корпуса Princess, похоже, обладает каким-то внутренним чутьем, которое подсказывает, в какой момент нужно остановиться. В результате баланс между комфортом на борту и ходовыми качествами у Princess оказывается близким к идеалу. И особенно это касается именно флайбриджных яхт.

Princess 64 отлично держит курс и отличается хорошей маневренностью, причем на любой скорости, вплоть до максимальной в 34 узла, которую мы развили с самыми мощными из предлагаемых к установке двигателей — двумя Cat C18 по 1150 л.с. Это хороший результат, учитывая, что водоизмещение судна около 34 тонн, а на тест-драйв мы вышли с полными топливными баками и с половинным запасом воды.

Еще одна чисто британская особенность — любовь к вальному приводу. Конечно, в мире полно и других решений : PODы, IPS и т.д., но у английских верфей есть немало причин "держаться корней", особенно, когда речь идет о достаточно крупных яхтах. Во-первых, валы обеспечивают лучшую управляемость в свежую погоду, а в Британии условия часто сильно отличаются от средиземноморских. Многие считают, что высокая скорость и отзывчивость на перекладку штурвала не так уж и нужны большой флайбриджной лодке. Но, поверьте, это ровно до тех пор, пока погода не испортится, а вам не придется убегать от шторма или «отруливать» большие волны.

Во-вторых, валы проще обслуживать: сервис нетрудно найти, где бы вы ни оказались. В-третьих, моторный отсек в этом случае сильно смещен к центру, что дает больше места для размещения генераторов и систем и позволяет получить немаленький отсек экипажа в корме (на Princess 64 он рассчитан на двоих). Наконец, такое положение моторного отсека уменьшает задирание носа лодки на ходу: на максимальной скорости дифферент не превышает 5º даже без применения транцевых плит.

Использование валов, впрочем, не означает, что придется забыть о преимуществах колонок, которые, в частности, сильно облегчают швартовку. Princess предлагает систему управления с джойстиком плюс подрульки. На нашей лодке была потрясающая кормовая подрулька, которая, которая легко позволяет удерживать яхту у пирса и швартоваться без проблем, даже если на борту у вас нет помощников.

Флайбридж

Как и положено большой круизной яхте, Princess 64 имеет просторный и хорошо скомпонованный флайбридж. Здесь действительно есть все, что нужно для отдыха под солнцем: обеденная зона с диваном на восьмерых, ветбар с барбекю, лежак для загара в корме… Но не забываем, что это британская яхта, поэтому здесь еще предусмотрена великолепная защита от ветра: высокое лобовое стекло впереди и прозрачный экран с кормы, который не блокирует обзор. Ну и, естественно, везде надежные релинги для безопасности.

Для шкипера и помощника — двухместный пост управления по правому борту, а еще пара интересующихся процессом управления смогут присесть на сиденье слева. Обзор превосходный, приборная панель просто и удобно устроена, сиденья регулируются. При маневрировании в марине с кресла придется вставать часто, поэтому откидной болстер снабжен удобным фиксатором, который позволяет быстро вставать и садиться, когда нужно. Справедливости ради стоит добавить, что обзор с нижнего поста управления тоже неплохой. Вперед он просто отличный, а вот назад его ухудшают высокий холодильник за спиной рулевого и мебель в салоне. Впрочем, довольно нелепо возмущаться этим на большой круизной лодке, тем более, что при швартовке всегда можно воспользоваться камерой заднего вида, как обычно и происходит.

Вердикт

Princess 64 — совершенно точно не относится к серии "хорошая флайбриджная яхта за свои деньги, но ничего особенного". Да, у нее классическая внешность и вполне "конвенцинальная" планировка, но… попробуйте создать лодку, которая восхищая вас в одном, не будет безмерно раздражать в чем-то другом. Любителям интересных, но диких решений всегда приходится за них платить и часто цена оригинальности оказывается неприятно высокой. А что мы имеем на борту Princss 64? Отличный интерьер, функциональную планировку, большое пространство, в котором легко дышится… Если вы планируете долгие переходы в большой компании, то это как раз то, что нужно: вас не будут раздражать непрактичные решения, шум и толкотня на борту, впечатляющие с первого взгляда, но быстро надоедающие дизайнерские "изыски". И, наконец, для вас не станет неприятным сюрпризом внезапно испортившаяся погода. Широкий диапазон комфортных круизных скоростей даст возможность приспособиться к любым условиям, минимизировав дискомфорт. Отличная маневренность позволит без страха смотреть на любую волну, имея в запасе, как минимум пару вариантов — смело пройти ее или ловко убежать. И вот это, пожалуй, самое ценное качество, ведь в бурном море и в тихой марине мы обращаем внимание на разные вещи, а Princess 64 явно создавалась не только для того, чтобы украшать собой причал.

Отзывы

Вы можете проводить недели на борту со своими гостями без опасения стать кучкой отравленных клаустрофобией личностей

При такой цене я и думать не могу о другой лодке, столь же хорошо оборудованной и при этом просторной

Это вместительный круизер с флайбриджем; им приятно управлять в хорошую погоду, но не подведет он и в шторм

Подсказки

Справа от рулевой консоли под крышкой спрятан холодильный отсек.

На флайбридже полно места для хранения: под диванами и под лежанкой для загорания.

Простое и надежное швартовное устройство — открытые утки и шпили.

Сдвижной полупрозрачный экран позволяет частично скрыть камбуз (справа вверху) от глаз обитателей салона.

+ Разделение бортового остекления салона не препятствует разглядыванию пейзажей сидя или стоя

Внушительный холодильник/морозильник скрадывает угол обзора рулевого в корму

Верфь поставляет два стула в дополнение к обеденному уголку со стационарными сиденьями

Посуда идеально хранится в ящике под сиденьем динетты

Самые кормовые секции остекления мастер-каюты могут открываться, впуская приятную и даже животворную ночную прохладу

+ В каюте обеспечен оптимальный баланс шкафов и ящиков для хранения вещей

Дневная (общего пользования) туалетная комната рядом с гостевой каютой неожиданно оказалась почти такой же просторной, как хозяйская

Размерами лежанки в гостевой каюте превосходят обычные койки

Вместо предлагаемой гостевой каюты с койками в два яруса можно заказать кабинет с открытой планировкой

Преимущества VIP-каюты — большая площадь и собственная туалетная комната с выгороженным душем

 

ПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД

Помещение команды

Здесь под кроватями находятся шесть выдвижных ящиков; ими гораздо удобнее пользоваться, нежели класть и вынимать вещи из закутков под матрасом, поднимая его каждый раз целиком.

 

Инжиниринг

Столь удобно размещенные топливные фильтры увидишь разве что на лодках Fleming или Grand Banks. Высокое расположение повышает их эффективность. Обратите внимание на двойные хомуты на каждом шланге.

 

Носовая палуба

Здесь масса полезных устройств: газовые амортизаторы на крышках люков, шпигаты, предотвращающие сбор грязи в желобах, водяной кран в рундуке на левом борту для обмыва якоря.

 

Моторный отсек

Профессионал сразу оценит легкий доступ к моторам и такие детали, как длинный водяной шланг, большой люк для демонтажа двигателей, отстойники топливных баков и пакеты звукоизоляции Thinsulate (отвечающие за низкий уровень шума). Я бы предпочел еще увидеть резиновое покрытие на металлических пайолах, чтобы без боли стоять на коленях, но и без того здесь отлично.

 

БОКС

 

+ Princess использует светодиоды в навигационных огнях, которые дольше служат и не склонны взрываться.

+ Пара таких правильно расположенных подпружиненных уток позволяет при швартовке легко подтянуть немаленькую лодку к причалу толстым швартовом.

+ Ступени из кокпита на кормовую платформу будут полезны при швартовке кормой в любой средиземноморской марине.

+ «Водный стадион» — крупная транцевая платформа, опускающаяся и поднимающаяся гидравликой (стандарт).

 

Пульт

 

+ Плоская поверхность под крышкой из оргстекла на петлях Flat удобна даже для штурманской прокладки на больших листах навигационных карт.

+ Картплоттер (12 дюймов) поставляется в стандарте, но если переместить вентиляционные дефлекторы, появится место для второго картплоттера (8 дюймов).

– Странно, что для столь хорошо оборудованной лодки антизапотеватели лобового стекла указаны как опция.

+ Хорошая эргономика в большом и малом. Отличные рукоятки Cat предлагают массу удобств при управлении лодкой.

 

Досье

Длина

Ширина

Осадка 5 ф (1,45 м)

Водоизмещение

порожнем 26 т

полное 30 т

Запас топлива 3409 л

Запас воды 909 л

Категория RCD «B» (16 человек)

Дизайн Olesinski & Princess

 

Варианты моторной установки: Volvo Penta 900 л.с., Cat 1015 л.с. или 1150 л.с. (с последними скорость около 34 узлов).

 

Опционально вместо каюты с койками в два яруса на левом борту можно выбрать вариант компоновки с кабинетом открытой планировки.

 

По сравнению с роскошными мастер- и VIP-каютой, третья проигрывает, но она довольно просторная и с отличной туалетной комнатой.

 

Performance

Test Engines Два Cat C18, 1015 л.с. при 2300 об/мин, 6 цилиндров, 18,1 л дизели

 

ECOFASTMAX

Обороты16001700180019002000210022002335

Скорость17,219,221,223,225,227,028,831,2

Дифферент5,0º5,0º5,0º5,0º5,0º5,0º5,0º5,0º

Расход164190236257284322332372

Мили/ч0,100,100,090,090,090,080,090,08

Дальность287276245247242228237229

Уровень шума, дБА

Пост управления6566676970727375

Кокпит7980828282828384

Салон7070717273757780

Флайбридж6970707172727273

 

Speed in knots. GPH & MPG figures use imperial gallons. Range in nautical miles and allows for 20% reserve. Calculated figures based on readings from on-board fuel gauge; your figures may vary considerably. Топливо 50%, вода 50%, 5 человек, спасательное оборудование, тендер Williams 385. Воздух 10 ºC, ветер 4 балла, волнв 2 балла.

 

The costs & Options

Price from £1.42 million (twin 900hp)

Price from £1.49 million (twin 1 150hp)

 

Кондиционер 73 000 BTU £29 040

Система антизапотевания (5 кВт Eberspacher) £4 590

Оборудование помещения команды £11 820

Тик на флайбридже (стандарт)

Тик в боковых проходах £11 886

Носовое ПУ (стандарт)

Кормовое ПУ 170 кгс £8 880

Гидравлическая кормовая платформа (400 кг, стандарт)

Электрогидравлический трап-сходня £17 100

Гиростабилизатор Seakeeper £68 220

 

=Options on test boat finished.

 

Конкуренты

Fairline Squadron 65

Отличается от Princess 64 по многим показателям, но заметнее всего различия в организации флайбриджа. Цена от £1,6 млн.

 

Azimut 64

Неплохой набор оборудования, включая опциональные гироскопические стабилизаторы качки. Отличная трехкаютная компоновка. Цена от £1,6 млн.

 

Понятно, что хорошая вещь не может стоить дешево — в данном случае это более £ 1 400 000. Но даже пробыв на борту всего несколько минут, понимаешь, за что берут такие деньги. А уж как следует разобравшись, что к чему, осознаешь, что цена более чем разумна.

Новости

В Петербурге наградят лучших яхтсменов

В Северной столице пройдет ежегодная церемония вручения премии за заслуги в области парусного спорта «Яхтсмен года Санкт-Петербурга».

Стиль жизни

Ёлка в Pride Wellness Club — 15 декабря!

Pride Wellness Club в подмосковной Жуковке XXI приглашает погрузиться в атмосферу новогодней сказки.

Новости

Отдых лишним не бывает!

Ласковое море, традиционное турецкое радушие, персональный подход к каждому гостю и высокий уровень сервиса — то, за чем едут в эту гостеприимную страну со всего света.
Верфь: Princess Yachts
По теме

Nuvolari-Lenard раскрывает детали новой мегаяхты Redwood

Итальянская студия Nuvolari-Lenard сообщает новые подробности о работе над мегаяхтой Project Redwood. Строительство 139-метрового судна ведется на верфи Lürssen в Бремене, Германия. Nuvolari-Lenard разработала для яхты концепцию, дизайн экстерьера и интерьера.

День судостроителя в Петербурге

Завтра, 30 октября, в Петербурге будут чествовать работников судостроительной отрасли. Для жителей и гостей города этот праздник станет отличным поводом посетить знаковые места, отражающие в себе дух «морской столицы» нашей страны.

На реке и в море-океане

Можно ли серийную прогулочную лодку использовать для бизнеса или решения социальных задач? Оказывается, можно, причем без радикальных изменений — по крайней мере, внешне. Ознакомимся с перевоплощениями катеров Targa от верфи Botnia Marine.

Monaco Yacht Show 2016

Что готовит самая дорогая яхтенная выставка в мире на этот раз?