Два раза по двести

Мы уже публиковали статью Джека Хейнса об XO 270 RS OB (outboard) (MBM №3, 2014), только Джек тестировал лодку со стационарным дизельным Yanmar 8LV-ZT370 и угловой колонкой, а здесь на транце висели два Mercury Verado 200. Ну как тут удержаться и не опробовать лодку, чтобы в очередной раз попытаться решить, какой вариант моторной установки и на какой лодке предпочтительнее!

Текст Алексей Максимов

НА БОРТУ

Прежде чем отправиться по Неве, давайте внимательно осмотримся в лодке. Нам тоже достался корпус с черным матовым покрытием и характерным подъемом килевой линии в носу. Рубку отличает солидная площадь остекления со скругленным в плане лобовым стеклом; помимо бортовых окон, в корме сплошная стеклянная переборка с дверью. В целом острые формы корпуса придают ему агрессивный, брутальный вид. Заметные детали — резиновая накладка-демпфер на форштевень (защита от случайного контакта) и арка из труб над крышей рубки (опора для антенн, ходовых огней, горна и пр.).

У версии со стационарным двигателем, как отметил Джек Хейнс, кормовой кокпит излишне свободный — хоть квадроцикл перевози. Здесь ситуация иная. Такая же конструкция из нержавейки с откидной банкой из тика, «калитками» по бортам и обоймой кранцев отделяет кокпит от кормовой оконечности с рецессом и мощной подмоторной «доской», на которой закреплены два Mercury Verado 200. Вместо одного большого люка в моторный отсек — два по бортам: водяная цистерна и рундук с аккумуляторами. На палубе — черное прорезиненное покрытие; оно не только предотвращает скольжение, но и создает эффектный контраст с белым внутренним корпусом и серым цветом крыши рубки. Если у владельца есть желание, чтобы лодка выделялась среди прочих, — цель достигнута.

В носовом кокпите все знакомо: сиденья по правому борту с рундуками внутри. На пайолах и сиденьях — такое же нескользящее покрытие, как в корме. Якорный ящик привычно устроен в носу, под разрезным релингом. Кокпит глубокий, защищенный, здесь даже можно установить съемный столик. Особенное удовлетворение вызывают замки на рундуках, надежные и не без технической эстетики. Слышал мнение, что вместо такого кокпита полезнее было бы иметь в носу каюту. Справедливо, но ведь существует другая модель — XO 270 RS Forward Cabin.

Управлять XO 270 RS — одно удовольствие, хоть с турбированным дизелем, хоть с подвесными моторами

Вход в высокую рубку (1,87 м) через дверь в корме и через проем в носу, закрываемый двумя элементами: «калиткой» внизу и «форточкой» наверху, которую на ходу можно открывать — для вентиляции. Ту же задачу призваны решать два широких сдвижных люка в крыше. Внутри на левом борту устроена динетта: поворотная спинка дивана в носовой части позволяет сесть за общий стол или лицом по курсу. Если снять столешницу и установить короткую опору (она предусмотрена), здесь можно организовать лежанку на двоих.

На компактной эргономичной рулевой консоли доминирует картплоттер, но остальные приборы перед глазами, а органы управления под рукой. ГРЩ отыскался на борту, за креслом рулевого — спрятан, но доступен. Обзор от штурвала реально круговой; кресло сдвигается вперед-назад (под ним холодильник), складная подножка удобна, регулировка руля предусмотрена… Всё на месте! Перед рулевой консолью за шторкой устроена лежанка, куда мне забраться было бы затруднительно, но детям там будет классно. За креслом имеется камбузный блок с мойкой и местом под плитку (у нас ее не было); этот блок можно заменить диваном, если на борту не планируют готовить.

Кому-то обустройство рубки покажется простоватым, только следует признать, что она полностью вписывается в общий облик судна. А критики пусть внимательно посмотрят на стойку рядом с рулевой консолью и откроют… дверь в настоящий гальюн. Невысокий, тесноватый,
но он есть! Туалет — это насущная необходимость, и не обязательно на длинных переходах: случается всякое. Так кто там говорил, что эта лодка для аскетов?

НА ХОДУ

В своей статье Джек точно подметил: управлять XO 270 RS — одно удовольствие, хоть с турбированным дизелем, как у него, хоть с подвесниками, как у нас. Моторная установка с двумя Mercury Verado 200 на 120 кг легче и на 30 л. с. мощнее той, с которой тестировал лодку наш британский коллега, поэтому были основания ожидать скорости такой же или даже большей, хотя бы на узел. Однако не случилось: двигатели еще не прошли обкатку, и осредненная по двум галсам максимальная скорость (чтобы исключить влияние течения) составила 38,8 узла (5600 об/мин) против 40,1 узла с дизелем. На тестовой лодке стояли винты Tempest Plus диаметром 14 5/8” и шагом 19”. Исходя из того, что диапазон максимальных оборотов двигателя 5800–6400 об/мин, я решил было, что стоит  пробовать винты с шагом 17”. Но спустя три дня на тесте обороты были уже 6100 об/мин, а скорость больше 43 узлов. Так что все встало на свои места.

Выход на глиссирование практически мгновенный, а до максимума лодка разгоняется всего за 14–15 секунд

Лодка очень шустрая: со стопа до максимума разгон занимает 14–15 секунд, а выход на глиссирование практически мгновенный; предполагаю, что это происходит на режиме 3200–3500 об/мин. Во время разгона возникает кратковременный дифферент на корму. Это легко понять, сравнив положение и массу стационарного двигателя (450 кг) и колонки (112 кг), а также более кормовую точку крепления и массу (2 × 230 кг) подвесных Mercury Verado 200: дополнительный дифферентующий момент на корму 500 кг м вызывает и стояночный дифферент (около 3º). На тесте при полностью опущенных редукторах моторов транцевые плиты были отключены, но при обычной эксплуатации во время разгона ими стоит пользоваться.

Измерить расход топлива не получилось ни на тесте со стационарным двигателем, ни у нас, однако кое-что я подсчитал. Опираясь на данные различных испытаний, примем, что потребление топлива на XO 270 RS с дизельным Yanmar 8LV-ZT370 составит 70–72 л/ч, а с бензиновыми Mercury Verado 200 около 96–98 л/ч (на зафиксированных максимальных оборотах). С учетом запаса топлива 340 л (дизель) и 600 л (бензин, увеличенный объем баков), значений расхода и скорости, со стационарным двигателем дальность плавания составит 190 миль против 240 с подвесными моторами. Допускаю, что разница будет похожей и на круизной скорости.

Отдельно про маневренность. Лодка отлично держит курс, чутко слушается руля и классно проходит повороты. В циркуляции на средних оборотах (4000–4200 об/мин) крен изрядный: при входе он достигает 22º, но корпус уверенно лежит на скуле. А вот на полном ходу циркуляция сопровождалась креном 8–10º; скорее всего, сказалась действующая на скулу гидродинамическая подъемная сила, стремящаяся вернуть корпус в прямое положение. Но в обоих случаях маневрирование проходило с минимальным падением скорости, без проскальзывания или заноса. Управляемость на удивление хорошая и на заднем ходу: лодка идет и прямым курсом, и маневрирует на малом ходу, как требуется для швартовки. Даже кажется, что носовая подрулька здесь лишняя.

Но где взять волну, чтобы оценить мореходность судна? В тот погожий выходной день на Неве было немало крупных пассажирских прогулочных судов. Скорость у них невелика, а волну они гонят изрядную. К тому же у нас на тесте была фотолодка, она Неву тоже немного «перекопала». Вот на этих волнах мы и походили. Метровую волну корпус XO 270 RS с высокой килеватостью (24º на транце, «глубокое V») проходит мягко, без ударов и подлетов — лодка достаточно тяжелая. На одном из участков Невы нам попалась «стиральная доска» с полуметровой рябью. Как подметил Джек на своем тесте, дельфинирования нет: возникающие колебания мгновенно затухают.

Еще отмечу, что при ходе на низких оборотах появляется низкочастотная (резонансная) вибрация, но с повышением скорости она исчезает, и слышен только мягкий, негромкий стрекот моторов. Шум на холостых оборотах в рубке при закрытой двери 56 дБА (59 дБА при открытой). Со стационарным двигателем на полном ходу показатели были чуть ниже, но это зафиксировал прибор, а ухом разницу не ощутить.

 

РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОД ЗАНАВЕС

Так какой же вариант моторной установки катера XO 270 RS более предпочтителен? Однозначного ответа у меня нет, хотя… Установка с подвесными моторами имеет преимущества в плане надежности — два мотора надежнее, чем один. Судя по рыночным ценам, большой экономии два подвесника по сравнению со стационарным двигателем не дадут, но можно выгадать на монтаже, системах. Обслуживание подвесников должно быть проще и может оказаться дешевле. Отсутствие моторного отсека в корпусе высвобождает объемы. Подняв моторы, можно уменьшить осадку и скорость…

С нами на борту был мой знакомый, заядлый рыболов и ярый сторонник стеклопластика как конструктивного материала, неплохо разбирающийся в катерах. К моему большому удовольствую, XO 270 RS заметно поколебал его уверенность в преимуществах пластика над легким сплавом — как по части ходкости, так и в отношении шумности. Кстати, он заметил, что лодку можно даже приспособить под рыбалку: из кокпитов удобно ловить спиннингом — места достаточно, и тарга с набором удилищ на крыше рубки выглядела бы вполне уместно. Отопитель есть, заночевать можно…

Но оставим рыбу в воде и вернемся в лодку: на XO 270 RS, этом крепком адреналиновом круизере выходного дня, чертовски увлекательно просто рассекать — хоть зеркало воды, хоть волны. А для этого не так уж и важно, какие двигатели на лодке: стационарные или подвесные.

Новости

Пишите письма!

Любимая многими с детства традиция отправлять письма Деду Морозу получила в этом году новое прочтение в лондонском отеле The Dorchester.

Знания

Эрик Страйд — о кибербезопасности суперяхт

В интервью нашему журналу Эрик Страйд, один из основателей американской компании Atlas Cybersecurity, рассказал о том, насколько актуальна опасность кибератак для владельцев яхт и как этому противостоять.

Стиль жизни

Зимнее предложение от Yalıkavak Marina

Этой зимой Yalıkavak Marina, одна из крупнейших на Средиземном море гаваней для суперяхт, приготовила своим гостям приятный сюрприз.
Верфь: XO Boats
По теме

Наше королевство

Швеция всегда входила в десятку самых яхтенных стран мира и раньше многих поняла, что в XXI веке этот вид отдыха приобретет новые формы.

Удочки веером

Тестируем Parker 750 Cabin Cruiser — новую модель универсального круизера, внешне не похожую на прежние модели Parker.

Громы и молнии

В конце сезона 2014 в Петербурге показали новую модель круизного катера Grizzly 820 Firestorm. Давайте разбираться.

Очень особенный

Новая модель итальянской компании ZAR Formenti — свежий взгляд на эстетику и функциональность RIB’ов. Рассмотрим ZAR 59SL.