Морской патруль

Особенной можно считать почти каждую лодку. Важно только правильно определить характер и оценить практическое значение ее особенностей. Специфические черты лодок распределяются по трем категориям. Первое — то, что предопределяет их принадлежность к тому или иному типу. Второе — штрихи, характерные именно для этого бренда. Третье — свойственные только этой модели детали и нюансы. Уверен: системность такого подхода позволит нам с вами лучше разглядеть и понять Nord Star 34 Patrol — совсем не простую лодку.

Текст Зарий Черняк  Фото Дмитрий Шаромов

ТИП

Тип лодок, к которому Nord Star 34 Patrol принадлежит, называют по-разному, но «морские внедорожники» звучит в их адрес особенно часто. Для них характерны высокий борт с развалом в носу; островная высокая надстройка; обратный наклон лобового стекла и приличная площадь остекления рубки с бортов и кормы. Важная деталь — сдвижные двери с бортов, позволяющие быстро выйти на палубу при необходимости. Еще надо назвать носовой и кормовой кокпиты, существенно расширяющие возможности лодок этого типа. Все перечисленное есть у 34 Patrol и делает эту лодку характерным представителем уже давно популярного в Европе и за океаном семейства. Но остальные качества ей даровали именно «гены» бренда Nord Star.

БРЕНД

Здесь можно отметить острые линии внешнего дизайна; дверь в стеклянной кормовой переборке рубки (другие лодки обходятся бортовыми дверями); разрыв высокого релинга в районе двери (удобно заходить на борт); бушпритную площадку с якорем; мощную таргу под антенны и огни; обойму кранцев за транцем. Вообще снаружи стеклопластиковая лодка изобилует металлом, но он исключительно функционален, как релинг и повсеместно стоящие поручни: на рубке в кокпите, вдоль крыши по борту, на двери и пр. Ну а остальные особенности свойственны, пожалуй, именно этой модели.

Лодка оказалась не просто быстрой и весьма отзывчивой на перекладку штурвала 

Кокпит

В большом кокпите глаз выхватывает практичные детали. Кормовая переборка с дверью (правая секция) разделена на фрагменты. По бортам стоят мощные швартовные утки и устроены ящики для  швартовов. Под диваном у транца — вместительный рундук, а дверцу выхода на кормовую платформу установили по правому борту, как раз напротив двери в рубку. Здесь — внимание: люк моторного отсека поднимается вместе с диваном, поэтому прежде дверцу следует закрыть, о чем гласит табличка на переборке. Люк открывается бесшумно, и в моторном отсеке видишь на удивление много свободного пространства. Свес крыши рубки почти достает до дивана и под солнцем даст приличную тень. Кормовая платформа довольно широкая (1,1 м), так что места для тендера там достаточно.

БУШПРИТНАЯ ПЛОЩАДКА

Практичная конструкция, выделяющая лодки Nord Star среди однотипных даже на расстоянии. Полезная при сходе на берег и при работе с якорным устройством.

РУБКА

Ее компоновка имеет свою специфику. На левом борту стоит угловой диван; стол перед ним опускается (электропривод) вровень с подушками, и появляется еще одно спальное место — на всякий случай. Только важно, чтобы кто-то не нажал случайно кнопку, иначе он придавит ноги сидящим. В отличие от других «морских внедорожников», здесь нет штурманского кресла на левом борту, и недостатком это я не считаю. Зато есть сдвижной широкий и прозрачный люк в крыше; через него свет в избытке проникает в рубку, сливаясь с потоками через лобовое и бортовое остекление. Интерьер приятный: дерево, ткани, вставки из кожи, полированный металл, ковровое покрытие…

А вот рулевая консоль выглядит технологической: отделка простая, немного приборов и панель под подволоком совершенно свободная. Зато есть место развернуть карту. Однако это дело будущего заказчика: приборную панель можно обить хоть кожей, установить еще дисплей и полезные приборы внизу и наверху в дополнение к GPSMap 7015 (Garmin) — многофункциональному картплоттеру с сенсорным экраном 15”. Но вот кресло с пневматической амортизацией и регулировками (вверх–вниз, вперед–назад, жесткость сиденья) просто отличное. Обзор с него почти круговой, есть удобная подножка, которая мне, правда, не понадобилась.

Для  этой модели дизайнеры верфи Linex Boats предложили весьма оригинальную концепцию

За капитанским креслом находится управление музыкой, отопителем Webasto и подъемом/опусканием ТВ-панели, которая выдвигается из стойки на правом борту. Мы даже включили ее, только ничего занятного в тот момент финны не показывали. Гораздо интереснее было рассматривать камбуз.

Камбуз

Кухонный модуль на Nord Star 34 Patrol оказался… внизу, перед входом в носовую каюту, отгороженный от рубки стеклянным экраном в обрамлении металла. Подобный атриум я никак не ожидал здесь увидеть, а камбуз прекрасно вписался в общий интерьер и выглядел довольно удобным. Оборудован он более чем прилично: мойка, электроплита, СВЧ-печь, холодильник, много ящиков и полок, так что в долгом путешествии при наличии припасов страдать от голода не придется. Можно поставить даже посудомоечную машину (опция).

Носовая каюта

Высота подволока в этой каюте (1,98 м)солидная, чего не ожидаешь от лодки  этого типа и конструкции. В ней стоит большое (queen size) ложе на пьедестале, под которым уместились ящики для постельного белья и вещей; есть шкаф для одежды; свет — бортовые иллюминаторы и верхний люк. В каюте, как и в рубке, декоративные вставки из кожи, деревянные жалюзи, ночная светодиодная подсветка придает помещению приятный вид. Рядом с дверью в каюту находится гальюн — приличное по размерам помещение с душевой кабиной за выгородкой.

Кормовая каюта

Это помещение от борта до борта (ширина на уровне кроватей 3,15 м) — еще одна особенность модели 34 Patrol. В ней два спальных места — на одного и двоих (как на старших моделях Nord Star). Спустившись по трапу от кормовой переборки, стоишь в полный рост: высота 2,30 м с понижением до 1,85 м к спальным местам, и никакой зажатости объема не ощущаешь. Есть бортовые ниши, шкафчики для вещей, тумба между кроватями и… ГРЩ. Дневной свет поступает через кормовую переборку на палубе и открывающиеся бортовые иллюминаторы. Вход в каюту оформлен оригинально: дверцу на петлях с фиксатором накрывает складная панель, на которую днем можно что-то положить, и это «что-то» не будет мешаться. Заканчивая с каютами, скажу, что такой вариант мне представляется много удобнее, чем три невнятных каюты на круизерах длиной даже 40 футов.

В море

Там вся специфика типа, бренда и самой модели спаяны. Тест проходил в акватории архипелага под Турку; волны почти не было — полметра не считается: для всех Nord Star Patrol это просто ничего. Вот и наша лодка летала, лихо рассекая легкую волнишку острым форштевнем, поднимая водяную пыль и раскидывая ее по бортам. Наша лодка была практически пустая, оборудование стояло не все, и скорость мы развили изрядную — 42,4 узла при 3500 об/мин. При максимальной силовой установке получится, думаю, более 45 узлов. На режим глиссирования, когда «статика» уступает место «динамике», лодка выходила быстро — за 4–5 с и начинала глиссировать уже при 1800–2000 об/мин на скорости около 15 узлов. Мощная скула и продольные реданы работали отлично, в чем никто и не сомневался. Только стоит настроить откидку колонок и угол транцевых плит в соответствии с текущей загрузкой и центровкой, чтобы понизить даже кратковременный разгонный дифферент, хотя и без того обзор по курсу не страдал.

Моторный отсек

В этом отсеке на тестовой лодке  стояли два солидных по размерам дизеля Volvo Penta D3-370, при этом места для их обслуживания (ежедневный осмотр, замена фильтров и пр.) оставалось вполне достаточно.  Столь свободный моторный отсек позволяет использовать его также для хранения судового снабжения и полезных предметов.

Лодка оказалась не просто быстрая, но весьма отзывчивая на перекладку штурвала. Опциональный джойстик может упростить управление колонками, но вряд ли поворотливость лодки, и без того высокая, улучшится. А уровень шума 83 дБА в рубке на полных оборотах — очень неплохой результат!

Тип лодок, к которому принадлежит Nord Star 34 Patrol, часто называют «морские внедорожники»

Поскольку показаний расхода топлива приборы на рулевой консоли не выдавали (эта опция отсутствовала), я привел в таблице расчетные значения расхода по стендовым испытаниям двигателя D6–370 и данным испытаний близких по типу, размерениям и мощности катеров. Показатели дальности двойные: в числителе они соответствуют запасу топлива 700 л, в знаменателе — 1100 л (вариант с увеличенной для российского рынка топливной цистерной).

РАДАРНАЯ АРКА

Очень удачная конструкция! Легкая, прочная, способная нести спутниковые и РЛС-антенны, такая арка органично вписывается в экстерьер лодки.

По дороге домой

Уже в поезде Хельсинки – Санкт-Петербург я повстречал Олли Линквиста, владельца верфи Nord Star. Мы рассматривали фотоснимки с теста, потом он расспросил о результатах и рассказал немало интересных деталей про Nord Star 34 Patrol. Так, выяснилось, что в конструкции бортов, надстройки и даже стрингерных балок применена бальса, а это дает заметное снижение массы корпуса (недаром он показался мне легким). Килеватость корпуса (показатель мореходности лодок этого типа) составляет 18,5º. Когда я спросил Олли о весомости этой половины градуса, он лишь хитро улыбнулся в ответ. Наверное, это не единственный его секрет… 

Знания

Думай латерально!

Верфь Oceanco, известная своими кастомными суперяхтами длиной 80+ м, и ее давний партнер проектное бюро BMT Nigel Gee объявили о создании новой компании под названием Lateral Naval Architects, которая планирует выполнять инженерные изыскания для широкого круга заказчиков.

Новости

Выставка «Российскому парусному спорту – 300 лет!»

13 августа в Санкт-Петербурге, в Нарышкином бастионе Петропавловской крепости, откроется выставка «Российскому парусному спорту – 300 лет!». Выставка пройдет в рамках «Балтийской яхтенной недели», одного из крупнейших парусных событий в России.

Новости

Can-Am X Race: мечты сбываются

Подиум второго этапа квадросерии Can-Am X Race 2018 удивил многих заядлых болельщиков соревнования. Гонка в очередной раз показала: всё будет — cтоит только проявить терпение, старание и, конечно же, поверить, что удача обязательно придет.
По теме

Чистая энергия

Словенские верфи уже успели заработать репутацию инновационных своим небанальным подходом к лодкам, да и к яхтингу в целом. Встречайте новое имя: Alfastreet Marine.

Большая рыба

В России давно знают и любят финские «морские внедорожники» Targa верфи Botnia Marin. А что вы знаете о линейке Tarfish — специальной серии рыболовных лодок той же верфи?

До и после

О NorthSilver 1440 стали говорить задолго до появления лодки на воде. Но и потом, после первых тестов и ее успешного показа на Военно-морском салоне, разговоры о новом проекте не смолкли и продолжаются до сих пор.

Полным ходом

Ее долго ждали, и первая флайбриджная Princess с приводами IPS вышла весьма удачной во всех отношениях.