Жить безумной жизнью

Правильно выбранная и вовремя занятая ниша — залог длительного существования вида в природе и бизнеса — в рынке. Голландская верфь Heesen Yachts нашла свое уникальное место в яхтенной индустрии и заработала репутацию компании, мастерски освоившей производство быстроходных алюминиевых суперяхт длиной от 40 до 70 м. В этом сегменте у нее почти отсутствуют конкуренты и всегда есть спрос, поэтому Heesen давно и успешно закладывает мелкосерийные яхты semi custom на собственные средства, чтобы дать возможность клиентам быстрее получить готовую лодку.

Однако у верфи есть модели и на основе стальных корпусов с надстройкой из легкого сплава, а это уже совсем другой, гораздо более «тесный» сегмент, где, помимо голландцев, активно играют итальянцы и турки. Тем не менее Heesen научилась тонко чувствовать рынок и поддерживать постоянную эволюцию экстерьера в пределах модельного ряда, что наряду с неизменно высоким качеством и соблюдением сроков позволяет преуспевать и в стали.

Яхта Vida — наглядный тому пример. Проект Antares был заложен без участия клиента, и в мае 2017 года, за четыре недели до того, как в корпус установили двигатели и соединили его с надстройкой, судно было продано через брокера американского представительства Heesen Yachts.

Vida стала третьей яхтой в линейке 55 Steel: до нее свет увидели Azamanta и Laurentia, а сейчас строится четвертый корпус — Project Castor. Все эти лодки объединяет техническая платформа — корпус с обводами FDHF от Van Oossanen Naval Architects, эффективная и надежная пропульсивная система на базе дизелей MTU 8V 4000 M63 с валами, успокоители качки Naiad Dynamics 720 zero speed и т.  д., но вот внешне они немного различаются. Наружный дизайн 55 Steel разрабатывал долговременный партнер Heesen Yachts — студия Omega Architects во главе с Франком Лаупманом, и от яхты к яхте они вносили изменения, чтобы сделать каждое судно уникальным.

  • Дизайн яхт Heеsen постоянно эволюционирует даже в пределах одной линейки

«Изначально верфь поставила задачу собрать присущие всем яхтам Heesen “семейные” черты (охарактеризуем их как спортивную элегантность) и добавить прямые линии, — рассказывает Франк Лаупман. — Однако мы не хотели делать эти лодки слишком динамичными; они должны были сохранить величественные черты, поэтому получилась некая смесь. Почти горизонтальные линии главной палубы идут от кормы с небольшим подъемом, а на верхней образуют дугу с легким изгибом. Кроме того, мы добавили наклонную линию, которая начинается вырезом фальшборта и поднимается под углом 45° к ходовой рубке, выступая гранью своеобразного “зуба”, по которому яхты легко узнаются. Эта линия второго порядка потом дублируется в кормовой части.

Наконец, связь третьего порядка можно проследить между “зубом” и мачтой — он как бы разворачивается в нее. Будучи элементом дизайна, “зуб” скрывает пустое пространство в том месте, где расширяется узкая в районе ходовой рубки надстройка. Наш дизайн постоянно эволюционирует, его язык меняется, и на Vida мы немного “подрастили” экстерьер, чтобы внутри стало больше места, в том числе — для опциональной VIP-каюты на верхней палубе, а также укоротили мачту и увеличили хардтоп. Такие вещи нужно делать очень осторожно, чтобы они отрицательно не сказались на остойчивости судна. Чтобы обеспечить еще лучший обзор горизонта из салона на верхней палубе, мы частично выбрали глухой фальшборт, интегрировав в него секции из стекла. Это одно из главных внешних отличий Vida от Laurentia».
А вот носовая палуба у этих яхт организована сходным образом: на возвышении перед ходовой рубкой оборудован расширенный португальский мостик с зоной отдыха, а ниже впереди хранятся тендеры (гостевой Pascoe и спасательный), размещаются мачта-кран и якорное устройство. Существует альтернативный, реализованный на Azamanta вариант, когда тендеры стоят под палубой и извлекаются оттуда через бортовые люки, тогда как фордек почти целиком отдан под гостевую зону. Здесь выбор за владельцем: если, допустим, яхта будет работать в чартере, то удобнее вторая планировка, а если активно путешествовать, лучше отвести подпалубное пространство под кладовые и другое оборудование, а тендеры оставить наверху.

Беседуя с Франком Лаупманом о дизайне Vida, я спросил его, почему он не снабдил яхты этой линейки «крыльями» для вспомогательных постов управления. Сами посты здесь есть, но они не вынесены за габарит корпуса, и порой капитану приходится чуть свешиваться, чтобы увидеть ватерлинию.

«Мы не делаем крылья, поскольку палуба у яхт такой длины расположена сравнительно низко, — объяснил он. — Подобные расширения надстройки могут задевать высокую причальную стенку, и это нужно учитывать. На крупных лодках крылья широкие, и в них даже помещаются диваны, однако находятся они гораздо выше».

Впрочем, наружный дизайн Project Antares вопросы у владельца не вызвал, зато кастомные интерьеры Vida полностью отражают его видение жизни и отдыха на борту суперяхты. Исходно верфь поручила оформлять интерьеры итальянским дизайнерам Франческо Пашковски и Маргерите Касприни, однако в какой-то момент клиент отказался от их услуг и привлек знакомую ему студию BE Design (Флорида). Несмотря на то что ее основатель и руководитель Элмар Бенавенте известен больше как архитектор и прежде не имел дела с яхтами, ему удалось весьма интересно оформить помещения Vida.

  • Центральная лестница со ступенями из оникса

  • На этой яхте верфь смогла увеличить площадь апартаментов владельца почти на 20 кв. м

Получившийся интерьер нельзя однозначно назвать американским: современный спокойный стиль не ассоциируется с каким-то конкретным регионом, а просто создает легкое, светлое настроение и, по словам Франка Лаупмана, очень подходит экстерьеру яхты. Центральную роль в оформлении играют характерные для работ Элмара Бенавенте декоративные панели в виде вертикальных жалюзи, придающие интерьеру мужской, но в то же время элегантный характер. Они присутствуют на стенах и потолке; где-то в них интегрирована подсветка, а где-то — зеркала; в одних местах они глухие, в других сквозные и служат ширмой для разделения зон, продолжаясь в деталях вроде ребер столешницы…

  • Уютный верхний салон с барной стойкой и кинотеатром

Полировка на темном дереве работает как зеркало, ее дополняют поверхности из хромированного металла, и свободно проникающий через панорамные окна солнечный свет распадается на мириады зайчиков, оживающих каждый раз, когда яхта покачивается на волнах. Важно и то, что панели-жалюзи не всегда расположены заподлицо с соседними поверхностями, поэтому глаз не устает от однообразия. Строгие вертикальные и горизонтальные параллели время от времени нарушаются динамичными косыми линиями (хромированные полосы на зеркалах и стеновых панелях) — кажется, дизайнер, будто школьник, уставший разлиновывать тетрадь, решил немного позабавиться… Впрочем, на фотографиях сполна ощутить созданную на борту атмосферу невозможно, и лучше всего рассматривать интерьеры Vida вживую, например, на FLIBS в Форт-Лодердейле.

Среди принципов BE Design есть такой: «Ни один проект не сможет обрести величие, если в нем отсутствует гениальный замысел». Он универсален, а потому работает на суше и море, и, придерживаясь его, Элмар Бенавенте смог выступить на незнакомом прежде поле, сделав интерьеры яхты запоминающимися. Интенсивно, но не чрезмерно используя подсвеченный оникс, он создал великолепную центральную лестницу и впечатляющую арку в салоне: в стены этой «каменной пещеры» вмонтированы крепления для нескольких десятков винных бутылок — коллекция вина сама по себе служит отличным украшением. Столешница барной стойки в верхнем салоне также выполнена из светлого оникса, контрастирующего с черным многогранным основанием и монументальной дизайнерской мебелью из темного дерева.

Не менее роскошны и отделанные мрамором санузлы, особенно ванная комната в мастер-каюте, где серый с благородными разводами натуральный камень на полу переходит в белый с темными прожилками на стенах. Кстати, площадь апартаментов владельца здесь составляет 80 кв. м — на треть больше, чем у Laurentia и Azamanta!

Жизнь на Vida хороша не только внутри: в корме оборудован универсальный «пляжный клуб» (55 кв. м) с купальной платформой, в глубине которого организованы спортивный зал с набором инвентаря и «парковка» для подводных буксировщиков. Постоял утром на беговой дорожке, потягал железо — и сразу в прохладную воду! Главное открытое пространство (сандек) прекрасно подходит и для гедонического ничегонеделанья на многочисленных лежаках, и для семейных встреч за большим овальным столом, и для мальчишника (или девичника?) в стиле диско. А если от солнца или эмоций станет жарко, то можно прыгнуть в джакузи (по глубине оно ближе к бассейну) с прозрачной стеклянной стенкой и широким, способным приютить десяток-другой бокалов, бортиком.

Если гостей не много, то с организацией праздника справится экипаж — штатная команда насчитывает до 14 человек; отдельный, соединяющий все палубы служебный трап позволяет им выполнять свою работу незаметно для пассажиров.

  • Объемное джакузи на сандеке

Но вернемся к любопытным техническим аспектам Vida. Во-первых, она стала первой яхтой Heesen, построенной по требованиям IMO Tier III. Они вступили в силу в 2016 году и обязывают все заложенные с этой даты суда с общей мощностью двигателей более 130 кВт снизить вредные выбросы в атмосферу на 75% от прежних норм. Поскольку владелец Vida живет в Северной Америке и планирует эксплуатировать лодку преимущественно в Карибском бассейне и прибрежных водах США (зоны контроля выбросов NOx), верфь оптимальным способом разместила в моторном отсеке катализаторы и фильтры для очистки выхлопных газов. Во-вторых, одним из специфических пожеланий владельца — заядлого рыбака — стал ряд технических модификаций, которые позволяют использовать Vida в качестве плавбазы для двух спортивных рыбацких катеров. Чтобы не нужно было каждый раз в конце дня возвращаться в порт, инженеры Heesen предусмотрели возможность заправлять катера и заряжать их батареи с материнской яхты. Ну а вопрос, что делать с уловом, не стоит: камбуз на судне отличный, поэтому шеф-повар с удовольствием накормит до отвала не только гостей и свою команду, но и шкиперов приданного рыболовного флота.

В начале января этого года судно спустили на воду, нарекли и начали готовить к ходовым испытаниям, которые проходили в Северном море в течение четырех дней. На тестах Vida сумела развить скорость 16,4 узла, превысив контрактную спецификацию, что еще раз подчеркивает преимущества корпусов FDHF и профессионализм конструкторского отдела Heesen Yachts. Обладая солидным запасом топлива и экономично его расходуя, яхта способна преодолеть на крейсерских 13 узлах порядка 4500 миль без дозаправки, а по нашим оценочным расчетам, на девяти узлах автономность возрастает еще на 900 миль. В конце весны лодка отправилась из Нидерландов на Средиземное море, где провела весь сезон, прежде чем уйти домой, в США. И если верить тому, что имя Vida связано с нашумевшим хитом Рики Мартина, там ее ждет поистине безумная жизнь.

Досье Vida

Длина 55,00 м Ширина  9,60 м Осадка 3,17 м Водоизмещение 590 т (50% загрузки) Вместимость 740 рег. т Запас топлива 100 т Запас воды 24 т Двигатели 2 × MTU 8V 4000 M63 (1360 л.с.) Максимальная скорость 16 узлов Крейсерская скорость 13 узлов Запас хода 4500 миль (13 узлов) Пассажиры 12 чел. (6 кают) Экипаж  13 чел. (7 кают) Проект  Van Oossanen Naval Architects/Heesen Yachts Дизайн Omega Architects/BE Design

 

Текст Антон Черкасов-Нисман Фото Джефф Браун, Дэвид Черчилль

Знания

Интервью с Полом Маккензи

На пресс-конференции в ходе Каннского яхтенного феcтиваля Princess Yachts объявила о своих амбициозных планах по выпуску десяти новых моделей. Как выглядит процесс разработки новых проектов и что позволяет верфи поддерживать высокий темп развития модельного ряда, нам рассказал ее технический директор Пол Маккензи.

Новости

PROyachting. Человек года — 2019

27 ноября компания PROyachting подведет итоги парусного сезона-2019 чествованием победителей премии «PROyachting. Человек года».

Оборудование

Знакомьтесь, Cortex

Новозеландский разработчик судовой электроники Vesper Marine представил DSC VHF-рацию, совмещенную с AIS и снабженную терминалами с интуитивным «смартфонным» управлением.
Верфь: Heesen Yachts
По теме

Призрак в море

Может ли 100-футовая моторная яхта разогнаться до скорости пятьдесят с лишним узлов? Новая водометная Spectre («Призрак») итальянской верфи AB Yachts способна на это.

В печать!

3D-печать в судостроении не просто возможна: эта прогрессивная технология может даже поменять «правила игры».

Проверки на борту

Многие думают, что перед выходом на воду вполне можно ограничиться беглым осмотром двигателей. Мы же предпочитаем проверять и другие позиции из числа жизненно важных. Для удобства составьте список регулярных проверок и следуйте ему всякий раз, когда соберетесь провести день на воде.

Кристина Оддоне и Денис Новиков

В прошлом году в Монако открылось новое представительство компании Princess Yachts. Для чего оно появилось и какие преимущества получат покупатели яхт британской верфи, рассказывают представители Princess Yachts в России.