Королевский альбатрос

Готовясь посетить яхту Lürssen, всегда знаешь, что это будет незаурядная, особенная лодка, и в этом Amadea даже превосходит прошлые шедевры верфи. Она соткана из множества неожиданных дизайнерских решений и по уровню детализации интерьеров является одной из самых сложных яхт современности.

По прибытии в марину Villanova на борту меня встретил капитан Amadea, который включился в проект за год до окончания строительства и с тех пор продолжает изучать яхту.

«Даже теперь она не перестает меня удивлять, — сразу признался он. — В основном это относится к незаметным, но глубоко продуманным деталям как в гостевых зонах, так и в технических помещениях».

Трехчасовая экскурсия по судну началась в сопровождении дружелюбных членов экипажа, безупречная выучка которых отражает профессионализм Imperial Yachts. Дело в том, что эта компания не только представляла заказчика и осуществляла надзор за строительством Amadea, но также занимается менеджментом и чартером судна, принимая на себя все заботы владельца.

Идеальная симметрия

Первое, чем удивляет Amadea, — это кажущееся несоответствие наружного и внутреннего дизайна. Владелец заранее определился с классическим стилем интерьера, а вот экстерьер потребовал творческого поиска, и команда дизайнера Эспена Ойно справилась с задачей блестяще. Взгляните на Amadea c воздуха — и сразу поймете, о чем речь. Форма надстройки в кормовой части верхних палуб более всего напоминает голову саламандры, и три такие угловатые, частично наложенные друг на друга «головы» с «ватервейсами» (функциональный дизайн!) создают уникальный запоминающийся паттерн. С ними сопряжены и столь характерные элементы, как парное расширение фальшборта на трех верхних палубах, похожее на крылья, которые дублируют капитанский мостик. На Amadea в этих расширениях бортовых проходов обустроены уютные зоны отдыха, что очень удобно, когда гости естественным образом разделяются по интересам или хотят созерцать пейзаж во время движения.

Примечательно, что со всех шести «крыльев» виден борт судна до ватерлинии, а на палубе владельца они имеют прозрачное стеклянное ограждение, усиливающее эффект бесконечности при взгляде из спальни мастер-каюты. Вместе с откидными балконами на главной палубе и платформами на уровне воды «крылья» значительно повышают обитаемость бортов и отличают Amadea от других яхт. Их наличие — заслуга не только дизайнеров, но верфи, ведь безупречно воплотить в металле сложные формы таких габаритов под силу далеко не всем. А если также обратить внимание на изгиб борта в носовой части, который повторяют иллюминаторы гостевых кают, то вопрос о том, почему яхты Lürssen стоят так дорого, снимается сам собой.

Наконец, Amadea отличается великолепными пропорциями и какой-то особенно притягательной симметрией, которая выносит ее дизайн за скобки времени и ставит в один ряд с выдающимися произведениями искусства. Индивидуальность яхты довершает массивная ростральная фигура — выполненный из хромированной стали альбатрос: раскинув крылья, он будто ведет судно за собой по-над океанским простором.

Всё то золото, что блестит

Какого дизайнера пригласить для разработки богатых интерьеров в классическом стиле? Ведь в случае Amadea стояла задача декорировать помещения не просто красиво, но так, чтобы в отделке использовались единственные в своем роде элементы и предметы. А это значит, что все они должны быть придуманы с нуля и непременно изготовлены вручную, поэтому доверить такую грандиозную работу можно только человеку со знанием дела. И человеком этим стал Франсуа Зуретти, чей опыт крайне велик, а умение создавать действительно кастомное оформление поражает.

В руководстве по уходу и содержанию яхты, занимающем 161 страницу, перечислено 170 разновидностей материалов и отделки: 11 видов стекла, 26 видов кожи, 6 видов металла, 30 видов специального покрытия, включая лакировку, 43 вида камня, 28 видов древесины… Расписные потолки, сложная деревянная мозаика, книжные переплеты под старину, уникальные предметы декора из стекла, металла и полудрагоценных камней — все это существует в единственном экземпляре и отличает Amadea от большинства суперяхт. В этом большая заслуга команды Imperial Yachts, которая вместе с Франсуа Зуретти раз за разом согласовывала с заказчиком каждую деталь, каждый предмет, чтобы гарантированно получить бескомпромиссный интерьер.

Когда верфь рапортовала, что очередная каюта закончена, со стороны Imperial Yachts следовал список на сто с лишним пунктов улучшений. Конечно, производителям такая педантичность не по нраву, но когда идет борьба за результат, на это не оглядываются, и по завершении проекта всех охватывает гордость за достигнутое. Большая часть интерьеров в гостевых зонах изготовлена компанией Vedder, а за такие зоны, как лобби, главная лестница, зимняя терраса, спа и ходовая рубка, отвечал не менее известный немецкий производитель Metrica.

Говоря об интерьерах Amadea, стоит обратить внимание на два момента. Во-первых, судно построено по доработанным стандартам Passenger Yacht Code, где многочисленные требования по безопасности гораздо лучше согласуются с концепцией роскоши. Это выражается в том, что, в отличие от первых PYC-яхт, на Amadea гораздо тщательнее замаскированы элементы из огнеупорных и огнестойких материалов. Так, массивная сдвижная противопожарная дверь между салоном и обеденной зоной на главной палубе сделана из металла и вручную окрашена под дерево так, что органически сливается с интерьером. Собственно, все двери на борту сделаны по этой технологии, и, по словам капитана, ни одна существующая PYC-яхта не может похвастаться таким уровнем маскировки.

Второй момент в большей степени относится к пространственной организации помещений, нацеленной на обеспечение максимального комфорта. Коридоры и проходы настолько широкие, что разойтись в них можно не теснясь, а гостевые зоны всегда отделены от сервисной двумя дверями с промежуточным тамбуром, чтобы до пассажиров не доносились звуки работы экипажа. Кроме того, характерной особенностью Amadea является проем между главной палубой и палубой владельца, который делает салон фактически двухэтажным и обеспечивает гарантированный вау-эффект. Подобные решения необходимо закладывать на стадии проектирования, поскольку добавить такой проем на готовом судне уже невозможно, а вот закрыть при необходимости существующий — вполне. А еще на борту легко ориентироваться без предварительной подготовки, основываясь лишь на интуиции, что является большим плюсом, особенно для чартерных гостей.

Музыка и море

На этом удивительные вещи не заканчиваются, и мы оказываемся на зимней террасе — в одном из ключевых мест Amadea. Здесь, на самом верху, оборудована фантастическая обеденная зона, потолок над которой увит плющом, по стене сбегает водопад, а центральным объектом является стол на 28 персон. Именно тут, по словам капитана, проходят празднования важных событий, вечеринки и приемы гостей, тогда как формальная обеденная зона в салоне на главной палубе больше используется для повседневных обедов. Причина не только в возможности посадить за стол больше гостей, но и в том, что открытая палуба, которая является продолжением зимней террасы, может служить танцполом и площадкой для выступлений музыкальных коллективов.

  • Система Advanced Stabilized Glide Slope Indicator помогает пилотам вертолетов заходить на посадку

Возможность обеспечить концерт живой музыки была одним из главных требований заказчика, и в качестве сцены здесь используется приподнятое над палубой джакузи, накрытое специальным «пайолом» и защищенное от солнца съемными тентами. Рядом есть все необходимое для подключения оборудования вроде мониторных динамиков и микшерных пультов, а по периметру в надстройку вмонтированы колонки общей мощностью 20 000 Вт. Да-да, это не опечатка, и если до сих пор вы считали, что 100-ваттный гитарный усилитель звучит слишком громко, то концертный набор Amadea заставит вас изменить свое мнение. Более того, рядом в кладовой своего часа ждут еще и навесные динамики на 16 000 Вт, поэтому суммарная мощность аудиосистемы составляет 36 кВт. С такой «артиллерией» можно устроить концерт не только на всю марину, но и на целый курортный городок!

В качестве сопровождения предусмотрена цветомузыка с лазерами и стробоскопами, дымогенератор и проекторы для трансляции видео на окружающие сцену полотна-экраны. Сюда же можно выкатить из кладовки гриль-установку с вертелом и тележки для разных видов барбекю, чтобы уставшие от танцев гости могли подкрепиться. С доступом к напиткам тоже нет проблем: бар на зимней террасе заполнен выдержанным коньяком и марочными винами на любой вкус. Кстати, эти два вида напитков представлены на Amadea крайне широко: специальные дегустационные коньячные бары оборудованы при входе в главный салон и на палубе владельца, а винный погреб со шкафами EuroCave на технической палубе вмещает коллекцию под 500 бутылок!

Но и это еще не все! Голландская компания VBH, выступившая в проекте системным AV-интегратором, оборудовала на Amadea два кинотеатра: открытый и закрытый. Оба они находятся на одной палубе с ходовой рубкой, и во втором использована канадская система D-Box, которая создает иллюзию движения во время просмотра кинофильмов. В ее основе лежат специальные «моторизованные» диваны, приходящие в движение по сигналу «вибродорожки», синхронизированной с событиями на экране. Я испытал этот эффект на себе, когда капитан включил отрывок из космического блокбастера, где герои стартовали с поверхности враждебной планеты. Ощущение фантастическое! Открытый же кинотеатр устроен проще, и его используют в основном в темное время суток, когда после ужина самое время расположиться с бокалами дижестива вокруг очага и посмотреть какую-нибудь душевную киноленту… Добавьте к этому два самоиграющих рояля Yamaha и стойку с hi-end-аудиосистемой McIntosh в гостиной владельца — и станет понятно, какое пристальное внимание было уделено развлечениям этого плана.

За гранью привычного

Около очага? Именно! На Amadeа целых пять биокаминов: три отдельно стоящих очага на открытых палубах и два встроенных в интерьер апартаментов владельца (в спальне и в салоне). Работают они на спирте — биоэтаноле, который горит с постоянной интенсивностью, не коптит и сравнительно безопасен при хранении. По сути, экипажу необходимо просто доливать спирт по мере необходимости, а потом чистить термоустойчивое стекло.

Но это еще не все: есть на Amadea и самый настоящий дровяной камин. Он находится в салоне на главной палубе и оснащен принудительной вытяжкой, которая предотвращает обратную тягу. Разводить огонь на судне — дело не самое безопасное, поэтому классификационное общество DNV GL вместе с Lürssen разработало нормативы по вентиляции, теплоизоляции и защите от пожара при эксплуатации камина. Его внутренние поверхности выложены керамикой и надежно изолированы, чтобы предотвратить расплавление и возгорание окружающих материалов. По словам капитана, эта конструкция многократно проверена в разных условиях и не содержит компромиссов в отношении безопасности. Понятно, что на Средиземном море гости вряд ли будут часто пользоваться дровяным камином, но вот где-нибудь в норвежских фьордах после прогулки по леднику это будет более чем уместно.

Первым делом — вертолеты

Носовая палуба судна целиком отведена под вертолетную площадку диаметром 12 м, способную принимать достаточно серьезные машины вроде Eurocopter EC135 и AgustaWestland AW109. Она не предусматривает возможности перевозки или дозаправки вертолета, но зато снабжена весьма полезной системой Advanced Stabilized Glide Slope Indicator от британской компании AGI, которая посредством многослойного светового луча, формирующего видимую в определенном секторе воронку, помогает пилоту заходить на посадку с нужным углом и азимутом. Отчасти благодаря ей Amadea способна принимать вертолеты в том числе и на ходу, не в ущерб безопасности.

Imperial Yachts уделяет особое внимание всему, что связано с вертолетами, и у нее есть специалист в области малой авиации, который занимается исключительно воздушным флотом на судах под управлением компании. Без профессионала здесь не обойтись, ведь правила постоянно меняются, за ними нужно следить и доводить новую информацию до пилотов и капитанов, а также тренировать команду, чтобы поддерживать наивысший общий уровень менеджмента.

Прибыв на яхту по воздуху, владелец сразу попадает в свои апартаменты, которые находятся на той же палубе и могут быть полностью изолированы от посторонних. Помимо роскошной спальни и шикарного санузла, их составляет открытая зона отдыха с джакузи, над которой создан купол звездного неба с Млечным путем и созвездиями из светодиодов (управляются через планшет!); тренажерный зал за перегородкой из электрохромного стекла, просторный офис, комната для багажа и гардероб, где шкафы имеют зеркальные стекла, которые становятся прозрачными, если внутри включить подсветку; гостиная, салон красоты с трансформируемым в массажный стол креслом, дегустационный бар и относительно небольшой камбуз, соединенный с основным посредством лифта для подачи блюд. Панорамное остекление мастер-каюты выполнено так, что не только защищает от любопытных глаз извне за счет качественной, не напрягающей зрение тонировки, но и обеспечивает потрясающую звукоизоляцию от шума внешнего мира.

Кроме того, для владельца предназначено еще одно помещение, которое находится двумя этажами ниже, на технической палубе рядом с винным погребом и хьюмидором. Это так называемая секретная комната для переговоров, где владелец может, например, обсуждать планы с капитаном или принимать партнеров по бизнесу, которых не должны видеть команда и гости. В борту рядом с ней оборудована откидная платформа, к которой может подойти тендер (он доставит и заберет посетителей, сохранив их инкогнито). Кстати, помещение может выступать и убежищем на случай чрезвычайной ситуации.

Машина и человек

Amadea оборудована двумя маршевыми дизелями MTU суммарной мощностью почти 12 000 л. с., сопряженными с гребными валами и винтами переменного шага. Ее рули с относительно небольшим пером сложной геометрии (напоминает крыло самолета) более эффективны по сравнению с обычными: ими можно управлять независимо и при маневрировании выставлять на разные углы. По словам капитана, в отличие от большинства яхт такой длины, где сложно удерживать корму против ветра с помощью кормового ПУ, с такими рулями проблем нет: судно делает ровно то, что ему приказывают.

Другой сильной стороной Amadea являются две пары плавниковых успокоителей качки Quantum SMC4000 с выдвижными секциями XT. В прошлом году во время выставки в Монако, когда раздуло так, что стоявшие на рейде яхты вынуждены были разбежаться, не участвовавшая в шоу Amadea стала единственным судном, спокойно стоявшим у входа в порт Экрюль.

«Стояли на двух якорях носом к волне, работали стабилизаторы, активная система динамического позиционирования — и никаких проблем!» — вспоминает капитан.

Осматривая машинное отделение, я в который раз пора-зился тому, насколько эффективно в Lürssen умеют бороться с шумом и вибрацией. При двух работающих генераторах получалось не только разговаривать, но и вести диктофонную запись, а все благодаря тому, что те заключены в звукоизолирующие короба. Кроме того, все связанные с агрегатами трубы имеют демпфирующие вибрацию композитные вставки на основе резины, что, по словам главного инженера, очень помогает.

Amadea была заложена за несколько лет до того, как в силу вступили требования IMO Tier III, поэтому здесь нет установок для глубокой очистки выхлопных газов. Тем не менее судно остается достаточно экологичным благодаря тому, что Lürssen по собственной инициативе всегда уделяет этому повышенное внимание. В качестве примера можно привести систему обработки балластных вод, предотвращающую нежелательное расселение морских организмов, — ее наличие для прогулочных судов не является обязательным, однако интродукция — серьезная проблема в ряде регионов.

  • На стоянке корма судна превращается в просторный «пляжный клуб»
  • Узор на палубе в открытой обеденной зоне набран из отдельных элементов, точно подогнанных друг к другу

Вообще при создании судна практически ни на чем не экономили: проектируя Amadea, закладывали максимальные на тот момент спецификации систем, а по ходу строительства улучшали их в соответствии с прогрессом технологий, и дополнения к контракту (VTC) в случае этой яхты были достаточно обширными.

Мечта Вандерлюста

Полностью рассказать об Amadea в рамках одной, пусть даже и обширной, статьи невозможно, как невозможно досконально изучить ее за месяц. Прошедшие два года лодка провела на Средиземном море, где экипаж под руководством Imperial Yachts посвятил много времени тестированию всех систем (не только технических) в различных реальных условиях, в том числе моделируя возможные запросы владельца. Можно сказать, что за это время Amadea прошла полную «обкатку» и теперь готова на все: покорить мир своей красотой, пройти маршрутами эпохи Великих географических открытий и, кажется, вечно служить своему владельцу. И вот еще что: если посмотреть на ростральную фигуру Amadea анфас, то окажется, что запечатленная в ней птица походит не только на альбатроса, но и на стрижа — такую же идеальную летательную машину с неиссякаемым энергетическим запасом.

Текст Антон Черкасов-Нисман Фото Гийом Плиссон

Новости

Не отпускайте лето

Турецкий Бодрум хорош не только летом, но и с приходом первых холодов.

Новости

Российские катера — в шорт-листе Best of Boats!

Впервые за время существования премии Best of Boats Award в число финалистов вошли лодки российского производства.

Знания

Интервью с Рахми Кочем

Журнал поговорил с владельцем верфи RMK Marine о политике Турции в отношении яхтинга, развитии бизнеса, кругосветном путешествии, приключениях во сне и наяву и многом другом...
Верфь: Lürssen Yachts
По теме

Хочу ее!

Вполне возможно, что Princess V58 — самая потрясающая яхта из тех, что были построены на верфи в последние годы: ее дизайн и характеристики свидетельствуют об этом.

Большая разница

Один метр, пять лет и 290 000 евро…Обсуждаем различия между двумя близкими моделями Pershing.

О флотской чарке

Эти заметки не претендуют на абсолютную полноту исследования, но являются лишь фрагментами пестрого мозаичного полотна, дополняя собой всеобщую историю флота. Какие-то зарисовки вам могут показаться любопытными, и тогда я сочту свою миссию выполненной.

Юбилейный сезон Кубка Усть-Луги

Ровно три месяца остается до старта международной парусной регаты «Кубок Усть-Луги», которая в период с 10 по 16 июня 2016 года в пятый раз пройдет на Балтийском море.