ХО 270

Поводов для появления статьи в яхтенном журнале немало: премьера, новая модификация известной модели, новое оборудование или оригинальные устройства, недавно проведенный тест… Как-то мне довелось присутствовать на встрече заказчика катера XO 270 с продавцом и наблюдать некоторую растерянность первого, вызванную обилием предлагаемых вариаций и затруднением в принятии решения. Чем не повод для публикации?

Конструкция

О модификациях этой лодки мы уже писали, так что коснусь основных позиций ее облика и компоновки, останавливаясь на ключевых моментах.

Сегодня в линейке финского бренда XO (Extra Ordinary) шесть моделей, при этом XO 270 представлена версиями Cabin («C», с рубкой) и Front Cabin («FC», с рубкой и носовой каютой), каждая — со стационарными или подвесными двигателями (индекс OB, Outboards).

Брутальную внешне (и по характеру) лодку выделяют корпус из алюминиевого сплава с острыми формами и подъемом килевой линии к прямому штевню, высокая рубка характерного силуэта с солидной площадью остекления, вертикальным лобовым стеклом и стеклянной переборкой с дверью в корме. Вместо покраски применяют карбоновую пленку 3M, и наиболее эффектно судно выглядит «в черном».

У версии Cabin, помимо двери в корме, есть еще проход из рубки в носовой кокпит. Рубка светлая и хорошо вентилируемая через два сдвижных люка в крыше. За креслом у штурвала (внизу есть холодильник) может стоять небольшой диван или камбузный блок с мойкой и местом под плитку. На левом борту — динетта-трансформер (превращается в спальное место на двоих) с перекидной спинкой дивана в носовой ее части.

На компактной рулевой консоли доминирует МФД картплоттера с диагональю 16" (крупнее не поставить), все органы управления под рукой: и к рукояткам двигателей тянуться не надо, и обзор отсюда отличный. А под консолью за шторкой устроена «каморка» с лежанкой, тесная для взрослого, но пригодная для детей или в качестве кладовки для багажа. Это на Cabin, а на Front Cabin есть носовая каюта с большим сдвижным верхним люком (как на парусной яхте), через который можно выбраться на палубу. В любой вариации XO 270 предусмотрен гальюн в консоли по левому борту — невысокий, тесноватый, но он есть, и это только повышает функциональность лодки.

Глубокий носовой кокпит в варианте Cabin оборудован рундуками-сиденьями по правому борту; на Front Cabin фордек запалублен. Что предпочтительнее? Это зависит от модели использования лодки. Для прогулок и рыбалки удобнее кокпит, где можно даже установить съемный столик, для продолжительного пребывания на воде больше подойдет каютная версия.

Кормовая часть также бывает разной. На катере с подвесниками кокпит глубже; на транце — релинг с откидным сиденьем; по бортам — откидные банки. При стационарном двигателе палуба поднята, а релинг сдвинут к дверям рубки; через люк на газовых опорах легко попасть в моторный отсек, тогда как у модели с подвесниками люков и, соответственно, отсеков-рундуков два. Более высокий фальшборт мне кажется привлекательнее, но и здесь все зависит от того, для чего вам лодка: прогулки, рыбалка или перевозка чего-либо, что важно, скажем, для финнов, активно ходящих между островами архипелагов.

Подвесники или «стационар»?

Я предпочитаю подвесные моторы. Два подвесника в плане надежности (вероятность отказа) привлекательнее одного дизеля. Можно выгадать на монтаже, системах, да и обслуживать подвесники проще и дешевле. Вместо моторного отсека появляются полезные рундуки, а подняв моторы, можно ходить в полводы, чего с колонкой сделать не получится.

На XO 270 могут стоять подвесные моторы: один мощностью 250–350 л. с. или два по 150–250 л. с., а также «стационар» 300–370 л. с. Относительно подвесных важно знать, что производитель делает предустановку систем для Mercury (в том числе электронику Simrad); установка моторов других марок потребует дополнительных расходов. А что показали тесты? Сравнивая динамику лодки с подвесниками и «стационаром», сопоставим варианты с установками максимальной мощности.

С дизельным двигателем Volvo Penta D6‑370 и колонкой DPH (тихая вода, два человека на борту, топливо 90%) максимум скорости составил 43,1 узла (3600 об/мин). На крейсерских 30 узлах (2700 об/мин) расход топлива был около 35 л/ч, что при вместимости топливного бака 315 л соответствует дальности плавания 243 мили (при 10% запасе).

С двумя Yamaha F250 Offshore (суммарно 500 л. с.) скорость при небольшой волне (четыре человека на борту, 100% топлива) составила почти 49 узлов (5800 об/мин). На том же экономичном режиме 30 узлов (4000 об/мин) расход был уже 76 л/ч, а дальность плавания — 160 миль (топливный бак 450 л). Заметим, что в обоих вариантах объем бака можно увеличить. Но, как говорится, почувствуйте разницу!

При желании сэкономить можно установить два мотора по 200 л. с. Предельная скорость упадет до 43 узлов (на мой взгляд, не критично). То же и со «стационаром»: есть вариант с Volvo Penta D4‑300 — потеря хода на максимуме 3–4 узла, зато экономичность вырастет на 15%.

Теперь о динамике разгона, управляемости, мореходности и шумности. С мощными подвесниками выход на глиссирование наступает уже на 12–14 узлах (3200–3400 об/мин); ускорение до 40 узлов занимает чуть более 20 с. При разгоне наблюдается дифферент до 7°, обусловленный тяжелыми моторами (полтонны на самом транце дают статический дифферент на корму до 3°); все это легко регулируется транцевыми плитами. Лодка с Volvo Penta D6‑370 тоже вполне динамичная: и на глиссирование выходит резво, и 30 узлов набирает всего за 9 с.

Независимо от типа двигателей, XO 270 хорошо лежит на курсе, послушна штурвалу, устойчива при маневрировании. На средних оборотах крен в циркуляции заметный (20°), а на высоких он снижается до 10° (диаметр циркуляции около 20 м); скула держит, падение скорости небольшое, дрейф не проявляется. Управляемость на малом ходу не вызывает вопросов: может даже показаться излишней носовая подрулька, хотя во время швартовки на течении и при ветре сомнения отпадут.

Метровую волну относительно тяжелый корпус с полноценным «глубоким V» (24° на транце) проходит мягко, без ударов и подлетов. На регулярной полуметровой ряби дельфинирование не зафиксировано.

Что касается шумов, то на холостых оборотах два Yamaha F250 Offshore чуть слышно стрекочут, как хорошо смазанные швейные машинки: шум в рубке 56 дБ(А) с закрытой дверью; на полном ходу он возрастает до 81 дБ(А). Примерно те же показатели со стационарным мотором, хотя ухом ощущаешь, что тут шума больше.

В общем, по мнению многих, кто сидел за штурвалом XO 270, управлять этой лодкой одно удовольствие — хоть с турбодизелем, хоть с подвесниками. Я разделяю это мнение.

P. S. Надеюсь, эта информация поможет кому-то быстрее определиться с модификацией. А мы ожидаем появления новых моделей в линейке XO, о чем уже было объявлено, правда, без каких-либо подробностей. Интрига — один из инструментов маркетинга!

Текст Алексей Максимов Фото XO Boats

Новости

Не отпускайте лето

Турецкий Бодрум хорош не только летом, но и с приходом первых холодов.

Новости

Российские катера — в шорт-листе Best of Boats!

Впервые за время существования премии Best of Boats Award в число финалистов вошли лодки российского производства.

Знания

Интервью с Рахми Кочем

Журнал поговорил с владельцем верфи RMK Marine о политике Турции в отношении яхтинга, развитии бизнеса, кругосветном путешествии, приключениях во сне и наяву и многом другом...
Верфь: XO Boats
По теме

Объявлены победители World Superyacht Awards 2016

На прошедших выходных состоялась долгожданная церемония награждения победителей престижной премии в области яхтенного судостроения — World Superyacht Awards 2016. В этот раз местом встречи стала Флоренция, где были названы лучшие в 24-х номинациях.

Программа выставки яхт и катеров в Тольятти

Организаторы сообщают итоговую информацию об основных мероприятиях программы выставки яхт и катеров «VOLGA boat show», которая будет проходить с 4 по 7 июня в Самарской области.

Вопрос о флаге

Выбор государства, чей флаг будет нести ваша новая яхта, — процесс не столь увлекательный. Однако флаг, под которым ходит судно, сильно влияет на конфиденциальность владения яхтой, ее налогообложение, ответственность собственника и даже на востребованность в чартере.

Чартер у причала

Как яхта может приносить прибыль, даже не выходя в море.