Материализация космоса

Если у вас нет возможности построить самую большую яхту в мире, почему бы тогда не построить самую быструю? Именно так в свое время поступил Джон Сталуппи, заказавший на Heesen Yachts 44-метровую Octopussy, развивавшую рекордные 53 узла (1988 год). Тем же путем пошел владелец представленного на Monaco Yacht Show 2018 флагманского проекта Cosmos — одного из 13 судов, которые сейчас строятся на заводе Heesen в городе Осс.

Мы уже писали о некоторых уникальных технических инновациях, заложенных в основу этого любопытного проекта, и теперь, побывав на закладке киля, продолжим рассказ.

«Сегодня важный день не только для Heesen Yachts, но и для всей индустрии», — сказал на торжественной церемонии генеральный директор верфи Артур Брауэр и тут же пояснил, что именно дает ему право на столь громкое заявление. Дело в том, что при длине 80,7 м судно сможет развивать по меньшей мере 30 узлов и станет самой крупной и быстрой алюминиевой моторной яхтой в истории в своем классе. Heesen Yachts шла к этому шаг за шагом, годами создавая репутацию чуть ли не единственного производителя быстроходных яхт длиной 40–60 м из легкого сплава. В последние годы верфь активно осваивает нишу кастомных лодок длиной 60–80 м (яхты Galactica Star, Galactica Super Nova, строящийся проект Falcon) и, заложив Cosmos, в буквальном смысле уперлась в потолок: имеющиеся доки не позволяют верфи строить суда длиннее 83 м, а мосты на пути к Северному морю еще и ограничивают их высоту.

  • Интерьеры яхты разработала студия Sinot Design

Оказавшись в подобной ситуации, другие сидели бы ровно и строили типовые лодки semi custom, но Heesen Yachts не из тех, кто отказывается от амбиций под влиянием пессимистичных критиков: она ставит цель, идет к ней своим путем и достигает желаемого. В случае Cosmos инженерам пришлось решить весьма непростую задачу по приданию алюминиевому корпусу необходимой прочности. Будучи запертой в центре страны за низкими мостами, верфь не может просто повысить борта и вынуждена изобретать что-то новое. В итоге был разработан специфический набор, который принимает на себя всю внешнюю энергию, тогда как обшивка не несет конструктивной нагрузки и просто предотвращает попадание воды внутрь.

«Чем длиннее судно, тем сильнее оно подвержено изгибанию, особенно если его корпус выполнен из легкого сплава, — рассказывает менеджер отдела проектирования Йос Фербрюгген. — На тестах масштабной модели в опытовом бассейне мы смогли оценить действующие на корпус силы и после рассчитать форму и прочность конструкции. В итоге общий вес корпуса и надстройки составит 325 т — столько бы весил только корпус, если делать его из стали».

Толщина палубных перекрытий на Cosmos составит 6 мм, бортовой обшивки — 10–15 мм, а в зонах с повышенной нагрузкой, например под маршевыми двигателями, используются листы толщиной 40–50 мм. Во время сварки элементов такой толщины особое внимание необходимо уделять их предварительному нагреву, а также следить за массой секций, чтобы их могли поднимать краны.

«Корпус должен быть прочным в первую очередь в местах с повышенной концентрацией напряжений, которые, как правило, приходятся на район миделя, — поясняет Питер ван дер Занден, технический директор Heesen Yachts. — Когда судно оказывается на гребне волны, оно изгибается: материал в области днища сжимается, а наверху, в надстройке, наоборот, растягивается. В яме между волнами происходит все ровно наоборот, и если корпус недостаточно жесткий, то стрессовые нагрузки передаются на надстройку».

Чтобы решить эту проблему, инженеры Heesen Yachts совместно с конструкторским бюро Van Oossanen Naval Architects запатентовали конструкцию Backbone, которая представляет собой интегрированную в набор двутавровую балку, проходящую по килевой линии. Она повышает прочность корпуса на излом, тогда как продольное скручивание для Cosmos не столь критично и не отличается от такового у стального судна.

  • Артур Брауэр, генеральный директор Heesen Yachts, на церемонии закладки киля
  • Так выглядит запатентованный набор Backbone с двутавровой балкой-«позвоночником»

«Корпус яхты обладает обводами FDFH и носовым бульбом, и, в отличие от остроскулого V-образного корпуса Octopussy, его ходовой дифферент составит всего около градуса, что отражается на комфорте пассажиров, — добавляет Питер ван дер Занден. — Octopussy можно сравнить с Ferrari, где явно ощущаются скорость и шум, а Cosmos будет лишь немного шумнее обычных водоизмещающих яхт за счет огромной мощности».

В моторном отсеке судна будут стоять четыре маршевых дизеля MTU, сопряженных с валами и винто-рулевой группой Rolls-Royce Promas (два мотора на вал), где винты с переменным шагом расположены вплотную к рулям, но не соединены с ними, как может показаться. Необходимо это для того, чтобы повысить экономичность и маневренность лодки при движении как под четырьмя, так и под двумя двигателями.

  • В Lloyd’s одобрили все принципиальные инженерные решения, использованные при проектировании Cosmos

В качестве надзорного органа Heesen Yachts выбрала регистр Ллойда, так как, по словам Йоса Фербрюггена, у последнего гораздо больше положительного опыта в отношении крупных яхт, чем у ABS, с которым верфь работает по лодкам меньшей длины. Все принципиальные инженерные вопросы были решены еще до подписания контракта, и сейчас, когда строительство начато, с заказчиком обсуждают удлинение бассейна с 6 до 8,5 м.

«Мы продолжим строить яхты длиной до 83 м здесь, в Оссе, и не планируем выходить в сегмент 90+ м, — говорит Артур Брауэр. — Если говорить о сегменте алюминиевых судов длиной 50–70 м, то мы доминируем в нем и выдаем стабильно высокое голландское качество, которое отражается в том числе и в остаточной стоимости наших яхт. Кроме того, защищая свои позиции на рынке, мы стараемся предлагать то, чего нет у других производителей: высокоскоростные легкие лодки с новаторскими корпусами и малой осадкой. Они могут заходить в мелководные бухты Багамских островов, на что способны очень немногие яхты близкой длины. Мне бы очень хотелось построить также и проект Maximus — необычный, выделяющийся на фоне прочих, но, видимо, пока еще слишком авангардный».

Текст Антон Черкасов-Нисман Фото Дик Холтис, Heesen Yachts

Знания

О рефитах — с Дааном Балком

О нюансах рефита журналу рассказал генеральный директор верфи Balk Shipyard.

Новости

Субботний вечер. И вот опять...

Солист легендарной группы «Секрет» Максим Леонидов, «Балет парусов», «Национальная парусная лига», губернаторский смотр яхт, фотовыставки и мастер-классы... В Петербурге продолжается насыщенная событиями «Балтийская яхтенная неделя»

Новости

Завершилась десятая Ярмарка продаж яхт и катеров «Водный мир»

С 5 по 7 июля 2019 года на территории «Международного Московского Яхтенного Порта» проходила X Ярмарка продаж яхт и катеров «Водный мир», вызвавшая огромный интерес у посетителей.
Верфь: Heesen Yachts
По теме

Дебют

В сентябре состоялась мировая премьера: верфь Sunseeker Yachts подготовила сногсшибательную новинку с огромным потенциалом индивидуализации — Sunseeker 95 Yacht.

Motor Boat & Yachting — просто супер

Для большинства европейских яхтенных изданий сентябрьский выпуск является одним из самых важных в году, поскольку именно осенью верфи с гордостью представляют свои разработки на крупнейших выставках, а яхтсмены выбирают модели по вкусу. Именно поэтому 41-й выпуск MBY будет особенным!

В Москве открылся Офис туризма полуострова Бодрум

На днях в Москве состоялось торжественное открытие Офиса туризма полуострова Бодрум. Теперь квалифицированную помощь в организации путешествий в один из самых живописных регионов Турции можно получить из первых рук.

Блистательные парусники J-класса возвращаются в America’s Cup.

Последний раз эти яхты гонялись за старейший в мире парусный трофей 80 лет назад.