Плюс два в корму

На верфи Van der Valk уже много лет шутят, что ее основатель Вим ван дер Валк неоднократно пытался построить лодку для своей семьи. Но каждый раз, когда она готова, менеджеры из отдела продаж находят покупателя, которому позарез нужна яхта, и Виму ничего не остается, как начинать все снова. Показанная в Каннах Seawolf Explorer — одна из таких яхт, и ей было суждено не только довольно рано сменить хозяина, но и параллельно вырасти в длину.

В процессе осмотра и тестов в открытом море будущий владелец Seawolf Explorer решил, что судно ему нравится, с одной лишь оговоркой: на нижней палубе он хотел бы иметь еще больше места для хранения всякой всячины. Другой начал бы уверять, что места хватит, если грамотно его использовать, но в Van der Valk сразу предложили действовать радикально: удлинить корпус на два метра в зоне кормы.

За проектом обратились к Ярону Гинтону, изначально конструировавшему эту модель, и получили весьма изящное решение, которое не только увеличило полезный внутренний объем, но и улучшило ходовые характеристики судна. Линии гребных валов при этом остались без изменений (двигатели даже не вынимали из корпуса), а рули, которые теперь отстоят дальше от винтов, были заменены на более крупные. В итоге исключительно за счет удлинения ватерлинии максимальная скорость судна возросла на 0,7 узла. По словам представителей верфи, маневренность при этом не пострадала, так как возросла площадь рулей, а запаса мощности хватает, чтобы направлять на них достаточные потоки воды или вообще маневрировать только за счет моторов (киль остался прежней длины). Единственное, для облегчения швартовки на лодку все же установили более мощное кормовое подруливающее устройство.

Кто-то спросит: а надо ли настолько усложнять себе жизнь ради заказчика, которому потребовалась вместительная кладовка? Ответ прост: в случае с Seawolf Explorer верфь продемонстрировала исключительно гибкий подход, сохранила сделку и получила новый опыт. Все работы выполнялись в межсезонье и заняли около пяти месяцев, причем параллельно была проведена доработка интерьеров под требования заказчика и установлена трансформируемая платформа Opacmare.

Примечательно, что у владельца это первая крупная яхта, и его предыдущий опыт использования Riva показал: в путешествиях с семьей ему важна вовсе не скорость, а комфорт, автономность и место для хранения гоночных велосипедов. Собственно, все разговоры об удлинении корпуса и начались с его вопроса о том, куда можно поставить велосипеды. К тому же он непременно хотел владеть судном голландской «породы».

Конечно, покупатель был вынужден суммарно заплатить чуть больше, чем если бы он заказал такую яхту с нуля, поскольку ряд операций верфи пришлось выполнять повторно. Но зато он выиграл год, а то и два. Время сложно измерить деньгами, особенно когда твои дети растут, а родители стареют.

Судно носит название Seawolf Explorer не просто так: оно изначально строилось как экспедиционное и предназначено для длительных путешествий в отдаленных акваториях. Запас хода в экономичном режиме на девяти узлах здесь составляет около 3000 миль — показатель не рекордный, но достаточно солидный. В этом сезоне владелец уже много походил по Средиземному морю, а на будущий год планирует отправиться в Норвегию. Кстати, в разговоре с капитаном он упоминал о путешествии в Австралию и Новую Зеландию. Конечно, в другое полушарие яхта, скорее всего, отправится на транспортном судне для экономии моторесурса, но это не значит, что она не способна дойти туда своим ходом. Установленные на борту двигатели Caterpillar предназначены для коммерческого использования и вполне способны «молотить» сутки напролет.

  • На переходах тендер и гидроцикл хранятся на флайбридже. На якорной стоянке их можно держать на кормовой платформе

  • Мастер-каюта расположена в районе миделя

Выполненная из легкого сплава надстройка Seawolf Explorer скомпонована таким образом, что ходовая рубка на несколько ступеней приподнята над уровнем главной палубы для обеспечения наилучшего обзора, а верхняя палуба целиком отведена под флайбридж площадью около 65 кв. м. Конечно, это не полноценный вариант Raised Pilothouse, но даже такой вынос рубки в отдельную зону, на мой взгляд, предпочтительнее для яхт этого типа.

Да, можно пенять на «неправильное» вертикальное остекление рубки, однако использованное здесь двойное стекло, по словам инженеров, обладает достаточной прочностью, поэтому обратный угол наклона не обязателен. Кроме того, обводы носовой части корпуса выполнены так, чтобы эффективно отводить энергию волн, не позволяя им «наваливаться» на надстройку. Еще один потенциальный недостаток ходовой рубки — единственная дверь по правому борту, тогда как все пространство слева от капитанского «трона» отведено под угловой диван для пассажиров. Разумеется, недостатком это посчитают в основном капитаны, хотя допускаю, что многие просто воспользуются португальским мостиком для перехода на левый борт, вместо того чтобы перемещаться по рубке, полной пассажиров, которым некуда сесть.

По словам капитана Seawolf Explorer, большую часть времени он управляет яхтой с дополнительного поста на флайбридже и спускается в рубку только в непогоду или когда гости хотят побыть на палубе одни.

Что касается оборудования, лодка изначально была серьезно «упакована» для своих задач, включая самые современные навигационные и спутниковые коммуникационные системы, поэтому в ходе рефита не понадобилось добавлять какие-то принципиальные приборы и агрегаты. Бортовые опреснители способны производить до 8000 л воды в сутки, три топливных бака снабжены насосами для перекачки топлива между ними, при этом все ключевые помпы на судне продублированы. Для умерения качки предусмотрен гироскопический стабилизатор Seakeeper в моторном отсеке — старшая модель линейки на 35 кН подходит для судов до 100 т (водоизмещение Seawolf Explorer 90 т), а на более тяжелые яхты верфь ставит австралийские гироскопы Veem.

  • Ходовая рубка с угловым дваном по левому борту для пассажиров

  • Удлинение корпуса не затронуло моторный отсек и линии валов

Практичный, крепко сбитый интерьер с дизайном от Гвидо де Грута (внешний дизайн — тоже его работа) практически лишен излишнего шика, демонстрируя баланс между роскошью и утилитарностью. Во время рефита владелец пошел простым путем и, не привлекая сторонних дизайнеров, просто попросил Гвидо доработать кое-какие мелкие детали под его вкус. Переделки свелись к замене обивки мягкой мебели и ряду стилистических моментов, а большая часть отделки осталась той, которую выбрал Вим ван дер Валк.

На нижней палубе яхты расположены четыре гостевые каюты, причем мастер-каюта во всю ширину корпуса (6,80 м) находится у самого миделя. Интересно, что санузел там устроен вдоль правого борта и может быть отгорожен от «спальной» половины сдвижными секциями. На всех дверях и подвижных элементах мебели предусмотрены магнитные или механические фиксаторы открытого и закрытого положений, чтобы в штормовом море все это не хлопало и не ходило ходуном. Возможно, на фоне выраженного тренда по максимизации остекления традиционные стальные иллюминаторы с «барашками» делают Seawolf Explorer неcколько старомодной, однако естественного света на борту в достатке, а остальное — дело вкуса.

Что же в сухом остатке? Постройка такого судна с нуля обойдется в сумму порядка € 6 млн, и это сопоставимо со стоимостью композитных флайбриджных круизеров той же длины (многие из них стоят существенно больше!). Учитывая, что Van der Valk занимает в своем классе лидирующие позиции, модели вроде Seawolf Explorer неминуемо попадут в верхнюю часть списка у тех, кто созрел для комфорта и мореходности водоизмещающих «тихоходов». А главное, если захочется лодку побольше, можно просто нарастить корпус на пару метров!

Ярон Гинтон, конструктор и основатель Ginton Naval Architects:
Удлинение Seawolf Explorer было сравнительно легкой инженерной задачей. Конечно, судно становится тяжелее, но при этом удлиняется ватерлиния, появляется дополнительная плавучесть и повышаются мореходные характеристики. В случае Seawolf Explorer сохранилась осадка и балансировка, поэтому яхта выиграла в отношении скорости и расхода топлива. Давно известно, что удлинение корпуса — лучший способ повысить мореходность судна такого типа, и килевой качки это касается тоже. Аккуратно проведя расчеты, мы одним выстрелом убили двух зайцев, обойдясь без добавления балласта. Кроме того, снизилась нагрузка на стабилизатор, поскольку корпус теперь менее подвержен качке.
Разумеется, мы получили в RINA одобрение на все конструктивные изменения и новый сертификат на корпус. Во многом задачу облегчило то, что при разработке проекта мы закладываем в расчеты дополнительные 2–3 м длины корпуса как раз на такой случай, чтобы при удлинении кормы не нужно было ничего менять в носовой части. Конечно, я бы рекомендовал верфи в будущем сразу строить эту модель в удлиненной версии, но тут есть одна загвоздка: такое судно уже выходит за пределы 24 м со всеми вытекающими последствиями в плане документов и квалификации капитана.

Текст Антон Черкасов-Нисман Фото Van der Valk

Новости

В Петербурге наградят лучших яхтсменов

В Северной столице пройдет ежегодная церемония вручения премии за заслуги в области парусного спорта «Яхтсмен года Санкт-Петербурга».

Стиль жизни

Ёлка в Pride Wellness Club — 15 декабря!

Pride Wellness Club в подмосковной Жуковке XXI приглашает погрузиться в атмосферу новогодней сказки.

Новости

Отдых лишним не бывает!

Ласковое море, традиционное турецкое радушие, персональный подход к каждому гостю и высокий уровень сервиса — то, за чем едут в эту гостеприимную страну со всего света.
Верфь: Wim van der Valk
По теме

Закипит Волга-матушка

С 21 по 24 июня в Твери разыграют Кубок России по аквабайку.

Приглашение к путешествию

В начале XVI века моряк и путешественник Фернан Магеллан совершил первое кругосветное плавание. Прошло без малого 500 лет, и теперь его имя носит целая линейка яхт итальянской верфи Azimut. Знакомьтесь: новая модель Azimut Magellano 66.

Королева Анна в огне

Очередной пожар в турецкой марине. В акватории Фетхие сгорела моторная яхта Princess 95 "Queen Anna". Это уже вторая новость подряд из Турции о пострадавших от пламени суперяхтах...

Волжский крейсер

В минувшем сезоне четыре корпуса Velvette 41 Evolution были проданы еще до мартовской выставки MBS, и спрос превысил плановые возможности верфи. Что же так привлекло заказчиков?