Au revoir, Франция. Benvenuto, Италия

Покидая родную стоянку в Болье-сюр-Мер на юге Франции, мы ощущали восторг от предстоящей смены обстановки, волнение и даже легкую грусть. Все-таки Болье был домом для яхты почти 20 лет и оставил нам множество счастливых воспоминаний. Хотя мы не раз ходили на Корсику, Эльбу и вдоль Лигурийского побережья, но всегда возвращались в домашнюю марину.

Но, вдохновившись рассказами Питера Камберлиджа в журнале MBY UK о круизах, мы решили перебазироваться. Слетали в Неаполь, посмотрели марины Неаполитанского залива и разочаровались, не найдя там ничего подходящего. Осно-вательное исследование предложений помогло определиться. Выбор пал на порт Гаэта, что в часе езды на скоростном поезде из Неаполя. Мы сразу влюбились в это место: отсюда можно ходить на Капри, Искью, Понцианские острова и Амальфитанское побережье. Шикарный регион для круизного яхтинга!

Управляют мариной брат и сестра Лука и Анна Симеоне, помогает им толковая и дружелюбная команда, есть люди, говорящие по-английски. А сервис Volvo Penta, возможности для обслуживания и ремонта яхт окончательно утвердили нас в этом решении. К тому же цены на стоянку здесь много ниже, чем на юге Франции.

Когда-то мы начинали с 21-футовой Chris-Craft, потом была Cranchi Endurance 41, а три года назад приобрели Princess 54 — всегда хотели большую флайбриджную лодку для долгих путешествий. Все наши яхты носили имя L’Amitié — «Дружба».

Перед выходом мы проверили спасательный плот, огнетушители, обновили набор фальшфейеров, купили новый электромотор Torqeedo для тендера. После многолетних сражений с подвесником Yamaha мощностью 9,9 л. с. и дерганья веревки в попытках его запустить устоять перед мгновенным, тихим и безотказным пуском Torqeedo было невозможно. К тому же он гораздо легче, а его литиевая батарея снимается просто и заряжается от основного электрокабеля или розетки 12 В.

Я загрузил на iPad программу Garmin для страховки картплоттера и спланировал неспешный туристический маршрут, предполагавший всего 4 часа хода в день. Мы собирались не просто перегонять яхту, но наслаждаться путешествием вдоль живописного итальянского побережья, останавливаться для спокойного ланча на якорной стоянке и позволять себе поздний выход с утра.

 

Неприятности с погодой

В команде у меня были жена Сара и две взрослые дочери — Эмили и Гейл. Наш сын Бен собирался присоединиться позднее. Из-за прогноза мы на сутки задержались с отходом. В намеченный день погодные сайты, включая Windfinder, Meteo и Meteo France, обещали сильный ветер с порывами до 40 узлов. Мы уже неоднократно проходили Генуэзский залив и знали, каким опасным он бывает, поэтому решили не подвергать себя риску испортить путешествие в первый же день. Назавтра ветер чуть стих, но небо хмурилось и все еще оставалось волнение после шторма. Тем не менее нам показалось, что выходить безопасно... Недалеко от Сан-Ремо небо окончательно затянуло тучами, и полил дождь. Не самое оптимистичное начало! Но как только мы зашли в марину Порто-Соле, отдохнуть и оценить перспективу, облака тут же куда-то делись, а мы отправились дальше.

Огромный Генуэзский залив мы решили пересечь от маяка Капо Меле до Портофино. К счастью, на этом отрезке море обещало быть спокойным, а учитывая, что на борту есть авторулевой, вскоре мы начали получать удовольствие от происходящего. Особенно когда к нам присоединилась стайка дельфинов, затеявших прыжки на нашей волне. Это помогло скоротать время, пока на горизонте не появились очертания крутого мыса.

Сколько раз ни заходишь в Портофино, городок никогда не перестает удивлять и вдохновлять. Спрятанный между холмами, он остается невидимым, пока не подойдешь совсем близко. Тогда между скал открывается вход в эту волшебную гавань, окаймленную разноцветными домами, набережной с ресторанами, старинной крепостью и холмами, утыканными кипарисами.

Апрель — самое начало сезона, поэтому народу было немного, и нас тепло приняли, предоставив для стоянки лучший буй прямо напротив набережной. Переночевав, мы воспользовались моментом, чтобы прогуляться по окрестностям, пока не пришел паром и не выплеснул на улицы толпы туристов.

Время поджимало, и вскоре мы снова отправились в путь: прогноз обещал спокойное море. И опять «бонус»: стая из десятка дельфинов провела с нами аж полчаса, провожая нас, играя и прыгая вокруг лодки. Как только дельфины исчезли, появились облака, начался дождь и усилился северный ветер. Неудивительно, что моя команда скрылась в салоне. Из-за плохой видимости рулить с нижнего поста было невозможно, и следующие два часа я провел на флайбридже один, вглядываясь в серую муть через забрызганные очки. Эта часть путешествия пролегала мимо Чинкве-Терре — цепочки из пяти чудных прибрежных деревушек, прилепленных к холмам. Это один из самых красивых участков итальянского побережья, но из-за погоды мы не увидели ровным счетом ничего. Эх, не так я представлял себе прекрасный денек на борту!

Здравствуй, солнце!

Остановку на ланч я запланировал в Портовенере — первой довольно большой и невероятно живописной марине, где можно укрыться от ветра. Ошвартовавшись, мы наконец-то смогли обсохнуть, размять ноги и поесть прямо на флайбридже: пока я рулил, дочери готовили. К счастью, облака разошлись, а море успокоилось, поэтому, не откладывая, мы пустились в следующий переход мимо Форте-дей-Марми, Виареджо и Пизы. Смотреть на этом отрезке пути особо нечего, но возможность идти на 20 узлах по морской глади однозначно бодрит.

  • У побережья Чинкве-Терре дельфины сопровождали нас повсюду

  • Марину в Болье-сюр-Мер мы покидали на рассвете, проведя здесь 20 счастливых лет

Гаваней в этой части Италии очень много, и для ночной стоянки мы выбрали Сан-Винченцо. Новая отлично оборудованная и хорошо защищенная марина отличается понимающим, дружелюбным персоналом. А после долгого дня в море лучший способ расслабиться — мирный ужин в местной пиццерии.

Утром наконец-то выглянуло солнце, а ветер стих. Мы дозаправились и, полные оптимизма, двинулись дальше. Просто удивительно, насколько солнце все меняет! После двух дней непрерывного хода мы решили замедлиться и насладиться моментом. Отдали якорь в Форте-Рочетта — очаровательном месте чуть ниже по побережью, под скалистым мысом; он обеспечил защиту от холодного северного ветра, который, черт возьми, снова задул. Ланч на свежем воздухе, заслуженный «тихий час» — и вот мы в море, на этот раз — с опять разогнавшейся волной. Я, наверное, никогда не перестану удивляться, насколько быстро меняются в море погодные условия!

Ночевку мы перенесли в порт Санто-Стефано на Монте-Арджентарио. Этот странный, но красивый мыс некогда был островом в миле от берега, но сейчас соединен с континентом. В тамошней марине мы вновь обнаружили любезный персонал: впервые за все время нашего пребывания на Средиземноморье один из сотрудников даже запрыгнул к нам на борт, чтобы помочь моей жене с якорной цепью.

Проснувшись, ослепленные солнцем, мы совершили экспресс-прогулку по прилегающей к морю и довольно любопытной части Санто-Стефано. Порт здесь разделен надвое: собственно Санто-Стефано и куда более интересный старый Порто-Веккьо. Надо признать, прошлой ночью я случайно привел лодку в Санто-Стефано: Порто-Веккьо просто не увидел. И на прогулке стало понятно, почему: его там не было. Все оборудование, что находилось в старом порту, убрали, видимо, для строительства новой марины. По крайней мере я уже меньше чувствовал себя идиотом.

Итак, мимо Арджентарио, через Чивитавеккью держим курс в следующий пункт назначения — Санта-Маринелла. Я решил выбрать маршрут напрямик: ландшафт здесь относительно плос-кий и не особо интересный. К сожалению, это означало более сложные условия в море. Неудивительно, что резкий ветер снова загнал команду в салон, «любезно» предоставив мне возможность в одиночестве продвигать нас вперед.

Рулить с флайбриджа без компании на протяжении нескольких часов — странно приятный опыт, даже несмотря на то, что приходится постоянно быть начеку. Есть что-то почти гипнотическое в том, чтобы, пребывая наедине со стихией, наблюдать, как корпус режет воду под ритмичную песню двигателей. Тем временем условия ухудшались, ветер усиливался, и через несколько часов я понял: с меня довольно!

Зашли в марину Санта-Маринелла, ошвартовались и наконец-то смогли насладиться теплом и солнцем. Мы на полтора дня отставали от графика, так что с дочерями пришлось попрощаться: им надо было возвращаться домой. Честно скажу, мне будет не хватать их здорового и вкусного вегетарианского питания на борту!

Наше пребывание в Санта-Маринелла затянулось… Ветер силой 40–50 узлов приковал нас к причалу на следующие 36 часов. А пока суд да дело, мы сели в поезд до Рима, чтобы осмотреть тамошние достопримечательности. В конце концов, кто сказал, что мы должны все время торчать на борту? В Риме ветер, который мы проклинали несколькими часами ранее, внезапно стал нашим союзником, охладив оживленные улицы и сделав наш день в этом удивительном городе еще более приятным.

Вернувшись в Санта-Маринелла, мы посмотрели прогноз. Он позволял добраться до финального пункта нашего путешествия. Так что с «легким» 18-узловым бризом мы отчалили. Единственным преимуществом резкого и холодного северного ветра было то, что он толкал нас в корму; удивительно, насколько непринужденно наша L’Amitié проходит волну на 22 узлах! Дополнительное чувство уверенности давало то, что мы — на борту добротно построенной яхты. И хотя у нее есть свои ограничения, мы ни разу даже близко не подошли к пределу ее возможностей, все время ощущая себя в безопасности.

Почти дома

Еще один сюрприз в нашем походе на юг — отсутствие других яхт. На некоторых участках мы не видели вообще никого, что меня слегка обескураживало. Почему это мы единственная яхта в море? Где все? А что, если нам вдруг потребуется помощь? На юге Франции лодки окружали нас повсюду, а сейчас без компании мы даже загрустили.

После шести дней в море мы уже предвкушали встречу с Гаэтой. В принципе мы могли добраться до порта тем же вечером, но решили встать на ночевку в Сан-Феличе. Место это ничем не примечательное, но L’Amitié явно нуждалась в основательной уборке: хотелось, чтобы она прибыла в свой новый дом в идеальном виде…

  • Якорная стоянка у острова Капри

Наконец мы на месте. При швартовке задувал все тот же резкий холодный ветер, поэтому стаканчик подогретого виски оказался очень кстати. Отличный сценарий прибытия домой!

Спустя несколько летних месяцев в Гаэте мы еще больше полюбили этот милый, немного старомодный городок, населенный дружелюбными и непретенциозными людьми. Устроили себе 10-дневный круиз, захватив Прочиду, Неаполь, Сорренто, Капри и еще несколько мест Амальфитанского побережья. Единственное, что омрачило путешествие, так это счет на € 325 за день пребывания в Марина-Гранде на Капри. Выбора не было: на острове нет других портов. Вдобавок в два часа ночи отрубили береговое питание и потребовали еще денег, чтобы его восстановить! Вот это уже просто ни в какие ворота!

Итак, стоило ли перебираться в Италию? Однозначно. Из-за сильных ветров в это время года путешествие на юг оказалось сложнее, чем мы рассчитывали. Понцианские острова, Искья, Позитано, Амальфи… Нам нравится наша новая жизнь здесь. Единственный вопрос: продолжать путешествие на Сицилию и дальше или задержаться здесь еще ненадолго? Поживем — увидим. И обязательно вам расскажем.

Текст и фото Роберт Превезер

Яхты

Majesty 62

На выставке Dubai International Boat Show 2018 прошла мировая премьера моторной яхты Majesty 62 верфи из Эмиратов Gulf Craft. Чем же новинка удивила посетителей?

Новости

Экстрим и музыка на Волге

Крупнейший фестиваль экстремальных водных видов спорта и музыки "Русская волна" завершился на Верхней Волге, в Тверской области.

Знания

Модель или компьютер?

Могут ли методы вычислительной гидродинамики полностью заменить тесты масштабных моделей судов в опытовых бассейнах?
По теме

Prestige: Новый уровень

Неожиданно изысканная новая яхта французской верфи с приводами IPS — серьезная заявка на успех в сегменте 70-футовых круизеров.

От полюса до полюса

Pole to Pole 360°: Майк Хорн организовал эту экспедицию, чтобы стать первым человеком, который за год выполнит «вертикальное» кругосветное путешествие через оба полюса Земли.

Фигаро здесь, Фигаро там!

Зачем нужны суда поддержки суперяхт? Разбираемся на примере Damen Yacht Support Fast & Furious.

Запрет на антифоулинг?

Опрос показал, что жесткие ограничения могут отвратить людей от яхтинга.