Таврида яхтенная

Отвесные скалы, песчаные пляжи и море цвета ультрамарин — характерные кадры крымского пейзажа. Благодаря отсутствию границы все больше российских туристов стремятся посетить руины древней Тавриды, скрытые в ущельях караимские крепости и пещерные монастыри первых христиан. Исследовать полуостров можно и на автомобиле, но только в путешествии морем откроются по-настоящему неисхоженные и недоступные с суши места. Утесы Крымских гор почти вертикально подходят к Черному морю и образуют множество бухт и надводных скал. Но, прежде чем углубиться в описание маршрутов и стоянок вдоль крымского побережья, скажем несколько слов о том, на каких судах туда можно отправиться и где найти квалифицированный экипаж.

Команда

Взять напрокат парусную яхту, катамаран или яхту моторную, с командой или без, можно в Севастополе и Балаклаве. Именно здесь находятся основные яхт-клубы, обладающие необходимой инфраструктурой. Чартерные компании имеют очень важное преимущество. Всю организационную рутину они берут на себя: составление маршрута, получение разрешения на выход, стоянки в маринах, экскурсии по дворцам и винным хозяйствам. Путешественнику остается лишь выбрать направление и наслаждаться созерцанием крымской природы.

«Мы находимся в Стрелецкой бухте Севастополя, в яхт-клубе “Адмирал”, — рассказывает Вадим Иванов, руководитель компании Black Sea Charter. — Здесь у нас ошвартован парусный флот, работающий по программе bareboat-чартер: яхты Bavaria, Hanse, Beneteau, катамаран Lagoon 380… К следующему сезону докупим еще несколько Bavaria 47. В Балаклаве же стоят яхты классом повыше, предоставляемые в аренду с экипажем».

Вадим Иванов

Компания Black Sea Charter

«Несколько лет назад развивать побережье было некому. Но с ростом потока туристов мы приводим в чувство местный рынок, стимулируя владельцев яхт-клубов повышать уровень сервиса».

Несмотря на бытующее мнение, что аренда лодки без шкипера в России — это фикция, Вадим утверждает обратное. По опыту последних лет, люди приезжают сюда уже подготовленными либо проходят обучение по программе IYT на месте. Для этого была сформирована команда профессиональных капитанов, знающих береговую линию до последнего подводного камня.

Учитывая рост популярности яхтенного туризма в Крыму, формирование инфраструктуры вдоль маршрутов и подготовку капитанов, компания развивает не только парусное направление, но и открывает для себя сегмент крупных яхт класса VIP, в том числе моторных. Первой из них стала 20-метровая стальная «Валентина», построенная в Севастополе на верфи Popilov Yachts. Вот на ней мы и отправимся в круиз, чтобы изучить реперные точки крымского яхтинга.

Живописными скалами и уединенными бухтами Крым напоминает греческое побережье

На борту

В море — как дома! Такой концепции придерживались создатели яхты Popilov 19.99. На борту сделано всё, чтобы воссоздать домашнюю обстановку. В просторном и светлом салоне предусмотрена обеденная зона с большим столом и диваном, который при помощи сдвижных пуфов превращается в полноценное спальное место. В угловом камбузе есть всё для хранения и приготовления пищи: электроплита, СВЧ-печь, посудомоечная машина, холодильник, множество шкафов и антресолей для мелочей. Их немало и в рубке, отделенной от салона переборкой. Из «фишек» в ходовой рубке с отличным круговым обзором отметим небольшую раздвижную койку, которая пригодится во время длительных переходов. На борту «Валентины» с комфортом разместятся до 10 гостей, благо места здесь предостаточно. На нижней палубе обустроены три каюты в носу и мастер-каюта во всю ширину корпуса — на миделе. Последняя имеет отдельный санузел с ванной вдоль борта — роскошь для яхт такой длины и очень по-домашнему. На верфи отметили, что на этом не остановятся, и на будущих моделях заказчик сможет выбирать планировку палуб. В отделке интерьеров использованы шпон и массив дуба бежевого цвета, отличная фурнитура и декоративная подсветка.

Михаил Титов

Popilov Yachts

«При подготовке яхты к чартерному сезону мы выполнили все требования Морского регистра по безопасности. Теперь она готова принять путешественников, а благодаря опыту Black Sea Charter их отдых на борту Popilov 19.99 станет незабываемым».

Отдых на юге — это прежде всего яркое солнце, теплое море и свежий бриз. Принимать солнечные ванны на Popilov 19.99 можно на диване и шезлонгах в просторном носовом кокпите или на флайбридже, где находится дублирующий пост управления. Наличие кран-балки (грузоподъемность 600 кг) позволяет поднять на борт тендер и гидроцикл — места хватает. От полуденного крымского зноя спасет зона отдыха в кормовом кокпите и прохлада морских глубин, окунуться в которые приятно с купальной платформы, оборудованной трапом и подводной подсветкой.

Учитывая, что в Крыму нет заправочных станций для яхт (доставка топлива осуществляется бензовозами или вручную), важным достоинством «Валентины» является солидный запас хода — 2000 миль. Благодаря двум низкооборотным Sole Diesel SDZ по 280 л.с. путешествовать на яхте можно весь сезон. Но объять необъятное трудно, и маршрут плавания следует составить заранее.

Досье Popilov 19.99

 

Сквозь остекление надстройки проходит много света и открываются панорамные виды на побережье

Рулевая консоль в ходовой рубке

Главный салон Popilov 19.99

Санузел носовой каюты для гостей

В море

Севастополь — один из центров туристического кластера в Крыму и, пожалуй, главная база для всего чартерного флота полуострова. Этому поспособствовали и близкое расположение от аэропорта Симферополя (1,5 часа на такси), и уникальная акватория. Среди развивающихся яхт-клубов следует упомянуть «Царскую пристань» в Южной бухте вблизи железнодорожного вокзала и «Адмирал» в бухте Стрелецкая. Здесь можно подключиться к береговому электропитанию, пополнить запасы воды, провизии и отправиться в круиз.

На выходе из бухты Севастополя стоит белый Херсонесский маяк. При его прохождении капитаны рекомендуют держаться на удалении от берега не менее 250 м; также не стоит пренебрегать навигационными знаками-буями. Ну а в открытом море перед нами два пути: на северо-запад, в сторону Евпатории и мыса Тарханкут, манящего дайверов и виндсерферов, и на восток, где ближайшей стоянкой окажется знаменитая Балаклава.

Выгодное географическое положение Бала-клавской бухты делает ее одним из самых удобных мест для стоянки яхты. Она закрыта от ветров и в то же время довольно глубокая — от 6 до 17 м. Здесь есть охраняемые марины, возможность заправки пресной водой, подключение к электропитанию. Также при бронировании места можно запросить бункеровку топливом. Помимо прочих живописных мест бухты, рекомендуем обязательно подойти к мысу Айя. Из-за отвесных скал высотой до 500 м на дикие пляжи нет прохода с суши, а таинственные гроты и подводные пещеры образуют так называемый «Затерянный мир».

Обогнув мыс Айя, переходим в бухту Ласпинскую. Она хорошо защищена от ветра восточных направлений. Серьезную опасность здесь представляет только заброшенная плантация мидий в центральной части бухты.

Вид на Георгиевскую скалу со стороны Яшмового пляжа. Установленный на скале крест напоминает о явлении Святого Георгия Победоносца  греческим рыбакам, потерпевшим здесь крушение в 891 году

Следующей точкой маршрута, где надо побывать, станет Алупка. При переходе из Ласпи стоит учесть, что от мыса Сарыч до мыса Троицы акватория шириной две мили от берега перекрыта из-за расположенных в Форосе правительственных дач. Порой эту зону увеличивают до 7–10 миль, что вызывает у яхтсменов искреннее недоумение. Свободный подход к берегу разрешен вблизи Троицы и Киркенеса.

Отдохнуть после перехода здесь можно, пришвартовав яхту к причалу отелей «Крымский бриз» и «Мрия». Бетонные причалы оборудованы водопроводом и электричеством; стоимость стоянки около 2000 руб. в сутки. Единственный недостаток — незащищенность от волн при южном ветре.

Добравшись наконец до Алупки, встать на якорь для ночлега удобно в уютной бухточке, защищенной от западных и юго-западных ветров. Сойти на берег можно либо на тендере, либо у двухъярусного причала вблизи отеля «Сон у моря», заранее предупредив по телефону. В непосредственной близости расположены Воронцовский дворец и канатная дорога к зубцам Ай-Петри (1234 м).

В некоторых местах стоит непременно сойти на берег, чтобы полюбоваться морем и бухтами со скал. Например, с мыса Ай Тодор (он же — Ласточкино гнездо). Отсюда открывается прекрасный вид на Ялту с высоты птичьего полета. Несмотря на популярность города, Ялтинский порт — неоднозначное место для остановки. Здесь можно пополнить запасы топлива, воды и провизии, однако постоянный тягун, высокая причальная стенка и навязывание услуг агента вынуждают отправляться в более спокойное место, например к мысу Аю-Даг или к причалам «ялочников» у поселка Партенит.

Далее предстоит длительный переход до Нового Света. На пути будут встречаться небольшие города и бухты, где можно остановиться в хорошую погоду. В этих удаленных уголках не стоит ожидать особенного сервиса и обустроенных стоянок, но именно там можно прочувствовать особый колорит.В Малореченском стоит подняться к водопаду Джур-Джур. Для ночлега идеально подойдут бухты поселка Новый Свет и Судака. Они укроют от ветров восточного и западного направлений, а большое количество ресторанов, отелей, магазинов и знаменитая Генуэзская крепость помогут развеяться после перехода. А за мысом Меганом и Золотыми Воротами находится конечный пункт нашего путешествия вдоль южного берега Крыма — поселок Коктебель.

Балаклавская бухта — одна из самых защищенных марин Черного моря

В заключение

Крым за последнюю четверть века испытывал существенную нехватку средств для развития туризма. С ростом популярности яхтенного туризма яхт-клубы начинают демонстрировать позитивные изменения, пусть и заметно позже, чем в других регионах России. А сотрудничество таких крупных компаний, как Popilov Yachts и Black Sea Charter, можно считать краеугольным камнем в развитии яхтенной индустрии полуострова. Благодаря им яркие впечатления от путешествия на яхте вдоль скалистых берегов Тавриды гарантированы.

Навигация в прибрежных водах

В Крыму действуют правила пограничного контроля выхода яхт в море и движения по маршруту. Перед выходом капитан обязан запросить разрешение по телефону или радиосвязи у ближайшего пункта погранконтроля. Есть разница между тем, выходит яхта в море от причала яхт-клуба или продолжает движение от якорной стоянки.

Если планируется выход в море от причала, то капитан судна обязан доложить по телефону в местный пункт погранвойск о своих намерениях не позднее чем за 4 часа до отхода, получить разрешение и номер заявки на выход. Далее, непосредственно при отходе от причала, капитан должен оповестить в режиме радиосвязи контролирующий пункт погранвойск на 16-м канале о факте начала движения. Если очередная остановка на ночлег планируется также у какого-либо причала, то на следующий день необходимо заново запрашивать разрешение с номером заявки не менее чем за 4 часа.

Если стоянка осуществлялась на якоре, то оформлять новую заявку на отход необходимости нет — достаточно доложить пограничникам о своих намерениях. При постановке на якорь необходимо связаться на 16-м канале с погранзаставой и сообщить координаты точки якорной стоянки.

Также нужно помнить, что без трекера или АИС-транспондера погранслужба не даст разрешения на движение в прибрежных водах в темное время суток.

Номера телефонов пограничных застав для оформления заявки на выход:
Севастополь +7 869 2538849
Балаклава +7 869 2540325
Ялта +7 836 52368868

Яхт-клубы и причалы с запада на восток

 

Севастополь

 

Яхт-клуб «Царская пристань»

N44.597618 E33.527610

Глубина до 9 м.

Электричество, вода, магазины, ж/д вокзал.

+7 978 7310676

Яхт-клуб «Адмирал»

N44.595117 E33.468198

Глубина до 3 м.

Электричество, вода, заправка, магазины.

+7 978 7465479

Балаклава

 

Яхт-клуб «Золотой символ»

N44.501417 E33.599544

Глубина до 6 м.

Наличие свободных мест уточнять заранее.

+7 978 8278556

Причал № 267

N44.495610 E33.598303

Глубина до 4,5 м

Электричество, вода.

Вблизи магазины и рестораны.

+7 978 8110920

Яхт-клуб «Мрия»

N44.498820 E33.597734

Глубина до 7 м.

Вода, электричество. На территории ресторан, гостиница.

+7 978 0112919

+7 978 7221162

Причал №257 «Металлист»

N44.502461 E33.599132

Глубина до 6 м.

Вода, электричество.

+7 978 9785858

+7 978 0062866

Парковое

 

Резиденция «Крымский бриз»

N44.398386 E33.919408

Вода, электричество. На территории спа-комплекс, ресторан, детская комната.

+7 3654 238888

+7 978 7334555

Оползневое

 

Mriya Resort & Spa

N44.394101 E33.938026

Вода, электричество. На территории спа-комплекс, медицинский комплекс, ресторан.

+7 978 8008988

Алупка

 

Отель «Сон у моря»

N44.416815 E34.049932

Двухъярусный причал. Вблизи Воронцовский дворец и канатная дорога на Ай-Петри.

+7 978 8538186

 

Текст Ян Ядченко 

Фото Popilov Yachts, Black Sea Charter

Знания

О этот дивный новый мир!

Налоговые органы и банки диктуют новые «правила игры» на яхтенном рынке.

Яхты

Плюс два в корму

Известная своими скоростными легкосплавными яхтами верфь Van der Valk успешно развивается и в нише эксплореров, порой предпринимая неожиданные шаги для удовлетворения запросов заказчиков.

Новости

Красота круглый год

Спа-комплекс Pride Beauty & Spa — настоящая гордость семейного загородного клуба Pride Wellness Club (поселок Жуковка XXI, Московская область). Здесь следят за трендами и новыми технологиями и регулярно обновляют аппаратуру и комплексы процедур.
По теме

Невероятная миссия

Потрясающая история о том, как экипаж 73-метровой суперяхты Dragonfly пришел на помощь пострадавшим от урагана «Пэм» жителям республики Вануату.

Новая эра

Все меняется, в том числе и незыблемые британские традиции. Новое поколение яхт Fairline уже на подходе.

Новая экспедиция яхт Bandido

Совсем немного времени осталось до премьеры судна давно ожидаемой серии Drettmann Explorer Yachts. DEY 24 уже готова к своей первой навигации, остальные — на подходе. Посмотрим, чем они выделяются в классе экспедиционных яхт.

Борьба со стихией

Американские горки - это, по-вашему, страшно? Предлагаем стать членом экипажа датского пожарного судна и подумать еще раз.