Боец

Чтобы по-настоящему разобраться в преимуществах лодки, нужно изучить ее в «боевых» условиях. Об опыте эксплуатации Targa 44 в суровом байкальском климате рассказывает ее владелец.

Текст Даниил Алексеев, Марина Бутусова

Легко поддаться очарованию новой лодки, когда она, вся сияющая, стоит на выставочном подиуме, и всё в ней обласкано и подогнано «в ноль». Ну прямо сама мечта о походах с друзьями, волнующих открытиях и рекордных уловах! Гораздо труднее там, в павильонах боат-шоу, понять ценность тех или иных потребительских качеств лодки для конкретной непростой акватории, разобраться в особенностях судна с учетом условий эксплуатации, маршрутов и состава экипажа, а также прикинуть, как содержать такую собственность. Поэтому потребитель хочет увидеть «жизнеописание» той или иной модели и особенно интересуется мнением владельцев лодок именитых брендов, «прописавшихся» на серьезных акваториях с непредсказуемой погодой и малонаселенными берегами, но потрясающе красивых и так манящих к себе.

Шторм Targa 44 перенесла безупречно: ни один саморез не выпал

Байкал — одно из таких мест. На Targa 44, флагмане славного финского лодочного семейства, уже несколько сезонов по байкальским просторам ходит Александр Савинок из Иркутска. Казалось, какие еще нужны доказательства надежности бренда, чьи лодки десятилетиями применяют и мореходы-любители, и профессионалы? И не только в комфортной Европе — Англия, Средиземное море, Адриатика, но также в суровых акваториях: в Белом, Баренцевом, Охотском и Японском морях?

Доказательства, а точнее, подробные истории нужны. Во-первых, на Байкале с его особенным, но все же прекрасным климатом экстрима добавляет еще и «фактор инфраструктуры» — берега «сибирской жемчужины» до сих пор практически не оборудованы для яхтинга. Когда нет возможности переночевать в марине или дозаправиться, повышаются требования к обитаемости и автономности лодки. Во-вторых, Александр брал Targa 44 для собственного удовольствия, а не для работы, как, например, полиция в Англии или Финляндии. А значит, запрос на уровень комфорта даже к самой надежной и мореходной лодке у него справедливо высокий.

Именно на столько хватает запаса топлива байкальской
Targa 44 — достаточно, чтобы дойти до любой точки озера и вернуться

Именно эта Targa 44 с приводами Volvo Penta IPS600 впервые получила тот вариант исполнения, который строители из Ваасы затем стали выпускать постоянно. В нем емкость топливной цистерны увеличена до 2000 л, и это не предел. Еще в Сибири особенно  востребована система отопления — и ее усилили втрое! Дополнительное тепло дают отопитель Eberspacher на дизельном топливе (от общего бака) и электрические батареи. Кокпит получил пластиковую «крышу», жесткую и прочную: на ней лежат две надув-  ные лодки. А вот система воды для хозяйственных нужд питается прямо из-за борта — все знают, насколько чиста байкальская вода.

Мы попросили Александра ответить на вопросы о его Targa 44, которые наверняка задал бы каждый интересующийся человек.

Сверху вниз: Сегодня на Байкале  три лодки Targa 44. Морские привычки у владельцев разные, но все абсолютно довольны своими лодками. Рыбалка — обязательное развлечение на Байкале. Для такой лодки нет недоступных рыбных мест, поэтому улов всегда богатый. Для большой компании нужен простор. Много места в кокпите, вместительный салон, широкие бортовые проходы... Какой комфорт еще требуется?

Как течет ваша жизнь на Targa 44?

Уже после первой навигации семь лет назад сложилась моя модель пользования судном, где пригодились экспедиционные особенности Targa. Для непосвященного Байкал абстрактно прекрасен, но местные вам скажут: на юге озера делать нечего. Скалистые и однообразные берега не оставляют возможности с комфортом отдохнуть на суше, а патрулировать береговую линию после третьей ходки надоедает.

Чтобы по-настоящему насладиться Байкалом, нужно идти на север. В северной части озера много живописных пляжей, удобно купаться и рыбачить — рыба здесь знатная! Много термальных источников, которые дадут фору новомодным спа: наслаждаться целительной ванной в деревянном срубе под открытым небом — удовольствие незабываемое.

Обледенение

Такое доводится испытать не каждой лодке, только на Байкале 

на исходе навигации минусовые температуры не редкость. 

Но мощная отопительная система позволяет не бояться холода до самой зимы

 

Именно те места стали моими любимыми для отдыха. Программа наработалась такая: ко мне приезжают друзья — обычно трое, иногда больше, — и путь сразу лежит на север, за 400–500 км. Днями живем на борту. Всем хватает места, всем комфортно, на ночь уложены, двух санузлов с душем достаточно. Точно знаем, во сколько выходим, где и когда будем. Я не боюсь ходить на Targa 44 по дальним маршрутам, что не каждый может себе позволить: единственная официальная заправка «Роснефть» находится неподалеку от Иркутска, в истоке Ангары, и лодкам со стандартными топливными баками приходится дозаправляться чуть ли не канистрами. Поэтому обычные катера и не ходят туда, где бываю я: с увеличенными баками могу позволить себе прогулки поинтереснее.

Ходим быстро. Другие на таком маршруте обычно устраивают одну–две остановки с ночевками, а я справляюсь за день. Выходишь «в море», ставишь автопилот на курс — и вперед! Все удивляются, а что тут странного, когда судно настолько уверенно себя чувствует в любых условиях?!

Там, где другим лодкам на переход нужно двое суток, я справляюсь за день

Запас топлива позволяет идти 18 часов; при расходе около 2 л/км можно добраться до любой точки озера и вернуться. За все время перепробовал разные режимы; оптимальная крейсерская скорость, как оказалось, — 55–57 км/ч при 2900 об/мин. Предусмотрительные финны сделали так, что даже рукоятки газа сами на этот режим встают. Можно и погонять иногда на максимальных 70 км/ч, но это для баловства.

Как лодка переносит особенности байкальской акватории и климата?

Конечно, яхтсменам на Байкале не всегда просто. Здесь нельзя рассчитывать на ту погоду, какую наблюдаешь. У берега она одна, на середине озера — другая; здесь спокойно, а там ветра дуют везде и по-разному, и условия за время пути могут измениться 3–4 раза. Для этих мест характерна короткая жесткая волна, и без высоких мореходных качеств не обойтись. Но Targa  44 не зря считается серьезным судном: закрытый пост управления с прекрасным обзором, килеватый корпус уверенно режет волну — с такой лодкой легко быть смелым мореходом. Поэтому поначалу я ходил напролом, любым курсом к волне; но после одного случая стал осторожнее.

Такова максимальная скорость Targa 44. А оптимальная скорость,
по мнению владельца, составляет
55–57 км/ч

Ночь с 14 на 15 октября 2010 года я помню как сегодня. Мы с товарищами решили заночевать на борту на севере Байкала недалеко от мыса Кабаний, остановившись на глубине примерно 6 метров. Около 23 часов налетел шквал, каких не было уже более 15 лет. Ветер под названием «верховник», дующий вдоль озера от устья Северной Ангары, особенно свирепствует по осени, но такого буйства стихии я никогда не видел. Нужно было срочно прятаться от непогоды; до ближайшей стоянки в Чивыркуйском заливе было 90 км, поэтому я решил укрыться в бухте Иринда в 9 км от нас. Вот только идти туда пришлось по встречной волне. Какого страху мы натерпелись! Вода вырастала перед нами восьмиметровой стеной, а потом валилась многотонной массой на палубу и трепала корпус. Вот тут я поблагодарил финнов и за теплую рубку, и за обратный наклон стекла… Несмотря на атаки Байкала, лодка выдержала и добралась до укрытия. Там нам тоже пришлось несладко: «Таргу» на якоре мотало по бухте, как щепку.

К утру поутихло, хотя волнение все еще было солидным. И мы рванули, теперь уже по попутной волне, домой. Никогда не забуду, как пятитонное судно скользило по волновому склону — словно заправский серфер на Гавайях!

Но самую большую радость я испытал, когда уже дома тщательно осмотрел лодку. Я слышал, что из таких штормов возвращаются с трещинами в корпусе, с побитой надстройкой или как минимум с поломанной мебелью. Targa 44 справилась: все осталось на своих местах, ни один саморез не вылетел…

Сверху вниз: На огромном плазменном экране в салоне можно не только смотреть фильмы, но и выводить изображение с камеры кормового обзора в помощь капитану. На борту помещаются два резиновых тендера — Александр хранит их на крыше. А широкая кормовая платформа позволяет легко и быстро спускать их на воду

А как на корпусе вообще сказались годы эксплуатации?

Да лодка выглядит совсем как новая. Корпус — он как будто вырублен из скалы. Прочность конструкции проявлялась не раз во многих ситуациях. При осеннем подъеме на стенку при помощи траверсы хорошо видно, как у лодок соседей «играют» борта. Косметическим ремонтом не занимался вообще. Гости, которых я приглашаю на борт, говорят: «У тебя же новая лодка!».

Она действительно почти как с завода: ни сколов, ни царапин (небольшие легко устраняются), ничего не отбито… Я, конечно, слежу за состоянием лодки: когда осенью ее поднимаю, проводим ТО с заменой фильтров и далее по списку. Но лодка и сама такая, что «убить» ее трудно. Проблема в сибирском климате только с тиком — он быстро сереет (хотя в Англии потемневший тик считается особым шиком. — Прим. ред.). Но тик есть тик — за ним приходится ухаживать, и дважды в сезон я его чищу.

Акватория Байкал

Неужели за семь лет ни одного нарекания, ни единой причины для беспокойства?

Вначале, когда только купил лодку, я старался ловить нюансы, прислушивался к каждому звуку, а теперь вообще не знаю забот. У меня навигация, радар, прибор ночного видения, авторулевой — прокладываю курс и начинаю отдыхать от работы даже при хорошей скорости. Один раз «попал» по собственной вине — ловил рыбу, решил перейти на новое место, дал газ… Слышу — скрежет, лодка не идет… Оказалось, забыл поднять якорь. С тех пор о якоре помню…

Как-то отказал редуктор, и пришлось 150 км идти на одном двигателе. Вот тогда я испытал все «прелести» водоизмещающих тихоходов: полз целый день… Приходилось менять турбину на дизеле — это серьезная поломка, но тут претензия скорее к моторостроителям. Местным яхтсменам повезло: здесь, в Иркутске, за моторы Volvo Penta отвечает настоящий профессионал своего дела Андрей Цеплит, который решает любые проблемы. Два раза садился на мель: приводы IPS зарывались в песок, и ничего — только отполировал их. И сети наматывал, и чего только не было! Кажется странным, ведь эти приводы считают не подходящими для нашего мелководья, но факт — винты бил, менял, а сами приводы в порядке.

Доводилось ли слышать, что о вас и судне говорят соседи по стоянке?

Меня все знают, все наблюдают, я тоже за ними смотрю. Не лукавлю и не хвалюсь: меня уважают. А Targa — один из лучших вариантов в наших условиях, когда ветра переменчивы, волна короткая, сезон тоже, и холода налетают внезапно. Общепризнанно, что Targa 44 — лодка для суровых условий, и опыт ее применения на Байкале это подтверждает. Слежу за этими судами: в Сибири, на Охотском, Японском морях они ходят постоянно и с большой нагрузкой.

Даже не представляю, что в моей Targa 44 можно улучшить, настолько все удобно и практично. Сколько ни смотри — не найти места, которое хотелось бы чем-то заполнить. Все рационально и имеет свое назначение. Я не видел новую версию с кормовой дверью, но меня полностью устраивают сдвижные двери по бортам. Единственное, о чем следует помнить, — о трапе в кормовые каюты. По незнанию и недосмотру там можно оступиться, и гостей лучше предупреждать. Есть, конечно, любители особого комфорта, но классический морской облик Targa 44 кажется мне благороднее дизайнерских изысков на представительских лодках. Их используют, чтобы впечатлить барышень и партнеров по бизнесу. Я же сам получаю удовольствие от своей лодки!

Признаюсь: я привык менять технику не реже чем раз в три года. Но я еще не исчерпал всех возможностей судна, оно не успело надоесть мне. Единственное, если верфь выпустит лодку длиннее 50  футов — тогда я однозначно готов менять мою Targa 44.

Досье Targa 44

 

Новости

Абсолютный рекорд продолжительности сотрудничества

Марка Škoda уже 26-й год поддерживает чемпионат мира по хоккею IIHF, который в этом году проходит в Дании с 4 по 20 мая.​ В 2017 году сотрудничество между чешским брендом и Международной федерацией хоккея на льду было занесено в Книгу рекордов Гиннесса как самое продолжительное в истории мировых спортивных состязаний.

Новости

Ulysse Nardin и PROyachting: продолжение партнерства

Легендарная швейцарская часовая мануфактура Ulysse Nardin и ведущий российский яхтенный проект PROyachting в рамках партнерского соглашения на сезон-2018 учредили главный приз в серии регат Wednesday Night Race — часы серии Marine Torpilleur.

Новости

За лодкой — на "Водный мир"

В период с 29 июня по 1 июля 2018 года на территории Международного Московского Яхтенного Порта (Московская обл., г. Долгопрудный) уже в девятый раз будет проходить ежегодная ярмарка продаж яхт и катеров «Водный мир», организованная Яхт-клубом МРП и Международным Московским Яхтенным Портом.
По теме

Интервью с Кираном Хасламом

Появление Кирана Хаслама в Princess Yachts повлекло за собой изменения, которые стали хорошо заметны не только профессионалам. С новым маркетинговым директором компания расцвела, как зрелая женщина с долгожданным мужчиной.

The Panerai Yacht Club

Этим летом заядлые яхтсмены первую остановку по пути на Французскую Риверьеру делают в Париже, в роскошном отеле Park Hyatt Paris-Vendôme, где часовая мануфактура Officine Panerai превратила летнюю террасу в эксклюзивный яхт-клуб The Panerai Yacht Club.

Blohm + Voss продана своему главному конкуренту — Lürssen Yachts

Lürssen, одна из крупнейших в мире суперяхтенных верфей, покупает у английской инвестиционной компании Star Capital Partners другую легенду из мира яхтинга — немецкую верфь Blohm + Voss. Об этом сообщает пресслужба B + V.

В Петербурге прошел 19-й Балтийский Морской Фестиваль

Петербургское бот-шоу на воде прошло с 28 по 31 мая на открытой территории ВК «Ленэкспо» и Ковше Галерного фарватера. Компании представили около 40 яхт, катеров и лодок, оборудование и материалы для яхтсменов, спортсменов, рыболовов и любителей отдыха на воде.