Невероятная миссия

Потрясающая история о том, как экипаж 73-метровой суперяхты Dragonfly пришел на помощь пострадавшим от урагана «Пэм» жителям республики Вануату.

Текст Пол Эштон Фото Экипаж яхты Dragonfly

Когда в мире случается что-то ужасное, естественная реакция человека — протянуть руку помощи. Для большинства это означает послать деньги на счета организации, отвечающей за ликвидацию последствий бедствия, или позвонить в службу, работающую с пострадавшими. Майку Грегори, капитану 73-метровой суперяхты Dragonfly («Стрекоза»), подобная мера участия всегда казалась недостаточной. Поэтому, как только он узнал о масштабах опустошения, которое в Вануату принес ураган «Пэм», решение лично помочь пострадавшим возникло само собой. Была только одна практическая трудность: Майк и его яхта находились в 1600 милях от района бедствия.

Вануату

• Тихоокеанское островное государство в Маланезии, полное название — Республика Вануату

• Расположено на 84 островах

• Общая площадь — 12 190 км² 

• Население — 247 тыс. человек

Дурные вести

Со стоянки на островке Понпеи в Микронезии Майк и его команда с нарастающим беспокойством наблюдали на приборах за ростом чудовищного циклона: «Пэм» набирал силу и готовился обрушиться на берег.

«Мы ходили по Тихому океану более трех лет. Важная часть моей работы — отслеживать такого рода штормы. Внимание нельзя ослабить даже на день: сильные циклоны — достаточно частое явление в этих краях. Но в этот раз я с ужасом наблюдал за развитием настоящего монстра», — рассказывает Майк.

Сперва казалось, что циклон движется в направлении Фиджи.

«Нас это беспокоило, потому что мы провели там немало времени. Но потом шторм повернул на восток; словно в страшном сне, мы наблюдали, как стихия идет прямо на Вануату».

Ураган ударил в субботу, и до воскресенья новостные каналы непрерывно транслировали информацию о развитии событий.

«Статистика была ужасающая: сильный штормовой ветер скоростью 89 м/с, 8-метровые волны, зыбь 18–20 метров… Я чувствовал, что размах циклона превосходит все разумные пределы», — говорит капитан.

Сверху вниз: Инженер Эндрю Дэвис помогает местным жителям построить временное жилье. В первую очередь нужно было очистить водные резервуары от загрязнения

Подготовка

Майк понял, что должен быть в Вануату.

«Мы не спасатели, но я чувствовал, что можем принести пользу на месте трагедии. Я переговорил с членами команды — они считали так же. После этого я пообщался с владельцами яхты, чтобы заручиться их согласием. Они тоже полностью поддержали нас».

Конечно, спасателями в традиционном смысле они не были, но экипаж Dragonfly владел не только навыками сервировки обедов.

«Dragonfly отличается от большинства яхт. Мы много работали с владельцами и менеджерами компании Y. Co, чтобы приобрести необходимые в критической ситуации навыки. Например, мы позаботились о том, чтобы на борту постоянно находился врач. Пятеро из команды способны оказать экстренную помощь: стюардами и матросами они работают на полную ставку, а фельдшерами — по необходимости. Еще я взял на борт пятерых парней из офиса владельца яхты. Это бывшие ‘‘морские котики’’ и они уже не раз ходили с нами в море», — говорит Майк.

Потом новости из Вануату стали поступать с задержкой. Дозвониться не получалось, электронная почта оставалась без ответа. Население Вануату — 247 тыс. человек — разбросано по 84 островам, и сбои со связью наводили на мысли о самом худшем.

На том берегу

Пока Майк готовил яхту и команду к переходу в неизвестность, на земле Вануату люди начали собирать уцелевший скарб.

«Многие дома разрушены, и большинство наших сотрудников — более 12 семей — оказались у разбитого очага и в отчаянном положении, — сообщил сразу после шторма Джастин Дженкин из Vanuatu Yacht Services, находящейся в Порт-Виле, столице республики. — Сейчас мы пытаемся обеспечить людей едой и кровом — пока с помощью временных решений вроде тентов. Составляем список материалов, которые понадобятся для восстановления. Коммуникации очень слабые и разрушены в большинстве мест, скудеют запасы воды. Мосты смыло, многие дороги исчезли. Большинство яхт и рыбацких лодок, которые находились на момент шторма в гавани, затонули или выброшены на берег с серьезными повреждениями».

В дальний путь

Вернемся на Dragonfly. Сутки подготовительных работ были на исходе.

«У нас было 37 цистерн с водой (около 12–16 тыс. л) плюс аварийные насосы. Мы также собрали по спецификации ООН аварийные комплекты, которые позволят людям построить укрытие, — столько, сколько смогли. За эти дни мы стали лучшими друзьями продавцов оборудования: 20 комплектов для строительства укрытий заняли весь главный салон яхты, да еще команда приняла на борт несколько тонн сухого пайка. Мы были загружены под завязку», — говорит Майк.

К Порт-Виле яхта добиралась полным ходом более трех суток, и до того момента экипаж не знал, что их ждет.

«Мы связались с Национальным управлением по ликвидации последствий стихийных бедствий (NDMO, National Disaster Management Office) и сообщили, что мы в пути, но понятия не имеем, с чем нам предстоит столкнуться. Ситуация изменилась, когда мы прибыли в офис NDMO, где встретились с их операторами и командой по устранению последствий стихийных бедствий ООН. Поначалу эти службы были против нашей затеи — они не знали, кто мы и на что способны. Они увидели в нас стихийную компанию энтузиастов и даже хотели разделить. Пришлось объяснить, что мы — сложившийся экипаж и лучше работаем вместе. Я попросил показать самое трудное место, чтобы дойти туда и начать все восстанавливать», — рассказывает Майк.

Сверху вниз: Гуманитарная помощь, выгруженная с яхты на один из островов  Шеперд. Команда медиков Dragonfly помогает обработать рваную рану на теле ребенка. Подготовка строительных материалов и гуманитарной помощи к выгрузке с борта яхты

На островах

Координационный центр направил Dragonfly к удаленным островам Шеперд на северо-восток от Порт-Вилы. Так начались восемь дней добровольной работы по оказанию помощи, которая охватила 11 островов и 21 деревню. Первейшей проблемой для Майка и его команды было добраться на место без повреждений: шторм создал для яхт много новых опасностей вроде затонувших лодок, так что двигаться следовало осторожно.

«Это нас слегка пугало, но, если честно, картография в большинстве тех мест и прежде была довольно бедной, так что за последние три года нам пришлось разработать собственный “метод” хождения по этому региону — им-то мы и пользовались».

Обилия плавающих обломков не наблюдалось. Вануату находится далеко в Тихом океане, омывается множеством течений, так что большую часть мусора после разрушений за то время, пока спасатели сюда добирались, унесло течениями, и вода была почти чистой.

«На островах Шеперд мы оценили масштаб разрушения, нанесенного ураганом “Пэм”: шельф вдоль тропических пляжей, идеальный для гонок на тендере, превратился в утыканную валунами полосу препятствий. Пройти по берегу, не вывихнув лодыжку, стало проблемой, не говоря уже о доставке на сушу нескольких тонн гуманитарной помощи», — рассказывает Майк.

Тонгарики стал первым из островов, где высадились спасатели. Перво-наперво нужно было найти якорную стоянку с подветренной стороны для спуска тендера-разведчика. Вскоре Dragonfly привлекла внимание аборигенов, которые поделились полезными сведениями о местных условиях.

Мы хотели доказать, что такая суперяхта — это больше, чем просто роскошная игрушка

«Мы были шокированы тем, что увидели. Прошло уже семь или восемь дней после шторма, но для местных жителей катастрофа все еще продолжалась: до сих пор никто не пришел к ним на помощь из внешнего мира. Хочу, кстати, заметить: одна из причин, почему наша команда навсегда влюбились в Вануату, — это невероятное жизнелюбие обитателей островов. Вскоре после того как мы оказали первую помощь травмированным и переправили на берег запас воды, шок прошел».

Действия команды от пляжа к пляжу повторялись.

«Мы разделили экипаж на пять команд. Первой на берег спускалась разведывательная группа. Они находили старейшину деревни, узнавали, в чем нуждаются люди, и передавали информацию мне на борт. В зависимости от надобностей я решал, каких специалистов и какое имущество переправлять на берег».

по шкале Бофорта: разрушительная сила циклона «Пэм» была оценена как максимальная

На первом месте по значимости была медицинская помощь, на втором — доставка свежей воды. Продукты питания и материалы — следующие пункты списка. Большинство медикаментов уходило на лечение полученных во время бури рваных ран.

«В некоторых деревнях у 70% населения диагностировали кожные инфекции, повреждение кожного покрова и небольшие травмы, которые представляли опасность, поскольку помощь своевременно не оказали. Переломов не так уж много. Были и трагические моменты, когда люди погибали не во время шторма, а от ранения — просто потому, что о них не смогли позаботиться», — говорит Майк.

В конце того длинного дня у капитана хватило сил, чтобы составить подробный отчет и отправить его в ООН.

«Это может помочь другим яхтам, которые захотят поучаствовать в судьбе пострадавших, — объясняет Майк. — В ООН поняли, насколько полезной может быть такая яхта, как наша, для оказания помощи в труднодоступных местах. Вскоре после нас в регион прибыла яхта Senses с запасом свежей воды — более 12 тыс. л; еще я слышал, что пришла Umbra. Я верю, что это может стать хорошей эстафетой», — говорит Майк.

На фото: Погрузка гуманитарной помощи на яхту Dragonfly с вертолета

Это только начало

После восьми дней, проведенных на Вануату, Dragonfly полным ходом умчалась обратно в Микронезию, чтобы принять на борту гостей — еще три с половиной дня в открытом море, но уже с чувством выполненного долга.

«Экипаж никогда не работал так напряженно, — не без гордости говорит капитан. — Это был тяжелый труд, физически и психологически, но мы сделали очень важное жизнеутверждающее дело и, надеюсь, станем примером для других суперяхт на будущее».

Миссия Dragonfly тоже не закончена: когда мы говорили с Майком в мае, экипаж яхты вновь собирался в Вануату на «второй раунд».

«Обучение экипажа азам первой помощи было идеей владельца яхты. Мы хотели показать, что яхта может быть чем-то большим, чем роскошная игрушка. Яхта может спасти чьи-то жизни», — объяснил Майк. У Dragonfly это получилось! 

Яхты

Majesty 62

На выставке Dubai International Boat Show 2018 прошла мировая премьера моторной яхты Majesty 62 верфи из Эмиратов Gulf Craft. Чем же новинка удивила посетителей?

Новости

Экстрим и музыка на Волге

Крупнейший фестиваль экстремальных водных видов спорта и музыки "Русская волна" завершился на Верхней Волге, в Тверской области.

Знания

Модель или компьютер?

Могут ли методы вычислительной гидродинамики полностью заменить тесты масштабных моделей судов в опытовых бассейнах?
По теме

Альберто Манчини

«Я горжусь своей командой: вместе мы сумели развить дизайн именитого бренда Fairline, сохранив его наследие».

Prestige: Новый уровень

Неожиданно изысканная новая яхта французской верфи с приводами IPS — серьезная заявка на успех в сегменте 70-футовых круизеров.

Мини-мегаяхта MCY 86

Размеры и роскошь яхт связаны, но не всегда напрямую. В последние годы заметна тенденция переноса решений с крупных яхт на более компактные. На верфи Monte Carlo Yachts эту идею в очередной раз успешно реализовали: флагманская модель бренда обладает всеми качествами суперяхты… при длине до 100 футов.

По волнам на Bugatti

Если после покупки суперкара Bugatti Chiron у вас еще остались денежки, специально для вас легендарный автопроизводитель и верфь Palmer Johnson подготовили роскошный подарок — каютный катер Bugatti Niniette 66.