По морским городам

Мое путешествие из Финляндии в столицу Нидерландов и обратно на лодке Targa 32 — это два моря, семь стран, почти 4000 километров и месяц жизни на борту. А главное — незабываемые впечатления и удивительное чувство свободы, когда тебе покоряется любая морская дорога.

Текст и фото Александр Евтушенко

В рубрике «Путешествия» мы больше всего рассказываем о морских приключениях европейцев, реже — американцев, и совсем нечасто — о путешествиях наших соотечественников. Такая статистика говорит совсем не об отсутствии патриотизма, а лишь о печальном факте, что в России традиция использовать лодку «на полную катушку» и смело бороздить далекие моря пока не очень прижилась. Тем приятнее поделиться историей нашего читателя, владельца Targa 32 CFC Александра Евтушенко, который этим летом вернулся из увлекательного путешествия в Голландию.

Сверху вниз: Targa 32 CFC (Comfort Front Cabin) с улучшенной носовой каютой идеально подходит для семейного путешествия: за  почти месяц жизни на борту втроем мы ни разу не ощутили стесненности. Мы взяли с собой три велосипеда и по берегу передвигались в основном на них. На борту Targa 32 комфортно и взрослым, и детям: удобная рубка и каюты, высокий фальшборт, функциональные кокпиты —  все сделано так, чтобы детям на лодке было уютно и безопасно.

Балтика

Поход начался в местечке Виролахти (Финляндия). Оттуда мы с женой и сыном 29 июня взяли курс на Таллин, затем к эстонскому острову Сааремаа, дальше — к островам Готланд и Борнхольм. Балтийское море прошли за три дня. Targa 32, с двумя Volvo Penta D4-260 способная идти более 40 узлов, могла бы проскочить море и за сутки, но цели гнать не было: мы наслаждались солнечной погодой. Попутная метровая волна только добавляла хорошего настроения. Наметили комфортный темп: утренние 5–7 часов тратили на переход в 100–170 миль, при этом средняя скорость — 22 узла на 2200 об/мин. Для открытого моря, где смотреть в общем-то не на что, — это оптимально, тем более что поддержание курса можно доверить автопилоту и заняться другими делами на борту. А вдоль берега и в городах мы, конечно, замедлялись — полюбоваться видами.

Балтика, если она не штормит, — комфортное море с обилием марин

Балтика — хорошее море в приятную погоду. В Швеции, Финляндии или Эстонии легко найти уютную марину на расстоянии всего одного дневного перехода. Крупные острова отлично освоены. К примеру, на шведском Готланде есть городок Висбю, где прибрежная жизнь не умолкает ни на минуту, по градусу веселья напоминая Ибицу: у причалов музыка до поздней ночи, а рестораны рядом с водой переполнены.

В этот раз Висбю мы прошли без остановки, зато задержались на датском Борнхольме: неожиданно теплая погода потянула на пляж. Покатались на велосипедах, позагорали, а вот купаться было прохладно: море в этом году не прогревалось выше +18 ºС. 

На фото: В Гронингене, как и в других голландских городах, вдоль набережных полно самых разных судов.

КАЧЕСТВО

Когда два сезона назад я понял, что вырос из своего Nord Star 24, Targa привлекла меня не только превосходными мореходными качествами, но и удивительной тщательностью в сборке и отделке. На моей Targa 32 каждый провод аккуратно закреплен, а салон и каюты вообще выше всяких похвал. У Botnia Marin культура производства по сравнению со многими верфями заметно выше.

ЛОДКИ

Нигде нам не встречалось такое разноообразие лодок, как в Амстердаме. Здесь можно увидеть и привычные русскому глазу модели, и странные произведения небольших верфей или даже доморощенных умельцев.

Кильский канал

Дальше мы взяли курс на Киль, откуда начинается соединяющий Балтику с Северным морем канал. Почти 100 км длиной и более 100 м шириной, он относительно неглубокий — всего 11 м, поэтому до входа в канал происходит перегрузка с океанских кораблей на суда с меньшей осадкой. Среди «тяжеловесов» снуют яхты и совсем крохотные лодочки: после пустынной Балтики — настоящий аншлаг! Но и найти стоянку здесь оказалось непросто: мы обошли с десяток марин, прежде чем ошвартовались. Позже прогулка по берегу показала, что и с парусным спортом у северных германцев все хорошо: на наших глазах на пляж приехало человек сто пятьдесят яхтсменов — видимо, сборы какой-то парусной школы. Ребята дружно побросали вещи, быстро собрали гоночные катамараны С2 класса Formula 18 — и умчались к горизонту в Кильский залив.

Канал Targa 32 прошла спокойно за… 9 часов — скорость в канале ограничена 8 узлами. Надо отдать должное водной службе: организация шлюзования и движения судов здесь на высоте. Единственное волнение мы испытали на выходе в Эльбу: короткая волна со стороны моря под четыре метра напугала. Хотя от брызг и  встречного ветра выручает наклон лобового остекления и хорошая изоляция рубки, было неприятно. Оказалось, такая аномалия вызвана особенностями течения именно по центру фарватера на выходе из шлюза: стоило взять чуть левее, как река успокоилась до комфортной метровой волны.

На фото: Город Киль встретил нас удивительным закатом.

Северное море

После дружелюбной Балтики Северное море кажется очень суровым. Да и погода испортилась: к нашей следующей стоянке, острову Нордернай, шли по трехметровой встречной волне, и 84 мили от Брунсбюттеля удалось преодолеть лишь за 8 часов. Серый далекий горизонт и изредка — гигантские силуэты океанских «грузовиков»… Вот и весь пейзаж.

Уже в марине мы выяснили, что небольшие лодки здесь по морю вообще не ходят: все побережье испещрено множеством проток и каналов, хорошо защищенных от ветра и с продуманной инфраструктурой. То, что мы ломанулись через море, хорошо характеризует мореходные качества Targa 32, но плохо — нашу подготовку. Вот туда, к материку, мы и пошли.

В Голландии удивительная инфраструктура: для яхтсменов здесь есть все 

Здесь, в национальном парке «Мелководье», нас ждало зрелище совсем неожиданное: впервые я видел фарватер, обставленный простыми березками. Дело в том, что в этой части Северного моря — грандиозные приливы и отливы: перепад уровня воды в течение шестичасового цикла достигает трех метров. В этих водах ходят только в приливное время: в акватории выстраиваются целые лодочные караваны. А молодыми деревьями с цветными пометками на стволах водные службы каждый год размечают новый фарватер: из-за песчаной структуры дна он часто меняется. Нас, неопытных, через эту «лесопосадку» вел сосед по стоянке, пожилой голландец на Linssen.

Сверху вниз: Возможно, в Голландии лодок не больше, чем автомобилей, но уж точно — не многим меньше. Сын в неполные шесть лет активно вникал в управление лодкой и прекрасно себя чувствовал в морском путешествии. В Киле развит парусный спорт: мы наблюдали более сотни гоночных катамаранов С2 на каких-то сборах. 

Морские города

Чем дальше от Петербурга, тем круче морская инфраструктура. Наудачу мы зашли в голландский Снек. Представьте себе современный город со старинным центром: разлиновка улиц, аккуратные дома с квадратными просторными дворами. А теперь представьте, что всё: и улицы, и дворы — вода, а вместо припаркованных автомобилей у подъездов выстроились лодки. Вот так вот выглядит Снек, и море — важнейшая часть жизни его обитателей. Здесь могли бы быть пробки по типу автомобильных, но движение хорошо организовано: «дорожные» знаки, по сигналу светофора поднимаются маленькие мосты, чтобы прошли лодки с высокой надстройкой, капитаны пропускают помеху справа, как это принято на суше.

Центральный канал шириной с Московский проспект в Санкт-Петербурге утыкан вывесками больших компаний и крохотных фирм, обслуживающих лодки, которых здесь необычайное разнообразие. Кстати, в Снеке мы встретили «прабабушку» нашей Targa 32: корпус, спущенный на верфи Botnia Marin в 1978 году, до сих пор в отличном состоянии, и владелец лодки за 40 лет не имел серьезных поводов на нее жаловаться.

Нашей целью было не добраться до места, а насладиться дорогой

Мы ни разу не бронировали стоянки заранее: марин много, и место для швартовки найти легко. Более того, стоянка в центре Амстердама в безупречно обустроенной марине стоит всего 10–11 евро. Для сравнения: в Таллине за швартовку мы заплатили 40 евро.

Сверху вниз: Переход из Амстердама в Денхелдер не порадовал погодой, зато подарил приятные пейзажи. В Кильском канале движение оживленное: много и маленьких лодок, и больших сухогрузов. 

Режим

По Амстердаму, куда мы добрались после Снека, погуляли совсем мало. Но это и не входило в планы, ведь мы настроились получать удовольствие именно от самого путешествия и видов с воды — развлечения на суше нас не особенно привлекали. На борту давно установился режим дня: просыпались рано, выходили в море часов в девять и тратили 6–7 часов на переход, потом устраивались в марине и шли на берег — покататься на велосипедах по окрестностям, что-то купить. Обедали почти всегда на борту — на Targa 32 все для этого есть. Спать тоже ложились довольно рано, на закате; в Голландии в подобном ритме, как мы поняли, живут все яхтсмены. Кстати, среди местных любителей яхтинга мы оказались самыми молодыми: большинство владельцев лодок — люди старше 45 лет. Поэтому сверстников сына по дороге почти не встречали: хоть в этих краях на лодках ходят в основном семьями, но детей в маринах мало. А зря: на примере сына могу сказать, что ребенок почти месяц жизни на борту переносит отлично и воспринимает как замечательное приключение. Даже на обратном пути по Балтике, когда всю дорогу шли при мерзкой погоде по трехметровой волне (спасибо, что попутной) на скорости 22–23 узла, и нас изрядно потряхивало, сын не приуныл.

Правда, надо заметить, что Targa 32 в подобных условиях ведет себя превосходно: лодка достаточно крупная, чтобы давить волну, килеватая, и чудовищной тряски с клацаньем зубов на ней не бывает. Раньше у  меня была лодка поменьше, Nord Star 24, так что есть с чем сравнивать: «Таргуня» гораздо надежнее, на ней спокойно и в штиль, и в ненастье.

Сверху вниз: Город Снек — самый «водный» из городов, которые мы когда-либо видели. Амстердам не отстает: здесь есть не только здания у воды, но и дома на воде.

Этим летом Targa 32 в очередной раз стала для нас полноценной плавдачей, которая прошла без малого 4000 км через 7 стран. За путешествие мы сожгли 4,5 т топлива, и оно того стоило. С воды масштабы совсем другие, острова и материки познаешь не локально, а целиком — и впечатления гораздо богаче. К тому же тебе нет дела до расписания самолетов, аренды машин или бронирования отелей — просто заводишь двигатель и берешь курс туда, куда позвало сердце или любопытство. На лодке ты ни от кого и никак не зависишь. Это мне больше всего и нравится.

Новости

Вечера Чайковского в ресторане «Европа» Гранд Отеля Европа

Изысканный ужин в сопровождении классической музыки и балета станет незабываемым впечатлением о пребывании в Гранд Отеле Европа.

Стиль жизни

Недремлющее око

Красота и сияние кожи, отличное настроение, бодрость духа и готовность к покорению новых вершин, начинается с чистого и увлажненного воздуха.

Новости

Шаг вперед

Клуб Pride Wellness Club в подмосковной Жуковке обновил кардиотренажеры.
По теме

Вкус моря

Сразу же после свадьбы Дмитрий и Ирина отправились на гулете в солнечное и увлекательное путешествие по греческим островам. Молодожены рассказали MBY, чем отличается морская Греция от сухопутной, каково проводить медовый месяц на яхте и как отведать все самое вкусное из богатых даров Ионического моря.

Рецепт лучшего отдыха

Вариантов отдыха множество. Один из них — яхтенный чартер — становится все более популярным. Здесь важен правильный выбор лодки, маршрута и компании, которая все это организует.

Золотая речка

Путешествие по португальской реке Дору от Атлантики до испанской границы может занять пять дней. Однако торопиться не стоит: развлечений и интересных занятий здесь хватит на две-три недели. Главное — не ошибиться с лодкой и чартерной компанией.

Невероятная миссия

Потрясающая история о том, как экипаж 73-метровой суперяхты Dragonfly пришел на помощь пострадавшим от урагана «Пэм» жителям республики Вануату.