Курс — Черные Горы

Жизнь яхтсмена полна ярких событий. Но есть два больших праздника: покупка яхты и ее продажа. И если в основе второго — чистый прагматизм, избавление от расходов и хлопот, то первый полон романтики и приятных эмоций, которые дарит встреча со взлелеянной в душе мечтой. Погружение в атмосферу этого действа, особенно в первом путешествии на своей лодке, уж поверьте, незабываемо.

Текст Богдан Парфенюк Фото Богдан Парфенюк, Марина Бутусова

На фото сверху: Порт города Бар — это гавань не только для государственного флота Черногории (довольно малочисленного), но также приют множества прогулочных яхт любых размеров.

Наше «празднование» растянулось во времени (неделя) и пространстве (380 миль от Словении до Черногории). Трогательные торжественные пункты программы сменялись рутинными, познавательными и даже в чем-то отважными… Впрочем, все по порядку.

Береговая линия Словении — всего около 30 км; здесь только один порт с единственной полноценной мариной (зато она входит в число крупнейших на Адриатике), радующей современной инфраструктурой и полным сервисом. Плюс хорошие подъездные автомагистрали. Вот и получается, что Порторож — один из лучших пунктов «приводнения» новых яхт постройки североевропейских верфей. Сюда разными путями, но в одно время, съехались новая Targa 44, ее владелец Александр Иванович, группа технарей питерской компании HT-Marinе и я, «летописец» запланированного перехода.

Встреча

Лодку уже сняли с трейлера и установили на кильблоках в эллинге. Срезан упаковочный полиэтилен — и перед нами Targa 44, по-скандинавски консервативная и непривычно утилитарная на фоне средиземноморского «люкса», разбавленного разномастной и разновозрастной «классикой». Но хозяин счастливо улыбается:

— Она у меня украшением марины будет!

Спуск новой яхты на воду — ответственное   событие для владельца

Александр Иванович в прошлом — корабельный механик, человек основательный, и морскую жилку явно сохранил. Знает цену и просторному машинному отделению («Я всегда сам проверяю уровни и перебираю контакты — лодка требует внимания и отплатит добром»), и безопасности («Как-то заставил итальянскую верфь сделать сплошной релинг в носу — а как иначе я туда жену со швартовом отправлю!»). Интересно было услышать его комментарий о прошлых лодках — французском «траулере» и люксовой яхте именитого итальянского бренда:

— Обе на ходу вели себя достойно, каждая по-своему. А вот в открытом кокпите 44-футовой «итальянки» оказалось тесновато: диваны солярия используются редко, только место занимают. Но самое неприятное — исполнение. Лючину открыл раз десять — и отвалилась, ибо саморезы были вкручены прямо в пластик; шикарный привальный брус начал пузыриться после первой навигации; несколько приборов просто забыли прикрутить… Не люблю, не по-морскому это.

На фото: Словенский Порторож славится своей мариной, одной из лучших на Адриатике. Госпа од Шкрпела — «Мадонна на Рифе» — рукотворный остров в Которском заливе (Черногория) с православным храмом.

Чтобы не наступить на третьи грабли, он сам поехал с инспекцией на финскую верфь Botnia Marin. Понравилось.

— Везде, где что-то прикручено, есть закладные. Делают основательно, хоть и не быстро. Особенно возятся с любым принципиальным новшеством — боятся ухудшить судно, нарушить развесовку. Еле уговорил их встроить гидравлический трап — раньше такое не практиковали. Зато теперь трап в списке опций.

Мы общаемся и смотрим, как питерская «3D-бригада» (два Дмитрия и Денис) споро монтируют арку, антенны и прочее оборудование на флайбридже. Сегодня бы и на воду, если бы не IPS: при транспортировке колонки на заводе сняли, и здесь их несколько часов устанавливала команда, вооруженная самоходным подъемником.

Кстати, почему днищевые колонки IPS, которые уязвимее транцевых при встрече с бревном или наматывании на винты рыбацких сетей?

— Риск есть всегда, — говорит Александр Иванович. — Мне важнее уверенность при швартовке, ведь я собираюсь путешествовать вдвоем с женой.

Что ж, возможно.

На фото: Targa 44 добралась до «домашней» марины Porto Montenegro в Тивате.

Спуск на воду

День второй, торжественный. Кран бережно вынес судно из эллинга и аккуратно опустил в родную стихию. Таинство крещения прошло вдали от берега, посреди Пиранского залива. Первая бутылка шампанского разлетелась о якорь, из второй окропили оба двигателя и генератор. А если трогательные речи Александра Ивановича услышал Нептун, судну гарантирована долгая безаварийная жизнь.

Впереди у нас первый переход, причем сразу «бойцовский» — нон-стоп в Черногорию, к месту дислокации яхты. Что докупить? Продукты, варочно-жарочно-разделочный инвентарь, спасательные средства и… всё: лодка оказалась отлично укомплектованной на верфи. Включая швартовы, кранцы, отпорные крюки (штатно закрепленные у дверей рубки), посуду и столовые приборы. А в ЗИПе, кроме «расходников» и смазочных материалов, — баночки с топкоутом нужного цвета: любой скол замазываешь кисточкой — и через 10 минут его не видно.

Испытание морем

Следующим утром — старт! Но первый бросок на север,  в Пиран — всего в несколько миль. Тут мы попадаем в совсем другой мир. Если Порторож («Порт роз») — наполненный благоуханием розовых кустов современный курорт с классными гостиницами, лечебницами на базе горячих источников и фитнес-центрами, то Пиран — тихий и очень исторический городок со средневековой архитектурой. В свое время отсюда поставляли соль для Венецианской республики, символика которой (крылатые львы) до сих пор украшает здания. В центре городка — круглая площадь имени скрипача и композитора Джузеппе Тардини, которая была… заводью, куда входили корабли. Но вода застаивалась и протухала, поэтому в конце концов ее заложили плитами. Надобность в крепостной стене вокруг заводи отпала; в ней прорубили арки и устроили жилища — «в стенах» живут до сих пор! К центральной площади ведут по-средневековому узкие улочки, а крыши домов укрыты ярко-красной черепицей. На все это архитектурное великолепие надо любоваться сверху, из собора Святого Георгия на холме. А вдали, над лазурью Адриатики, просматриваются очертания большого города. Это Венеция!

Впрочем, нам сейчас не до созерцания — «открываем» границу. Прощай, симпатичная Словения, нас ждет «далекая» Черногория. Моторы заработали, понемногу набирая обороты. Поехали!

Как жаль, что плотный график не позволил поделить морские мили на короткие отрезки! По левому борту появляются и исчезают невероятно красивые места…

Вот Пореч, веселый и людный на фоне остальных хорватских городков с их «фирменным» средневековым шармом; за ним — романтический Ровинь, который в свое время облюбовал Жюль Верн; дальше — основанная греками и окрепшая при римлянах Пула. И это ведь только Истрия, полуостров, хранящий память как о венецианском периоде, так и о Габсбургах! А дальше…

В яхтенном путешествии живописная Адриатика никогда не наскучит

Острова и бухты красочной Далмации, с ее природными парками, заповедниками и колоритными городками, изобилующими римскими памятниками и архитектурой Средневековья и Ренессанса. 1000-летний Шибеник с крепостью и кафедральным собором; Трогир с его церквами, колокольнями и собором XIII–XVI веков (занесен в список ЮНЕСКО); город-музей Сплит с дворцом Диоклетиана и подлинная жемчужина Адриатики — Дубровник…

Блажен, кто путешествует здесь медленно, не пропуская ни одной «интересности». Александр Иванович уже в этом году планирует пройти побережье Адриатики, и ему можно искренне позавидовать…

Слева направо, сверху вниз: Тент над флайбриджем —спасение в жарком климате. Продленная в корму крыша надстройки дает место для тендера, который поднимается складной электрической стрелой.  Полностью зачехленный кокпит становится еще одним уютным помещением на борту. Флайбридж — это и пост управления, и зона приятного отдыха, которой тик добавляет шарма.

На борту

А мы просто идем комфортным ходом в 24 узла по спокойному морю и изучаем лодку — каждый по-своему. Александр Иванович — управление, «3D-бригада» — работоспособность оборудования, я — тонкости, которые на коротких тест-драйвах (это моя профессия) незаметны. Вот затемняющие ролеты, в солнечный день действительно «разгружающие» глаза. Люки в передней части рубки открываются по-разному (вперед и назад) — для «тонкой настройки» вентиляции. Перед выходом в море пришлось закрыть только пару бортовых иллюминаторов, остальные надежно защищены от волны высоким бортом — каюты не «задыхаются». Двойное «штурманское» сиденье на флайбридже оказалось поворотным — разворачивается туда, где красивее пейзаж. И столик рядом с ним достаешь двумя движениями: отвел стопор — вытянул из-под дивана…

Никогда не был коком, но остальные члены экипажа, как оказалось, подходили для этой роли еще меньше. Ну, получите: спагетти с соусом песто, сосиски и салат. Заодно выяснил, что на крейсерском ходу готовить тоже можно — дифферент не сильно мешает. Конечно, пригодились бы ограничители вокруг электроплиты, у которой скользкая стеклянная поверхность. Откидные (от подволока) держатели для бумажных полотенец и баночек со специями — просто шедевр, как по функционалу, так и по исполнению. А вот мойку я бы предпочел двойную: и мыть удобнее, и складировать все, что может рассыпаться/разлиться, в неспокойном море сюда безопасно. Денис комментирует:

— Вторая мойка? Да, штатная опция. Только в этом случае верхнего ящика недосчитаешься.

Впрочем, вряд ли мои «наработки» здесь пригодятся: при скоростном потенциале лодки под 40 узлов в путешествиях уместнее укладывать переходы в паузы между завтраком и обедом или обедом и ужином... А мы, чтобы нормально пообедать — за общим столом, со скатертью и ножами-вилками, — сбросили скорость до водоизмещающих 7 узлов и оставили «на вахте» автопилот.

 Если ваша яхта стоит в Черногории:

1. Отправляйтесь в круиз вдоль побережья Далмации, одной из красивейших областей Европы (современная Хорватия). Местные города — яркая смесь старинного итальянского влияния и балканского жизнелюбия, а природа сохранила пышную, почти первобытную нетронутость.

2. Не забывайте — Италия совсем рядом. Что может быть лучше, чем прийти в древнюю столицу моряков Венецию водой? Итальянцы всегда рады гостям: вдоль берега найдется множество комфортабельных марин.

3. «Домашние» прогулки в Черногории тоже могут быть любопытными: на исследование Которского залива или, например, Будванской ривьеры стоит потратить несколько дней. Не пожалеете!

В ночи

Солнце коснулось горизонта и окрасило море в золотистые, а потом красные оттенки. В городах редко обращают внимание на предзакатное буйство красок, а тут — любовались всем экипажем. Морская жизнь заставляет пересматривать жизненные приоритеты. Navigare necesse est!

Часть ночи шли 20-узловым ходом, выискивая с помощью прожекторов (их здесь три!) в прозрачной воде гипотетические бревна. Так тоже можно, но… Когда накопилась усталость, здравый смысл все же победил: куда мы, собственно, летим?! И встали до рассвета на якорь в заливе острова Корчула.

Переход из Словении в Черногорию занял у нас чуть меньше суток

Я снова позавидовал капитану: скоро он сюда вернется, чтобы бродить по узким улочкам старинного города, в разные времена принадлежавшего и венецианцам, и венграм, и Генуе. Каждая эпоха наложила свой отпечаток: никогда не знаешь, в какое время попадешь за следующим изгибом улицы. Здесь до сих пор шумят почти средневековые ярмарки и в почете рыцарские танцы.

Черногория

С восходом солнца побежали дальше, вдоль южной Далмации. Чем южнее, тем выше и темнее становились горы. Действительно, одно слово — Черногория! В марину Бара вошли в 13:00, затратив на переход 22 часа (минус «якорные»).

Среди прочих городов крохотного балканского государства (всего 350 тыс. жителей) Бар кажется простоватым. На входе гостей встречает не старинная крепость, как, например, в близкой и куда более популярной у русского туриста Будве, а вполне современный пейзаж. Но впечатление обманчиво: если в Черногории нет старого замка у берега, ищите его чуть дальше, в горах. Потратить день на стоянку здесь и прогуляться до старого города в мусульманской части Бара необходимо: крохотные домашние ресторанчики в восточном вкусе, базар с медной посудой, величественная крепость с прекрасным видом на город и море достойны неспешного и вдумчивого осмотра.

Пока капитан оформлял приход, зашли спецы из Volvo Penta:

— Ну, какие проблемы?

— Да никаких. Еще шесть часов походим — и пригласим вас масло менять…

Первые переходы судна бывают рисковыми: то одно выйдет из строя, то другое. Но у нас все неплохо, только один из четырех интерцепторов перестал реагировать на клавишу управления.

На фото: Панорама черногорского города Будва, любимого места отдыхающих из России.

Яркий эпизод случился на финальном переходе в Тиват. Ветер усилился, теперь волны встречные и чуть выше — около метра. Тем же курсом идет близких размеров «люксовая» моторная яхта — медленно так идет. Ну да, там от постоянных жестких ударов уже, думаю, у людей болит позвоночник и голова. А мы летим на скорости 28 узлов, и я пишу эти строки на ноутбуке. И он на столе не прыгает, и мои пальцы куда надо попадают. Собственно, этот пункт и был у Александра Ивановича определяющим:

— С каждым годом климат ужесточается, ветра сильнее и волны выше. Обычные «глиссеры» жутко бьются корпусом, приходится сбавлять ход до малого. Парусная яхта? Да, это здорово, и, может, когда-нибудь я к ней приду. Но сейчас моя жизнь четко регламентирована. Вот сколько бы мы шли те же 380 миль под парусами? Трое суток без остановки? Не готов… Времени на отдых и так немного, мне нужна скорость.

Входим в величественный Которский залив, который иногда называют самым южным фьордом Европы. Тоже сплошная история, с артефактами античности и средних веков. Не зря тут что ни город, то туристический центр. По берегам — старинные церквы, православные и католические, некоторые из них популярны у паломников…

Представляю, как капитан и его семья соберут здесь друзей. С культурной программой проблем не будет: на уютной Targa за пару часов можно добраться до большинства достопримечательностей этого изумительного по красоте края. До словно сошедшего с картинки острова Святого Стефана с крохотным городком-монастырем на скалах, полной уличных музыкантов старой площади в Которе, белоснежных песчаных пляжей Улицыня, где к сербской речи уже густо примешивается албанская… Путешествовать по Черногории посуху тоже интересно: обязательно стоит подняться на гору Ловчен, самую высокую точку страны… Но на морских путях, в отличие от горных серпантинов, в этом краю и быстрее, и комфортнее. Если, конечно, у вас надежная лодка. А когда близкие прогулки наскучат, всегда можно выбрать один из тысячи маршрутов к новым красотам Адриатического моря, — эта Targa потянет любой.

Порт приписки

И вот мы на месте, в современной и красивой марине Тивата. Ребята наконец смонтировали на судне всё, что Александр Иванович заказал на верфи, включая непривычный на «северянине» тент над носовым солярием.

— Теперь я готов к любым условиям. Кормовая беседка-кабина продлит навигацию. Тент над носовой лежанкой и бимини на флайбридже — спасение в жару. Для швартовки кормой — третий пост управления в кокпите. Якорь могу отдать и выбрать прямо из рубки — перед глазами счетчик цепи. Для подъема надувного тендера есть складная стрела… Надо только все это освоить! (Улыбается.)

Я уезжал, а оба Дмитрия остались в качестве инструкторов — тут только кнопки и датчики день изучать! Александр Иванович записывает, переспрашивает — настоящий капитан обязан знать свое судно до последнего винтика. Но с его лица уже который день не сходит улыбка счастливого человека…

На фото: Панорама черногорского города Будва, любимого места отдыхающих из России.

Новости

В Петербурге наградят лучших яхтсменов

В Северной столице пройдет ежегодная церемония вручения премии за заслуги в области парусного спорта «Яхтсмен года Санкт-Петербурга».

Стиль жизни

Ёлка в Pride Wellness Club — 15 декабря!

Pride Wellness Club в подмосковной Жуковке XXI приглашает погрузиться в атмосферу новогодней сказки.

Яхты

Princess X95

Недавно верфь Princess Yachts обнародовала первые сведения о моторной яхте X95, с которой начнется новая линейка бренда.
По теме

В Петербурге стартует этап World Match Racing Tour

Уже сегодня, 28 июля, на акватории Невы у «Яхт-клуба Санкт-Петербурга» открываются гонки квалификационного этапа предстоящего Match Cup Russia – St.Petersburg Yacht Club Cup. К участию заявлены семь экипажей из пяти стран, в том числе, три российские команды.

Best of Boats: тест катеров Parker

На тестах для Bob Awards - Best of Boats в Гдыне, помимо прочих моделей, откатали два новых польских катера Parker 630 Sport и Bow Rider

И снова с погодой мы договорились

1–3 сентября 2016 г. состоялась St. Petersburg International Boat Show (SPIBS) — выставка яхт, катеров, сопутствующей водной и сухопутной техники, предназначенной для отдыха на воде и у воды. Организатором проекта выступил журнал Motor Boat & Yachting (MBY) — ведущее российское издание о яхтах и морских путешествиях.

Yachtmaster: Спасение с воздуха

MBY продолжает публиковать серию материалов для тех, кто хочет улучшить свои шкиперские навыки и быть готовым к встрече с морем. Как действовать, если вас собираются спасать с яхты вертолетом?