Неизвестные Сейшелы

Большинство побывавших на Сейшелах людей видели лишь малую часть архипелага — Внутренние острова: центральный остров Маэ и расположенные поблизости Праслен, Ла-Диг, Силуэт и другие… Все они, общим числом около сорока, гранитные, высокие и освоенные: здесь живет большинство населения и сосредоточена основная инфраструктура.

Куда сложнее добраться до Амирантских и Внешних островов (их более шестидесяти), удаленных от Маэ на приличное расстояние. Это несколько групп коралловых атоллов, возвышающихся над уровнем моря не более чем на 4–8 м. Постоянных жителей там немного, большинство атоллов вовсе необитаемы. На некоторых есть взлетно-посадочные полосы, на остальные добраться можно лишь на лодке с «освоенных» атоллов или прийти на яхте.

Правда, из-за пиратов до недавнего времени это было довольно рискованным мероприятием. По этой причине с 2008 по 2012 год Внешние Сейшельские острова были закрыты для официального туризма и яхтинга. Владельцы собственных яхт, разумеется, были вправе рисковать, а вот чартерные компании категорически запрещали клиентам уходить за пределы Внутренних островов.

Сегодня ситуация другая: яхтинг стал безопасным. Более того, на архипелаг начинают обращать пристальное внимание «сливки» мирового чартерного флота — суперяхты. О том, что происходит сейчас на дальних рубежах Сейшел, MBY рассказал Франсуа Бота — рыбак, фотограф и опытный гид по атоллам.

Как попасть на атоллы?

Инфраструктуры для яхт и тем более суперяхт на Сейшелах пока нет нигде, кроме центрального острова Маэ, где находится столица государства — Виктория. Здесь есть большой порт, сухой док и яхтенный сервис. Прямо в порту можно закупить все необходимое или нанять местный персонал. А вот уходя с Маэ, придется иметь дело с компаниями, которые получили концессию на те или иные острова и атоллы.

Дело в том, что несколько лет назад власти Сейшел объявили тендеры на развитие этих удаленных территорий. Большинство сейчас находится под крылом полугосударственной Islands Development Company (IDC), которая контролирует авиасообщение, создание инфраструктуры, поставки и вообще любую деятельность на атоллах. Есть и другие компании, например Alphonse Fishing Company или Four Seasons Group. Так или иначе, яхтсменам, желающим посетить Сейшельские атоллы, будет необходимо с ними контактировать на предмет стоянки, высадки и любой активности — от дайвинга до рыбалки.

Амирантские острова

На Африкан Бэнкс (235 км от Маэ) — а это первая остановка по пути на Амиранты — нет уже никакой инфраструктуры. Правда, IDC может доставить необходимое — все, что уместится на самолет или баржу. Впрочем, у крупных супер-яхт с достаточной автономностью по запасам это не проблема. Расстояния между островами этой группы — 25–50 км.

«Африкан Бэнкс, — комментирует Франсуа Бота, — возможно, самая неосвоенная территория на Амирантах. По сути, это небольшая отмель, и рифовая рыбалка там потрясающая. Лагуна закрытая и безопасная, можно встать на якорь и заниматься снорклингом. Пока еще там возможен и дайвинг безо всякого разрешения, но сколько это продлится, неизвестно. А вот если вы ныряете возле любого острова, находящегося под концессией, нужно сотрудничать с местным дайв-центром, как это происходит на соседнем острове Дерош, даже если на борту у вас есть все необходимое оборудование и свой дайв-мастер».

Дерош сейчас находится в ведении Four Seasons Group, которая построила там отель и осуществляет регулярные чартерные рейсы. Придя к Дерошу на яхте, нужно соблюдать установленные правила. На якорь встать можно, это не запрещено, но если вы хотите сойти, что-то закупить или организовать дайвинг — придется иметь дело с местной администрацией плюс заплатить экологический взнос. В принципе, все несложно: напишите e-mail в Four Seasons и попросите предоставить дайв-мастера на нужное время.

  • На Сейшелах изобилие не только рыбы, но и самых разных птиц

Если вы ищете настоящие приключения, идите на Сент-Джозеф. Это самый большой и один из самых красивых атоллов на Амирантах. В лагуне водятся скаты и черепахи, удобно заниматься паддлбордингом, а рядом, через пролив, находится остров Д’Арро. Это уже частное владение, но в проливе потрясающий снорклинг благодаря чрезвычайно прозрачной воде. А если вы хороший серфер, то сможете найти там риф-брейк: в летние месяцы приходит отличный свелл с трубами.

«В этом проливе есть свои ограничения, — говорит Франсуа. — Всего я не помню, но ловить там рыбу точно нельзя. Есть еще один секрет про Сент-Джозеф. Даже не знаю, стоит ли об этом говорить, но… Между Дерошем и Сент-Джозефом — лучший снорклинг с мантами (гигантскими скатами), который мне доводилось видеть. Просто спускайте на воду тендер и отправляйтесь. Максимум через полчаса вы их обязательно встретите».

К югу от Сент-Джозефа лежит атолл Пуавр. Возможно, это наименее интересное место для посещения на Амирантах, хотя там, конечно, есть и красивые пляжи, и остатки некогда существовавшей колонии. Но на разбросанных вокруг маленьких кусочках суши площадью не больше комнаты дайвинг абсолютно фантастический. А на самом Пуавре, где много растительности, можно увидеть огромных красивых пауков: не то чтобы они были там везде, но глубоко в джунглях встречаются.

Самые дальние на юг острова Амирантской группы (хотя часто их выделяют в отдельный архипелаг) — Альфонс и Сен-Франсуа. Альфонс — наиболее известный: именно отсюда началась взрывная популярность рифовой рыбалки на Сейшелах. Местный рыбацкий лагерь — уже даже не лагерь, а какая-то пятизвездочная база, почти как Club Med: там есть виллы и абсолютно все, что пожелаете. Хотя тут, конечно, придется платить, даже если вы просто вознамеритесь сойти на берег. Но зато и предложить тут могут многое: дайвинг, рыбалку, экскурсии, приключения. Если планируете большое путешествие по атоллам, Альфонс — хороший «базовый лагерь». Здесь можно решать, возвращаться ли назад на Маэ или идти дальше на юг, на Внешние острова.

Франсуа Бота, рыбак, фотограф (@franbo_fly_fishing), директор по развитию Yokanga Lodges (Кольский п-ов, Россия):

Карьеру гида на Сейшелах я начал в 2007 году и с тех пор побывал на большинстве островов и атоллов, даже тех, куда люди редко добираются. Кстати, в марте мы собираемся сходить на Амирантские острова. Это, на мой взгляд, пока одна из самых привлекательных и доступных для яхтинга акваторий. У нас, конечно, будет не эксклюзивная суперяхта, а гораздо более бюджетный вариант — парусный катамаран длиной 54 фута. Мы отходим с Маэ, и наша первая точка на маршруте — Африкан Бэнкс, которая не слишком хорошо задокументирована на картах. После этого путешествия я смогу дать вам гораздо более детальную информацию именно по вопросам яхтинга. На Сейшелах еще полно неоткрытых мест, которые хранят массу секретов: все эти рифы, отмели… На Google-картах вроде все понятно, но если вы взглянете на морскую карту конкретных мест, то поймете, что все не так просто.
В чем отличие внешних атоллов Сейшел? Они куда более дикие по сравнению с большинством островов мира. Их даже нельзя сравнивать с Карибами, не говоря уже о Средиземном море. При этом Сейшельские атоллы находятся достаточно близко к цивилизации, а отсутствие на них инфраструктуры — большое преимущество. Пока еще там можно найти только для себя не просто пляж, но целый огромный остров. Чем хороши яхты на нетронутых территориях? Они могут быть полностью автономными: приходить и уходить, не оставляя после себя следов человека. Во всяком случае, это гораздо безопаснее с экологической точки зрения, чем строительство отелей и аэропортов.

Группа Фаркуар

Cостоит из двух основных островов в 770 км от Маэ. Один — собственно Фаркуар, другой — Провиденс. Фаркуар (под контролем IDC) — настоящее «поле чудес» для рыбалки и дайвинга, но здесь вы уже не найдете ни дайв-центров, ни вилл. Только простой рыбацкий лагерь, хотя дальнейшая застройка планируется.

Чуть к северу от Фаркуара лежит Провиденс. «Что делает его особенным, так это то, что он пока еще совершенно дикий, — рассказывает Франсуа Бота. — Площадь суши очень маленькая — примерно 1,5 кв. км, поэтому даже сложно поверить, каких размеров риф скрывается под водой — тридцать на десять километров! По нему можно ходить, именно поэтому это место так привлекательно для рифовой рыбалки. Если нет яхты, то попадают туда на лодке с Фаркуара. Провиденс — одна из последних необитаемых территорий. Но и он скоро будет застроен — тендер уже объявлен. Лучше попасть туда до этого, ведь то же самое сейчас происходит с моим любимым атоллом Космоледо».

Группа Альдабра

Cамая дикая часть Сейшел — группа Альдабра, куда входят атоллы Космоледо, Астов, Ассампшн и собственно Альдабра. Ассампшн единственный имеет взлетную полосу, обслуживающую все острова группы, которые находятся на расстоянии 30–50 км друг от друга. Альдабра — самый большой атолл в мире: площадь его суши 493 кв. км, а площадь лагуны — 224 кв. км.

«На Альдабре я никогда не был, — признается Франсуа, — и очень хотел бы побывать. Но атолл включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и осваивать его никогда не будут. Альдабра знаменита гигантскими черепахами, а еще это место размножения акул — их там тысячи, но, говорят, они ведут себя, как щенки: с ними можно играть и даже гладить».

Место не совсем необитаемое — там живет небольшая исследовательская группа, но на атолле и вокруг него запрещено практически все, даже для посещения требуется специальное разрешение.

Ассампшн гораздо меньше, но дайвинг там чрезвычайно интересный. Немногочисленные жители заняты обслуживанием взлетной полосы и лодок, которые нужны, чтобы добраться до соседних атоллов Астов и Космоледо. На них есть только небольшие рыбацкие лагеря; на Астове он рассчитан максимум на восемь человек, но есть и профессиональные гиды, и даже холодное пиво. Едут туда в основном за рыбалкой, но можно организовать и приключенческие туры.

«Космоледо — мое любимое место на Сейшелах, — продолжает Франсуа. — Когда я впервые попал туда в 2007 году, то понял, что это самое потрясающее место на планете. Там не было никого, зато невероятное количество черепах, птиц и рыб. Но 2–3 года назад была выдана концессия на развитие Космоледо. Начали с маленького эколагеря, но, похоже, этим не ограничится. Чтобы зайти в лагуну Космоледо и встать там на якоре, нужно быть очень опытным капитаном. Но тогда ты получаешь возможность увидеть этот изумительный остров. Ночью там миллионы звезд над головой. Где еще в мире можно увидеть такое?! И при этом — никого!
Сейчас все это уходит. Если честно, я бы хотел, чтобы этот атолл оставили в покое, разрешили посещать его только для рыбалки и на лодках. Это лучше, чем застраивать все отелями. Сейшелы по-прежнему очень дикие, и я буду рад, если эта статья мотивирует людей, которые хотят увидеть по-настоящему дикую природу, относиться к ней с уважением. С таким сценарием я согласен
».

 

Алексей Струлистов, бизнесмен, рыбак, член наблюдательного совета ассоциации «Русский лосось»:

На Сейшельских атоллах я впервые оказался в 2013 году, и с тех пор наблюдаю, как все развивается. Там, где раньше был маленький рыболовный лагерь, сейчас виллы и бунгало. Народу становится больше, приезжают уже не только рыбаки, но и дайверы, и просто отдыхающие, хотя я не очень понимаю, что долго делать на атолле, если не нырять и не рыбачить. С одной стороны, я рад, что, например, на Космоледо появился хороший экокемп — раньше приходилось жить в спартанских условиях на маленьком катамаране. Сейчас там кондиционированные домики на пляже, то есть с точки зрения клиента ­— это развитие. А вот человеку, пришедшему на лодке, возможно, было бы приятнее, если бы ничего этого не было. Сейшелы можно будет увидеть дикими еще лет пять — нужно пользоваться моментом.

Яхтенный чартер на Сейшелах

Чартерный флот, базирующийся непосредственно на Сейшелах, — это в основном небольшие парусные яхты и катамараны. Если говорить о суперяхтах, то большинство их традиционно проводят летний сезон на Средиземном море, а зиму — на Карибах, где, в отличие от Индийского океана, развита яхтенная инфраструктура. Однако интерес к Индийскому океану растет. Постоянно базирующихся крупных яхт здесь мало, и этот флот не слишком новый. Так что при желании найти там действительно роскошную яхту нужно смотреть, кто собирается посетить этот регион.

Екатерина Павлова, руководитель чартерного направления Imperial Yachts:

Lili — настоящая звезда чартерного флота Imperial. Среди других яхт серии Amels 180 (55 м) она уникальна своей планировкой: у нее не пять, а шесть кают для 12 гостей, в том числе потрясающая VIP-каюта на верхней палубе с приватной террасой. И особенно клиенты любят экипаж Lili.

  • Яхта Flying Fox, построенная верфью Lürssen и впервые показанная в сентябре 2019 г. на Monaco Yacht Show, пробудет в Индийском океане и, в частности, на Сейшелах до апреля 2020 г.

  • Для яхты Lili (55 м, Amels) зима 2019–2020 гг. — уже второй сезон на Сейшелах

В последние годы в Индийский океан — на Сейшелы, Мальдивы и в Таиланд — на зимний сезон начали приходить настоящие звезды. Например, в начале декабря 2019 года сюда отправились сразу три роскошные чартерные суперяхты: Lili (Amels, 55 м), RoMEA (Abeking & Rasmussen, 82 м) и самая крупная в мире на сегодня чартерная яхта Flying Fox (Lürssen, 136 м). Они пробудут здесь до апреля 2020 г. и доступны для чартера через компанию Imperial Yachts.

Если для RoMEA и Flying Fox это первое путешествие в Индийский океан, то Lili уже побывала тут зимой 2018–2019 гг. и успела хорошо исследовать именно Сейшельские острова. На борту Lili — высококлассный дайв-центр на шесть комплектов оборудования и сразу два дайв-мастера в экипаже. Отличный выбор для тех, кто хочет исследовать новые территории не только на воде, но и под водой. А впечатляющий запас автономности позволяет Lili забираться в самые отдаленные от цивилизации уголки. Насколько известно MBY, на дальние сейшельские атоллы пока еще никто не доходил на чартерной суперяхте — с полным комфортом и без вреда для окружающей среды. Имеет смысл попробовать — открыть для себя Индийский океан во всей его красоте.

55-метровая суперяхта Lili (Amels 180) — настоящая звезда роскошного чартера. В том числе благодаря своему
шеф-повару Ричарду Льюису, который не устает удивлять гостей на борту.

 

Как вы стали шеф-поваром на такой яхте, как Lili?

В ресторанном мире, если вы не идете в ногу с последними тенденциями и не учитесь у других поваров, то быстро станете невостребованным. Поэтому, еще будучи молодым поваром в Лондоне, я купил билет в один конец в другое полушарие. Я объездил Австралию, Новую Зеландию, Юго-Восточную Азию и все это время работал, готовил и ел. Так прошло почти пять лет. Потом я полгода готовил для частных клиентов на французских горнолыжных курортах и уже оттуда перешел в индустрию суперяхт. В яхтинге работаю семь лет, и, должен признаться, мне это нравится.

Теперь у вас как никогда много возможностей постигать самые разнообразные гастрономические традиции?

Да. Когда в августе 2019 года Lili была на Сицилии, по утрам я исследовал местные рынки. Там они просто великолепны: можно зайти за прилавок, и продавцы покажут, как наделать колбасок из меч-рыбы. Такого я нигде не встречал. Ходить на рынок, общаться с людьми, есть в местных ресторанчиках, изучать кулинарные приемы, впитывать ароматы… Все эти впечатления я могу взять с собой на суперяхту и использовать, готовя блюда для наших гостей.

Гости это ценят?

Многие наши клиенты знают, чего хотят. А некоторые не знают, пока не увидят перед собой блюдо. В такие моменты у меня появляется возможность показать им, на что я способен, продемонстрировать, что я для них нашел. Так я могу подарить им новые впечатления и особые воспоминания о пребывании на борту, связанные непосредственно с гастрономией.

Чем ваши блюда отличаются от тех, что подают в топовых ресторанах на берегу?

Когда во время стоянки у гостей появляется возможность посещать рестораны с мишленовскими звездами, мы это поощряем. Во всяком случае, на их месте я бы поступал так же. Зато на борту они могут заказывать абсолютно любые блюда. Мало кому постоянно нужна высокая кухня: иногда люди просто хотят привычную еду. И если хочется просто горячего бутерброда с сыром, они его получат. Но я должен сделать так, чтобы это был лучший горячий бутерброд с сыром, который они пробовали в жизни.

Кто ваши поставщики?

Самые разные и удивительные. Например, пасту мы всегда закупаем у одной и той же женщины из Неаполя. Она вручную делает великолепную свежую пасту, помогая мне уже многие годы. Именно из таких людей складывается сеть поддержки, на которую шеф-повар суперяхты может положиться.

Какие части света вам особенно по душе?

Я работал в Таиланде и многое узнал об аутентичной местной кухне, а некоторые вкусы меня просто пора-зили. Но, проведя много времени в Японии, я начал сильно склоняться в сторону японских вкусов и ароматов. Мне нравится добавлять в блюда японский мисо или юдзу. Кстати, одно из моих любимых блюд на данный момент — банан, запеченный с юдзу, в белом масляном соусе на основе мисо с мороженым и соленой карамелью. Это простое, но насыщенное вкусами блюдо, которое всегда в почете у гостей.

  • На борту Lili — вертолетная площадка, бассейн с противотоком, тренажерный зал, дайв-центр и множество самых современных водных «игрушек»

Им нравится расширять привычные кулинарные границы?

Как-то на завтрак шестилетние мальчики попросили говядину вагю — категории не ниже семерки, средней прожарки, с трюфельным соусом и картофельным пюре. В девять утра! Попадались четырехлетние дети, которые говорили: «Мой любимый десерт — тайский ванильный крем-брюле». Но такие ситуации очень полезны, потому что нам тоже нравится расширять собственные горизонты. Например, устраивать на борту «белые вечеринки», когда мы стелим на сандеке белые скатерти, подаем самые изысканные блюда, такие как икра белуги на филе Джон Дори с ароматом шампанского, и ставим вазы с лимонами и сухим льдом, которые распространяют цитрусовый аромат. Но даже в таких случаях дело не в том, чтобы пустить пыль в глаза, а в том, чтобы понимать своих клиентов и знать, что им понравится.

Текст Ольга Селезнева, Франсуа Бота, Алексей Струлистов Фото Франсуа Бота

Новости

 Что нам готовит новый день

Отвечаем на вполне закономерные вопросы наших читателей и партнеров.

Яхты

Pearl Yachts

Интересная британская верфь, которая строит лодки столь же практичные, сколь и необычные.

Стиль жизни

Новый Continental GT V8 — скоро в шоу-руме Bentley Москва-Волгоградский

Новая версия Bentley Continental GT V8, оснащенная 4-литровым бензиновым двигателем последнего поколения, появится в шоу-руме Bentley Москва-Волгоградский Авилон уже в начале второго квартала 2020 года.
По теме

От барж до суперяхт

У каждой яхтенной верфи своя биография. Вот история успеха голландской верфи Van der Valk.

HeliRussia стартует на следующий неделе

С 19 по 21 мая 2016 года в стенах МВЦ «Крокус Экспо» пройдет девятая Международная выставка HeliRussia. В рамках выставки российские и зарубежные компании представят мировые достижения всего спектра продукции и услуг вертолетной индустрии.

Финал Sochi Winter Cup

Зимняя серия гонок Sochi Winter Cup 2016/2017 подходит к финалу – с 31 марта по 2 апреля в яхтенном порту «Имеретинский» города Сочи пройдет шестой заключительный этап.

Говорящее имя: Sargo 36 Fly

Хорошо известные финские всепогодные катера (All Weather Boats) Minor теперь называются Sargo.