Из реки в море

Минувшим летом мне довелось перегонять катер Velvette 41 Evolution по маршруту Казань — Самара — Саратов — Волгоград — Ростов-на-Дону — Азов — Сочи. Неблизкий путь (более 2600 км) был пройден успешно и даже весело. Расскажу в формате дневника о нашем путешествии и позволю себе некоторые рекомендации тем, кто захочет повторить наш поход.

Казань — Самара — Саратов — Волгоград

В четыре утра вышли из Казани. Ясно, слабый ветер; скорость 40 км/ч, все системы работают в штатном режиме. К одиннадцати прошли Ульяновский мост, за ним — Тольяттинские шлюзы № 21 и 24. Начав шлюзование в 14.47, спустя час прошли их оба, а к 18.00 уже в Самаре ошвартовались в яхт-клубе на Красной Глинке (денег за стоянку с нас не взяли). Заправились топливом, поужинали в кафе и заночевали на борту.

Назавтра пришел циклон с севера: мелкий дождь, пасмурно и холодно, — так что пришлось включить отопитель. Малым ходом двинулись вдоль Самары, разглядывая береговую линию… В 14.00 зашли в шлюз № 25 Балаково. На всё про всё — полчаса, и к 19.00 приходим в яхт-клуб «Эдельвейс» — в протоке напротив Саратова, со стороны города Энгельса (стоянка — 1500 руб.).

Стартовали утром в 05.50 малым ходом в сторону Волгограда. На следующем шлюзе в Волжском полтора часа ждали очереди. Шлюз сдвоенный: две камеры одна за другой.

Следующее место стоянки (1000 руб.) и бункеровки — волгоградский яхт-клуб «Флагман». Сходили на экскурсию к руинам паровой мельницы Гергардта, а на ужин отправились в грузинский ресторан на набережной.

Волго-Донской канал

Идем по направлению к Волго-Донскому судоходному каналу (ВДК). У первого шлюза оказываемся в 06.30, но диспетчер опять требует ждать. Пока ждем, подходит катер ГИМС. Проверив документы и сообщив, что сегодня «день ГИМС», инспекторы пожелали нам счастливого пути и умчались восвояси. Шесть с половиной часов ожидания — и вместе с сухогрузом «Кировск» и буксиром «Богатырь» мы заходим в шлюз, где швартуемся правым бортом к предпоследнему рыму…

И вот, когда мы прошли уже шесть шлюзов, в 22.00 очередной диспетчер отправляет нас на рейд: по правилам ВДК маломерные суда могут проходить шлюзы только в светлое время суток. Ну что ж, между шлюзами № 6 и 7 есть якорная стоянка. Ночуем на якоре: погода отличная, тепло, искупались…

В десять утра получили разрешение от диспетчера шлюза № 7… Собственно, весь день ушел на шлюзование. К ночи погода резко ухудшилась: дождь, гроза, сильный ветер с севера… Приняли от диспетчера шлюза № 13 информацию о неблагоприятном прогнозе и встали к причальной стенке поселка Ильевка. Пока швартовались, промокли до нитки. В такие моменты становится понятно, зачем на борту отопитель даже летом: сушить одежду. Обвесили наш Evolution 41 дополнительными кранцами: ветер навальный, волна прибивает к причалу…

Рано утром, пройдя 13-й шлюз, следуем в Цимлянское водохранилище. Его мы пролетели за три часа и вышли в Дон. А оттуда, пройдя три гидроузла (Николаевский, Кочетовский и Константиновский), пришли в Ростов-на-Дону. Ошвартовались в центре города у причала рядом с ресторанами. Но в них мы не пошли: заказали в близлежащем заведении ужин прямо на яхту: все удовольствие — 1800 руб.

Шлюзоваться без «соседей» проще: когда я увидел, куда мне надо втиснуться в первом шлюзе Волго-Дона, то вспотел и залпом выпил полтора литра святой воды, оставленной отцом Петром нам на дорогу. Справа — ободранная бетонная стена, впереди сухогруз, груженный металлоломом, слева — буксир «Богатырь». Роль кранцев у них выполняли тракторные покрышки на ржавых цепях. Коридор узкий, места для маневра нет, и с первого раза надо прицелиться и зацепиться за рым. А я — на новой белой яхте, подписавший договор о полной материальной ответственности за вверенное мне имущество…

В морях

Рано утром вышли из Ростова-на Дону и в 10.30 уже были в пригороде Азова, где встали лагом к рейдовому катеру в яхт-клубе «Тихий Дон». Для выхода в Азовское море нужно получить разрешение у пограничников в Азове. Если не знаете список нужных документов, вам его продиктуют по телефону. Человек в форме предупредил, чтобы мы не пугались, если в море к нам подойдет катер береговой охраны для проверки соответствия заявленных данных фактическим. И все это с улыбкой на лице.

• По правилам прохождения шлюзов матрос, работающий со швартовами на палубе, должен быть в спасательном жилете

• «Кировск» и «Богатырь» — наши соседи по шлюзам Волго-Дона

В час дня мы получили разрешение на выход, а к двум уже добрались до открытой части Азовского моря. Здесь обязательно нужно иметь морскую радиостанцию и все время нести вахту на 16-м канале. К 20.00 подошли к Керченскому проливу, получили добро на движение от пограничных служб и трафик-контроля Керчи и, следуя указаниям, прошли под Крымским мостом. Красивый! У него всего один судоходный пролет, опоры защищены палами — своего рода бамперами.

После моста мы перешли под контроль службы «Кавказ-трафик», которая довела нас до мыса Такиль, откуда мы повернули на юго-восток, в сторону Большого Утриша. Несколько раз за ночь общались с пограничниками. Приняли от них сообщение об ухудшении погоды под Новороссийском и рекомендацию идти ближе к берегу. Один раз передали наши координаты.

• Скриншот экрана с приложением iSailor для iPhone. Оно удобно тем, что имеет дневной и ночной режимы, показывает координаты судна, скорость, глубины, навигационные опасности и рекомендованный судовой ход

В пять утра зашли в Большой Утриш для бункеровки. Вход в бухту неудобный, и заходить можно только в светлое время суток. Плюс регулярно прилетают резкие порывы ветра. Спустя полчаса вышли в направлении Сочи. Прошли по особой зоне, не доходя порта Новороссийск. В Цемесской бухте нас немного поболтало, но после Геленджика погода заметно улучшилась. В Дивноморском искупались в бирюзовой воде. По рации нас вызвали пограничники, спросили, все ли на борту хорошо и почему остановились? Купаемся, отвечаю. Нам пожелали счастливого пути, и вечером того же дня мы уже были в Сочи.

• Старший помощник Дмитрий Балашов несет вахту при прохождении Азовского моря

Итог

В целом поход из Казани в Сочи оставил приятные воспоминания. Пейзажи — один лучше другого, люди — добрые и отзывчивые: всё понимают, отвечают, никто не хамит. На шлюзе № 15 диспетчер продала нам ведро черешни за смешные деньги, на буксире «Богатырь» выручили питьевой водой (еще и вино предлагали). В яхт-клубах нам помогали информационно, а в прибрежных ресторанах всегда были рады морякам-речникам. И все интересовались, что у нас за яхта такая. А я с гордостью отвечал: «Это Россия, наше производство».

Текст и фото Максим Балакирев

Знания

Интервью с Полом Маккензи

На пресс-конференции в ходе Каннского яхтенного феcтиваля Princess Yachts объявила о своих амбициозных планах по выпуску десяти новых моделей. Как выглядит процесс разработки новых проектов и что позволяет верфи поддерживать высокий темп развития модельного ряда, нам рассказал ее технический директор Пол Маккензи.

Новости

PROyachting. Человек года — 2019

27 ноября компания PROyachting подведет итоги парусного сезона-2019 чествованием победителей премии «PROyachting. Человек года».

Яхты

Жить безумной жизнью

За прошедший год Heesen Yachts передала заказчикам четыре яхты длиной 50–56 метров. Одной из них стала Vida, чье название на испанском означает «Жизнь».
По теме

Более 10 водных видов спорта на берегу Финского залива

Команда MBY приглашает всех любителей спорта на Международный молодежный водный фестиваль. Более 70 профессиональных спортсменов примут участие в спортивных состязаниях и представят показательные выступления в различных водных видах спорта.

Декофеинированный Ristretto Decaffeinato

Специально для ценителей кофе, желающих наслаждаться интенсивным вкусом в послеобеденное или вечернее время, Nespresso выпускает новый бленд Ristretto Decaffeinato. Он отличается особой обжаркой и богатым ароматом, но при этом содержит значительно меньше кофеина.

Мир паруса: многогранный и удивительный

17 марта в московском яхт-клубе «Дом на Патриарших» пройдет публичное выступление известного журналиста, блогера и фотографа Елены Отекиной, освещающей в своих репортажах международные парусные регаты.

Конфетка

Можно ли с комфортом жить и путешествовать на 30-футовом «морском внедорожнике»? Оказывается, вполне, и Targa 30.1 хороший тому пример.