Открытие Волги

Большинство московских судовладельцев редко выбираются далеко за пределы столицы, особенно на небольших катерах длиной 8–10 м, а окрестные водохранилища: Клязьминское, Пестовское, Пироговское — уже просто «кипят». На подходе к шлюзам канала им. Москвы много и людей, и лодок, при этом опыт шлюзования есть далеко не у всех. Но стоит увидеть однажды широкую Волгу и те возможности для путешествий, которые там есть, на околомосковских «морях» сразу становится тесно.

Клубное путешествие

Когда московский Royal Yacht Club на Водном стадионе только создавался, было понятно: помимо комфортабельной марины, здесь обязательно должна кипеть клубная жизнь. И это не только открытие и закрытие сезона, выставки яхт на воде, вечеринки летом и лыжи зимой. Если в автомобильных клубах есть автопробеги, то почему бы не устроить «яхтопробег»? Так родилась идея сходить клубным флотом на Волгу. Раньше в те места, вплоть до Рыбинского водохранилища, мы ходили с друзьями, которые показали мне, как прекрасна и широка большая Волга за шлюзами. Потом я подумал: раз туда ходят огромные круизные теплоходы с кучей туристов, то чем мы хуже? Я тоже могу показать нашим яхтсменам все эти города, популяризировать эти маршруты. Они доступны, пройти шлюзы может каждый.

Мужское приключение

12 июня катера из Royal Yacht Club взяли курс на Волгу. Планировали уложиться в две недели (можно и быстрее, если работа не отпускает надолго). Шлюзы решили пройти без женщин и детей, поскольку процесс этот не слишком интересен, отнимает от 10 до 16 часов (как повезет) и требует определенного тайминга. После первого перехода до Икшинского шлюза (№ 6) устроили ночевку в яхт-клубе «Волна», в конце Пестовского водохранилища, чтобы рано утром начать шлюзование. Желающие могли устроиться в отеле; для любителей поспать на природе в районе острова Любви есть красивые спокойные заливы, идеальные для якорной стоянки. Лодки поменьше могут спокойно уткнуться в берег.

Среднее время прохода всех шлюзов — около 12 часов, учитывая, что на каждую камеру уходит полчаса; плюс длинный 40-километровый отрезок канала, который по правилам нужно пройти со скоростью не более 12 км/ч. После выхода из шлюза № 2 (пос. Темпы) есть возможность пойти в Конаково через Иваньковское водохранилище, но мы отправились в Дубну, в направлении шлюза № 1.

  • Между 2-м и 1-м шлюзом (ближайшим к Дубне и Большой Волге) до сих пор стоит монумент В. И. Ленину невероятной высоты.Сфотографироваться на его фоне — долг каждого проходящего мимо речника!

  • Процесс шлюзования очень прост, но требует повышенного внимания и дисциплины. Наличие рации и спасжилетов обязательно. На сайте канала в онлайн-режиме можно за 10 минут получить номер уведомления для бесплатного шлюзования на весь сезон навигации. Дальше, при подходе к шлюзу, связывайтесь с диспетчером по речной рации на 3-м канале и следуйте инструкциям

Дальше шлюзов нет вплоть до Угличского. После него — свободный ход до Рыбинского водохранилища, входя в которое, направо можно уйти в сторону Казани через Рыбинск, Ярославль и Нижний и налево — в Санкт-Петербург, минуя Череповец, Ладожское и Онежское озера, которые многие местные называют морями. Но это планы на следующий сезон: переходы длинные, и нужно тщательно проработать вопрос с заправками. Большие яхты там чувствуют себя вольготно, а вот маленькие ограничены запасом хода в 300–350 км, поэтому такой поход требует подготовки. До Рыбинска же проблем с заправками (на воде или с канистрами) вообще нет.

Путешествие с комфортом

Волжские маршруты можно легко «кастомизировать» исходя из желаний участников: где останавливаться, что посмотреть, как проводить время. На первый раз, поскольку юные путешественники — наши дети — отправились на Волгу впервые, маршрут проложили максимально комфортно: стоянки запланировали в яхт-клубах и отелях с причалами, которых здесь хватает.

Первую остановку с ночевкой после шлюза в Дубне сделали в яхт-клубе «Фордевинд», где есть и отель, и ресторан, и бассейн. Туда-то на машинах и подтянулись семьи, чтобы присоединиться к мужской компании после прохождения шлюзов. Заправились, загрузились и двинулись по Волге. Из-за плохой погоды решили идти до Калязина, не заходя в очень красивое место для промежуточной стоянки с отелем и рестораном в сосновом бору, недалеко от Белого городка.

  • Мы путешествовали с детьми и беременной женщиной, делали частые остановки и регулировали ход, ориентируясь на метеообстановку и настроение

  • Подход к причалам отеля «Тирс» с рестораном

Дальше начинаются живописные места, где в Волгу впадает река Медведица. В саму реку можно зайти почти на любой лодке, глубина по фарватеру на протяжении 30–40 км — гарантированно 3–4 м. От Медведицы отходят реки Большая и Малая Пудица — узкие, но очень длинные. Исследовать их можно долго. Когда по берегам заканчиваются деревни и дачи, начинается потрясающая дикая природа. Если ненадолго причалить у осетровой фермы, на обед непременно будет свежая рыба.

Калязин

Еще одну ферму, на этот раз — улиточную, обнаружили прямо в яхт-клубе «Калязин». Здесь разводят и готовят виноградных улиток, их можно съесть на месте или купить с собой в замороженном виде. Заправились топливом и рано утром пошли дальше, до Угличского шлюза. При входе в Угличское водохранилище в воде стоит знаменитая Калязинская колокольня. Когда создавали систему водохранилищ, старая часть Калязина оказалась в зоне затопления, а колокольню оставили в роли маяка. Ходить вокруг нее надо очень осторожно, тем более отдавать якорь: он может запросто угодить в крышу какого-нибудь затопленного дома.

К прохождению каскада шлюзов надо подготовиться заранее: стартовать у Икшинского шлюза желательно рано утром, чтобы к вечеру оказаться в Дубне

Мышкин

Поскольку погода по-прежнему не радовала, прогулку по Угличу пришлось перенести на обратный путь и отправиться дальше, до Мышкина. Сразу за городом, недалеко от паромной переправы, есть симпатичный яхт-клуб «Марина Волга-Бот». Сервис не такой хороший, как в Дубне, но все есть: парк, отель, ресторан… Катеров и яхт немного, и это хорошо: суеты и в Москве хватает. Кстати, у лодки одного из участников обнаружилась неисправность, и пришлось поднимать ее краном.

  • На Волге есть много заливов, к которым нельзя подобраться с берега. Поэтому они очень привлекательны и удобны для отдыха на лодках. Стоять можно и на якоре, и просто уткнувшись в берег: волна и люди туда не доберутся

На следующий день погода наладилась, и появилась возможность насладиться прогулкой по Мышкину, добравшись туда на такси и пароме. Дворец Мыши, Музей валенок — детям интересно, хотя их, конечно, надолго не хватило. Но для взрослых туристов сделано многое. Скажем, Ремесленный музей показывает кузницы, мельницы, пожарный экипаж 1930-х гг. — то, что составляло быт обитателей Мышкина много лет назад. И все это — не муляжи, а реальные экспонаты, вплоть до пушек, паровых машин и мотоциклов разных эпох.

Ярославское взморье

Финальный пункт путешествия — Коприно в начале Рыбинского водохранилища, точнее — парк-отель «Бухта Коприно». Место поражает и красотой, и масштабами: здесь вырыли искусственный канал длиной полтора километра с песчаными пляжами, в реликтовом сосновом парке проложили 30 км дорожек. Конечно, есть свой яхт-клуб с заправкой, а в спа-центре одних только бань и саун пять видов: русские, финские, римские! На берегу — коттеджи, большой отель и открытый бассейн с видом на воду. Уровень цивилизации абсолютно европейский, о чем многие и не догадываются.

Илья Мири, управляющий Royal Yacht Club:
В таких клубных походах есть одна тонкость. Небольшие лодки (6‑12 м) ходят быстрее, и за счет малой осадки им проще найти места для стоянки в яхт-клубах и диких уголках. Поэтому важно собрать суда более или менее близких размеров.
На этот раз мы ходили компактным флотом, но такой  поход можно организовать и для больших яхт. Просто с другим планом переходов, с другой скоростью и с профессиональными капитанами на борту. Плюс на больших лодках есть тендеры, на которых можно исследовать маленькие речки или подходить к необорудованным берегам. Как вариант — иметь в сопровождении катер, который повезет всех купаться, смотреть города и музеи.

Для желающих идти дальше — Рыбинка. Это целое море — берегов не видно. Мы же в этот раз ограничились посещением научного поселка Борок. Исследователь Арктики Иван Дмитриевич Папанин собрал там в 1950-е гг. ученых для исследования акватории Волги. Биостанция, ставшая впоследствии НИИ, занималась вопросами народно-хозяйственного использования водохранилищ. Из 2000 человек населения — 400 научных сотрудников, один из которых провел для нас экскурсию по институту. Там есть, к примеру, разгоночные ванны, где моделируется течение для исследования поведения рыб в естественной среде. Раньше в Волге было много осетра, на Рыбинке где-то еще встречаются крупные экземпляры, но до Москвы они не доходят. После сооружения шлюзов все изменилось: осетра заменили рыбы, которым не столь важна проточная вода. Но ученые работают над этим вопросом. А еще там есть огромный аквариум с разными рыбами, акулами и черепахами.

В общем, на Волге полно интересных мест — надо только знать, где их искать. И первый клубный поход флотом Royal Yacht Club — наверняка не последний. Вместе и интереснее, и безопаснее, и проще. Ну а планов на следующий сезон — громадье. Присоединяйтесь!

Текст и фото Илья Мири

Новости

Не отпускайте лето

Турецкий Бодрум хорош не только летом, но и с приходом первых холодов.

Новости

Российские катера — в шорт-листе Best of Boats!

Впервые за время существования премии Best of Boats Award в число финалистов вошли лодки российского производства.

Знания

Интервью с Рахми Кочем

Журнал поговорил с владельцем верфи RMK Marine о политике Турции в отношении яхтинга, развитии бизнеса, кругосветном путешествии, приключениях во сне и наяву и многом другом...
По теме

О флотской чарке

Эти заметки не претендуют на абсолютную полноту исследования, но являются лишь фрагментами пестрого мозаичного полотна, дополняя собой всеобщую историю флота. Какие-то зарисовки вам могут показаться любопытными, и тогда я сочту свою миссию выполненной.

В печать!

3D-печать в судостроении не просто возможна: эта прогрессивная технология может даже поменять «правила игры».

Не медленно и верно

Продолжая цикл статей о яхтенной индустрии разных стран, рассказываем об Эстонии.

Петербург готовится к Большой Санкт-Петербургской парусной неделе 2015

Чуть более двух недель остается до старта одного из главных российских парусных событий сезона 2015. С 24 июля по 30 августа в Северной столице будет проходить Большая Санкт-Петербургская парусная неделя.