Там, где тепло и тихо

Может ли Северный Кипр стать идеальным местом для ищущих красоту и спокойствие яхтсменов?

Сделать выбор, в какой части Средиземного моря обосноваться со своей яхтой на сезон, несколько лет или, может быть, на всю жизнь, непросто. У каждой страны свои сильные и слабые стороны, а некоторые регионы вообще почти не известны яхтсменам.

Одно из таких мест — Северный Кипр, который зачастую опрометчиво равняют с Южным, хотя эта часть острова многим отличается. Яхтинг здесь только начинает развиваться, поэтому живописные «дикие» акватории являются основным козырем того самого «грифа кипрской гитары», который называется полуостровом Карпас. Яхтенными воротами в это почти заповедное место выступает Karpaz Gate Marina — современная гавань с интересной историей и предложениями, от которых трудно отказаться.

Для яхт и людей

Придя в Karpaz Gate Marina, сразу замечаешь: чем-то она отличается от большинства построенных за последние 10–15 лет яхтенных стоянок. Дело в том, что почти все новые марины прежде всего выступают красивым фасадом-приманкой для обеспечения продаж береговой недвижимости: именно она приносит девелоперам основной доход. Но Karpaz Gate — это в первую очередь марина, и здесь не предусмотрены комплексы апартаментов.

Идейным вдохновителем и единственным инвестором проекта выступил Дэвид Льюис — человек, который владел яхтами и ходил на них более 40 лет. Будучи увлеченным яхтсменом и отельером, он прекрасно понимал, каковы ожидания людей от яхтенной стоянки, и дал проектировщикам марины — специалистам из Sea-Alliance Group — полный карт-бланш, не требуя скорейшего возврата инвестиций.

▲ «Пляжный клуб» с двумя бассейнами и рестораном

Взять хотя бы капитальные конструкции: надежно защищающий причалы модульный основной волнолом сложен из кессонов и обнесен по периметру «валом» из нескольких тысяч бетонных блоков особой формы, которые еще на подходе гасят энергию волн. Казалось бы, зачем применять такую дорогостоящую технологию, если можно просто привезти грунт из ближайшей каменоломни? Прежде всего, для долговечности яхтенного порта и для того, чтобы с обратной стороны волнолома, которая в данном случае представляет собой ровную и очень высокую причальную стенку, могли без опасений швартоваться суперяхты с их большой осадкой и плавниковыми стабилизаторами качки.

Не менее грамотно обустроены стояночные места для средних и малых судов: специально разработанные для Karpaz Gate Marina внутренние понтоны разделены по длине лодок и снабжены «пальцами» с интегрированными кранцами. Благодаря этому гости и постоянные обитатели марины избавлены от типичного для средиземноморских стоянок аттракциона — втиснуться кормой между соседними яхтами. Все внутренние стенки гавани также снабжены аккуратными подводными «брустверами» из небольших камней, которые не дают возникшим в результате небрежного маневрирования волнам гулять туда-сюда, раскачивая лодки.

С заботой о людях сделаны и спуски на причалы: лестницы здесь отсутствуют, и уложенные вместо них пологие сходни обеспечивают легкий доступ к пришвартованным судам для гольфкаров, хозяйственных тележек, а также инвалидных кресел. Владельцы яхт неминуемо становятся старше, но мало где задумываются о том, какие трудности испытывает пожилой человек в марине, где много ступеней, а туалеты слишком далеко…

«Большинство наших клиентов живет на борту своих яхт, — рассказывает Дениз Акальтан, капитан Karpaz Gate Marina. — Ежегодная ротация флота составляет всего 20%, а зимой состав яхт вообще практически не изменяется, все знают друг друга и живут, как добрые соседи. Сейчас при подписании нового годового контракта мы не учитываем месяцы, которые яхта проводит в путешествии, и просто переносим их на следующий расчетный период, что делает это место еще более выгодной зимней базой».

       

в среднем занимает в  Karpaz Gate Marina  таможенное и пограничное оформление яхты под иностранным флагом

Если у владельца лодки появляется необходимость держать ее на берегу, то площадей в марине более чем достаточно, причем за это, как правило, лишних денег не берут. Собствен-ный самоходный кран грузоподъемностью 300 т справляется с подъемом и спуском не только большинства спортивных яхт, но и катамаранов длиной до 70 футов, которые не поставить на воду через слип.

Большая открытая площадка на территории гавани полностью отдана в распоряжение яхтсменов; здесь, например, можно самостоятельно обновить антифоулинговое покрытие и произвести мелкий ремонт. Для этого предусмотрена небольшая мастерская и доступные для аренды кладовые, а если яхте требуется серьезное вмешательство, то специалисты Karpaz Gate Marina проведут мониторинг греческого и турецкого рынков и предложат оптимальные варианты. Ближайший официальный центр Volvo Penta находится в Лимасоле, и, по словам Дениза Акальтана, в качестве альтернативы можно привлекать авторизованных мастеров из Мармариса, Измира или Стамбула.

▲ Karpaz Gate Marina построена яхтсменами для яхтсменов

В чем соль?

В основу Karpaz Gate Marina положена концепция «босоногой роскоши», которая подразумевает особую атмосферу с качественным обслуживанием и полным циклом услуг, но без лишнего навязчивого гламура. Такой подход прежде всего понравится людям, которые склонны жить просто и отдыхать на природе в комфорте и спокойствии, сохраняя при этом возможность пользоваться консьерж-сервисом.

«Еще на стадии разработки проекта мы хорошо понимали, что строим абсолютно новую марину там, где прежде был пустой берег и закрытая для навигации акватория, — поясняет Рой Клайман из Sea-Alliance Group. — Кроме того, вокруг нет крупных населенных пунктов; это наше главное преимущество, но одновременно и существенный недостаток. Именно поэтому нам необходимо было создать место, куда обязательно захотят приезжать люди, а для этого нужны не только высокие стандарты, но и конкурентные цены».

Держать яхту на Северном Кипре в два раза дешевле, чем на южной части острова

Напрашивается вопрос: почему марина появилась не где-нибудь, а в этой точке? Ответ прост: Дэвид Льюис, который, по словам знавших его людей, был чем-то похож на Эрнеста Хемингуэя, искал место, где все его идеи могли воплотиться с чистого листа и без препон. На Средиземном море такие места можно пересчитать по пальцам. Но даже здесь, в Карпасе, руководители проекта вынуждены были терпеливо объяснять властям, насколько полезны марины для развития всего региона, и убеждать их открыть море, чтобы вокруг северной части острова можно было свободно ходить на прогулочных судах. Уже не первый год Sea-Alliance Group работает над тем, чтобы снять ограничения по проходу яхт на южную часть острова, так как это выгодно всем вне зависимости от политической ситуации. Ведь если туда сейчас свободно можно попасть на машине, то почему нельзя на яхте?!

Люди о марине

В первый год после открытия в Karpaz Gate Marina стояли лодки почти из 20 стран, и сегодня ее основные клиенты — европейцы. Среди них доминируют англичане (до 60%), а наши соотечественники составляют порядка 20%, причем есть и те, кто постоянно живет на Кипре, и те, что прилетают сюда на отдых. В начале и в конце сезона марина становится промежуточным пунктом миграции израильских и ливанских яхт, владельцы которых проводят лето на Средиземном море и по пути останавливаются отдохнуть и заправиться беспошлинным дизельным топливом. Его, кстати, сейчас отпускают по € 0,55 за литр — цену здесь по закону устанавливает государство, и частные компании не имеют права ее повышать.

«Мы с женой приехали на Кипр из Москвы лет восемь назад, сняли на месяц дачу, да так и остались здесь жить, — рассказывает Виктор, один из первых российских клиентов Karpaz Gate Marina, который держит тут 40-футовый спортивный круизер и небольшой стеклопластиковый катер. — На Север-ном Кипре нам нравится все, но самое главное — это невероятно богатая природа! Я люблю рыбачить, а тут прямо с берега ловится дорадо, каменный окунь и всякая мелкая рыбешка, включая вкуснейшего сокана. А вообще на Кипре много сезонной рыбы: когда теплая вода кишит мальками, к острову подходят скумбриевые, за ними идет тунец, а за ним по пятам — акулы. Не так давно мой приятель Гусман, который тоже базируется в Karpaz Gate Marina со своей траулерной яхтой, «подсадил» меня на глубоководную рыбалку — от 400 м и дальше, а это уже серьезная пелагическая добыча вроде окуней на двадцать с лишним килограммов!

Тот факт, что из-за политических препон пока невозможно на яхте напрямую пройти с Северного Кипра на Южный, меня совершенно не останавливает. Во-первых, у меня попросту нет потребности идти туда на лодке, поскольку север с позиций яхтинга гораздо интереснее: здесь лучше побережье, больше зелени, тишина и покой без дискотек и туристов. Во многие бухты можно попасть только с воды, и когда мы с семьей останавливаемся там на якоре, то ощущаем себя, как Робинзон Крузо: море и пляжи полностью в нашем распоряжении, а вокруг… никого! Когда мы хотим отправиться в более продолжительное путешествие, то идем в Турцию с ее неповторимым, облепленным соснами побережьем и множеством достопримечательностей. Чего стоят одни только Анатолийский залив, Каппадокия и Памуккале! Не последнюю роль в решении базироваться на Северном Кипре для нас сыграла и цена вопроса: держать тут лодку в два раза дешевле, чем на юге, не говоря уж про дорогущую Италию и Лазурный Берег. Причем это касается не только стоимости стоянки, но и услуг. Например, здесь нередко появляются яхты из Израиля, которые специально идут в нашу марину, чтобы обработать корпус антифоулингом. Даже с учетом затрат на переход для них это оказывается выгодно.

Если честно, я побывал в десятках средиземноморских марин, включая известные стоянки в Чиви-тавеккье и на Капри, и теперь оцениваю любую марину в первую очередь с позиций потребителя, а не престижа. Сейчас в этом плане Karpaz Gate Marina для меня лучшая».

▲ Один из главных плюсов Karpaz Gate Marina в том, что она никогда не переполнена

▲ В зданиях марины находятся офисы, ресторан, спортзал и кинотеатр

▲ Одна из первых христианских церквей Ayios Philon построена в IV веке

Жизнь в раю

С декабря по март, пока европейская часть России хандрит от холода, дождей и раскисшего снега, Кипр покрывается миллионами цветов и становится похож на райский сад. Правда, спустя несколько месяцев его южная часть превращается в выжженную солнцем каменную пустыню, однако на полуострове Карпас растительность сохраняется круглый год. Именно поэтому Карпас — великолепный объект для экотуризма; его флора богата эндемичными растениями, а леса полны птиц, которые останавливаются здесь во время сезонных миграций. Местный национальный парк известен любопытными дикими ослами, но, пожалуй, больше всего людей приезжает сюда ради того, чтобы посмотреть на крупных морских черепах, которые приплывают размножаться на кипрские пляжи. Карпас выступает «нерестилищем» для двух исчезающих видов этих рептилий, и по вечерам можно видеть, как диковинные животные неспешно выбираются на сушу, старательно выкапывают яму в горячем белом песке и, впадая в транс, освобождаются от яиц. Такое зрелище трудно забыть, но еще интереснее наблюдать момент, когда спустя несколько недель песок на месте кладки начинает шевелиться, и на свет появляются молодые, спешащие к воде черепашки.

Не менее интересен и подводный мир Северного Кипра: во время часового погружения рядом с мариной мне удалось встретить мурену, несколько осьминогов, рака-медведя, груперов и дюжину видов разноцветной мелюзги. Безусловно, по обилию живности местное море недотягивает до тропических регионов, зато легко даст им фору в плане подводных археологических объектов. Местами здешнее дно на небольших глубинах усыпано осколками крупных амфор, которые рассеяны рядом с остатками древних построек и причальных сооружений. Погружаться здесь интересно и безопасно благодаря высокой прозрачности и отсутствию сильных течений, а расположенный в Karpaz Gate Marina дайв-центр Mephisto Diving может обеспечить подготовку и снаряжение тем, кто еще не бывал под водой.

▲ Здание отеля Kaya Artemis Resort & Casino построено по образу и подобию афинского акрополя

Один из пустынных пляжей, где откладывают яйца крупные морские черепахи. На мелководье можно плавать с черепахами часами. 

▲  Гольф-клуб Korineum Golf & Beach Resort расположен в часе езды от Karpaz Gate Marina

История и Кипр неразделимы, и на севере острова полно свидетельств жизни прошлых цивилизаций. Одно из таких мест — древний горный замок неподалеку от Гирне. Предание гласит, что именно там находилась пещера, где жил и умер преподобный Иларион Великий. В память о нем монахи построили церковь, а когда изгнанные со святой земли французы Лузиньяны выкупили остров у Ричарда Львиное Сердце, культовые постройки обросли крепостными стенами и превратились в резиденцию знати.

Монастырь апостола Андрея Первозванного, древнегреческий город Саламис, самая большая кипрская крепость, где хранится старейший в мире корабельный остов… Все это делает Северный Кипр музеем под открытым небом, где экспонаты не спрятаны за толстым стеклом, но окружают человека.

А если кому-то наскучит тишина и спокойствие Карпаса, то всего в часе езды по живописному прибрежному шоссе сосредоточены центры урбанистических развлечений. Речь прежде всего идет о шикарных пятизвездочных отелях, куда люди приезжают не только за качественным пляжным отдыхом, но и за тем, чтобы удовлетворить свою игорную страсть. Казино для туристов тут легальны и являются центром притяжения игроков со всего мира.

Любят ездить на Кипр и гольфисты. Зимой, когда устанавливается оптимальная погода для игры в гольф, на профессиональное поле с 18 лунками в Korineum Golf & Beach Resort приезжают любители этого вида спорта из Северной Европы. Порой численность игроков на поле достигает двух сотен, но благодаря огромной территории с интересным и сложным рельефом гольф-клуб не превращается в торжище.

Выбрать или не выбрать Кипр в качестве постоянной средиземноморской яхтенной базы, личное дело каждого. Однако если прежде вы бывали только в южной части острова, не спешите с выводами и обязательно найдите возможность побывать на Карпасе с яхтой или без. Спокойствие и умиротворение, которые царят в этом месте, мало где встретишь на обжитом и порой перенаселенном побережье Внутреннего моря, как оно называлось в древности, а тот факт, что здесь есть отличный яхтенный порт, может стать решающим.

Текст и фото Антон Черкасов-Нисман

Оборудование

Клуб тысячи лошадей

Компания Volvo Penta представляет новую моторную установку с приводом IPS.

Стиль жизни

Эдем в океане

Остров-курорт Amilla Fushi — затерянный рай для яхтсменов, гурманов и звезд Голливуда.

Путешествия

Хорватия. Кубок MBY

В сентябре 2017 года в Адриатическом море прошла регата на Кубок журнала Motor Boat & Yachting Russia.
По теме

Посетителей Volga boat show ожидает насыщенная программа

В этом году всех участников и посетителей всероссийской выставки яхт и катеров «VOLGA boat show» будет ждать большое количество мероприятий на воде – от выступлений профессиональной шоу-группы флайбордистов , представлений катеров-амфибий до мастер-классов и фестиваля духовых оркестров.

Победители World Superyacht Awards 2015

В рамках ежегодной церемонии World Superyacht Awards жюри оценивает лучшие моторные и парусные яхты в мире. Судьи посещают номинантов в каждой категории и оценивают их по различным критериям. Победителей 2015 года назвали в минувшие выходные на гала-концерте в Амстердаме.

Швартовка кормой

Швартовка кормой — стандартная практика в большинстве средиземноморских марин. Однако для многих яхтсменов, привыкших к такой роскоши, как швартовка лагом к собственному причалу, такая процедура может стать шоком.

Драконы в Санкт-Петербурге

С 18 по 22 июля Санкт-Петербург принимает чемпионат Европы в классе яхт «Дракон».