В рыболовном раю

Пожалуй, каждый рыболов-любитель наслышан о том, что на Камчатке шикарная рыбалка. Про нее много пишут в прессе, а Интернет полон заманчивых видеосюжетов с вываживанием крупной добычи из камчатских рек и озер. Но многие ли рискнут отправиться за рыбой на край света?

Однажды во время рыбалки под Волгоградом мой случайный попутчик, с которым мы терпеливо ждали поклевку вялого судака, начал рассказывать, как он ежегодно ездит на Камчатку ловить кумжу, микижу и чавычу. Его повествование сопровождала буйная жестикуляция, призванная показать незаурядные размеры пойманных рыб, — и душа моя попала в капкан. Я завалил его вопросами: как он впервые попал туда, почему нужно ездить два раза в год, на что ловить, где жить и во что обходится все это путешествие?

Крутя спиннинговую катушку, он лениво отгонял от лица мошку и обстоятельно вещал о том, как на самом деле все это просто. Оказалось, если бронировать билеты на самолет за полгода, то стоят они вполне вменяемо, а чтобы не зависеть от растущих аппетитов местных организаторов рыболовных туров, нужно просто один раз завезти туда свое снаряжение и дальше только договариваться о его хранении и трансфере до нужных рек. В общем, цена вопроса выходит вовсе не астрономическая. Поэтому решено: еду!

В погоне за мечтой

Мерно шумят двигатели, и сквозь сон доносится голос командира воздушного судна: «В аэропорту Елизово Петропавловска-Камчатского отличная солнечная погода. Через несколько минут приступаем к посадке…»

Над нами ослепительно синее небо, а под крылом — Авачинская бухта и обрамляющие полуостров снежно-сахарные вершины вулканов. Красота! Спустя полчаса мы уже собираем молодую душистую черемшу среди камчатских берез…

Купив путевки на лицензионный лов рыбы, приезжаем на реку Большую и отправляемся по ней вверх, не переставая крутить головой в поисках подходящего места для лагеря. Мощное течение не позволяет расслабляться ни на миг. Тут нужна не только устойчивая лодка с минимальной осадкой и мощным мотором, но и умение виртуозно управлять этим плавсредством, чтобы обходить торчащие из воды древесные стволы, нередко оканчивающиеся сохранившейся «кроной» мощных корней. Стоит зазеваться и позволить лодке повернуться лагом к волне — и купание обеспечено. И это в лучшем случае! Помните, что телефонной связи здесь нет, а просить о помощи можно только через спутник.

  • Не справился с управлением и угодил под куст. Вещи смыло, зато сам живой!

Кроме того, река неглубокая, с частыми галечными перекатами, а значит, если не успел вовремя поднять мотор, прощайся с винтом. Именно поэтому подвесники с водометом тут более предпочтительны.

Начало июня для поездки мы выбрали неслучайно: как правило, в этот период в реки заходит самая крупная и такая желанная трофейная рыба. Однако сразу предупрежу: с рыбалкой можно и пролететь. На ход рыбы влияют температура и уровень воды, перемены атмосферного давления, даже направление ветра. Позже вода потеплеет, рыбы придет больше, но крупняка уже не будет, поэтому ради шанса отличиться рыбаки рискуют, берут билеты сильно заранее и летят не по звонку, а наудачу.

Едва закончив с обустройством лагеря, мы вышли на воду. Пять дней на рыбалку — это много или мало? Ничтожно мало, особенно в новом месте. Необходимо научиться «читать» реку по узорам ряби, угадывать находящиеся под водой камни, ямы и бревна, учитывая направление течения. Берега в этих местах почти всегда покрыты лесом, не позволяющим вывести рыбу без зацепа за куст или корягу, поэтому рыбалка, за редким исключением, проходит только с лодки. Любая ошибка в технике лова тут же заканчивается щелчком оборванной лески, потерей любимой приманки и обидой на себя.

Ловля чавычи требует определенной сноровки. Едва кто-то подсекает рыбу, его компаньон должен немедленно сняться с якоря, шустро смотать свой спиннинг и безжалостно обрезать леску, если во время этой суеты случился зацеп. Затем нужно быстро запустить мотор и, обходя подводные коряги и нависающие прибрежные кусты, маневрировать вверх или вниз по течению вслед за стремящейся уйти рыбой. Внимание и постоянное напряжение! Накоротке рыба может намотать леску на винт мотора, поэтому важно вовремя раскрыть подсак и мгновенно выхватить добычу из воды, едва она окажется у борта. Лодка в этой борьбе буквально превращается в продолжение тела.

Моя первая красавица-чавыча засекалась надежно, но мне, неопытному лососятнику, не хватило сноровки, чтобы передать спиннинг, поднять якорь и, приняв снасть обратно, побороться с трофеем. Не скрою: обидно. Но, как и все рыбаки, я знаю, что опыт — дело наживное. Скоро я уже подобрал ключик к своей чавыче.

  •  Чавыча активнее клюет в дождь, в пасмурную погоду на утренней и вечерней зорьке

 

О приманках и снастях

Для ловли чавычи не очень важны строй удилища, количество графита в нем и чувствительность вершинки — чай не судака ловим. Мы использовали спиннинги с тестом до 60 г, причем почти все приманки пришлось немного переделывать или усиливать. «Вертушки» Blue Fox № 5 или № 6 перебрали заново и снабдили более мощной проволокой. Чтобы течение не вытаскивало блесну на поверхность, под юбку ярко-красного колокольчика поставили свинцовую оливку (около 30 г) с мощными заводными кольцами с тройником Owner № 2/0: идущие в родной комплектации крючки мелковаты для этой рыбы.

Уверенно прошли тестирование крупные колеблющиеся блесны весом от 30 до 60 г A-elita и Norstream, а также отечественные «Прохоровка» и «Крокодил». Только штатные заводные кольца опять же заменили на более крепкие, а крючки-тройники — на мощные «одинарники» или «офсетники». Нужно это для того, чтобы жало крючка смотрело в сторону вогнутой части блесны и не цепляло дно. При подсечке такие крюки надежно просекают хрящеватую пасть лосося, и с ними у нас было меньше сходов, чем с тройниками. Активно борясь, рыба расшатывала тройник в пасти и часто срывалась у самой кормы.

Чавыча активнее клевала в дождь, в пасмурную погоду на утренней и вечерней зорьке, при сумеречном освещении. Солнце в зените не для нее. Поклевка ощущалась в виде зацепа при проводке, и только после рывка удилищем рыба начинала демонстрировать свою мощь. Поимка даже некрупной чавычи и азарт, который испытываешь, вываживая ее, заставляют забыть обо всем. Порой кажется, что даже время перестает существовать, и на какой-то миг в мире не остается ничего, кроме рыбы, с которой тебя соединяет невидимая леска.

Вроде все шло хорошо, и в перечне трофеев уже значились особи на 5, 7 и даже 9 кг… Но вот тех самых чавыч по пятнадцать и двадцать с лишним кило, о которых рассказывал мой волгоградский попутчик, я пока не видел.

Предпоследний день, пустые забросы, бесклевье… Очередной зацеп… Вдруг фрикцион завыл так, что растерялся даже мой опытный напарник. Пока я вытаскивал якорь, он поставил спиннинг вертикально, уперев комель в живот, и оборот за оборотом начал вращать шпулю, пытаясь удержать что-то огромное и очень сильное. Из воды на секунду появилась спина «дельфина» длиной чуть менее двух метров, и плетеный шнур сечением 0,27 мм лопнул, словно обычная нитка. В воздухе осталось лишь облачко водяной пыли…

Типичная ошибка начинающего лососятника — перетянутый фрикцион. Всего нескольких секунд борьбы — и шикарный королевский лосось обрел свободу, а мы упустили тот шанс, ради которого сюда ехали. Еще полдня после этого случая мой погрустневший товарищ прикуривал сигареты дрожащими руками.

Самолет натужно оторвался от земли. Авачинская бухта становилась все меньше, уплывая за корму, а мы молча перебирали в памяти незабываемые моменты этого путешествия. В нем было всё: и живописные пейзажи, и адреналин охоты, и вкуснейшие блюда из пойманной рыбы… Конечно же, мы вернемся сюда!

Текст и фото Евгений Кузнецов

По теме

Гарантия спасения?

Игрок на рынке спасательного оборудования претендует на приоритет в создании персонального маячка с GPS-навигацией.

11.11

Владелец этой яхты уверен, что дизайн требует функциональности, а практичность должна сопровождаться особенной эстетикой.

Все в сборе

Princess Yachts недавно Princess сняла в Лимассоле свой новый видеофильм о шести крупнейших яхт британской марки. В съемках приняли участие суперяхты M класса — 40M, 35M и 30M — и моторные яхты 88, 82 и 75.

На пике роскоши

Суета большого города нечасто дарит нам возможность отдыха и приятного общения. Для тех, кто постоянно в пути, компания «Технологии Роскоши» создает автомобили, великолепие и комфорт которых способны перенести в другой мир.