Алмазный фонд Riva

О лодках Riva знают, наверное, все. Легендарный бренд вызывает вздох восхищения, как только речь заходит о винтажных сериях золотого века верфи. В 1950-е и 1960-е годы лодки Riva не просто ассоциировались с dolce vita — они и сами были dolce vita. На них гоняли знаменитости, их снимали в кино, и обладать Riva мог далеко не каждый. Шедевры выпускали ограниченным тиражом, и исключительность этих лодок никогда не требовала доказательств.

Шли годы, менялись мода, концепции и модели. Большая часть исторического флота Riva со временем была утрачена. Именно поэтому коллекция, о которой мы хотим рассказать, имеет особую ценность. Романо Беллини начал создавать ее не на пустом месте: с хозяином Riva они были старинные приятели. Романо показывает фотографию с подписью Карло Ривы: «В 2012 году он был на моей верфи, посмотрел процесс реставрации, прокатился на “Аквараме” и буквально прослезился, сказав, что мы делаем работу высочайшего качества».

И это чистая правда: теперь «винтажное» подразделение самой Riva проводит реставрационные работы на верфи Беллини. По словам Романо, его компания — единственное авторизованное производство Riva, и все яхты, прошедшие рефит на Bellini Nautica, автоматически подтверждают статус оригинальной продукции бренда.

Хозяин музея не скрывает гордости и называет свою коллекцию самой значимой в мире. Лодки попали в руки коллекционера разными путями: некоторые Беллини купил за приличные деньги, какие-то достались ему в убитом состоянии почти даром и требовали глубокой реконструкции. Такова, например, Riva Lancetta 1951 года постройки. Это одна из первых моделей со стационарным четырехтактным двигателем, спроектированных Карло Ривой.

«Моя ланчетта — сегодня единственный экземпляр в мире, — рассказывает Беллини. — Она принадлежала владельцу одного из крупнейших в Италии производителей прошутто и пылилась на ферме».

Название ветчинного бренда Negronetto так и красуется на лакированном борту ланчетты.

«У нас свой покрасочный цех: некоторые из Riva требуют двадцати и более слоев лака, — объясняет Романо Беллини. — Мы реставрируем около десяти лодок в год, еще порядка пятидесяти проходят у нас обслуживание. К нам обращаются владельцы Riva со всего мира».

  • Единственная в мире Riva Lancetta 1951 года возвращена практически из небытия и теперь на ходу

Реставрировать деревянные лодки, когда они были на пике моды, начал более 50 лет назад еще дед Романо Беллини. Когда появился стеклопластик, не все владельцы Riva поспешили расстаться со своими деревянными «игрушками», и возник дополнительный спрос на брокераж и реставрацию деревянных судов. В настоящее время в мире все еще живет некоторое количество винтажных лодок этого бренда, а наиболее редкие и знаменитые экземпляры Riva время от времени выставляют на аукционах.

В музее Bellini Nautica 16 винтажных Riva — почти все модели, участвовавшие в эволюции бренда. Такого набора нет даже в коллекции самой Riva.

«Мне очень нравится моя Riva Sebino 1954 года, — мы подходим к очередному экспонату. — Это одна из первых массовых моделей и первая, которую я купил для своей коллекции. Она обошлась мне в 300 евро. Сохранились даже оригинальные тканевые кранцы с набивкой. А вот, например, Riva Scoiattolo 1957 года. Таких в мире осталось две или три. Это была первая Riva с подвесным мотором».

Рядом красуется Riva Olympic, модификация Super Florida. Модель, названная в честь Олимпиады‑1968, предлагала своим владельцам комфортный отдых на воде, а также была незаменима для любителей водных лыж. Riva Olympic имеет переднее сиденье и зону для загорания на корме. Это была последняя Riva c одним двигателем.

Riva Junior (1966) вышла на замену Riva Florida и оказалась самой экономичной из моделей того времени. Junior часто выполняла роль тендера для больших яхт и пользовалась спросом у знаменитостей. В частности, такая была у Брижит Бардо.

  • Riva Super Ariston — один из самых быстрых классических катеров всех времен

  • При реставрации лодок Беллини использует только оригинальные детали. Хотя для единственной в своем роде Racer 1929 он пока не смог отыскать аутентичный мотор

Riva Ariston выпускалась в 1950–1973-е годы. По признанию Карло Ривы, это лучшая лодка, которую он разработал. Зона отдыха состоит из двух рядов сидений с возможностью закрепления лежака для загорания на корме. Одна из Ariston снималась в фильме «Mambo», где гордо носилась по венецианским каналам. Беллини продолжает: «Моя Riva Ariston 1956 года выпуска стала второй в коллекции. Я купил ее в начале 1980-х годов за деньги, эквивалентные 700 евро. А однажды к нам на реставрацию попала другая Ariston, из Ливана, с бортом, пробитым автоматной очередью. Потом счастливый владелец раритета увез свою любимицу в неизвестном направлении».

В центре экспозиции поместили еще одну потрясающую лодку — Riva Super Ariston 1973 года с корпусом № 1001. Под двигателем 350 л. с. она разгоняется до 42 узлов. Это один из самых быстрых деревянных ранэбаутов в истории. Рядом с ней — Aquarama 1965 года, корпус № 101. Об этой модели знают даже далекие от лодочной темы люди: именно она превратила Riva в глобально узнаваемую марку. Модель выпускалась с 1962 по 1996 годы и имела модификации Super, Special и Lungo. Последнюю построили всего в семи экземплярах, один из них также есть в коллекции Беллини, как и предшественница Aquarama — Riva Tritone.

Aquarama Special 1977 года — тоже весьма редкий экземпляр — может разгоняться до 46 узлов. Еще одна Aquarama 1971 года, корпус № 483, снималась в фильме «Sapore di Mare» и стала одной из последних, спроектированных самим Карло Ривой.

В коллекции Беллини также единственная в своем роде Riva Racer, которая в 1929 году принимала участие в гонке Павия — Венеция. Возможно, на сегодня это старейшая Riva. Еще один экспонат музея — гребная Riva Inglesina, которую в 20-х годах прошлого века построил Серафино Рива, отец Карло.

Все Riva, собранные Романо Беллини, не являются мертвыми музейными экспонатами. Они живые, на ходу. Время от времени лодки покидают музей и проводят время на воде, рассекая гладь прекрасного озера Изео.

Текст и фото Евгения Бакунова

По теме

Бумажный щит

На рубеже веков страхование суперяхт пребывало в зачаточном состоянии, и застраховать, например, водные «игрушки», мини-субмарины и тендеры-буксировщики, которые находятся на борту суперяхты и используются во время отдыха, было просто невозможно. А как с этим обстоят дела сегодня?

Почетный трофей

Швейцарская часовая мануфактура Ulysse Nardin и российский яхтенный проект PROyachting официально объявили главный приз по итогам популярной серии регат Wednesday Night Race 2017 – часы новой серии Marine Chronograph Manufacture.

Yachtmaster: Спасение с воздуха

MBY продолжает публиковать серию материалов для тех, кто хочет улучшить свои шкиперские навыки и быть готовым к встрече с морем. Как действовать, если вас собираются спасать с яхты вертолетом?

Дом паруса

Санкт-Петербург принял 6-й этап всемирно известной гонки Extreme Sailing Series 2015, и мы провели его вместе с новой командой Team Turx.