Взгляд художника

Яхты Sanlorenzo сами по себе — произведения искусства. Возможно, потому, что эта итальянская верфь всегда имела желание и решимость искать себя и расширять границы возможного. Не только для яхт, но также в мире искусства, принимая участие в ключевых событиях, сотрудничая со многими галереями и экспериментируя с различными формами творчества. Сейчас, в год 60-летия Sanlorenzo, этот процесс достиг своего пика, в том числе благодаря сотрудничеству с талантливым дизайнером и архитектором Пьеро Лиссони, который в 2018 году стал арт-директором верфи.

Совместная работа Лиссони и Sаnlorenzo началась с проектирования линейки яхт-кроссоверов SX — класса не просто нового, но уникального на яхтенном рынке. Такая радикальная концепция требовала нового подхода к интерьеру, и Лиссони его нашел. Планировка моделей SX выполнена по принципу лофта: на главной палубе огромное открытое пространство простирается от носа до кормы, а панорамное остекление надстройки, которое по бокам еще и опускается, наполняет салон светом и воздухом.

Помимо базовой планировки, есть еще особая «версия Лиссони». Сохраняя общий «раскрой» пространства главной палубы, она предлагает авангардную мебель и, главное, спиральную лестницу в центре салона, соединяющую все три палубы яхты. Именно в такой версии дебютировала на Cannes Yachting Festival осенью 2018 года SX76 (подробности читайте в MBY № 56). При обилии новинок на выставке эту лестницу уж точно запомнили все: напоминающая очертаниями авангардную скульптуру, она абсолютно непохожа на все, что нам прежде доводилось видеть даже в очень смелых яхтенных интерьерах.

Помимо работы над новыми моделями Sanlorenzo, Лиссони развернул бурную деятельность и в других областях. В частности, к 60-летию верфи он полностью переработал имидж бренда и создал новые стенды Sanlorenzo в минималистичном стиле — для боат-шоу и выставки Art Basel Miami Beach. Дело в том, что в свой юбилейный год Sanlorenzo подписала соглашение о глобальном партнерстве с Art Basel — ведущей арт-ярмаркой современного и вневременного искусства, в которой верфь будет принимать участие в течение ближайших трех лет как эксклюзивный партнер в своем сегменте.

Для прошедшей в декабре 2018 года Art Basel в Майами Пьеро Лиссони создал впечатляющую инсталляцию — посвящение итальянскому художнику Альберто Бьязи. Бьязи — один из ярких представителей оп-арта (искусства оптических иллюзий) и кинетического искусства, в основе которого — идея формы в движении, понимаемой не как физическое перемещение объекта, а скорее как его изменчивость и превращение во что-то иное. Заниматься живописью и скульптурой Альберто Бьязи начал еще в 1959 году. В 1968-м он принялся за визуальные исследования и стал участником важнейших международных выставок, а его работы попали во многие музеи мира.

В апреле этого года Sanlorenzo уже в третий раз приняла участие в проходящей в Милане Неделе дизайна FuoriSalone 2019, представив инсталляцию From Shipyard to Courtyard, также созданную Лиссони. Конструкция состоит из деревянных каркасов, складывающихся в абстракцию корпуса яхты SX112, которая будет представлена в 2020 году в качестве флагмана линейки SX. Инсталляция выполнена в масштабе 1:1, и у посетителей выставки появилась возможность прогуляться по будущей яхте и даже понять принципы ее создания: модель демонстрирует начальный этап строительства.

  • В инсталляции From Shipyard to Courtyard на Неделе дизайна в Милане использована модель яхты SX112, которую Sanlorenzo собирается представить в 2020 году

Яхты — одно из самых ярких воплощений универсальной красоты, понятное каждому. Однако сам процесс их постройки редко бывает красивым — это знает любой, кто хоть раз бывал на верфи. Впрочем, Sanlorenzo удалось найти прекрасное даже в этом. Подтверждение тому — выставка «Навигаторы. Путешествие по верфи Sanlorenzo», прошедшая весной в лигурийском замке Сан-Джорджио. Три десятка черно-белых снимков итальянского фотографа Сильвано Пупелла, сделанных на верфи Sanlorenzo в Ла Специи, не просто показывают процесс строительства яхт с необычного ракурса — они ломают все стереотипы, превращая этот процесс в искусство.

Поиск прочной связи с миром искусства и дизайна — естественный этап для Sanlorenzo, так как верфь всегда выбирала индивидуальный подход, основанный на сочетании традиций ремесла и передовых технологий. Яхты Sanlorenzo создаются в тесном контакте с ее будущим владельцем — ровно так же, как уникальное произведение искусства для взыскательного и понимающего заказчика.

ПЬЕРО ЛИССОНИ,
арт-директор верфи Sanlorenzo,
о своем видении архитектора и новых подходах к дизайну яхт

 

Арт-директор — необычная должность на верфи. Что для вас это означает?

Sanlorenzo располагает несколькими производственными площадками с разными индустриальными моделями, новейшими технологиями и уделяет пристальное внимание качеству: всю эту сложную структуру я стараюсь собрать воедино. Я пришел в компанию со своим опытом «не морского» архитектора, видя в яхтах скорее «плавучую архитектуру». Для меня быть арт-директором означает иметь видение на 360°, думать обо всем — от самого продукта до его презентации на выставках, выбора отделки, фотографий… Но в еще большей степени это означает работу в команде, чтобы найти взвешенный и последовательный подход.

Еще недавно яхтенный дизайн далеко отстоял от обычного дизайна и архитектуры. Сейчас, с новыми тенденциями, мы его теряем?

Это и была та задача, которую я сформулировал Sanlorenzo: отойти от традиционной концепции в пользу нового подхода. Как «лазутчик-диверсант» в яхтенном мире я пытаюсь привнести сюда опыт и знания из мира общей архитектуры и интерьерного дизайна, создавая на борту яхты пространства с более домашней атмосферой.

У вас бывали конфликты с морскими инженерами и дизайнерами в ходе работы над яхтами?

Думаю, это больше диалог, чем конфликт. Это обмен идеями с целью найти новое решение.

Вы сами как-то вовлечены в яхтинг?

Я люблю море и яхты — неважно, моторные или парусные.

Вы работали до Sanlorenzo с другими верфями?

Нет, для меня это первая работа с верфью, но раньше мне уже доводилось разрабатывать дизайн нескольких частных яхт.

Какими вы видите яхты будущего?

Я бы хотел перевернуть классическую концепцию яхты, которая, во‑первых, имеет корни в парусных судах, а во‑вторых, опирается на грандиозные интерьеры. Я хочу принести сюда простоту и сдержанную роскошь — это в целом отличает все мои проекты.

Текст Ольга Селезнева Фото Matthias Ziegler, Sanlorenzo

По теме

По ту сторону планеты

Писать о яхтенной индустрии Австралии довольно занятно: австралийцы — отличные яхтсмены, но просьба с ходу назвать какой-нибудь австралийский бренд обычно вызывает легкое замешательство. Давайте разбираться, на чем же стоит яхтенная репутация страны.

Очень особенный

Новая модель итальянской компании ZAR Formenti — свежий взгляд на эстетику и функциональность RIB’ов. Рассмотрим ZAR 59SL.

Выбор будущего #2

Продолжаем серию статей о концептах суперяхт, представленных на выставке Monaco Yacht Show. В этот раз настал черед проекта Dart от голландской верфи Royal Huisman, студии Winch Design и конструкторского бюро Azure Naval Architects.

MBY тестирует

Прошлые выходные мы провели насыщенно: компания Velvette Marine организовала в Казани настоящий марафон лодочных тестов.