Сам за штурвалом

Чтобы самостоятельно водить суперяхту, придется учиться не один год. С маломерными судами для частного некоммерческого использования все проще. Под маломерным во всем мире понимается судно длиной до 24 м и вместимостью до 12 человек. В России длина ограничена 20 м, и пока попытки привести наши реалии в соответствие с остальным миром не увенчались успехом.

Итак, для начала стоит определиться, где вы собираетесь управлять вашей яхтой. Здесь мы будем говорить о яхтах моторных; права на управление парусным судном — отдельная большая тема.

В России

Дорога лежит в ГИМС — Государственную инспекцию по маломерным судам, точнее, на сертифицированные ГИМС курсы (есть практически во всех регионах РФ). Первым делом — теоретический курс, состоящий из множества дисциплин: от устройства судна и правил плавания до административной ответственности судоводителей. Изучать теорию можно круглый год: есть группы вечернего обучения, выходного дня и даже индивидуальные занятия. В зависимости от формата курс займет около месяца. Практические занятия, естественно, проходят, когда водоемы не скованы льдом: помимо выполнения маневров, вы научитесь проходить шлюзы.

Следующий шаг — сдача теоретического экзамена по билетам непосредственно в ГИМС. Часто, как и в автошколах, студенты сначала сдают на своих курсах «внутренний» экзамен и лишь после этого отправляются на настоящий. Если в ГИМС вы справились успешно, дальнейший шаг — записаться на сдачу практического экзамена в водных отделениях ГИМС, где нужно будет не только выполнить упражнения на воде, но и ответить на возможные вопросы о безопасности судовождения.

Готовое удостоверение вам выдадут в течение недели, как и личную карточку судоводителя. Ее нужно хранить: она служит основанием для восстановления прав в случае потери и (или) их замены через 10 лет (без повторной сдачи экзамена).

Права ГИМС имеют различия по категориям и районам плавания: гидроцикл или моторное судно; ВВП — внутренние водные пути (озера, реки, водохранилища), ВП (внутренние воды, не включенные в Перечень внутренних водных путей РФ) и МП — морские пути.

За рубежом

Если не считать национальные яхтенные права, в мире существуют две основные системы подготовки яхтсменов-любителей: IYT (International Yachtmaster Training) — создавалась в США, но сейчас базируется в Канаде и британская RYA (Royal Yachting Association). Впрочем, это не означает, что вам придется ехать в одну из этих стран: обе системы имеют развитую сеть сертифицированных школ во многих регионах.

Споры о том, какая лучше, ведутся давно: поклонники RYA упирают на безупречную репутацию и возраст (основана в 1875 году), сторонники IYT — на большую доступность обучения. И действительно, правила IYT разрешают преподавание на родном языке (RYA — только на английском). Если сертифицированных IYT-школ в России полно, то официальных RYA-курсов вы в нашей стране не найдете, во всяком случае практических. А теоретические курсы разного уровня пройти реально; как вариант, можно вообще подготовиться самостоятельно — никто не запрещает. Но сдавать практический экзамен RYA в любом случае придется в одной из сертифицированных школ за рубежом: их много в Великобритании, Испании, Греции, Турции… (полный список, теоретическую программу и учебные пособия можно найти на www.rya.org.uk).

Практический курс и экзамен представляют собой недельный выход в море с инструктором и небольшой группой студентов (до пяти человек), где вам нужно будет продемонстрировать свои навыки и умения, знание теории и успешно ответить на каверзные вопросы инструктора (они обязательно будут). Тем не менее и RYA, и IYT объединяет схожая программа обучения и признание выданных ими сертификатов во всем мире. Право самостоятельного управления яхтой дается с уровня RYA Day Skipper/IYT Bareboat Captain.

  • Швартовка — самое сложное испытание для начинающих шкиперов

  • На курсах RYA и IYT ситуацию «человек за бортом» тщательно отрабатывают на практике

Да, во многих странах для управления собственной яхтой не требуется вообще никакого сертификата, в некоторых европейских — до определенной длины. А вот если вы соберетесь взять лодку в аренду для самостоятельного управления, чартерная компания обязательно потребует права-лицензию. И, конечно, качественный курс обучения в хорошей школе не помешал еще никому. Вне зависимости от того, нужны или не нужны «бумажки» для выхода в море: чтобы оттуда благополучно вернуться, в любом случае потребуются знания.

Новости

Благотворительная регата Bart’s Bash

23 сентября в московском Royal Yacht Club в пятый раз прошла благотворительная регата Bart’s Bash.

Новости

Вечера Чайковского в ресторане «Европа» Гранд Отеля Европа

Изысканный ужин в сопровождении классической музыки и балета станет незабываемым впечатлением о пребывании в Гранд Отеле Европа.

Стиль жизни

Недремлющее око

Красота и сияние кожи, отличное настроение, бодрость духа и готовность к покорению новых вершин, начинается с чистого и увлажненного воздуха.
По теме

Генная инженерия

В марте в Норвегии, на яхтенной выставке Sea for All в Лиллестрёме впервые была показана модель Noblesse 790 — флагман «аристократической» линейки бренда Nordkapp.

Бумажный щит

На рубеже веков страхование суперяхт пребывало в зачаточном состоянии, и застраховать, например, водные «игрушки», мини-субмарины и тендеры-буксировщики, которые находятся на борту суперяхты и используются во время отдыха, было просто невозможно. А как с этим обстоят дела сегодня?

Яхтингу быть

Как сообщает «Фонтанка.ру», Минтранс отказался от радикальных мер безопасности на петербургской воде с 1 июня по 4 июля. Движение по рекам и каналам и навигацию в Финском заливе обещают сильно не ограничивать во время проведения Кубка Конфедераций FIFA 2017.

ИГИЛ на Средиземном море

Могут ли исламские террористы атаковать прогулочные яхты на Средиземном море?