Солнце в помощь

Мы уже десять лет ходим по Средиземному морю на флайбриджной Princess 67 и год от года проводим все больше времени на якорных стоянках, избегая заходов в марины. Очень быстро приходишь к пониманию, что затраты электричества превосходят емкость бортовых аккумуляторов, а ежедневный запуск генератора на два-три часа утром и вечером не позволяет полностью зарядить батареи.

Заряд происходит быстрее, если аккумуляторы (емкость 100 А∙ч) пусты, однако потом ток заряда начинает снижаться по экспоненте: сначала достигает 80 А, через полчаса падает до 50 А, а еще через час — до 30 А. В итоге на то, чтобы зарядить израсходованные за ночь аккумуляторы, требуется много времени, и если генератор не молотит целый день, то примерно через пять суток на якоре заряд падает настолько сильно, что это может привести к выходу батарей из строя.

Несколько лет назад мы установили сис-тему мониторинга аккумуляторов Victron, которая контролирует их состояние и показывает заряд в процентах. За это время мы ни разу не видели, чтобы он доходил до 100% после двух-трех часов утренней работы генератора. Конечно, можно пойти в марину и подключиться к береговому питанию или гонять генератор подольше, но нам не хотелось жертвовать отдыхом на якорных стоянках, равно как и расходовать ресурс генератора ради такой небольшой нагрузки, поэтому нужно было найти альтернативное решение.

  • Полужесткие солнечные панели оказались удачным компромиссом

Чтобы доводить заряд аккумуляторов до 100% после основного цикла заряда от генератора, мы установили солнечные батареи, которые к тому же покрывают часть дневных затрат электроэнергии. Они состоят из фотоэлектрических ячеек и бывают трех типов: самые эффективные — жесткие панели вроде тех, что используют на крышах зданий; наиболее удобными для установки считаются гибкие панели, но они маломощные и часто выходят из строя за пару сезонов. Наш выбор пал на промежуточный тип — полугибкие панели, фотоячейки которых смонтированы на листах стеклопластика толщиной 3 мм.

Мы закрепили на «бровке» хардтопа перед ветроотбойником флайбриджа четыре такие панели общей мощностью 600 Вт и подключили их последовательно, чтобы повысить выходное напряжение. Контроллер Victron MPPT, на который подается выработанная энергия, направляет ее через монитор в аккумуляторы и позволяет наблюдать за процессом с помощью приложения на смартфоне, подключенного к нему по Bluetooth.

  • Контроллер Victron MPPT позволяет на смартфоне наблюдать за состоянием батарей и процессом их заряда

Работает ли такая схема? В целом — да. Однако из-за большого числа переменных ее сложно оценивать количественно. Например, облачность и угол, под которым яхта повернута к солнцу, сильно влияют на производительность фотоячеек. В нашем случае солнечные батареи сначала подают энергию для бытовых нужд, а остатки уже идут на заряд аккумуляторов. Тем не менее прошлым летом мы три недели не подключались к береговому питанию, но каждый день батареи исправно заряжались до 100%, чего не бывало прежде. Поэтому в конце сезона мы стали иначе оценивать результаты, опираясь на статистику из мобильного приложения. Оно отображает количество выработанной энергии за выбранный промежуток времени, напряжение аккумуляторов и фотоячеек, а также доступный ток заряда. Мы высчитали, что в среднем за световой день панели вырабатывают около 3,5 кВт, а суточное потребление на борту составляет порядка 7 кВт; словом, половину требуемого электричества мы получаем от солнца. Когда аккумуляторы полностью разряжены и быстро набирают заряд, мы включаем генератор, а потом они добирают остатки за счет фотоячеек. Это избавляет от необходимости постоянно бегать смотреть на монитор: достаточно каждое утро во время завтрака запускать генератор на час или два — и к обеду аккумуляторы гарантированно будут заряжены полностью.

Это именно то, чего мы добивались!

Текст и фото Майк Ротери

Новости

Рождество и Новый год в Baglioni Hotel London

Тысяча рождественских огоньков и цветов украсит английскую столицу к одному из самых ожидаемых праздников года. Фонари, запах жареных каштанов, ярмарки и катание на коньках под открытым небом создадут волшебную атмосферу.

Путешествия

На Icon — в коралловый рай

Попросите ребенка нарисовать тропический рай, и он изобразит нечто напоминающее Сейшелы. Коралловые рифы, зеленые пальмы, причудливые птицы и рыбы... Из 72 островков, разбросанных по архипелагу, лишь 12 имеют признаки цивилизации. Очевидно, что для путешествия по этому региону вам понадобится частная яхта.

Новости

Гранд Отель Европа готовится к главной праздничной ночи года

Коллектив Гранд Отеля Европа вовсю готовится к главной праздничной ночи года. Уже заказаны ели для украшения исторических и авангардных апартаментов отеля, а шеф-повар Йен Миннис и директор ресторанной службы Салим Аль-Хаяти колдуют над рецептами идеального торжества.
По теме

Чувство моря

Впервые на российском рынке официально представлены парусные яхты Feeling. Разбираемся, что интересного предлагает французская верфь Privilege Marine.

Наше королевство

Швеция всегда входила в десятку самых яхтенных стран мира и раньше многих поняла, что в XXI веке этот вид отдыха приобретет новые формы.

Сервис, покраска и не только

Верфь Monaco Marine La Ciotat, одна из крупнейших в Средиземноморском регионе, отчиталась об успехах за предыдущие полтора года. Компания строит крытые корпуса для покраски суперяхт, организовывает соревнования и выходит на новый уровень общения с клиентами.

Гарантия спасения?

Игрок на рынке спасательного оборудования претендует на приоритет в создании персонального маячка с GPS-навигацией.