Солнце в помощь

Мы уже десять лет ходим по Средиземному морю на флайбриджной Princess 67 и год от года проводим все больше времени на якорных стоянках, избегая заходов в марины. Очень быстро приходишь к пониманию, что затраты электричества превосходят емкость бортовых аккумуляторов, а ежедневный запуск генератора на два-три часа утром и вечером не позволяет полностью зарядить батареи.

Заряд происходит быстрее, если аккумуляторы (емкость 100 А∙ч) пусты, однако потом ток заряда начинает снижаться по экспоненте: сначала достигает 80 А, через полчаса падает до 50 А, а еще через час — до 30 А. В итоге на то, чтобы зарядить израсходованные за ночь аккумуляторы, требуется много времени, и если генератор не молотит целый день, то примерно через пять суток на якоре заряд падает настолько сильно, что это может привести к выходу батарей из строя.

Несколько лет назад мы установили сис-тему мониторинга аккумуляторов Victron, которая контролирует их состояние и показывает заряд в процентах. За это время мы ни разу не видели, чтобы он доходил до 100% после двух-трех часов утренней работы генератора. Конечно, можно пойти в марину и подключиться к береговому питанию или гонять генератор подольше, но нам не хотелось жертвовать отдыхом на якорных стоянках, равно как и расходовать ресурс генератора ради такой небольшой нагрузки, поэтому нужно было найти альтернативное решение.

  • Полужесткие солнечные панели оказались удачным компромиссом

Чтобы доводить заряд аккумуляторов до 100% после основного цикла заряда от генератора, мы установили солнечные батареи, которые к тому же покрывают часть дневных затрат электроэнергии. Они состоят из фотоэлектрических ячеек и бывают трех типов: самые эффективные — жесткие панели вроде тех, что используют на крышах зданий; наиболее удобными для установки считаются гибкие панели, но они маломощные и часто выходят из строя за пару сезонов. Наш выбор пал на промежуточный тип — полугибкие панели, фотоячейки которых смонтированы на листах стеклопластика толщиной 3 мм.

Мы закрепили на «бровке» хардтопа перед ветроотбойником флайбриджа четыре такие панели общей мощностью 600 Вт и подключили их последовательно, чтобы повысить выходное напряжение. Контроллер Victron MPPT, на который подается выработанная энергия, направляет ее через монитор в аккумуляторы и позволяет наблюдать за процессом с помощью приложения на смартфоне, подключенного к нему по Bluetooth.

  • Контроллер Victron MPPT позволяет на смартфоне наблюдать за состоянием батарей и процессом их заряда

Работает ли такая схема? В целом — да. Однако из-за большого числа переменных ее сложно оценивать количественно. Например, облачность и угол, под которым яхта повернута к солнцу, сильно влияют на производительность фотоячеек. В нашем случае солнечные батареи сначала подают энергию для бытовых нужд, а остатки уже идут на заряд аккумуляторов. Тем не менее прошлым летом мы три недели не подключались к береговому питанию, но каждый день батареи исправно заряжались до 100%, чего не бывало прежде. Поэтому в конце сезона мы стали иначе оценивать результаты, опираясь на статистику из мобильного приложения. Оно отображает количество выработанной энергии за выбранный промежуток времени, напряжение аккумуляторов и фотоячеек, а также доступный ток заряда. Мы высчитали, что в среднем за световой день панели вырабатывают около 3,5 кВт, а суточное потребление на борту составляет порядка 7 кВт; словом, половину требуемого электричества мы получаем от солнца. Когда аккумуляторы полностью разряжены и быстро набирают заряд, мы включаем генератор, а потом они добирают остатки за счет фотоячеек. Это избавляет от необходимости постоянно бегать смотреть на монитор: достаточно каждое утро во время завтрака запускать генератор на час или два — и к обеду аккумуляторы гарантированно будут заряжены полностью.

Это именно то, чего мы добивались!

Текст и фото Майк Ротери

Новости

Greenline запускает новую модель Greenline 45 Fly

Компания Nord Star Yachting приглашает желающих на мировую премьеру Greenline 45 Fly, которая состоится на боат-шоу в Дюссельдорфе в январе 2019 года. Кроме того, новинка будет показана в марте Майами и в апреле — Пальма-де-Майорке.

Новости

Выставка «Российскому парусному спорту – 300 лет!»

13 августа в Санкт-Петербурге, в Нарышкином бастионе Петропавловской крепости, откроется выставка «Российскому парусному спорту – 300 лет!». Выставка пройдет в рамках «Балтийской яхтенной недели», одного из крупнейших парусных событий в России.

Новости

Can-Am X Race: мечты сбываются

Подиум второго этапа квадросерии Can-Am X Race 2018 удивил многих заядлых болельщиков соревнования. Гонка в очередной раз показала: всё будет — cтоит только проявить терпение, старание и, конечно же, поверить, что удача обязательно придет.
По теме

Heesen Yachts спускает на воду новую 55-метровую яхту

В ходе частной церемонии на верфи в г. Осс на воду был спущен Проект №17255. Владельцы окрестили свою новую яхту Azamanta.​ Как заверяет верфь, это первая в мире стальная яхта длиной более 50 метров, конструкция которой отличается уникальными обводами корпуса (Fast Displacement Hull Form).

Nitraдиционные лодки

Как превратить гоночный болид в прогулочную лодку, за которой будет стоять очередь из покупателей?

Горе шкипер

Капитан моторной яхты, пытаясь пришвартоваться, врезался носом в столб и задел правым бортом другие яхты. Учитесь, как делать нельзя — спокойствие при маневрах превыше всего.

«Барракуда» идет напролом

Мы долго ждали этого теста, но плохо представляли,что всепогодная лодка-невидимка заставит нас столько пережить.