Сколько веревочке виться?

Накануне выставки METS Trade в Амстердаме голландское финансовое издание Het Financieele Dagblad опубликовало статью, посвященную суперяхтам, фигурирующим в скандальном «Райском досье». Эта публикация в очередной раз затронула непростой вопрос финансирования строительства частных прогулочных судов за счет средств, полученных нелегальным путем, и невозможности установить их выгодоприобретающих владельцев.
Одновременно с этим появилась информация о том, что голландское правительство планирует создать на базе государственного кадастра, ведущего учет недвижимости, коммерческих судов, самолетов и другой собственности, реестр построенных в стране суперяхт и их владельцев. По идее, это должно помочь снизить риск использования яхт для отмывания незаконных капиталов и приобретения таких судов находящимися под санкциями лицами. Задумка интересная, но будет ли она работать в нынешних условиях?
С одной стороны, в Нидерландах давно действует Anti-Money Laundering and Terrorist Financing Act, который требует определять выгодоприобретателя дорогих вещей, включая суперяхты, и все местные верфи выполняют его требования в меру своих возможностей. Если в легальности происхождения средств покупателя возникают сомнения, верфь обязана сообщить об этом налоговым органам, и государство инициирует дополнительное расследование.
Однако есть один нюанс: после совершения транзакции (продажи) от верфи уже ничего не зависит, и если яхту регистрируют за пределами Нидерландов (это происходит почти всегда), то проследить цепочку, по которой передаются права на нее, крайне сложно. Прежде всего, потребуется получить доступ к информационным базам соответствующих иностранных судовых регистров, который, разумеется, никто не предоставит. Налицо глобальная проблема, и если стоит задача добиться прозрачности всех сделок, необходимы соответствующие международные соглашения.
Более того, в случае суперяхт редко используется схема прямого владения. Например, гораздо чаще судно «записано» на офшорную компанию, которая принадлежит другой офшорной компании, долями в которой могут владеть несколько членов одной и той же семьи, тогда как пользуется яхтой лишь один из них. Специфика подобных — и вполне легальных — схем такова, что если стоит задача замести следы, то сделать это всегда возможно, поскольку продавец не в состоянии контролировать последующие сделки покупателя, выступившего посредником для выгодоприобретающего владельца.
Похоже, единственный способ решить эту проблему — поднять ее на уровень государств и правительств. И если Нидерланды хотят стать прозрачной в этом плане страной, то на данном этапе им в первую очередь стоит продвигать регистрацию построенных на голландских верфях яхт под своим же голландским флагом. Для людей, которым нечего скрывать, это не только предельно понятная, но и выгодная схема, которая позволяет получить значительные преференции для коммерческих яхт по налогам.

Текст Антон Черкасов-Нисман Рисунок Юрий Юрьев

Новости

Black Pearl доставлена заказчику

Весной Black Pearl, самая большая парусная яхта верфи Oceanco, была доставлена владельцу.

Стиль жизни

Лето в стиле велнес

Закрытый семейный загородный клуб Pride Wellness Club, расположенный на берегу Москвы-реки, на территории поселка Жуковка-XXI, этим летом предлагает различные спортивные и развлекательные программы для детей и взрослых.

Путешествия

Королевство островов

Морское путешествие вдоль западного побережья Шотландии с его горными кряжами и плоскогорьями, бесчисленными проливами и вереницами островов может стать одним из самых запоминающихся моментов жизни, особенно если отправиться туда на яхте.
По теме

Volvo Penta. Easy boating

Как сделать управление лодкой еще более легким и приятным? Над этим постоянно работает шведская компания Volvo Penta.

В Петербурге стартует этап World Match Racing Tour

Уже сегодня, 28 июля, на акватории Невы у «Яхт-клуба Санкт-Петербурга» открываются гонки квалификационного этапа предстоящего Match Cup Russia – St.Petersburg Yacht Club Cup. К участию заявлены семь экипажей из пяти стран, в том числе, три российские команды.

Новая Голландия

Mulder 94 Voyager — проект по-настоящему долгожданный: на разработку и постройку яхты ушло три года. В июне судно с большим экспедиционным потенциалом сошло на воду, и мы уже успели провести его тест в Голландии.

S-класс в небе

На яхтенной выставке Monaco Yacht Show американский производитель одних из самых востребованных и безопасных вертолетов Bell Helicopter представила полноразмерный макет нового вертолета Bell 525 Relentless.