Сколько веревочке виться?

Накануне выставки METS Trade в Амстердаме голландское финансовое издание Het Financieele Dagblad опубликовало статью, посвященную суперяхтам, фигурирующим в скандальном «Райском досье». Эта публикация в очередной раз затронула непростой вопрос финансирования строительства частных прогулочных судов за счет средств, полученных нелегальным путем, и невозможности установить их выгодоприобретающих владельцев.
Одновременно с этим появилась информация о том, что голландское правительство планирует создать на базе государственного кадастра, ведущего учет недвижимости, коммерческих судов, самолетов и другой собственности, реестр построенных в стране суперяхт и их владельцев. По идее, это должно помочь снизить риск использования яхт для отмывания незаконных капиталов и приобретения таких судов находящимися под санкциями лицами. Задумка интересная, но будет ли она работать в нынешних условиях?
С одной стороны, в Нидерландах давно действует Anti-Money Laundering and Terrorist Financing Act, который требует определять выгодоприобретателя дорогих вещей, включая суперяхты, и все местные верфи выполняют его требования в меру своих возможностей. Если в легальности происхождения средств покупателя возникают сомнения, верфь обязана сообщить об этом налоговым органам, и государство инициирует дополнительное расследование.
Однако есть один нюанс: после совершения транзакции (продажи) от верфи уже ничего не зависит, и если яхту регистрируют за пределами Нидерландов (это происходит почти всегда), то проследить цепочку, по которой передаются права на нее, крайне сложно. Прежде всего, потребуется получить доступ к информационным базам соответствующих иностранных судовых регистров, который, разумеется, никто не предоставит. Налицо глобальная проблема, и если стоит задача добиться прозрачности всех сделок, необходимы соответствующие международные соглашения.
Более того, в случае суперяхт редко используется схема прямого владения. Например, гораздо чаще судно «записано» на офшорную компанию, которая принадлежит другой офшорной компании, долями в которой могут владеть несколько членов одной и той же семьи, тогда как пользуется яхтой лишь один из них. Специфика подобных — и вполне легальных — схем такова, что если стоит задача замести следы, то сделать это всегда возможно, поскольку продавец не в состоянии контролировать последующие сделки покупателя, выступившего посредником для выгодоприобретающего владельца.
Похоже, единственный способ решить эту проблему — поднять ее на уровень государств и правительств. И если Нидерланды хотят стать прозрачной в этом плане страной, то на данном этапе им в первую очередь стоит продвигать регистрацию построенных на голландских верфях яхт под своим же голландским флагом. Для людей, которым нечего скрывать, это не только предельно понятная, но и выгодная схема, которая позволяет получить значительные преференции для коммерческих яхт по налогам.

Текст Антон Черкасов-Нисман Рисунок Юрий Юрьев

Яхты

Новый дом под луной

Проект Nova мне довелось видеть на стадии строительства в доках Heesen Yachts дважды, и каждый раз звучали слова о том, что это будет необычная яхта — по крайне мере для Heesen.

Новости

Объявлена регистрация на 1-й этап RZR CAMP 2018

12–13 мая в Москве на мототреке Бурцево в Москве состоится 1-й этап RZR CAMP.

Новости

SUP для всех!

В рамках развлекательной программы выставки Vladivostok Boat Show X организаторы приглашают всех желающих принять участие в одиночных соревнованиях на SUP-досках.
По теме

Новая модель Elling E6

Голландская компания Neptune Marine анонсировала спуск в мае 2016 новой флагманской модели - Elling E6.

Королева Анна в огне

Очередной пожар в турецкой марине. В акватории Фетхие сгорела моторная яхта Princess 95 "Queen Anna". Это уже вторая новость подряд из Турции о пострадавших от пламени суперяхтах...

Генная инженерия

В марте в Норвегии, на яхтенной выставке Sea for All в Лиллестрёме впервые была показана модель Noblesse 790 — флагман «аристократической» линейки бренда Nordkapp.

Мы строим лодки

Модельный ряд российской верфи Velvette Marine (Казань) включал лодки разных типов длиной от 20 до 41 фута. Недавно компания расширила его за счет младших моделей и начала работать с алюминиевыми корпусами. Тестируем Velvette 20 Image.