Сколько веревочке виться?

Накануне выставки METS Trade в Амстердаме голландское финансовое издание Het Financieele Dagblad опубликовало статью, посвященную суперяхтам, фигурирующим в скандальном «Райском досье». Эта публикация в очередной раз затронула непростой вопрос финансирования строительства частных прогулочных судов за счет средств, полученных нелегальным путем, и невозможности установить их выгодоприобретающих владельцев.
Одновременно с этим появилась информация о том, что голландское правительство планирует создать на базе государственного кадастра, ведущего учет недвижимости, коммерческих судов, самолетов и другой собственности, реестр построенных в стране суперяхт и их владельцев. По идее, это должно помочь снизить риск использования яхт для отмывания незаконных капиталов и приобретения таких судов находящимися под санкциями лицами. Задумка интересная, но будет ли она работать в нынешних условиях?
С одной стороны, в Нидерландах давно действует Anti-Money Laundering and Terrorist Financing Act, который требует определять выгодоприобретателя дорогих вещей, включая суперяхты, и все местные верфи выполняют его требования в меру своих возможностей. Если в легальности происхождения средств покупателя возникают сомнения, верфь обязана сообщить об этом налоговым органам, и государство инициирует дополнительное расследование.
Однако есть один нюанс: после совершения транзакции (продажи) от верфи уже ничего не зависит, и если яхту регистрируют за пределами Нидерландов (это происходит почти всегда), то проследить цепочку, по которой передаются права на нее, крайне сложно. Прежде всего, потребуется получить доступ к информационным базам соответствующих иностранных судовых регистров, который, разумеется, никто не предоставит. Налицо глобальная проблема, и если стоит задача добиться прозрачности всех сделок, необходимы соответствующие международные соглашения.
Более того, в случае суперяхт редко используется схема прямого владения. Например, гораздо чаще судно «записано» на офшорную компанию, которая принадлежит другой офшорной компании, долями в которой могут владеть несколько членов одной и той же семьи, тогда как пользуется яхтой лишь один из них. Специфика подобных — и вполне легальных — схем такова, что если стоит задача замести следы, то сделать это всегда возможно, поскольку продавец не в состоянии контролировать последующие сделки покупателя, выступившего посредником для выгодоприобретающего владельца.
Похоже, единственный способ решить эту проблему — поднять ее на уровень государств и правительств. И если Нидерланды хотят стать прозрачной в этом плане страной, то на данном этапе им в первую очередь стоит продвигать регистрацию построенных на голландских верфях яхт под своим же голландским флагом. Для людей, которым нечего скрывать, это не только предельно понятная, но и выгодная схема, которая позволяет получить значительные преференции для коммерческих яхт по налогам.

Текст Антон Черкасов-Нисман Рисунок Юрий Юрьев

Яхты

Prestige 590

Четко следуя избранной стратегии, Prestige Yachts с завидной регулярностью поставляет на рынок новые интересные модели.

Стиль жизни

Виртуальные реалии

Представляя свою продукцию, компания Glancy Fawcett широко использует технологии виртуальной реальности.

Оборудование

Счет за электричество

Крупнейшая выставка оборудования и материалов для производства прогулочных судов METS Trade — это не только место для поиска поставщиков, но и главная сцена, на которой обсуждают проблемы и перспективы яхтенной индустрии.
По теме

Ход революции

Лучшие идеи рождаются на стыке концепций. Именно это и продемонстрировала итальянская верфь Azimut Yachts своей новой флайбриджной моделью Azimut 72.

Что мы давеча шумели?

В этом году, на выставке SPIBS, руководители ряда яхт-клубов и яхтенных стоянок Санкт-Петербурга, Москвы и других регионов совместно с яхтенными дилерами обсуждали сложившуюся ситуацию и перспективы развития этого важного кластера яхтенной инфраструктуры. К чему же пришли?

Решение задачи

При выборе между одной и той же лодкой, а именно Targa 27, с подвесными или стационарными двигателями важно учитывать всю совокупность факторов в их взаимосвязи.

На реке и в море-океане

Можно ли серийную прогулочную лодку использовать для бизнеса или решения социальных задач? Оказывается, можно, причем без радикальных изменений — по крайней мере, внешне. Ознакомимся с перевоплощениями катеров Targa от верфи Botnia Marine.