Сколько веревочке виться?

Накануне выставки METS Trade в Амстердаме голландское финансовое издание Het Financieele Dagblad опубликовало статью, посвященную суперяхтам, фигурирующим в скандальном «Райском досье». Эта публикация в очередной раз затронула непростой вопрос финансирования строительства частных прогулочных судов за счет средств, полученных нелегальным путем, и невозможности установить их выгодоприобретающих владельцев.
Одновременно с этим появилась информация о том, что голландское правительство планирует создать на базе государственного кадастра, ведущего учет недвижимости, коммерческих судов, самолетов и другой собственности, реестр построенных в стране суперяхт и их владельцев. По идее, это должно помочь снизить риск использования яхт для отмывания незаконных капиталов и приобретения таких судов находящимися под санкциями лицами. Задумка интересная, но будет ли она работать в нынешних условиях?
С одной стороны, в Нидерландах давно действует Anti-Money Laundering and Terrorist Financing Act, который требует определять выгодоприобретателя дорогих вещей, включая суперяхты, и все местные верфи выполняют его требования в меру своих возможностей. Если в легальности происхождения средств покупателя возникают сомнения, верфь обязана сообщить об этом налоговым органам, и государство инициирует дополнительное расследование.
Однако есть один нюанс: после совершения транзакции (продажи) от верфи уже ничего не зависит, и если яхту регистрируют за пределами Нидерландов (это происходит почти всегда), то проследить цепочку, по которой передаются права на нее, крайне сложно. Прежде всего, потребуется получить доступ к информационным базам соответствующих иностранных судовых регистров, который, разумеется, никто не предоставит. Налицо глобальная проблема, и если стоит задача добиться прозрачности всех сделок, необходимы соответствующие международные соглашения.
Более того, в случае суперяхт редко используется схема прямого владения. Например, гораздо чаще судно «записано» на офшорную компанию, которая принадлежит другой офшорной компании, долями в которой могут владеть несколько членов одной и той же семьи, тогда как пользуется яхтой лишь один из них. Специфика подобных — и вполне легальных — схем такова, что если стоит задача замести следы, то сделать это всегда возможно, поскольку продавец не в состоянии контролировать последующие сделки покупателя, выступившего посредником для выгодоприобретающего владельца.
Похоже, единственный способ решить эту проблему — поднять ее на уровень государств и правительств. И если Нидерланды хотят стать прозрачной в этом плане страной, то на данном этапе им в первую очередь стоит продвигать регистрацию построенных на голландских верфях яхт под своим же голландским флагом. Для людей, которым нечего скрывать, это не только предельно понятная, но и выгодная схема, которая позволяет получить значительные преференции для коммерческих яхт по налогам.

Текст Антон Черкасов-Нисман Рисунок Юрий Юрьев

Новости

PROyachting: итоги вечерних регат сезона-2018

В первых числах октября состоялись финальные регаты вечерних серий гонок на Водном стадионе, организованные компанией PROyachting.

Новости

Yalıkavak Marina — для каждого ребенка!

25 октября в отеле The Raffles Hotel одна из лучших в Средиземноморье Yalıkavak Marina примет участие в благотворительном вечере, организованном ЮНИСЕФ под лозунгом "Для каждого ребенка".

Стиль жизни

Москва. Яхтенный сезон закрыт

6 октября в московском Royal Yacht Club состоялось торжественное закрытие яхтенного сезона, организованное совместно с журналом Motor Boat & Yachting.
По теме

Ход революции

Лучшие идеи рождаются на стыке концепций. Именно это и продемонстрировала итальянская верфь Azimut Yachts своей новой флайбриджной моделью Azimut 72.

Революция продолжается

Обзор очередной модели «революционной» линейки верфи Azimut — Azimut 66 Fly.

«Курсовая разница сейчас позволяет локализовать производство в России»

В декабре жизнь «вдарила колотушкой» по многим отраслям российской экономики. Однако не все российские производители катеров пессимистично смотрят в будущее. Михаил Клопоух, руководитель казанской верфи Velvette Marine, видит в сложившихся условиях уникальный шанс для развития компании.

Большая рыба

В России давно знают и любят финские «морские внедорожники» Targa верфи Botnia Marin. А что вы знаете о линейке Tarfish — специальной серии рыболовных лодок той же верфи?