Сколько веревочке виться?

Накануне выставки METS Trade в Амстердаме голландское финансовое издание Het Financieele Dagblad опубликовало статью, посвященную суперяхтам, фигурирующим в скандальном «Райском досье». Эта публикация в очередной раз затронула непростой вопрос финансирования строительства частных прогулочных судов за счет средств, полученных нелегальным путем, и невозможности установить их выгодоприобретающих владельцев.
Одновременно с этим появилась информация о том, что голландское правительство планирует создать на базе государственного кадастра, ведущего учет недвижимости, коммерческих судов, самолетов и другой собственности, реестр построенных в стране суперяхт и их владельцев. По идее, это должно помочь снизить риск использования яхт для отмывания незаконных капиталов и приобретения таких судов находящимися под санкциями лицами. Задумка интересная, но будет ли она работать в нынешних условиях?
С одной стороны, в Нидерландах давно действует Anti-Money Laundering and Terrorist Financing Act, который требует определять выгодоприобретателя дорогих вещей, включая суперяхты, и все местные верфи выполняют его требования в меру своих возможностей. Если в легальности происхождения средств покупателя возникают сомнения, верфь обязана сообщить об этом налоговым органам, и государство инициирует дополнительное расследование.
Однако есть один нюанс: после совершения транзакции (продажи) от верфи уже ничего не зависит, и если яхту регистрируют за пределами Нидерландов (это происходит почти всегда), то проследить цепочку, по которой передаются права на нее, крайне сложно. Прежде всего, потребуется получить доступ к информационным базам соответствующих иностранных судовых регистров, который, разумеется, никто не предоставит. Налицо глобальная проблема, и если стоит задача добиться прозрачности всех сделок, необходимы соответствующие международные соглашения.
Более того, в случае суперяхт редко используется схема прямого владения. Например, гораздо чаще судно «записано» на офшорную компанию, которая принадлежит другой офшорной компании, долями в которой могут владеть несколько членов одной и той же семьи, тогда как пользуется яхтой лишь один из них. Специфика подобных — и вполне легальных — схем такова, что если стоит задача замести следы, то сделать это всегда возможно, поскольку продавец не в состоянии контролировать последующие сделки покупателя, выступившего посредником для выгодоприобретающего владельца.
Похоже, единственный способ решить эту проблему — поднять ее на уровень государств и правительств. И если Нидерланды хотят стать прозрачной в этом плане страной, то на данном этапе им в первую очередь стоит продвигать регистрацию построенных на голландских верфях яхт под своим же голландским флагом. Для людей, которым нечего скрывать, это не только предельно понятная, но и выгодная схема, которая позволяет получить значительные преференции для коммерческих яхт по налогам.

Текст Антон Черкасов-Нисман Рисунок Юрий Юрьев

Новости

Пятый этап Sochi Winter Cup

Совсем скоро, 2 марта, в яхтенном порту «Имеретинский» в Сочи стартует пятый этап зимней серии регат Sochi Winter Cup.

Новости

Российская премьера Lamborghini SSUV Urus

Компания «АВТОDOM» — официальный дилер Lamborghini в России и давний партнер журнала MBY Russia — сообщила, что 15 февраля в Музее Москвы состоялась российская премьера Lamborghini SSUV Urus.

Новости

На Vene Bat названы Лодки Шоу

В рамках прошедшей в столице Финляндии международной выставки Helsinki Boat Show в 20-й раз были выбраны лучшие лодки шоу.
По теме

Открываем новую выставку яхт и катеров в Москве

В июне 2017 года журнал Motor Boat & Yachting Russia и Royal Yacht Club открывают новую яхтенную выставку в Москве. Если вы еще не решили куда отправится следующим летом, ждем вас в июне на празднике жизни и яхтинга!

«Барракуда» идет напролом

Мы долго ждали этого теста, но плохо представляли,что всепогодная лодка-невидимка заставит нас столько пережить.

Осеннее боат шоу в Санкт-Петербурге

Крупнейший российский яхтенный журнал Motor Boat & Yachting приглашает вас посетить St. Petersburg International Boat Show (SPIBS) — выставку яхт, катеров и другой техники для активного отдыха, которая пройдет с 1 по 3 сентября 2016 года в Императорском яхт-клубе Санкт-Петербурга.

С Фредриком Селандером о перспективах Volvo Penta

Трудно представить современный мир прогулочных яхт без компании Volvo Penta. Это один из тех «бурлаков», что год за годом тянут лямку прогресса в своей рыночной нише. Продукты Volvo Penta можно хвалить или ругать, но то, что шведы за последние 20 лет сделали для развития яхтинга, достойно огромного уважения.