Интервью с Кристианом Вестерсом и Якко Батавье

Суперяхты все чаще рассматривают не только как инструмент для отдыха, но и как постоянный мобильный дом на воде, откуда владельцы могут эффективно управлять своим бизнесом, не теряя связь с Большой землей. Но как на судне технически обеспечить стабильное и быстрое соединение с глобальной сетью? О принципах организации доступа в Интернет рассказывают Кристиан Вестерс, управляющий директор голландской компании M2M Blue, и Якко Батавье, ее ведущий технический специалист.

Чем организация доступа в Интернет на крупных прогулочных судах отличается от таковой в больших зданиях?

Кристиан Вестерс: Принципиальное отличие — в море нет провода, по которому можно подвести Интернет. И если речь идет о судах с высоким уровнем сервиса, то наша главная задача в том, чтобы обеспечить соответствующее качество связи с глобальной сетью. Кроме того, если в здании возникла проблема с оборудованием, туда всегда можно отправить специалиста. С яхтами это не пройдет, поэтому необходимо дублировать все возможные точки отказа.

Кристиан Вестерс: С помощью Link balancing судно автоматически переключается между каналами данных.

Сколько роутеров обычно стоит на борту 80-метровой яхты и как организован доступ в глобальную сеть?

Якко Батавье: Мы используем специальные роутеры, рассчитанные на шесть SIM-карт, и, как правило, ставим два таких устройства. Если необходимо передавать еще больше данных, то можно сопрягать четыре роутера, получая пул из 24 SIM-карт. Важно, что интернет-шлюз при этом находится не на судне, а в нашем дата-центре в Нидерландах. Когда SIM-карта регистрируется в сети сотового оператора, мы по защищенному каналу направляем проходящие через нее данные в дата-центр, где можем объединять трафик от нескольких SIM-карт. Соответственно, скорость загрузки увеличивается пропорционально количеству SIM-карт, и емкости двух роутеров более чем достаточно, чтобы сотня людей во время вечеринки на борту могла выкладывать фотографии и видеоролики в социальные сети.

или иной сотовой сети?

Я. Б.: Для обеспечения высококачественной связи очень важно, чтобы подключение в роуминге осуществлялось не согласно общепринятому принципу договоренностей между операторами (steering roaming), когда SIM-карта выбирает заранее одобренные домашним оператором сети, а исходя из оптимальной соты. В роутерах мы используем наши собственные, не привязанные к конкретным операторам SIM-карты и сами определяем в дата-центре, где, когда и в какой сети они будут работать. На борту судна мы ставим усилители, которые «на лету» выбирают соту с наибольшей силой сигнала и наименьшей загруженностью, а специальное программное обеспечение позволяет регулировать соотношение стоимости роуминга и ширины канала. Дальше выбор за клиентом: если ему нужна высокая скорость и он готов за нее платить, мы можем это обеспечить.

Якко Батавье: Общепринятая схема steering-роуминга не подходит для использования на суперяхтах

Что изменилось после недавней отмены роуминга между странами Евросоюза?

Я. Б.: Прямо сейчас, во время нашего интервью, я нахожусь в отпуске в Италии; мы с семьей приезжаем в это место уже второй раз. В прошлом году у меня был телефон с обычной голландской SIM-картой и экономичным роуминговым пакетом данных, и со связью не было проблем. Сейчас, когда многочисленные туристы из стран ЕС получили возможность путешествовать по домашним тарифам и не отключают передачу данных, скорость ужасная, местами не работает даже 2G. В итоге я вынужден использовать наши SIM-карты и платить за связь больше, зато с качеством связи нет проблем.

Есть ли у вас собственная статистика по среднему потреблению трафика на борту суперяхт и круизных лайнеров?

К. В.: Потребление сильно зависит от того, из какой страны пассажиры. Могу сказать, что 80 человек из США или Австралии во время круизов по Европе в среднем за сутки используют около 150 гигабайтов. Примерно 40% этого приходится на сервисы синхронизации, куда автоматически загружаются сделанные на их смартфоны фотографии. Треть тратится на Facebook и другие социальные сети, а оставшееся — на просмотр роликов с Youtube, скачивание документов и другие сервисы. На фоне прочих чартерных расходов этот трафик, полученный даже на максимальной скорости, не кажется дорогим. Но, как я уже говорил, если клиент предпочитает экономить на связи, мы можем установить любой баланс между расходами и скоростью доступа в Интернет.

▲Программное обеспечение M2M Blue позволяет детально анализировать потребление данных

Как осуществляется оплата трафика?

К. В.: Клиенты платят нам, а мы уже рассчитываемся с оператором, предоставившим роуминг. Тот факт, что ежегодно мы покупаем у них сотни терабайтов данных, позволяет нам торговаться и получать выгодные тарифы.

Что происходит, когда судно приходит в порт или, наоборот, уходит в открытое море?

К. В.: Технология Link balancing позволяет автоматически переключаться с мобильного Интернета 4G на высокоскоростной оптоволоконный канал, когда яхта у причала, или на спутники, если другие источники недоступны. В этом случае мы используем Ka-диапазон частот (26,5–40 ГГц), позволяющий передавать данные на более высокой скорости. При этом если на борту высокий спрос на Интернет, мы можем распределить два или три спутниковых источника по разным зонам. Например, в гостевые помещения трафик пойдет с одного спутника, а в каюты экипажа — с другого.

Если судно переходит из Европы в Южную Америку, а потом, например, в Индонезию, нужно ли менять SIM-карты в роутерах?

Я. Б.: Нет, как правило, они остаются. Лишь в случае крайне специфических стран с очень высокими тарифами на роуминг мы прибегаем к тому, что заранее посылаем на судно SIM-карты определенных провайдеров.


в час проходит через дата-центр M2M Blue

Что насчет сетей пятого поколения (5G)?

Я. Б.: Операторы уже активно тестируют новые сети, и мы готовы к их использованию. Для этого даже не нужно менять установленное на судне оборудование, поскольку мы используем модульные роутеры, где достаточно обновить 4G-модуль на 5G, не выключая устройство. Поскольку технология WiMAX не оправдала ожиданий, повышение скорости доступа в Интернет в ближайшие годы будет связано именно с переходом на сети 5G.

Какие механизмы вы применяете для ускорения загрузки, когда скорость соединения низкая?

Я. Б.: Помимо усилителей сигнала, которые «вытягивают» из оптимальной соты все возможное, мы используем активную систему кэширования: в течение некоторого времени она хранит загруженный пользователями контент, включая пакеты обновления операционных систем. То есть когда выйдет iOS 11, ее достаточно загрузить в кэш один раз — и все пассажиры смогут обновить свои мобильные устройства даже при низкой скорости соединения.

В портфолио M2M Blue значится судно поддержки суперяхт Damen. Что это был за проект?

К. В.: Да, мы принимали участие в работе над Damen Game Changer, где стояла задача в режиме реального времени передавать всю информацию о состоянии ключевых узлов и агрегатов на верфь. Для этого понадобилось создать особые приборные панели, куда выводятся данные с многочисленных датчиков.

Возможно ли создать локальную сеть между материнской яхтой и судном поддержки, когда они путешествуют в паре?

Я. Б.: Быстрый обмен файлами между двумя такими судами может быть очень важен для взаимодействия экипажей. За счет того, что трафик от обеих лодок сначала проходит через наш дата-центр, мы можем объединить их в сеть так, что члены экипажа не только будут иметь доступ к файлам, но и смогут посылать документы на печать на другое судно. Это совсем не сложно!

Дата-центр M2M Blue расположен в центре Нидерландов. Означает ли это, что все ваши клиенты выходят в Интернет с голландских IP-адресов?

Я. Б.: В целом да: клиенты получают статический IP-адрес или диапазон «голландских» адресов. Но если представить ситуацию, когда появляются проблемы с доступом в Интернет на уровне страны, то мы можем почти моментально перевести их на немецкие или британские IP-адреса.

Интернет вещей (IoT) развивается колоссальными темпами. Какое применение он находит на суперяхтах?

К. В.: Прежде всего, Интернет вещей позволяет контролировать бортовые системы и удаленно управлять ими из одного места, например регулировать температуру воды в бассейне или отслеживать расход провианта, моющих средств и т.  д. Далее, телевизоры в гостевых каютах суперяхты — уже давно не телевизоры, а компьютеры, которыми можно управлять из дата-центра.

Текст: Антон Черкасов-Нисман

Новости

Bentley Bentayga V8 оснастили бензиновым двигателем

Компания Bentley представила новейшую спортивную версию самой титулованной модели Bentayga V8, оснащенную 4-литровым бензиновым двигателем V8 нового поколения с двойным турбонаддувом.

Новости

Объявлены победители премии Motor Boat Awards 2018

10 января в рамках London Boat Show 2018 прошло чествование победителей престижной премии.

Стиль жизни

Искусство — в яхты!

О произведениях искусства на яхтах, о том, чем отличается собиратель от инвестора, о настоящем и будущем коллекционирования в России беседуем с директором Музея Фаберже (Санкт-Петербург) Владимиром Воронченко.
По теме

Флагман

Прочный, всепогодный, быстрый, да еще с двумя каютами… Новый XO 360 по праву займет место во главе флотилии финских лодок ХО.

Он обязательно вернется!

Мы уже рассказывали о голландской верфи Amels и основополагающих принципах, которыми руководствуется эта компания. Теперь представляем проект YN 471, демонстрирующий успешность концепции Amels Limited Editions.

В числе лучших

В открытом чемпионате России по парусному спорту в классе SB20 бронзовым призером стала корпоративная команда компании Nordmarine.

Суперкатер Джеймса Бонда

В сети появились фотографии катера AM37 от Aston Martin, который ожидаемо станет следующей лодкой самого известного агента Яна Флеминга.