Идущие за солнцем

Секрет успеха заметных компаний, как и многих ярких личностей, часто кроется в их биографии. Почти за полвека существования британской Sunseeker International успели появиться и исчезнуть немало верфей, а сам яхтенный рынок изменился до неузнаваемости. Однако Sunseeker, сумев занять место в авангарде европейской яхтенной индустрии, десятилетиями сохраняет свои позиции.

Начало

Все началось в 1969 году в городе Пуле на юге Англии. Роберт и Джон Брейтуэйт, основатели Poole Powerboats (из этой компании впоследствии и выросла Sunseeker International), были увлеченными яхтсменами и гонщиками, а Роберт к тому же занимался продажей лодок, в том числе американских Owens Cruisers. Но наступил день, когда Owens Cruisers решила закрыть британский офис, а поскольку в то время в Англии не было заметных производителей лодок для спорта и отдыха, Роберт, собрав имеющуюся наличность, поехал договариваться о покупке матриц для выпуска катеров Owens. Сделка состоялась, но это было лишь полдела: несмотря на опыт продаж, знаний о том, как строить лодки, категорически не хватало.Впрочем, уже в 1971 году первая модель Sovereign 17 была представлена на Southampton Boat Show. Среди покупателей был гонщик Formula 1 Генри Тейлор, которому лодка понравилась, но он попросил оборудовать ее лежаком для загорания в корме. Вроде бы незначительный факт, но именно он побудил компанию одной из первых пересмотреть приоритеты и поставить во главу угла интересы клиентов, что стало ключевым фактором успеха.

7

яхт

длиной более 100 футов строит Sunseeker International ежегодно

Путь наверх

Вскоре лодки Poole Power Boats начали пользоваться спросом на внутреннем рынке, но до мировой известности еще было далеко. Все изменилось после встречи с английским продавцом яхт, работавшим на юге Франции. По его совету были внесены коррективы в дизайн ради соответствия требованиям более продвинутого в те годы средиземноморского рынка. Клиенты хотели роскоши, комфорта и скорости, а тогда эти факторы сложно сочетались. За решением проблемы Роберт и Джон обратились к Дону Шеду — одному из лучших дизайнеров того времени. Он создавал гоночные лодки и суперяхты, но никому еще не приходило в голову объединить их достоинства в корпусе серийного круизера. Это определило на многие годы философию Sunseeker: строить яхты быстрые, но комфортабельные.

Следующим шагом стало привлечение легендарного Кена Фрейвоха, который наделил яхты Sunseeker роскошным интерьером. С этого момента верфь Sunseeker еще более упрочила свои позиции. Ее яхты снимались во многих фильмах «бондианы», а особые отношения Sunseeker и Formula 1 получили продолжение. Владельцем первого корпуса нынешней флагманской модели Sunseeker 155 Yacht стал Эдди Джордан, основатель и бывший владелец команды Jordan в Formula 1. Свое знакомство с верфью он начал 30 лет назад с 30-футовой модели и постепенно переходил на более крупные яхты, оставаясь верным марке Sunseeker.

Сверху вниз: Основная верфь Sunseeker Poole Harbour. В начале 2016 года здесь спустили на воду второй корпус флагманской модели — трехпалубной Sunseeker 155 Yacht. В век тотальной автоматизации на верфи Sunseeker по-прежнему много ручного труда. Полный цикл производства:  практически всё необходимое выпускается на  самой верфи.

Производственные мощности

К середине 1980-х годов возможностей верфи в Пуле стало не хватать, и в 1987 году неподалеку появился Willis Way — второй производственный кластер Sunseeker для строительства небольших яхт. С ростом объемов и расширением модельного ряда росли и мощности Willis Way. Если в 1990 году там трудилось 90 сотрудников, то в 2015 году — уже 266, а общее число яхт, построенных за все время на Willis Way, превышает 3500. Сейчас там одномоментно находятся в постройке не менее 23 корпусов, причем куда более крупных, чем планировалось вначале. Но больше всего здесь строят новых Predator 57: на эту модель в 2015 году пришлось 30% производства.

Здесь же, в Пуле, расположены электроцех, где делают электропроводку, собирают узлы и 27 типов рулевых консолей и постов управления для всех моделей, и цех металлических изделий: всё — от якорей до трапов и релинга — верфь производит сама. На мебельном производстве ежегодно выпускают более 7000 элементов обстройки и внутренней отделки и 500 различных кроватей. Если для самой компактной модели San Remo 50 требуется 30 единиц мебели и обстройки, то для флагмана Sunseeker 155 Yacht — более 400. Все это производится вручную, хотя с 2011 года на верфи при создании новых проектов используется компьютерное моделирование.

В эпоху тотальной автоматизации огромный объем ручного труда на верфи Sunseeker может показаться странным, но здесь считают, что именно так можно создать качественный продукт. Станок — он и есть станок, он не способен уделить такое же внимание деталям, как опытный мастер (средний стаж работника верфи составляет 11 лет). И лучше всего этот подход проявляется в исполнении Bespoke.

Это подразделение создавалось для того, чтобы по желанию владельца максимально индивидуализировать яхту — от стежков на обивке до планировки палуб. Sunseeker International первой предложила такое понятие, как глубокая кастомизация серийных яхт: на проверенной технической  платформе создается индивидуальный проект. При этом программа Bespoke организована так, что выполнение уникальных заказов происходит с  разумными тратами времени и финансов. Потенциал эффектной (и эффективной) кастомизации подтверждает проект Sunseeker 75 Exclusive Edition, недавно реализованный Sunseeker Russia и английской Vickers Studio (см. здесь), который привлек внимание многих в Каннах. Проект наглядно продемонстрировал, что серийная яхта Sunseeker может стать почти любой, оставаясь при этом эталоном стильной, современной и высокотехнологичной яхты.

Сверху вниз: Новая модель 2016 года  — Sunseeker 131 Yacht. Willis Way — второй  производственный  кластер Sunseeker, открытый в 1987 г. Здесь успели построить более 3500 яхт. Новая флайбриджная модель Manhattan 52 была представлена осенью 2016 г. на Cannes Yachting Festival. 

Важные победы

Сейчас в линейке Sunseeker 17 моделей в пяти сериях: Yacht (крупные яхты); Sport Yacht (спортивные яхты с флайбриджем); Predator (спортивные модели с хардтопом); Manhattan (среднеразмерные флайбриджные модели) и открытый круизер San Remo. Устанавливать рекорды для верфи — дело привычное. Нынешний флагман Sunseeker 155 Yacht — крупнейшая серийная яхта английского производства. В начале 1990-х модель Superhawk 50 стала первой яхтой с приводом Арнесона: полупогруженные винты позволили достичь 50 узлов! Несколько лет спустя появилась модель  Commanche 40 — первого семейного круизера с гаражом для тендера и водных «игрушек»: сегодня яхту без этого трудно представить.

В середине 1990-х годов, когда крупные лодки были еще довольно медлительны, Sunseeker опять сломал стереотипы, выпустив Predator 80 — новый стандарт в индустрии, объединивший скорость (более 46  узлов), комфорт и гибкую планировку. На рубеже тысячелетий Sunseeker Yachts первой среди серийных верфей преодолела 100-футовый порог. Модель 105 Yacht, c новейшими для того времени решениями в гидравлике и электрических системах управления, стала первой в Британии яхтой, дважды удостоенной Superyacht Design Awards.

Сейчас верфь проводит грандиозное обновление всего модельного ряда: с начала 2015 года представлено пять новинок: Predator  57; Sunseeker 95, 116 и 131 Yacht; а  также Manhattan 52 — мировая премьера которой состоялась минувшей осенью на выставке в Каннах. Высокие потолки (1,97 м в каютах), гибкая планировка, быстрая трансформация помещений, возможность выбирать тип привода (валы или IPS)... И все это сочетается с привычно элегантным дизайном интерьера и экстерьера: у новинки явно есть перспектива сформировать новый сегмент 50–60-футовых флайбриджных яхт.

«Несмотря на объемы производства (около 150 корпусов в 2015 г.), спрос на  яхты Sunseeker превышает предложение. На 2017 год производство всего модельного ряда почти расписано, а заказы на самые популярные модели: Predator 57, Manhattan 66, 86 Yacht и снискавший фантастический успех в Каннах Manhattan 52 — принимаются аж на весну 2018  года. Sunseeker — это мощный бренд, новейшие технологии и высочайший уровень индивидуализации. Но главное — каждая яхта Sunseeker в полной мере соответствует характеру и стилю жизни своего владельца», — комментирует ситуацию управляющий директор Sunseeker Russia Кирилл Шабалов.

Сверху вниз: Флагманская модель Sunseeker 155 Yacht длиной более 47 м. Пока это самая крупная серийная яхта из стеклопластика, когда-либо построенная в Великобритании. С моделью 105 Yacht Sunseeker первой среди серийных верфей преодолела 100-футовый порог. Sunseeker Superhawk  50 — первая в мире яхта с  приводом Арнесона.

Два года назад исполнительным директором Sunseeker International стал Фил Пофэм, до этого более 25 лет посвятивший автомобильной индустрии.

• Сейчас в яхтенную индустрию пришло немало менеджеров из индустрии автомобильной. С чем это связано?

Яхтенная индустрия похожа на автомобильную. Речь идет о дизайне, инжиниринге, производстве и сервисе через дилерскую сеть. Правда, автомобильная отрасль более продвинута в смысле разработки, планирования, управления и дисциплины. Именно это я и внедряю на Sunseeker International последние пару лет.

• Многие считают, что на строительстве яхт особенно не заработать…

Лично я верю, что можно. Несколько предшествующих лет на верфи фиксировали убытки. Мы составили сначала трехлетний, а потом пятилетний план, и всего за год уменьшили потери на 70%. Во втором квартале 2016 года мы вышли на прибыль и,  скорее всего, сохраним ее по итогам года. Все, что нужно для успеха, — это сильный бренд, отличный продукт и глобальное присутствие на рынке. При такой комбинации деньги зарабатывать можно.

• Что вы уже успели изменить?

В первую очередь планирование и производственные издержки. Сейчас мы строим лодки быстрее и эффективнее. Оптими-зировали расходы на материалы: планирование позволило подписать долгосрочные контракты с поставщиками, дав им картину заказов на ближайшие три года. Это делает эффективнее и наш, и их  бизнес. Мы улучшаем процесс продаж и, конечно, продолжаем инвестировать в новые продукты и развивать направление Bespoke.

• Считают, что постройка одного корпуса 131 Yacht дает такую же прибыль, как 40 яхт средней длины. С финансовой точки зрения, где нижний предел для Bespoke?

Зарабатывать на Bespoke непросто. Это возможно только при условии, что все делается максимально эффективно. С инженерной точки зрения яхты категории semi custom одинаковы: «платформа» диктует планировку и другие возможности. Успех модели 131 Yacht состоит в том, что в серийный корпус изначально заложена масса планировок, дающих простор для творчества и заказчикам, и дизайнерам. 

Понятно, что чем лодка больше, тем больше и возможностей. Я бы сказал, что в нашем случае они максимальны в верхнем диапазоне — от 95 Yacht до 155 Yacht.

• Но недавно вы построили Sunseeker 75 Exclusive Edition. И можно сделать то же с 60-футовой лодкой?

Заказчик определяет модель, а дальше уже нужно смотреть, что с ней делать: выбирать из большого списка опций или искать новые возможности. При этом верфь должна задавать направление. Если оставить весь дизайн на усмотрение клиента, может получиться дом. Но это лодка, она должна ходить в море, показывать хорошую скорость. Бесконтроль-ное увеличение массы будет влиять на развесовку. Мы в любом случае должны советовать при выборе материалов, тяжелого оборудования — все должно быть сбалансировано. Даже если клиент или его дизайнер имеют свои идеи, наша команда будет продолжать совместную работу. Нужно все проверить, адаптировать для конкретной модели.

• Есть ли стереотипы в яхтенной индустрии, которые тянут ее назад и которые вы хотите преодолеть?

Мы все выиграли бы от устоявшихся, логичных правил и стандартов — таких, как в автомобильной отрасли. Кроме того, в яхтенной сфере крайне мало совместной работы. Мы  недавно начали общаться с конкурентами на тему, что может дать плотное сотрудничество. В автомобильной отрасли, где столь же важны сильный бренд, хорошая финансовая опора и умение планировать на далекую перспективу, чтобы не просто выживать, а процветать, консолидации гораздо больше — там компании просто вынуждены сотрудничать. И в яхтенной индустрии, если игроки смогут работать вместе, в ближайшие годы может произойти много интересного.

Текст Ольга Селезнева 

Фото Sunseeker International

Яхты

Majesty 62

На выставке Dubai International Boat Show 2018 прошла мировая премьера моторной яхты Majesty 62 верфи из Эмиратов Gulf Craft. Чем же новинка удивила посетителей?

Новости

Экстрим и музыка на Волге

Крупнейший фестиваль экстремальных водных видов спорта и музыки "Русская волна" завершился на Верхней Волге, в Тверской области.

Стиль жизни

В добрый путь, яхтсмены!

7 июня в Санкт-Петербурге состоялось торжественное Открытие яхтенного сезона-2018.
По теме

Мини-эксплореры нарасхват

Итальянская верфь Arcadia сообщает о продаже еще одного корпуса яхты Sherpa. На данный момент проданы четыре мини-эксплорера: трем владельцам в Европе и одному в США.

Пляж с мотором

В стремлении создать идеальный средиземноморский круизер верфь Van der Valk, похоже, придумала новый тип прогулочного судна.

Медленно, но верно

Примеры успешного сотрудничества европейских и российских верфей в сфере совместного производства можно пересчитать по пальцам, особенно если речь идет не о малых катерах, а о серьезных круизерах. Внимание — «Ушаковские верфи»!

Blohm + Voss продана своему главному конкуренту — Lürssen Yachts

Lürssen, одна из крупнейших в мире суперяхтенных верфей, покупает у английской инвестиционной компании Star Capital Partners другую легенду из мира яхтинга — немецкую верфь Blohm + Voss. Об этом сообщает пресслужба B + V.