Закон и море

Владельцы суперяхт, зачастую глубоко не вникая в правовые вопросы, адресуют их специалистам. Но за ворохом бумаг, определяющих взаимоотношения верфей, брокеров, страховых компаний, дизайнеров, продавцов и покупателей, скрываются интересные детали, о которых полезно знать всем, кто так или иначе связан с этой индустрией.

Рынок юридических услуг в сфере яхтинга сформировался относительно недавно. Изначально эта сфера не рассматривалась юристами как перспективная. Морские юристы воспринимали яхты как неполноценные суда, а на тех, кто специализировался на оказании юридических услуг яхтсменам, глядели свысока. Однако постепенно ситуация изменилась: для всех стало очевидно, что здесь есть куда расти. Поэтому все большие консалтинговые фирмы в сфере морского права стремятся закрепить за собой место и на яхтенном рынке.

Мы встретились с тремя юристами, представляющими крупные международные юридические фирмы с практиками по всему миру, и задали им ряд вопросов о самом важном и интересном из сферы яхтенной юриспруденции.

Текст Анастасия Сазанова, Антон Черкасов-Нисман

Рассел Келли — партнер и ведущий специалист морского подразделения известной британской юридической компании Lester Aldridge (LA). Состоящая из признанных экспертов, профессиональная команда Lester Aldridge работает по всем аспектам морского права в коммерческом и рекреационном судоходстве. Офисы компании расположены в Лондоне и Саутгемптоне, а сама компания является членом многих торговых и отраслевых ассоциаций: Maritime Law Association, London Maritime Arbitrators Association, Cruise Lines International Association, British Marine Federation, British International Freight Association и British Ports Association. У Lester Aldridge есть партнеры в 23 странах, включая Россию.

 

Тони Аллен — партнер и глава яхтенного подразделения компании Hill Dickinson (HD), которая является одним из лидеров рынка юридических услуг Великобритании. Офисы Hill Dickinson в Лондоне, Монако, Сингапуре, Афинах и Гонконге позволяют охватить все ключевые регионы и оказывать услуги на высоком уровне независимо от того, где находится клиент и его яхта. Благодаря развитой сети адвокатов, сюрвейеров, следователей и оценщиков команда Hill Dickinson немедленно реагирует на изменение обстоятельств дела и полностью контролирует ситуацию. Яхтенное подразделение Hill Dickinson — член Superyacht UK, British Marine Federation, Professional Yachtsmen’s Association и других отраслевых организаций, а его сотрудники обладают солидным яхтенным опытом и отлично знают состояние индустрии изнутри.

 

Дункан Бэйтсон — партнер подразделения яхт и суперяхт компании INCE&CO (IC), международной консалтинговой фирмы, основанной в 1870 году. Компанию представляют двенадцать офисов по всему миру, в том числе в Лондоне, Монако, Сингапуре и Дубае. INCE&CO специализируется на оказании юридических услуг корпоративным клиентам в сфере международной торговли, авиации, энергетики, страхования, а также в яхтенной сфере. Профессиональная команда INCE&CO готова оказать всестороннюю юридическую поддержку клиентам, желающим приобрести, продать, арендовать суперяхту или бизнес-джет.

1. Как происходит покупка брокеражной яхты?

Рассел Келли (LA)

Если рассматривать процесс с позиции покупателя, то первым шагом будет контакт с брокером, который начнет переговоры с продавцом о цене. Условившись о ней, стороны чаще всего переходят к подготовке контракта. Проект договора — его обычно готовит юрист, привлеченный продавцом, — согласовывается с юристами покупателя.

Часто используется типовая форма Средиземно-морской ассоциации яхтенных брокеров (MYBA); она всем знакома, понятна и отсылает к английскому праву. Как правило, в саму форму изменения не вносятся, но если есть условия, отличные от стандартных и согласованные сторонами, то составляется приложение к договору. После подписания договора уплачивается депозит (часто это 10% стоимости судна). Депозит может быть перечислен брокеру или, что случается чаще, финансовому посреднику, например юридической компании.

Далее покупатель направляет на лодку сюрвейера. Обычно договор предусматривает право покупателя отказаться от покупки, если результаты осмотра неудовлетвори-тельны, либо требовать соразмерного снижения цены.

Заключительная стадия — закрытие сделки. К этому моменту юрист продавца готовит пакет бумаг на яхту (документы классификационного общества, заявления членов экипажа яхты об отсутствии у них претензий по зарплате к предыдущему владельцу и пр.). Задача юриста — убедиться в том, что все документы в порядке. Важным моментом является налоговый статус яхты (уплата НДС), поскольку это, в числе прочего, влияет на выбор места для передачи судна (марина или международные воды). Обычно юристы не присутствуют на борту яхты при ее передаче, а находятся в офисе, где принимают документы, которые передаются одновременно с лодкой.

Отмечу, что необходимости в очной встрече продавца и покупателя, как правило, нет, поскольку от имени сторон выступают их представители, чаще всего — капитаны. Но когда сделка имеет для продавца и покупателя очень личный характер, стороны встречаются. Например, если продавец гордится своей яхтой, ему приятно лично показать ее покупателю.

2. Каковы основные риски при покупке суперяхты?

Тони Аллен (HD)

Во-первых, необходимо удостовериться, что продавец яхты действительно является ее собственником и способен передать вам право собственности (титул) на нее. В противном случае можно заплатить деньги лицу, представившемуся продавцом яхты, а назавтра получить требование от реального собственника вернуть ее. Второй момент — непогашенные долги предыдущего владельца перед экипажем яхты, из-за чего она может быть арестована. То же касается и поставщиков предыдущего владельца. В подобных случаях можно подстраховаться, получив заявление продавца о том, что все возможные прошлые претензии он удовлетворит за свой счет.

Рассел Келли (LA)

Проверив, является ли продавец владельцем яхты, нужно выяснить статус уплаты НДС, а также оценить техническое состояние судна, посмотреть классификационные свидетельства. Неприятные для покупателя сюрпризы могут возникнуть на каждом из этих этапов.

3. Часто ли сделки по покупке яхты заканчиваются судебным спором?

Рассел Келли (LA)

Иногда такое случается. Например, клиент по какой-то причине передумал покупать именно эту яхту и перестает исполнять свои обязанности по договору. Происходит это, как правило, уже после уплаты депозита. Необходимо понимать, что не существует механизмов заставить человека купить лодку, если он почему-то передумал. В этом случае по английскому праву продавец может снова выставить яхту на продажу, и если другой покупатель приобретет ее за меньшую сумму, то продавец вправе требовать от несостоявшегося покупателя уплаты разницы. Это может быть сделано за счет депозита, а если его недостаточно, на непокрытую часть убытка продавец вправе предъявить иск. Если покупатель находится в другой юрисдикции, то исполнить такое решение сложно.

4. Зачем для покупки яхт привлекают заемные средства и как часто это происходит? Очевидно, что люди тратят не последние деньги.

Дункан Бэйтсон (IC)

Основное правило финансирования в яхтенной сфере: банк не одобрит кредит, если вы действительно нуждаетесь в деньгах. Банки готовы финансировать покупку, только если видят, что для покупателя эта сделка — инструмент для зарабатывания денег. Но мы с вами знаем, что яхты, как правило, приобретают для удовольствия. К тому же яхты со временем теряют в цене. Хотя бывает, что они даже дорожают, например, в результате удачного рефита; но это скорее исключения из правила. Поэтому привлечение заемных средств применяется не так уж часто. Обычно это не больше пяти сделок в год, причем в таких сделках участвуют одни и те же банки. Как правило, объектом такого финансирования являются яхты длиной от 40 метров.

5. Каковы критерии для одобрения кредита и сколько времени это занимает?

Дункан Бэйтсон (IC)

Финансирование привлекается и для покупки брокеражных яхт, и для строительства новых. Банки рассматривают такие сделки не как сделки под залог какого-то имущества (корпуса яхты), а скорее как персональное кредитование. То есть ключевым критерием будет являться не только и не столько способ обеспечения кредита или же репутация страховой компании, страхующей покупателя, а тот факт, пользуется ли покупатель другими инструментами в рамках Private Banking, инвестирует ли он деньги в иные банковские продукты: может быть, является держателем акций или коллекционером предметов искусства и т.  д. Как показатель благосостояния имеет значение объем средств, инвестируемых клиентом в такие инструменты. Это будет главным критерием при работе по кредитованию как с новыми клиентами банка, так и с теми, с кем банк уже имеет длительные отношения. Процесс одобрения кредита зависит от истории ваших отношений с банком и может занять несколько недель. Сначала происходит проверка информации о клиенте в рамках процедуры due diligence, затем 2–3 недели уходят на рассмотрение заявки комитетом банка по кредитованию; в случае одобрения кредита он высылает клиенту формальное предложение по условиям кредита. Если оно устраивает клиента, тогда подключаются юристы для подготовки документов по сделке.

Покупатели суперяхт из России привлекают финансирование довольно часто, хотя в последнее время их активность немного снизилась. Но до 2008  года они, пожалуй, чаще других кредитовались на этом рынке. По моему опыту, с русскими клиентами работают французские банки, например Societe General, а также американские — JP Morgan и другие.

6. Важный момент — передача денег продавцу. Как обезопасить покупателя, чтобы он не остался без яхты и денег?

Тони Аллен (HD)

Привлечение посредника (эскроу) в той или иной форме — единственный эффективный способ. В упрощенном виде это может выглядеть так. Если мы представляем покупателя яхты, то накануне сделки он перечисляет на наш счет сумму в размере стоимости яхты. На следующий день в процессе передачи яхты, когда представитель покупателя на борту подтверждает по телефону юристам продавца и покупателя, что все в порядке, те проверяют документы для регистрации смены собственника и отдают банку распоряжение о перечислении всей суммы с нашего счета на счет юриста продавца. Трансфер между счетами юридических компаний в Лондоне занимает минуты. Одновременно и столь же оперативно реестр производит регистрационные действия по смене собственника. Иногда обе эти процедуры укладываются в четверть часа.

Такой способ нравится не всем клиентам: некоторые чувствуют себя более комфортно, когда деньги до последней минуты находятся на их счете. А поскольку он может быть в банке Австралии, Новой Зеландии, России, перевод денег из одной юрисдикции в другую может затянуться. В это время судно с представителями сторон продолжает оставаться в международных водах, и если перевод денег затягивается, приходится возвращаться в марину, и процедура переносится на следующий день. А тут таможенные органы, увидев, что в документах на яхту уже значится новый владелец, при определенных обстоятельствах могут предъявить требование об уплате НДС… Теперь вы понимаете, почему проще перечислять деньги продавцу через эскроу?!

7. Когда стороны договариваются о продаже яхты в рассрочку, интересы продавца обычно защищены регистрацией ипотеки. Как вы оцениваете риск мошенничества со стороны покупателя, если яхта вдруг исчезает?

Рассел Келли (LA)

Яхты пропадают редко, и чем крупнее судно, тем меньше такой риск. При наличии AIS яхту довольно сложно спрятать, но ее можно перегнать в территориальные воды государств, которые, скажем, покровительствуют подобного рода преступным действиям, и этому не воспрепятствовать. Банки оценивают риски невозврата кредитов при финансировании сделок, и их выводы по большей части основываются на характеристиках бенефициарного владельца яхты, стоящего за компанией, формально владеющей яхтой. Важно понимать, что такой способ обеспечения обязательств, как ипотека, применительно к яхтам скорее теоретический, поскольку, в отличие от объектов недвижимости в Лондоне или, скажем, в Москве, яхта перемещается в пространстве. Так что даже при регистрации залога риски для продавца сохраняются. В подобных ситуациях банки выходят из положения, отслеживая местоположение судна.

Тони Аллен (HD)

Когда не было GPS и AIS, мошенничество случалось, но чаще в страховой сфере. Помню гражданское дело, в котором мы представляли страховую компанию, выступавшую ответчиком по иску владельца крупной яхты. Его, дрейфующего на шлюпке в 20 милях от берега, подобрала береговая охрана. Он рассказал, что на яхте случился пожар и она затонула, а затем потребовал от страховой компании компенсацию, сфабриковав для суда доказательства пожара. Яхту потом обнаружили невредимой в нескольких тысячах миль от того места, где нашли самого владель-ца. Разумеется, в выплате возмещения ему отказали. В настоящее время злоупотребления возможны, пожалуй, только в части отмывания преступных доходов, но мы видим ужесточе-ние международного и государственного регулирования в этом плане. С каждым годом нашим клиентам приходится предоставлять все больше документов, доказывающих легальность их средств. Британское законодательство в этой сфере не самое жесткое, но вы даже не можете себе представить, что творится, когда в сделке участвует клиент из Монако!

8. Вы имеете дело с морскими залогами? В чем их риск?

Рассел Келли (LA)

Существование морских залогов в отношении приобретаемой яхты — тоже риск для покупателя. В отличие от ипотеки, они не регистрируются в судовом реестре, и узнать о них затруднительно, хотя залоги продолжают обременять яхту даже после перехода права собственности к новому владельцу. Лучшим выходом в этом случае будет получение личного поручительства от собственника яхты на покрытие всех расходов, которые может понести покупатель в случае предъявления к нему в будущем требований, обеспеченных морскими залогами.

Важно, чтобы поручителем был именно бенефициарный собственник яхты, а не компания, выступающая формальным собственником и продавцом; как правило, после продажи судна у нее не остается никакого иного имущества. Но даже такое личное поручительство не является панацеей, поскольку нужно еще иметь возможность принудительно исполнить требование из такого поручительства. Иными словами, некий риск убытков для покупателя всегда остается.

Тони Аллен (HD)

Информацию о том, существует ли потенциальный риск морских залогов, можно получить из судовых книг, но к ним, как правило, нет доступа. Иногда это можно узнать из общения сюрвейера покупателя с членами команды, при общении юристов между собой или с продавцом. Бывает, кто-то проговорится — мол, был у нас член экипажа, которому не заплатили... Тогда мы начинаем выяснять обстоятельства случая, чтобы оценить возможные риски.

Как правило, яхтами владеют через корпоративные структуры, и всегда есть вероятность, что после продажи яхты — единственного актива — компания исчезнет. Поэтому лучше получить письменное обязательство бенефициарного собственника покрыть все убытки в случае предъявления такого требования новому собственнику.

Правда, принудить прежнего собственника исполнить взятое им на себя обязательство иногда затруднительно. Если он находится в Великобритании или Франции, то проблемы, скорее всего, не возникнут, а вот если, скажем, в России, — все будет гораздо сложнее. Также иногда удается договориться со страховой компанией о страховании рисков, связанных с правом собственности, но страховщики идут на это крайне неохотно.

9. Что происходит, если покупатель не может погасить долг по кредиту?

Дункан Бэйтсон (IC)

Обычно в таких случаях первым шагом со стороны банка будет проведение переговоров по реструктуризации долга или по предоставлению дополнительного обеспечения (с предоставлением права на обращение на него взыскания во внесудебном порядке, например). Если же все это неприменимо, тогда возможно обращение взыскания на предмет залога — то есть продажа яхты частным образом (через брокера) или на публичных торгах (через суд). Но последнее случается редко: рынок суперяхт довольно узкий, и все движения на нем обычно происходят через брокеров.

10. Вы оказываете клиентам услуги по аресту яхты в другой стране, и часто ли это требуется?

Рассел Келли (LA)

В основном мы оказываем услуги подобного рода на территории Великобритании. Но наша компания является членом международной ассоциации ShipArrested, которая объединяет юристов, специализирующихся на арестах судов по всему миру. Когда возникает необходимость арестовать яхту, скажем, в Панаме или Сингапуре, мы связываемся с юристами из нужной нам юрисдикции, и результат наступает быстро.

Случаев, когда необходимо арестовывать суперяхты, мало — всего несколько в год. Однако это действительно очень эффективная мера, поскольку владельцу яхты обычно не нравится, когда его судно не может покинуть порт.

11. Часто ли в сфере яхтинга для разрешения споров используют арбитраж?

Тони Аллен (HD)

Примерно пятая часть споров в этой сфере рассматривается в арбитражном порядке, и по морским спорам часто обращаются в Лондонскую ассоциацию морских арбитров (LMAA).

Главное преимущество арбитражного разбирательства по сравнению с разбирательством в государственном суде — по сути стороны сами устанавливают правила, по которым будет проходить рассмотрение спора. Но важно не путать арбитражное разбирательство с медиацией и не ожидать от него того же уровня комфорта и дружелюбия. Да, в арбитражном разбирательстве вы можете влиять на то, как будет проходить слушание, но все равно ограничены определенными рамками. Кроме того, арбитраж всегда обходится дороже: в государственном суде вы платите пошлину за рассмотрение дела, а при обращении к арбитру оплачиваете не только пошлину за администрирование дела, но и гонорары арбитрам. Зато несомненный плюс арбитража — конфиденциальность: вы можете быть уверены, что подробности процесса не попадут в прессу, которая при разбирательстве в государственном суде может присутствовать в зале.

12. В вашей практике встречаются споры, связанные с невыплатой зарплаты экипажу?

Тони Аллен (HD)

Такое случается нечасто. При продаже яхты продавец обычно получает расписки членов команды об отсутствии к нему непогашенных требований и передает их покупателю. Бывает, такие расписки предоставляют менеджер яхты или реестр, где зарегистрирована яхта, и покупатель спокоен.

Но иногда возникают споры из-за незаконного увольнения, причинения вреда здоровью и т.  п. В таких случаях проблема возникает уже на стадии установления, к компетенции какого суда относится спор: владелец может проживать в Великобритании, команда — во Франции, а яхта — находиться под флагом Каймановых островов. По идее, в такой ситуации спор должен рассматриваться в суде Каймановых островов, однако французские суды распространяют свою компетенцию на подобные споры в случае, если лодка продолжительное время находится во французских территориальных водах либо команда проживает не на борту яхты, а в гостинице на берегу.

Подобные дела редко доходят до суда, поскольку бывший сотрудник понимает, что в случае проигрыша он должен будет компенсировать судебные издержки судовладельцу. Кроме того, появляются серьезные репутационные риски, поэтому если к нам обращаются клиенты с претензией к своим бывшим работодателям, мы рекомендуем решить вопрос через процедуру медиации, привлекая в качестве медиатора, например, агентство по подбору экипажа, которое их устраивало на работу. Обычно такой подход дает положительный результат.

13. Как обстоит дело с договорами совместного владения яхтой? 

Тони Аллен (HD)

Исторически сложилось, что право собственности на судно может быть поделено на 64 доли. Однако в современном мире яхтами владеют, как правило, через корпоративные структуры, поэтому ситуация с несколькими собственниками обычно разрешается через пропорциональное распределение акций компании, владеющей всеми долями в праве собствен-ности на яхту. Между собственниками заключается акционерное соглашение, а не соглашение о совместном владении, и чаще всего это касается коммерческих яхт.

14. Расскажите об участии компании в покупке верфи Fairline российским инвестором. 

Рассел Келли (LA)

Верфь Fairline обанкротилась, и к нам обратился российский инвестор за оказанием юридической поддержки в приобретении верфи. Над проектом работали специалисты из морского подразделения компании в тесном сотрудничестве с юристами практики коммерческого права. В этом преимущество крупных юридических фирм, позволяющее вести сложные дела на стыке различных сфер. По тем же соображениям к работе над трудовыми договорами с экипажем суперяхт мы привлекаем специалистов нашей практики трудового права. Один человек не может знать все, но если у вас несколько специалистов в разных отраслях, даже самая сложная задача становится посильной.

15. Какое дело вы считаете самым необычным в вашей практике?

Рассел Келли (LA)

Пожалуй, самым интересным для меня было судебное разбирательство столкновения яхты с паромом, где размер исковых требований составлял миллионы евро.

Парадоксально, но окраска корпуса и надстройки суперяхт значительно отличается от таковой на крупных судах и на порядок дороже. Однако страховая компания, вовлеченная в то дело, не понимала этого нюанса, и для них заявленный владельцем яхты размер ущерба выглядел абсурдным.

Тони Аллен (HD)

Из соображений конфиденциальности я не стану приводить примеры, но опишу в общих чертах. Вопреки стереотипу, будто морские юристы занимаются только бумажной волокитой, наша работа на самом деле интересная и разнообразная. Чего только ни происходит на яхтах: люди на борту женятся, разводятся, делят яхту вместе с остальным имуществом, приобретают предметы искусства или вертолет в придачу! Все это тесно связано с судном, но уводит вас из области морского права в иные сферы. Нередко возникают вопросы уголовного права: скажем, разлив топлива, постановка на якорь в акватории кораллового рифа или какое-либо правонарушение, совершенное членом экипажа. Добавьте сюда еще и трансграничный аспект нашей работы, когда приходится искать местного юриста, скажем, в Тринидаде и Тобаго, Австралии или Исландии. Без наработанной базы контактов и личных знакомств тут не обойтись.

16. Как избежать конфликта интересов при узком рынке?

Тони Аллен (HD)

Это больной вопрос. Еще несколько лет назад, если клиент настойчиво просил оказать ему юридические услуги, зная, что мы уже представляем вторую сторону конфликта, приходилось уступать: поручать представлять интересы сторон разным офисам и разным специалистам в рамках единой компании, обеспечивая при этом жесткий контроль за соблюдением конфиденциальности для всех участников. Теперь мы работаем по принципу «кто успел, тот и съел», то есть представляем только того, кто первым к нам обратился.

Яхты

Majesty 62

На выставке Dubai International Boat Show 2018 прошла мировая премьера моторной яхты Majesty 62 верфи из Эмиратов Gulf Craft. Чем же новинка удивила посетителей?

Новости

Экстрим и музыка на Волге

Крупнейший фестиваль экстремальных водных видов спорта и музыки "Русская волна" завершился на Верхней Волге, в Тверской области.

Стиль жизни

В добрый путь, яхтсмены!

7 июня в Санкт-Петербурге состоялось торжественное Открытие яхтенного сезона-2018.
По теме

Глянцевый мусор

Один из дней выставки яхтенного оборудования METS в Амстердаме был посвящен обсуждению утилизации стеклопластиковых судов. Проблема уже давно привлекает всеобщее внимание, и за последние годы в этом направлении дальше всех продвинулись Франция и Швеция.

Что мы давеча шумели?

В этом году, на выставке SPIBS, руководители ряда яхт-клубов и яхтенных стоянок Санкт-Петербурга, Москвы и других регионов совместно с яхтенными дилерами обсуждали сложившуюся ситуацию и перспективы развития этого важного кластера яхтенной инфраструктуры. К чему же пришли?

Дуга окружности

Компания Rafnar создала уникальный корпус, используя идеи изобретателя позапрошлого века.

Яхта: Мечты и реалии

Даже при наличии средств на покупку лодки, даже посещая все значительные яхтенные выставки, регулярно читая статьи в яхтенных журналах, посоветовавшись с друзьями и неоднократно побывав на их лодках, сделать правильный выбор — дело непростое. Тут нужны реальные помощники.