В гостях у Sarins Båtar

В наступившем году исполняется полвека верфи Sarins Båtar, производящей в городе Кокколе финской провинции Остроботния моторные лодки под брендом Sargo. Эта верфь до сих пор является фамильным бизнесом; сейчас ею управляет уже второе поколение семьи.

MBY протестировал все лодки верфи, которые прежде назывались Minor, а теперь именуются Sargo, редакция хорошо знакома с руководством верфи. А поводом для этой публикации стало недавнее присуждение модели Sargo 33 премии Best of Boats Award — премии, которой удостоились всего пять построенных в Европе лодок. О том, как все начиналось и к чему пришло, рассказали MBY братья Томас и Йоханнес Сарин.

• Как появилась верфь и какие модели выпускали в то время?

Томас. Все началось еще до того, как наш отец основал Sarins Båtar. Он работал на верфи Nautor’s Swan, строил там парусные яхты и принимал участие в создании самой первой Swan в 1966 году. Когда ее строили, искали подрядчика, способного делать хорошие интерьеры. Так спустя год отец и открыл свое дело — всего с тремя сотрудниками начал делать интерьеры для Nautor’s Swan.

• А когда появились сами лодки?

Йоханнес. Через пару лет Nautor’s Swan организовала свое столярное производство, и отец решил строить лодки из стеклопластика. В то время этот материал был абсолютно новым, во всяком случае в Финляндии. Начинал отец с небольших парусных яхт и сам принимал участие в регатах. А в 1976 году построили первую моторную лодку типа aft cabin — с каютой в корме.

Сверху вниз: Эди Сарин, основатель верфи: «Полвека назад я начал создавать интерьеры лодок, затем построил свою первую деревянную лодку. И до сих пор мы следуем концепции бескомпромиссного качества». Томас Сарин (справа) с немецким дилером Sargo с призом Best of Boats Award, полученным за модель Sargo 33.

• Но это совсем другой тип, нежели то, что вы делаете сейчас…

Т.  Этот тип и тогда был непривычным: никто не строил такие лодки, где вся носовая часть оставалась свободной — для отдыха, рыбалки. Многие считали, что это некрасиво и ходить такая лодка не будет. Но отец стоял на своем, и в итоге у него стали заказывать все, что верфь могла построить. Так что лодка aft cabin обеспечила верфи хороший старт на рынке.

• А когда начались «морские внедорожники»?

Й.  Первым в начале 1980-х годов появился Minor 700 — действительно серьезная мореходная лодка нового типа. Ее выпускали до середины 1990-х годов.

• Вы, думаю, выросли на верфи? Как проходит детство среди лодок?

Т.  Мы действительно выросли на верфи. Это нормальное явление, когда вся семья занимается общим делом. С двенадцати лет мы все должны были что-то делать в выходные и летом, например, помогать с уборкой, а с пятнадцати уже работали на сборке лодок.

• Какие-нибудь случаи из того времени запомнились?

Т.  Некоторые вещи запоминаются навсегда. Однажды на верфи делали огромный киль для парусной лодки — нужно было залить его свинцом, но от излишнего нагрева плавильная форма разрушилась, и свинец залил все вокруг. Первая мысль была: «Боже, что мы будем со всем этим делать?!». В 1978 году мы пережили пожар — выгорела половина верфи. Такое не забывается.

• Когда вы приняли управление компанией от отца?

Й.  Томас вернулся в Кокколу в 1997 году, до этого он работал капитаном на юге Испании. Я вернулся позже, в 2007 году. А в 2009 году к нам присоединился наш брат Дэвид.

• Как вы делите обязанности в компании между собой?

Т.  Йоханнес занимается финансами, Дэвид — производством, а я — генеральный директор.

• Уже известен финансовый результат по итогам 2016 года?

Й.  По данным сентября в конце года у нас небольшое увеличение продаж, а в будущем году мы ожидаем рост на 10–15%.

• Несколько лет назад вы сменили название лодок с Minor на Sargo. Как вам результат?

Т.  Мы над этим думали лет десять. Смена названия произошла в 2014 году, а готовиться мы начали за два года до этого. Нужно было учесть все, чтобы фактически «сменить декорации за одну ночь». Сейчас уже понятно, что новый бренд лучше — лодок продается больше. Так что это было правильное решение.

Сверху вниз: В эллинге нового производства, где выпускают модели Sargo 33 и Sargo 36. Столярный цех выпускает обстройку и мебель для всех моделей линейки Sargo.  Интерьер рубки-салона Sargo 33

• Все мощности загружены или есть «слоты» для клиентов, желающих получить лодку к лету?

Т.  Ребрендинг компании действительно повлиял на рост интереса к катерам Sargo. Верфь забита заказами, сейчас бронируются «слоты» с поставкой лодок на сентябрь 2017 года.

• Вы планируете расширять производство?

Й.  За три года хотим увеличиться на 30% — строим новую производственную площадку в Кокколе, у воды. Возможности для роста есть: если мы продаем больше лодок, то должны больше их строить. Sargo — это произведение искусства, для создания которого нам нужны лучшие люди и возможности. У нас нет задачи быть самыми крупными производителями, цель — быть лучшими.

• Какая модель сейчас является бестселлером?

Й.  Sargo 33 продается очень хорошо, построено уже 16 корпусов. Меньшие модели длиной 28 и 31 фут — тоже, их продано даже чуть больше.

• Как часто появляются новые модели или происходит рестайлинг старых?

Т.  Запуская новую модель, мы рассчитываем производить ее лет пять, прежде чем что-то менять. Спустя пять-семь лет, в зависимости от динамики продаж, делаем ей face lifting, после чего еще такой же срок она может пользоваться спросом.

• Недавно Sargo 33 получила премию BOB Awards в номинации «Лучший семейный круизер Европы». Что для вас это значит?

Т.  Конечно, мы были счастливы приехать в Берлин и получить премию. Представительное жюри, журналисты из 17 стран… Мы не ожидали этого, хотя… Всегда, когда делаешь новую модель, стараешься сделать все по максимуму и надеешься на успех. Опрашиваешь клиентов, дилеров, продумываешь каждую деталь. Мы сами много времени проводим на разных лодках, отмечаем, что можно сделать лучше, и всегда внимательно выслушиваем мнения клиентов насчет того, чего бы им хотелось.

• Можете припомнить какую-нибудь давнюю модель, которая до сих пор на воде?

Й.  Старейшая наша лодка — самая первая, которую построил еще из красного дерева наш отец. Когда мы отмечали 40-летие верфи, нашли эту лодку и выкупили ее для компании. Она по-прежнему в хорошем состоянии, мы ее используем — по сути, это единственная наша личная лодка. (Смеются.)

Сверху вниз: Флагман линейки Sarins Båtar — модель Sargo 36. Sargo 33, обладатель приза Best of the Boats Award 2016

• 50-летие — большая дата. Будут сюрпризы для клиентов? Например, выпуск 50-футовой модели?

Т.  Конкретных планов по строительству более крупных лодок у нас пока нет. Но специальные модели обязательно будут. К концу года собираемся провести на верфи маленькую юбилейную вечеринку… а, может, и большую! Потому что 50 лет — это действительно очень много. За эти годы случались и очень хорошие, и непростые времена, особенно в период кризисов — это всегда приводит к снижению продаж. Но ведь это бизнес — тут все что угодно может случиться в любой момент.

• Российский яхтенный рынок сейчас довольно «медленный». Как выглядит ваша стратегия работы здесь?

Т.  Российский рынок для нас практически «домашний»: он близок географически, климат и условия навигации очень похожи на финские. Так что для компании присутствие на этом рынке очень важно. У нас достаточно тесные деловые отношения и активное общение с российским дилером — компанией Jonacor Marine. Есть запросы и интерес к нашим функциональным и мореходным лодкам, хотя не такие активные, как хотелось бы. Поэтому мы много обсуждаем стратегию продаж: на каких выставках присутствовать, какие модели и возможности предлагать российским клиентам. У них бывают особенные требования, но нас это не пугает: Sarins Båtar — небольшая компания, и мы готовы максимально индивидуализировать наши лодки. 

Новости

Благотворительная регата Bart’s Bash

23 сентября в московском Royal Yacht Club в пятый раз прошла благотворительная регата Bart’s Bash.

Новости

Вечера Чайковского в ресторане «Европа» Гранд Отеля Европа

Изысканный ужин в сопровождении классической музыки и балета станет незабываемым впечатлением о пребывании в Гранд Отеле Европа.

Стиль жизни

Недремлющее око

Красота и сияние кожи, отличное настроение, бодрость духа и готовность к покорению новых вершин, начинается с чистого и увлажненного воздуха.
По теме

Made in Italy

Что стоит за уcпехом Azimut Benetti Group? Первоклассные проекты, внимание к разным рынкам и, конечно, амбициозные планы, которые имеют свойство осуществляться.

Сервис, покраска и не только

Верфь Monaco Marine La Ciotat, одна из крупнейших в Средиземноморском регионе, отчиталась об успехах за предыдущие полтора года. Компания строит крытые корпуса для покраски суперяхт, организовывает соревнования и выходит на новый уровень общения с клиентами.

Флагман

Прочный, всепогодный, быстрый, да еще с двумя каютами… Новый XO 360 по праву займет место во главе флотилии финских лодок ХО.

Курс на закат

Трудно поверить, что мы доживем до того времени, когда на Белом море появится цивилизованная яхтенная инфраструктура. А пока эту удивительно красивую акваторию осваивают пионеры-одиночки на финских «морских внедорожниках».