В печать!

3D-печать в судостроении не просто возможна: эта прогрессивная технология может даже поменять «правила игры».

Кто может сказать, какой очередной технологический прорыв готовит судостроение? Недавно мы обсуждали распространение Large Module Build — процесса изготовления интерьера (модуля) яхты вне корпуса на единой стеклопластиковой платформе, с тем чтобы готовый модуль монтировать в корпусе. Но этот процесс — лишь логическое развитие существующих метода и технологии; гораздо больше впечатляет попытка внедрения 3D-печати, предпринятая Hanse Yachts. Хотя технология пока находится в фазе тестирования, Hanse соорудила гигантский 3D-принтер и применила его для печати корпуса небольшой парусной яхты. Наряду с парусниками концерн выпускает моторные круизеры Sealine, и ничего не мешает применить для них эту технологию.

В настоящее время проводятся исследования на тему использования натуральных материалов, например пеньки и сизаля, для армирования композитов в качестве альтернативы искусственному волокну. Преимущество — возобновляемый ресурс. И вот интересный факт: Hanse использует печатную смесь, содержащую в полимерном связующем 60% переработанного древесного волокна.

Давайте на чистоту! Пресс-релиз на тему 3D-печати, который мы получили от Hanse, был замаскированной первоапрельской шуткой: тот, кто считает, будто немцы лишены чувства юмора, ошибается. Но идея 3D-печати в судостроении заслуживает внимания. Так же, как огромные станки с ЧПУ, которые уже широко используют для изготовления болванов корпуса и палубы путем фрезерования, жесткая конструкция 3D-принтера с движущейся головкой дает достаточную точность, и размер отдельной установки не имеет ограничений. Я слышал о станке с ЧПУ без козловых конструкций: вместо этого по полу ангара перемещается самоходное шасси, а необходимую точность (до микрона) обеспечивает система лазеров на основе триангуляционного метода.

Печать на 3D-принтере матриц деталей внутреннего насыщения лодок позволит верфям легко менять опорные конструкции для двигателей и встраивать дополнительное оборудование 

Печать матриц деталей внутреннего насыщения корпусов на 3D-принтере позволит верфям легко менять опорные конструкции для двигателей и встраивать дополнительное оборудование. А вот широкого использования 3D-печати для создания корпусов, честно говоря, я пока не предвижу. По своей природе материал, который выходит из-под печатающей головки, изотропный, имеющий одинаковые физические свойства во всех направлениях. И хотя это может устроить создателей элитарных часов Panerai (недавно там на 3D-принтере напечатали титановый часовой корпус), для надежного яхтенного корпуса на самом деле требуются высокопрочные однонаправленные волокна или тканые материалы. В теории 3D-печать корпусов осуществима, ведь есть технология нанесения смеси рубленого ровинга и смолы в матрицу (изотропная конструкция), но по многим причинам ее можно счесть устаревшей.

Мне доводилось видеть 3D-печать для производства матриц деталей внутреннего насыщения и элементов усиления конструкций, повышающую гибкость производства. Некоторые верфи могут себе позволить несколько матриц для изготовления различных планировок. С напечатанными на 3D-принтере матрицами верфь в состоянии изготавливать детали под выбранную компоновку, менять фундаментные конструкции, обеспечивая установку требуемых двигателей, и даже точно по месту формовать гнезда/каркасы для опциональных устройств и систем типа воздушного кондиционирования.

Этот процесс не обязательно должен иметь формат «все или ничего»; добавление локальных печатных фрагментов к стеклопластиковому основанию — тоже вариант. Приборная панель — другая область, которая поддается 3D-печати. Верфи в состоянии изготовить такую изящную конструкцию и точно соблюсти требования по размещению картплоттеров и прочих разнообразных приборов.

Как часто бывает с инновациями, пока эти технологии выглядят немного фантастическими. Но кто мог представить чуть больше десяти лет назад, что сотни серийных лодок будут оснащать днищевыми колонками вместо проверенных веками гребных валов и винтов?

Новости

Пятый этап Sochi Winter Cup

Совсем скоро, 2 марта, в яхтенном порту «Имеретинский» в Сочи стартует пятый этап зимней серии регат Sochi Winter Cup.

Новости

Российская премьера Lamborghini SSUV Urus

Компания «АВТОDOM» — официальный дилер Lamborghini в России и давний партнер журнала MBY Russia — сообщила, что 15 февраля в Музее Москвы состоялась российская премьера Lamborghini SSUV Urus.

Новости

На Vene Bat названы Лодки Шоу

В рамках прошедшей в столице Финляндии международной выставки Helsinki Boat Show в 20-й раз были выбраны лучшие лодки шоу.
По теме

Заветные бухты

Нейл Мак Эван, капитан: «Если знать места, посещение боат-шоу в Каннах и Монако можно легко совместить с отдыхом вдали от туристических толп».

Дуга окружности

Компания Rafnar создала уникальный корпус, используя идеи изобретателя позапрошлого века.

Запрет на антифоулинг?

Опрос показал, что жесткие ограничения могут отвратить людей от яхтинга.

На RIB’е за рыбой

Людям свойственно развиваться, и развитие в любимом хобби — дело обычное. Начиная с простейших снастей для поимки самых распространенных особей рыбьего мира, рыболовы постепенно «обрастают» современными снастями, приманками и, конечно, плавсредствами. Как следствие, меняются и результаты.