От барж до суперяхт

Все наши статьи, посвященные яхтенным верфям, — по сути, истории успеха. Это рассказы о том, как упорный труд, бережно хранимые традиции и трезвый расчет позволяют большим и маленьким компаниям не просто существовать, но эффективно эволюционировать и подниматься наверх. Голландская верфь Van der Valk, без сомнения, входит в когорту лидеров своего сегмента, а история ее развития может стать дидактическим примером для будущих поколений судостроителей.

Как все начиналось

Официально годом рождения бренда Van der Valk считается 1968-й — год, когда в Нидерландах появилось цветное телевидение, а в США телеэкраны показали первую передачу Жака-Ива Кусто о тайнах подводного мира. Именно тогда молодой человек по имени Вим Ван дер Валк основал верфь, имя которой впоследствии получило известность далеко за пределами крохотной аграрной страны. Вместе с братом они работали в компании отца, которая поставляла удобрения для садоводческих хозяйств, на небольших баржах доставляли грузы по разветвленной сети рек и каналов и в какой-то момент приобрели такое судно для собственных нужд. Смастерив металлическую надстройку с иллюминаторами, братья начали использовать баржу для отдыха, и довольно скоро к ним стали обращаться сначала знакомые, а потом и посторонние люди с просьбой построить такую же «яхту». Отказываться было глупо: финансовые риски и конкуренты практически отсутствовали, и Вим Ван дер Валк с головой окунулся в дело всей своей жизни.

Вим Ван дер Валк

основатель и владелец верфи

Как и многие голландские верфи, его компания специализировалась на тихоходных стальных судах для рек, озер и каналов, коим в Нидерландах несть числа. Довольно скоро ей удалось достичь огромных для своего времени масштабов производства ­— около 55 корпусов длиной 12–13 м ежегодно. Наиболее предприимчивые клиенты заказывали сразу по 4–5 лодок, чтобы еще в процессе строительства продавать их с наценкой тем, кто хотел получить яхту быстрее.

«Время от времени нам звонят люди, желающие купить Van der Valk на вторичном рынке, и просят проверить подлинность яхты, — рассказывает Ёри Бийкер, менеджер по маркетингу. — Дело в том, что на пике спроса верфь строила корпуса и надстройки на продажу, а клиенты уже достраивали суда самостоятельно. Бренд был настолько популярен, что появлялись и откровенные подделки. Но, несмотря на возраст, Вим Ван дер Валк помнит каждую лодку, и даже если у нас нет возможности проверить номер корпуса, легко определяет подлинность яхты по интерьерам».

Брам Колтьес

руководитель производства Van der Valk

«Одной из самых необычных наших яхт, на мой взгляд, стала лодка с богатыми интерьерами в золоте, которую мы показывали в Каннах два года назад. Это самое экстравагантное судно, которое я видел за свои 17 лет работы на верфи — шик и только! Пусть такое оформление и не в моем вкусе, но результат действительно потрясающий!»

В середине 1980-х Van der Valk начала работать с алюминием, запустив линейку Vitesse; сегодня быстроходные яхты из легкого сплава составляют костяк ее флота. За последние 10 лет компания значительно расширила модельный ряд (яхты от 15 до 40 м) и выстроила его в несколько линеек. За классической линейкой судов с кормовой каютой Continental I, которая в первую очередь была адресована немцам и голландцам, бороздящим внутренние воды Европы, последовала линейка флайбриджных Continental II. Эти быстроходные лодки уже все чаще «прописываются» на Средиземном море, а логическим продолжением их «миграции» стали крупные океанские модели Continental III с поднятой ходовой рубкой (RPH). Наконец, не так давно Van der Valk ступила на территорию яхт траулерного типа: первенцем явилась 37-метровая Santa Maria T.

Всего же за свою историю верфь построила более 1200 яхт, среди которых были даже три парусные, и почти все эти суда находятся на воде, активно осваивая акватории Мирового океана.

Сверху вниз: Van der Valk входит в число самых уважаемых голландских брендов. Верфь во многом развеяла миф о том, что крупные стальные яхты не могут быть быстроходными и вместе с тем относительно экономичными. Проект 38-метрового эксплорера Continental V, разработанный совместно с Гвидо де Грутом.

Смелость встать на «ноги»

Одним из знаковых событий в биографии Van der Valk стало сотрудничество с Volvo Penta в тот момент, когда шведская компания пыталась растормошить инертный яхтенный мир своими инновационными днищевыми колонками IPS. Пока консерваторы осыпали IPS критикой, Van der Valk первой среди европейских верфей начала смело ставить на свои яхты по три и даже четыре «ноги» с тянущими винтами. Это был не просто красивый эксперимент: с тех пор верфь задействовала около 65 установок IPS, построив четыре «четвероногие» яхты и еще дюжину с тремя колонками.

«Первую лодку с “четверкой” IPS Вим Ван дер Валк изначально строил для себя, в том числе чтобы использовать ее для демонстрационных целей, — вспоминает руководитель производства Брам Колтьес, — а такую же вторую сразу заказал его приятель из Англии. Так вышло, что первый экземпляр ушел клиенту; яхта безотказно служит ему уже много лет и этой зимой прибудет к нам для рефита».

По мере развития модельного ряда инженеры ограничили использование IPS: их применяют только на яхтах длиной до 25 м, поскольку эти пропульсивные установки довольно чувствительны к изменению веса судна. На более крупных яхтах интерьеры, дополнительное оборудование и водные «игрушки» могут увеличить водоизмещение на 20 тонн, что требует более мощных моторов и, соответственно, использования валов.

В общем случае верфь строит суда по требованиям СЕ, однако при необходимости легко подводит их под стандарты МСА, Lloyd’s и других классификационных обществ. Van der Valk готова адаптировать свои яхты под требования любого регистра, включая российские Морской и Речной, если заказчик готов за это платить.

«Это легко устроить, — говорит Брам Колтьес. — Как правило, регистры общаются между собой, один и тот же сюрвейер может инспектировать строящееся судно на соответствие разным стандартам. Тут лишь вопрос дополнительных денег».

Сверху вниз: Траулерная яхта Continental IV 28.00 RPH. Старшие модели Van der Valk — это самые настоящие суперяхты в полном смысле слова. Интерьер салона яхты Alisa (Continental II, 23 м) из пенсильванского ореха.

Особая порода

По словам представителей верфи, клиентов Van der Valk нельзя однозначно отнести ни к лагерю консерваторов, ни к числу модернистов. Главное, что их объединяет, — большой морской опыт. Все они проводят массу времени на воде и, приходя за новой яхтой, четко понимают, что хотят получить. Новички покупают Van der Valk относительно редко, может быть, одну лодку из десяти.

«Сегодня в Европе успешный юрист или, скажем, нотариус не может позволить себе такую яхту, но раньше это было возможно, — поясняет Ёри Бийкер. — Они копили деньги, постепенно меняли модели на более крупные, и перед выходом на пенсию их последними лодками становились именно яхты Van der Valk. К этому моменту у людей были максимальные накопления, и они понимали, что потратить их нужно на судно, которое прослужит им всю оставшуюся жизнь. Теперь ситуация поменялась: наши клиенты стали моложе, но все равно новичков без яхтенного опыта среди них практически нет».

Другая отличительная особенность верфи в том, что она не привлекает известных дизайнеров, чтобы использовать звучные имена для повышения продаж.

«Производители, которые идут этим путем, как правило, не имеют четко выстроенной линейки яхт, — поясняет Брам Колтьес. — А мы хотим сохранить характерный и легко узнаваемый облик наших лодок, чтобы любой хотя бы немного разбирающийся в яхтах человек всегда мог узнать их издалека. Конечно, если клиент приходит к нам со своими идеями или приводит своего дизайнера, мы начинаем работу над проектом, но в процессе все же стараемся сделать так, чтобы получилась настоящая, в нашем понимании, яхта».

Кстати, именно так в 2012 году начались отношения Van der Valk с дизайнером Гвидо де Грутом. Тогда в производстве «завис» 26-метровый корпус типа RPH, который некоторое время не удавалось продать. Внезапно появился клиент из России, желавший быстро купить яхту. Классический дизайн предложенной лодки его не очень устраивал, но требовалась именно Van der Valk, и других вариантов не было. Он вернулся домой, и спустя два дня на верфь позвонил Гвидо де Грут, получивший заказ на рестайлинг надстройки. Дизайнер предложил пять вариантов, совместно был выбран итоговый, и с тех пор верфь и бюро Guido de Groot живут в счастливом партнерстве.

Сверху вниз: Интерьер яхты Santa Maria (Continental IV, 36 м) из красного дерева и мадроны (земляничного дерева). Диван и стол из беленого дуба в кормовом кокпите яхты Jangada (Continental III, 25 м). 

О связях с Россией

В XXI веке Van der Valk существенно нарастила длину выпускаемых судов, прочно заняв свою нишу в нижнем сегменте суперяхт (до 40 м), и важную роль в этом прорыве сыграли заказчики из стран бывшего СССР. По словам представителей верфи, до кризисного 2014 года 95% своих яхт Van der Valk строила исключительно для клиентов из России и Украины.

«Изначально мы начинали работать с компанией “Панавто”, выступавшей нашим брокером по России, а в Санкт-Петербурге бренд тогда представляла Holland Yachts, — рассказывает Брам Колтьес. — В то время клиенты, понимавшие преимущества голландских яхт, приходили к нам в основном через брокеров. Но потом ситуация изменилась, люди чаще стали обращаться напрямую, и мы наняли русскоговорящих сотрудников».

Даже сейчас половина всех яхт, которые выпускает верфь, строится для заказчиков из России, причем весьма важным фактором является высокий процент возвращающихся клиентов, которые приходят за более крупными лодками. «В прошлом году клиент заказал у нас 37-метровую модель, после того как 11 лет владел яхтой Van der Valk длиной 20 метров и получал от нее огромное удовольствие, исходив все Средиземное море, — поясняет Брам Колтьес. — Именно поэтому из года в год мы продолжаем участвовать в Московском боат-шоу, где есть удобная возможность не столько привлечь новых людей, сколько пообщаться с существующими клиентами. Продаж со стенда там почти не бывает, но их нет и на Каннском яхтенном фестивале. Это не повод отказываться от участия в выставках, ведь люди приезжают туда выбирать яхту и, вполне вероятно, позже они придут именно к нам».

Ёри Бийкер

менеджер по маркетингу

«Мы проявляем высокую гибкость не только в отношении интерьеров, когда клиенты выбирают один из готовых вариантов оформления или полностью создают собственный стиль, но и в плане наружного дизайна. Например, сейчас мы строим «гибрид»  на платформе Continental II с надстройкой Continental III».

В ногу со временем

Главным событием для верфи в этом году стало получение разрешения на возведение новых производственных мощностей рядом с существующими эллингами неподалеку от дома Вима Ван дер Валка в центре Валвейка (Южная Голландия). Компания планирует сделать ангар (42 × 42 м), который будет в полтора раза выше существующих. Это позволит не только комфортно строить суда длиной до 40 м, но и реализовывать четырехпалубные проекты. К новому году здание будет введено в эксплуатацию. Книга заказов верфи уже полностью расписана до следующего лета, однако новое здание даст возможность заложить еще один или два корпуса, которые будут завершены в 2018 году.

Если честно, продуктивность Van der Valk впечатляет: 37-метровое судно semi custom верфь способна построить всего за 18 месяцев — выдающийся результат для относительно небольшой компании, где всего 35 штатных сотрудников.

«Все этапы строительства проходят на верфи в одном и том же месте, — говорит Брам Колтьес. — Хотя большинство работ выполняют субподрядчики, собственный менеджмент производства и контроль качества позволяют получить превосходный конечный продукт. Даже в Голландии верфей с таким подходом не так много. Он облегчает задачу не только самой компании, но и клиентам, поскольку в такой ситуации нам гораздо легче вносить изменения в проект по ходу его выполнения».

Сейчас, когда заказчики по-прежнему хотят получать свои яхты как можно скорее, Van der Valk закладывает корпуса еще до их продажи, что экономит покупателям минимум полгода. В финансовом отношении риски у верфи минимальные, так как стабильный спрос не дает готовым корпусам простаивать в эллингах в ожидании клиента. Не задерживаются яхты и на вторичном рынке: если прежние владельцы сдают их в трейд-ин или просят верфь помочь с продажей, то лодки находят новых хозяев максимум за три месяца. Рефит — одно из направлений, которые Van der Valk сейчас интенсивно развивает, поскольку столкнулась с тем, что многие владельцы до сих пор не знают о доступности такой услуги на верфи или ошибочно полагают, что она неоправданно дорогая.

Сверху вниз: Классический интерьер салона, выполненный в красном дереве. Салон и камбуз представленной в Каннах яхты Grey Falcon. Вариант отделки салона в стиле минимализма.

Курс на будущее

Вектор развития компании и по сей день задает сам Вим Ван дер Валк. Сейчас ему 71 год, но он по-прежнему является основной движущей силой бренда. Этот человек часто уходит из офиса последним, а многие сотрудники считают его настоящим отцом компании и проявляют к нему сильную личную преданность.

«Вим Ван дер Валк теперь внимательнее прислушивается к молодому поколению и намного больше открыт для новых идей, чем, например, десять лет назад, — вспоминает Брам Колтьес. — И продолжает следовать своей цели, стремясь обеспечить процветание верфи на следующие сто лет».

Сейчас на верфи Van der Valk строится великолепный 28-метровый траулер, у которого пока нет владельца. И если судно не купят в ближайший год, оно станет той самой «пенсионной» яхтой Вима Ван дер Валка. Вот только дела в компании идут хорошо, ее лодки не застаиваются на складе, и каждый раз Вим Ван дер Валк в шутку сетует на менеджеров по продажам за то, что они в очередной раз лишили старика собственной яхты.

Ян-Виллем Виссерс

руководитель отдела продаж судовых двигателей Volvo Penta в Европе

«Хорошие отношения с Van der Valk у нас установились задолго до того, как верфь начала ставить на свои яхты IPS. Вим Ван дер Валк хотел видеть новую модель Continental II инновационной, быстроходной и вместительной. Мы предложили ему эффективное решение: четыре IPS, смонтированные в корме, освобождали место в центральной части корпуса для жилых помещений и обеспечивали высокую скорость. Первая яхта развивала 27–28 узлов, что для верфи стало новым рекордом.

Однако проектирование и строительство судов с такими скоростными показателями требует особого внимания к расчету положения центра тяжести. Верфи пришлось учиться жить по новым законам, где значение имеет каждый килограмм. Поначалу контролировать вес было непросто, так как у заказчиков кастомных судов всегда много пожеланий, и с первым корпусом нам пришлось повозиться.

Разумеется, когда столь уважаемая верфь совершила подобный прорыв, другие производители поспешили последовать ее примеру. В судостроении, как и во многих других областях, есть пионеры и последователи. Так вот Van der Valk была и остается в числе пионеров индустрии, особенно в сегменте яхт с корпусами переходного типа и днищевыми колонками».

Текст Антон Черкасов-Нисман 

Фото Van der Valk

Новости

Не отпускайте лето

Турецкий Бодрум хорош не только летом, но и с приходом первых холодов.

Новости

Российские катера — в шорт-листе Best of Boats!

Впервые за время существования премии Best of Boats Award в число финалистов вошли лодки российского производства.

Стиль жизни

Осень в Петербурге: пять причин влюбиться

Консьержи петербургского «Гранд Отеля Европа» назвали целых пять причин, по которым стоит купить билет на "Сапсан" и отправиться в Северную столицу.
По теме

Дебют

В сентябре состоялась мировая премьера: верфь Sunseeker Yachts подготовила сногсшибательную новинку с огромным потенциалом индивидуализации — Sunseeker 95 Yacht.

Заветные бухты

Нейл Мак Эван, капитан: «Если знать места, посещение боат-шоу в Каннах и Монако можно легко совместить с отдыхом вдали от туристических толп».

Неведома зверушка

Не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка… Именно эта пушкинская строка приходит в голову, когда начинаешь знакомиться с новым проектом Cross Over, который совсем недавно представило голландское конструкторское бюро Vripack. О том, что такое Cross Over, рассказывает Барт Баухаис, креативный директор Vripack.

Тест в Зазеркалье

В Каннах эта яхта неизменно производила эффект шоу-стоппера, в первую очередь благодаря зеркальному остеклению надстройки. Тестируем новую модель Absolute 60 Fly.