Свет моей яхты

В плеяде лидирующих мировых верфей, которые выпускают суперяхты, наметилась некоторая специализация. Одни делают ставку на интенсивное использование стекла, другие экспериментируют с металлом, а вот компания Oceanco, по-видимому, претендует на статус магистра магии света.

Рождение «Лунного камня»

На весенней выставке суперяхт в Дубае Oceanco публично представила весьма необычный проект Moonstone — 90-метровую яхту со светящимся корпусом. «Подумаешь, светящийся корпус!», — скажет скептически настроенный читатель. Но за очевидным эффектом такого дизайнерского хода стоят глубокие конструкторские изыскания и непростой синтез передовых технологий.

Идея создать непохожую на другие суперяхту родилась у дизайнера Питера ван Гиста еще в мае 2011 года, только сначала и речи не было о светящемся корпусе. Спустя полгода он связался с Тифайн Трейнс из компании Temeloy Advanced Lightning Systems, в чьем портфолио проекты светового оформления крупных яхт, и, дав ей карт-бланш, предложил попытаться подсветить весь корпус Moonstone. 

Задачка оказалась весьма нетривиальной, особенно если учесть, что по задумке световые панели должны иметь треугольную форму плюс обладать способностью испускать и отражать свет, не обнаруживая при этом заключенные в них точечные источники. Вряд ли такие светильники продаются даже в голландской Ikea!

Van Geest Design

«Мы хотели, чтобы яхта стала частью моря, сливалась со своим окружением, не разрывала горизонт, не портила пейзаж, но и не выпадала из него».

Тем не менее все участники проекта были полны оптимизма и готовились представить проект на Monaco Yacht Show 2012. Не тут-то было… Первая рабочая модель будущей яхты требовала слишком сложных конструкторских решений и специфических материалов, с которыми шансы на успех были невелики. Команда специалистов из Oceanco, Van Geest Design, Temeloy и компании Maramoja Projects из Амстердама, специализирующейся на световых решениях, проводила один мозговой штурм за другим, и в 2013 году появилась вторая рабочая модель. Прогресс был значительный, но все же предстояло доработать ряд моментов.

Лишь в 2015 году с появлением уже четвертой модели началось непосредственное тестирование световых панелей. Оно включало проверку на прочность (удары волн) и водонепроницаемость, оценку надежности крепления к корпусу (требования регистров никто не отменял!), устойчивости к ультрафиолету и легкости очистки от загрязнений. Параллельно программисты решали другую сложную задачу: разрабатывали систему индивидуального контроля каждого светодиода, которая заставит весь этот фасеточный ансамбль слаженно исполнять самую сложную «светомузыку».

Сверху: Дизайнеры суперяхт давно экспериментируют с подсветкой корпуса, но с таким размахом к этому не подходил еще никто. 

«Если говорить про интерьеры, то подход к световому оформлению помещений на яхтах практически не отличается от того, который применяется на суше, — поясняет Тифайн Трейнс. — Однако на открытых палубах и тем более на корпусе интеграция источников света происходит иначе. Там приходится думать не только о том, чтобы освещение исправно работало даже в экстремальных условиях, но и о том, как оно будет восприниматься с разных ракурсов.

Вообще в таких проектах многое зависит от интереса и технической осведомленности заказчика. Если человек хочет получить что-то незаурядное, то с помощью света можно создавать действительно прекрасные вещи».

Однако идея светящегося корпуса вовсе не в том, чтобы сделать Moonstone самой яркой «лампочкой» в марине или привлечь побольше кальмаров на якорной стоянке в тропиках. По замыслу Питера ван Гиста, излучаемый яхтой свет должен гармонировать с окружающей средой: перекликаться с лунной дорожкой, запускать стаи солнечных зайчиков, словом, оказывать позитивное эмоциональное воздействие и одновременно придавать судну известную уникальность.

составляет длина корпуса проекта Oceanco Moonstone

«Задумывая Moonstone, я черпал вдохновение у природы, вспоминал ощущения, которые возникают при взгляде на море, — говорит Питер ван Гист. — Оно постоянно движется, будто играя с небом и солнечным светом. Я хотел, чтобы яхта стала частью моря, сливалась со своим окружением, не разрывала горизонт, не портила пейзаж и не выпадала из него».

В основу Moonstone легла обкатанная платформа Oceanco (90 м), и дизайнеру удалось взять в оборот ту часть яхты, которую традиционно почти всегда отдают на откуп верфи. У корпуса можно изменить форштевень, поиграть с расположением гаража, добавить балконы, но все это неразрывно связано с практическим использованием судна, тогда как «туника» из световых панелей — элемент исключительно эстетический, а значит — дизайнерский.

Возникает резонный вопрос: откуда берется энергия для всей этой иллюминации? Тут Oceanco заслуживает еще одного комплимента: верфь разместила на крыше надстройки блоки фотоэлектрических элементов общей площадью 70 кв. м, мощности которых достаточно для питания 300 световых панелей. Кроме того, набор аккумуляторных батарей позволяет днем запасать солнечную энергию, а ночью устраивать трехчасовое световое шоу.

«У нас получилась не просто яхта, а поражающая воображение суперлодка, которая может изменять свою внешность где и когда угодно», — заключает Питер ван Гист.

Действительно, такого яхтенный мир прежде не видел.

На фото: Когда Moonstone найдет своего заказчика, яхту начнут строить в этом новом сухом доке Oceanco

Хронобиологический кризис

Проект Moonstone — не единственное направление, в котором Oceanco пытается реализовать инновационный подход к использованию современных световых технологий. Совместно с Temeloy Advanced Lightning Systems верфь ищет способы сделать пребывание гостей на борту более комфортным и, похоже, преуспела в этом.

До появления электричества солнце служило основным источником света, и жизнь людей была жестко привязана к его суточному циклу. Повсеместное использование искусственного света существенно отразилось на том, сколько и как мы спим. Например, еще два-три века назад бимодальный сон был нормой: люди ложились спать с заходом солнца, потом среди ночи просыпались, бодрствовали несколько часов и снова засыпали, уже до утра. Но главное, что сон наших предков был более качественным, так как в окружавшей их среде не было столь массового светового загрязнения.

«Сейчас человечество испытывает дефицит темноты, и нам необходимо решить две проблемы, — поясняет Тифайн Трейнс. — Первая связана с избытком освещения в ночное время. Ночью свет, особенно с преобладанием синей части спектра, сбивает наши суточные биологические (циркадные) ритмы и нарушает производство ответственного за сон гормона. Вторая проблема вызвана недостатком того же “синего” света днем, что отрицательно сказывается на здоровье и настроении. Эта взаимосвязь циркадных ритмов и окружающего освещения настолько крепко устоялась, что не может быстро измениться естественным путем, и нам необходимо прибегнуть к современным технологиям».

Казалось бы, зачем об этом переживать владельцам яхт? Они ведь и так проводят большую часть дня на открытых палубах, где уж точно нет дефицита света, а чтобы не страдать от него в темное время суток, достаточно использовать для внутреннего освещения источники с низкой цветовой температурой (скажем, «теплый» свет эдиссоновых ламп). Возможно, такая схема будет работать на Карибах, но что делать, если яхта проводит много времени в высоких широтах? Здесь на помощь приходят так называемые «циркадные» каюты, в которых можно моделировать необходимые световые условия и проводить профилактическую коррекцию циркадных ритмов.

Справа налево: На дневном переходе светодиодные панели имитируют солнечные зайчики, создаваемые водной поверхностью. 
Встав на якорную стоянку, яхта сливается с горизонтом, за которым тонет закатное солнце… 
...и с наступлением сумерек на ее бортах проступает Млечный путь с мириадами звезд... 
...или неоновый свет начинающего ночную жизнь прибрежного города

«Понимание того, как работают наши внутренние часы, открывает перед нами много возможностей», — говорит Тифайн Трейнс. — Ученые доказали, что в зависимости от доминирующего спектра видимый свет помогает человеку расслабиться или, наоборот, вызывает эмоциональное возбуждение. Этот эффект можно использовать по прямому назначению, а можно пойти дальше и создать специальные приложения, которые будут тонко подстраивать циркадные ритмы человека, в зависимости от его состояния регулируя цветовую температуру источников света».

Нужно сказать, что журналисты, приехавшие на Oceanco в рамках пресс-тура HISWA Yacht Valley, испытали этот эффект на себе. Нам устроили настоящий «полевой эксперимент», в ходе которого экспонировали «теплым» и «холодным» светом, а затем регистрировали динамику эмоционального состояния и артериального давления. Даже кратковременное световое воздействие приводило к изменениям состояния испытуемых!

А теперь представьте, что ваша яхта базируется по другую сторону Атлантики или ждет вас где-нибудь в Индонезии, а на отдых в вашем расписании отведена всего неделя. Резкая смена часовых поясов отберет у вашего отпуска два или три дня, которые уйдут на адаптацию. Симптомы нарушения суточных ритмов мало приятны, а традиционные рецепты борьбы с ними, включая соблюдение распорядка дня, отказ от алкоголя, кофеина и любимых закусок, явно расходятся с ожиданиями от предвкушаемого отдыха. Некоторые могут чувствовать себя относительно хорошо, но их гормональные часы при этом все равно будут отставать или спешить, поэтому полагаться на субъективную оценку самочувствия нельзя.

В этом случае может выручить та самая «циркадная» каюта — помещение с точной регулировкой яркости и спектрального состава света, экспозиция в котором помогает сократить негативные последствия джетлага (синдрома смены часового пояса). Например, если разница с домашним временем составляет восемь часов, то для ускорения адаптации в два раза достаточно проводить в такой каюте всего час-два в день в течение четырех дней. Оборудовать такую каюту можно на любой яхте, и, возможно, один из следующих проектов Oceanco станет первым в этом направлении.

Тифайн Трейнс

«Взаимосвязь наших циркадных ритмов и окружающего освещения настолько крепко устоялась, что не может быстро измениться естественным путем, и нам необходимо прибегнуть к современным технологиям».

Но насколько практичны LED-системы и стоит ли безоговорочно отдавать им предпочтение, когда речь идет о суперяхтах? По мере того как светодиоды вытесняют люминесцентные лампы и лампы накаливания, у людей формируется стереотип, что эти новые твердотельные источники света имеют неограниченный срок службы.

Однако со временем деградируют даже светодиоды, что выражается в уменьшении яркости свечения, а также в спектральном сдвиге, если для получения определенной цветовой температуры использован люминофор (чаще всего желтый фосфор). Поэтому построенные на основе LED осветительные системы, в которых важен точный спектральный состав света, нуждаются в профилактическом осмотре каждые два года, тогда как в общем случае ревизия диодов проводится раз в пять лет. В любом случае гарантийный срок службы качественных диодов составляет десятки тысяч часов, что на порядок превышает продолжительность жизни газоразрядных ламп и уж тем более — ламп накаливания.

«Современные светодиоды и контролирующие их излучение системы позволяют реализовывать самые невероятные идеи, — подчеркивает Тифайн Трейнс. — Думаю, нам понадобится еще несколько лет, чтобы полностью осознать открывшиеся перед нами возможности».

Циркадные ритмы и свет

В 1981 году доктор Чарльз Цейслер из Гарвардской медицинской школы доказал, что дневной свет подстраивает наши внутренние часы под окружающую среду. Видимый свет, особенно голубая часть его спектра, подавляет выработку гормона мелатонина, который влияет на циркадные ритмы, причем для запуска этого процесса достаточно всего 8 люкс, тогда как типичные прикроватные «ночники» светят в два раза ярче. Специалисты советуют вообще исключать любой свет ночью, чтобы нервная система перезагрузилась. Разумеется, уставший человек будет спать и при свете, однако восстановление центральной нервной системы при этом проходит значительно медленнее.

Электроника и сон

Негативное влияние на циркадные ритмы оказывает не только работающее ночью освещение, но и светящиеся «голубым» светом экраны компьютеров, планшетов и смартфонов. Любите поваляться перед сном с телефоном? Будьте уверены: он подпортит вам качество сна. Чтобы избежать этого, можно использовать специальные очки с янтарно-желтыми стеклами, которые блокируют синюю часть спектра, или установить приложения вроде Twilight и f.lux. Основываясь на данных геолокации, эти программы автоматически купируют синее излучение экранов после захода солнца и восстанавливают его утром. Изображение приобретает красноватый оттенок, однако к этому быстро привыкаешь.

Текст  Антон Черкасов-Нисман 

Фото Oceanco, Van Geest Design, Temeloy Advanced Lighting Systems

Яхты

Рождение «Черной акулы»

Эта огромная стальная конструкция с фрагментом киля, словно перышко на волнах, покачивалась над бетонным полом на паутине тросов циклопического козлового крана. В атмосфере явственно ощущались волнение и торжественность момента, нарастающие по мере того как на сцене появлялся соответствующий реквизит...

Новости

Россия на пьедестале чемпионатов мира и Европы по водно-моторному спорту

С 10 по 12 мая в португальском Портимао прошел первый этап чемпионата мира — 2019 по аквабайку.

Яхты

Selene 60

Такое обозначение яхты-траулера не позволяет достоверно идентифицировать судно. Важно знать, что написано дальше: Classic Explorer (Trawler), Ocean Explorer (Expedition) или Ocean Clipper. Во многом это три разные лодки.
По теме

Фигаро здесь, Фигаро там!

Зачем нужны суда поддержки суперяхт? Разбираемся на примере Damen Yacht Support Fast & Furious.

Выбор будущего #3

Завершаем серию статей о концептах суперяхт, представленных на выставке Monaco Yacht Show, проектом Muse от верфи Nobiskrug и студии Bannenberg & Rowell. Поехали!

Большая регата

На регате Maxi Yacht Rolex Cup можно увидеть парусный флот во всем его многообразии — от роскошных яхт, построенных по новейшим технологиям, до традиционных.

Он обязательно вернется!

Мы уже рассказывали о голландской верфи Amels и основополагающих принципах, которыми руководствуется эта компания. Теперь представляем проект YN 471, демонстрирующий успешность концепции Amels Limited Editions.